Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?

Михаил  Яблоков, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 21.04.2017

Те православные, которые ходили в церковь хотя бы при Святейшем Патриархе Пимене, помнят, что ни в сам день Пасхи, ни на Светлой седмице нигде никого не причащали (разве что кроме младенцев, которым не требуется для причастия ни поста, ни исповеди). Обычно все причащались в Великий Четверг, так как именно в этот день было установлено Господом таинство Евхаристии, а кто по причине работы не мог причаститься в Великий Четверг, - причащался в Великую Субботу. В Пасху же после крестного хода и литургии все разговлялись.

Тем более не могло быть и речи о причащении на Светлой седмице за отсутствием поста как такового. Казалось бы одной этой установленной отцами традиции было бы достаточно, чтобы закрыть тему раз и навсегда. Однако, современные модернисты, не удовлетворяются традицией, до них отцами установленной, но пытаются внести какую-нибудь новенькую отсебятинку, ссылаясь при этом для оправдания якобы на более глубокую древность.

Замечено, что любой богослужебный модернизм лукаво прикрывается «древностью». Хотя уже сама идея возврата к древности порочна, так как Церковь постоянно живет Духом Святым, а не только в какие-то недоведомые древние времена, но и, тем не менее... была ли такая практика в древности? Склоняемся утверждать, что нет. По Уставу литургия Великой Субботы должна начинаться с великой вечерни и после полудня. Все песнопения, входящие в ее чинопоследование, - воскресные, включая Евангелие. И новый день, как известно из Библии, начинается с вечера. Можно предположить, что она - литургия святителя Василия Великого - как раз и была в древности первой пасхальной литургией (!), за которой все причащались. После этой литургии в качестве уставных чтений Типиконом назначаются Деяния Апостолов, потому что разговляться, согласно 89-му канону Шестого Вселенского Собора, можно было не раньше полуночи. Нужно было благоговейно ждать окончания поста. Сейчас, кстати, этот канон вообще потерял всякий смысл, так как все равно никто раньше окончания пасхальной утрени и литургии не разговляется, а это уже далеко после полуночи. Да и ежегодное схождение Благодатного огня на Гробе Господнем происходит в Великую Субботу во второй половине дня, а не в воскресенье. Хотя, это уже и есть воскресенье. Таким образом, причастившись и разговевшись ровно в полночь, православные расходились по домам.

А та, что в современном понимании называется пасхальной литургией - святителя Иоанна Златоуста - была уже, по всей видимости, второй пасхальной литургией. На ней уже вряд ли кто-то причащался, так как все уже разговелись. Впоследствии, когда в 8 веке был составлен преподобным Иоанном Дамаскиным для утрени замечательный пасхальный канон, предположительно произошло смещение акцентов на вторую литургию. Литургию Великой Субботы стали совершать в первой половине дня, и она усвоилась именно субботе, а не воскресенью; а следующей литургии - Иоанна Златоуста - усвоили название первой пасхальной литургии, вместе с предшествующими ей крестным ходом и пасхальной заутреней.

 Все традиции далеко не случайны. И если современные модернисты не понимают их смысла, то это никак не означает его отсутствие. О причащении же на следующих литургиях Светлой седмицы и речи быть не могло, так как пост, согласно Устава, - непременное условие подготовки к причащению (Типикон, 32-я глава). И напрасно модернисты ссылаются на 66-й канон Шестого Вселенского Собора, как будто наши отцы его не знали, а они - обновленцы - открыли нам Америку. Там речь идет совсем о другом, о том, что дни Светлой седмицы нужно проводить как один день - в молитве и духовной радости о Воскресшем Господе, а не заниматься различными мирскими попечениями и увеселениями. Здесь, как и везде, модернисты не понимают и не хотят понимать самого главного, - это то что отцы, установившие церковные традиции, всегда пребывая в подвиге бдения, поста и молитвы, были водимы Духом Святым, а современные неообновленцы и модернисты, не несущие совершенно никакого духовного подвига, водятся иным духом и собственной гордыней, пребывая в состоянии духовной прелести. Более того, патологическое отсутствие смирения перед духовным авторитетом предшествующих отцов вызывает справедливые вопросы об истинных целях их видимого присутствия в Церкви. Не для разрушение ли Церкви они пришли? Не на профанацию ли всей церковной жизни, святых таинств и переформатирование церковного сознания православных христиан? Время покажет, однако, и уже показывает...


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 166

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

166. eka : Ответ на 165., М.Яблоков:
2017-04-27 в 22:21

Наш батюшка (игумен Евфимий Беломестный - да упокоит Господь его душу!) благословлял штрейкбрехерам - тем, кто не причастился по каким-то причинам в Великий Четверток - причащаться в Великую Субботу. Про Пасху и речи не могло быть.


Значит на Пасху причащается только духовенство?
165. М.Яблоков : Ответ на 164., eka:
2017-04-27 в 18:44

Наш батюшка (игумен Евфимий Беломестный - да упокоит Господь его душу!) благословлял штрейкбрехерам - тем, кто не причастился по каким-то причинам в Великий Четверток - причащаться в Великую Субботу. Про Пасху и речи не могло быть.
164. eka : Ответ на 154., М.Яблоков:
2017-04-27 в 17:45

Самое правильное для мирян причащаться так, как благословил в свое время Константинопольский патриарх во времена колливадских споров. Тогда вопрос был серьезно богословски проработан. Это - один раз в 40 дней.


так может так и причащаются, кто не смог в чистый четверг, тот в ночную на Пасху....
163. eka : Ответ на 153., М.Яблоков:
2017-04-27 в 17:43

Мне тоже наш батюшка рассказывал про такой случай. Все закончилось суиццидом. Вот до чего бес доводит таких гордых сверхчастых причастников.


Это говорит о том, что невозможно так часто причащаться как в этом подозревают....
162. М.Яблоков : Ответ на 159., Иоанна:
2017-04-27 в 17:42

Кстати, насколько мне известно, духовники Болгарской Поместной Православной Церкви, к которой Вы имеет честь принадлежать, придерживаются традиционного взгляда на причащение. Поправьте, если я не прав.
161. М.Яблоков : Ответ на 158., Иоанна:
2017-04-27 в 17:39

"Но Великий пост - особое время в жизни христиан"

Например, достоблаженнейший владыка митрополит Иоанн Санкт-Петербургский (Снычев), надеюсь его все знают... благословлял причащаться Великом постом только три раза: в конце первой седмицы, на четвертой седмице и в Великий Четверток - и все! Как видите, никакого экстрима.
160. М.Яблоков : Ответ на 156., Иоанна:
2017-04-27 в 17:34

Почему не реже? Знаю таких, которые причащаются 4 раза в год - каждый пост - настоящие православные христиане!
159. М.Яблоков : Ответ на 157., савл:
2017-04-27 в 17:31

Простите, но я про "старообрядцев" и словом даже не обмолвился. Никакого отношения к тысячелетнему опыту наших предков современные раскольники - слывущие старообрядцами - не имеют! И я к расколу не имею ни малейшего отношения, и с нашими святыми отцами анафематствую оный, вместе с расколоучитеоем и еретиком Аввакумом.
На Руси только одна Церковь - РПЦ МП, возглавляет которую сейчас Святейший Патриархи Кирилл.

Прошу вас не сливать тему на мнимых старообрядцев.
158. Иоанна : Ответ на 155., Борис В.:
2017-04-27 в 13:31

Кто-то из отцов сказал: лучше всего, когда трапеза в посты и праздники мало чем различаются.



Все мы призваны к святости. Но не всем она по плечу.
157. Иоанна : Ответ на 154., М.Яблоков:
2017-04-27 в 13:29

Самое правильное для мирян причащаться так, как благословил в свое время Константинопольский патриарх во времена колливадских споров. Тогда вопрос был серьезно богословски проработан. Это - один раз в 40 дней.



Может быть для нас сейчас (а наше "сейчас" сильно отличается от ихнего "тогда") - не реже раза в 40 дней. Не отсчитывая дни, сообразовываюсь с постами и праздниками, со своим внутренним состоянием, стараясь найти свою меру.

С тем, что очень частое (даже - еженедельное) причащение может привести к привыканию и обесцениванию таинства, согласна. Но Великий пост - особое время в жизни христиан. Вообще лучше говорить о серьезности подготовки, подхода - даже для тех, кто причащается раз в 40 дней.
156. савл : Не навязывай!
2017-04-27 в 13:22

Сказал известный протоиерей, какое мое собачье дело! И я говорю, какое моё собачье дело, как и сколько причащается мой брат или моя сестра? Мое дело, за собой следить. А плоды причащения - изменения в жизни. Есть они или нет. Стяжал ли плод Святого Духа? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Можно прочитать комментарии , которых уже больше полутораста и понять, стяжал ли кто?
Можно порадоваться переменам у автора статьи, он повернулся лицом к старообрядчеству. Не единожды призвал обратиться к опыту наших предков, тысячелетнему! опыту. Всего три столетия мы живем после никоновских реформ, а до того все было по другому. И сейчас старообрядцы РПСЦ, например, причащаются в посты или только один раз Великим постом.
И последнее. Брат, сестра! Хочешь часто, духовник не против, причащайся. Не хочешь, да как хочешь! Только не навязывай своё - другим.
155. Борис В. : Христосъ воскресе!
2017-04-27 в 12:48

Кто-то из отцов сказал: лучше всего, когда трапеза в посты и праздники мало чем различаются.
154. М.Яблоков : Ответ на 151., Иоанна:
2017-04-27 в 07:44

Самое правильное для мирян причащаться так, как благословил в свое время Константинопольский патриарх во времена колливадских споров. Тогда вопрос был серьезно богословски проработан. Это - один раз в 40 дней.
153. М.Яблоков : Ответ на 151., Иоанна:
2017-04-27 в 07:04

Мне тоже наш батюшка рассказывал про такой случай. Все закончилось суиццидом. Вот до чего бес доводит таких гордых сверхчастых причастников.
152. eka : Ответ на 151., Иоанна:
2017-04-26 в 21:16

Если человек начнёт каждый день причащаться из-за гордыни, то может впасть в такие грехи, что в Церковь станет ходить затруднительно. Не встречал мирян, которые каждый день причащаютсяКто во что впадает не знаю, но в церковь продолжает ходить и продолжает причащаться по возможности каждый день. Я таких мирян не просто встречала - у меня трое таких перед глазами много лет. Когда их начинают гонять - не давать причастие, они идут в другой храм, потом в третий и четвертый, пятый. Когда говоришь, что так нельзя - истерика, яростный спор, что только так и надо. Священники, которые отказали в причастии - чуть ли не не ведают что творят. Эти в общем-то симпатичные, добрые тетеньки живут без телевизора и компьютера, почти каждый день - в храме на богослужении, духовников у них нет, священники им не указ, сколько чего вычитывают не знаю, что происходит у них внутри - какие перемены - тоже не знаю, но внешних перемен не видно. Просто все три - странные, были и есть.


аж слезу пробило.... Есть такая теория, что некоторые грехи совершить не возможно. Хотя некоторые из этих грехов выставляют в ранг подвига, ими гордятся и кичатся...Называется теория "божественный тормоз". туристам эту ерунду рассказывай которую сама придумала....
151. Иоанна : Ответ на 149., eka:
2017-04-26 в 19:25

Если человек начнёт каждый день причащаться из-за гордыни, то может впасть в такие грехи, что в Церковь станет ходить затруднительно. Не встречал мирян, которые каждый день причащаются



Кто во что впадает не знаю, но в церковь продолжает ходить и продолжает причащаться по возможности каждый день. Я таких мирян не просто встречала - у меня трое таких перед глазами много лет. Когда их начинают гонять - не давать причастие, они идут в другой храм, потом в третий и четвертый, пятый. Когда говоришь, что так нельзя - истерика, яростный спор, что только так и надо. Священники, которые отказали в причастии - чуть ли не не ведают что творят. Эти в общем-то симпатичные, добрые тетеньки живут без телевизора и компьютера, почти каждый день - в храме на богослужении, духовников у них нет, священники им не указ, сколько чего вычитывают не знаю, что происходит у них внутри - какие перемены - тоже не знаю, но внешних перемен не видно. Просто все три - странные, были и есть.
150. Андрей Другой : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-26 в 19:12

Удивления достойно!
Слова свт. Феофана о том, что «мера в месяц однажды, или два раза самая мерная» взятые из ЧАСТНОГО письма (V, 757), которое ещё и начинается обращением «Достопочтенный о. Протоиерей!» по своей силе приравниваются к словам «Четыре поста с тою целью и установлены, чтобы в них ревнующие о благочестии говели, исповедались и причащались… Для мирян четыре раза – мера скромная, средняя и, как испытано, очень спасительная. Делающий так не выдается из круга других, потому и кичить не будет, как превысивший их. Можно, впрочем, в пост Великий и Рождественский говеть по дважды – в начале и в конце. Вот и составится всех шесть говений…» из книги «Путь ко спасению».
С одной стороны, частная переписка духовных лиц, с другой – богословский трактат. Где логика!
Далее, упорное игнорирование «неудобного» в пользу «удобного» на фоне других, правильных и красивых слов о вере, представляется ложкой дёгтя в бочке мёда, а тоже действие, повторяемое много раз подрывает доверие к говорящему – ну как если бы батюшка сказал замечательную, возвышенную проповедь, а вместо аминь – выругался. Прости Господи.
149. eka : Ответ на 141., М.Яблоков:
2017-04-26 в 17:24

Откуда берется мания частого причащения?От гордыни. Типа, как первые христиане. Только вот жить, как первы христиане, почему-то никто не хочет.


Не забывай промысел Божий. Если человек начнёт каждый день причащаться из-за гордыни, то может впасть в такие грехи, что в Церковь станет ходить затруднительно. Не встречал мирян, которые каждый день причащаются, может не обращал внимание, спорить не буду. Было-бы не плохо предоставить какие-то факты на этот счёт....
148. eka : Ответ на 129., М.Яблоков:
2017-04-26 в 17:17

А Вы же не ответили на мой вопрос. Куда девать 1000-ю практику Русской Церкви? Якоже не бывашая?


А как раньше было, на Пасху причащались только духовенство? миряне ограничивались четвергом....
147. М.Яблоков : Ответ на 145., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 16:59

"мало присутствия Бога"

Бога не бывает мало или много. Бог всегда, везде и всецело. Понимаю, что оговорка, но лучше в таких вопросах использовать точные выражения.
Матушка, только не забижайтесь на меня )
146. М.Яблоков : Ответ на 145., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 16:56

Ох, матушка, любите же Вы выхватывать фразы из контекста )
Причем только то, что нравится, а то что не нравится, обходите молчанием ) Ну, да ладно...

Чтобы вести "серьезную духовную жизнь", нужно иметь духовником старца, который сам все это прошел. Сейчас таких духовников почти нет, так что не приходится и говорить о "серьезной духовной жизни". Это скорее всего будет самая настоящая классическая духовная прелесть.

На Афоне видел я таких духовников... Монахи, занимающиеся духовным деланием, находятся под постоянным и непосредственным их руководством. Причем, как правило, в идиоритме. В киновии труднее, так как в больших монастырях каждый день (а то каждую неделю) нет возможности общаться с духовником. Кстати, прп. Паисий Святогорец был противником того, чтобы все афонские монастыри стали киновиальными. Последним афонским монастырем, перешедшим из идиоритма, в киновию был Пантократор. На идиоритме остались некоторые скиты и кельи.
145. Ксения Балакина : Ответ на 140., М.Яблоков:
2017-04-26 в 15:37

Сверчастое причащение - это чаще, чем раз в месяц. Т.е. святитель Феофан Затворник, говоривший о причащении дважды в месяц, разрешал сверхчастое причащение?Он говорил о причащении раз в месяц.


Но вы же сами в 143 комментарии цитируете его слова о причащении дважды в месяц. (??)

Короче говоря, заканчиваю, ибо реально недосуг. Отвечу на серьезные вопросы о нашем опыте созидания общины (если это кого-то заинтересует), возможно, попрошу о.Георгия при наличии свободного времени о написании статьи об опыте следования положениям "Об участии верных в Евхаристии". Это будет полезнее ))
Резюме:
Наша позиция, Михаил, отличается следующим: Да, я хорошо понимаю опасность обновленчества и "младостарчества", но вижу, что в условиях крепкой, дружной, молящейся общины (а на нашем сельском приходе только двадцаток ежедневно причитывающих псалтирь – четыре (!!), а сколько на ваших городских приходах людей читают таким образом псалтирь?) есть люди, которые хотят вести серьезную духовную жизнь и надо дать им попробовать такую возможность под внимательным руководством.
Кстати я сама сейчас причащаюсь примерно раз в месяц, хотя было и раз в неделю, и раз в две недели. Раз в неделю – через некоторое время просто начинаешь не выдерживать духовного напряжения, но ведь есть люди, которые менее обременены послушаниями и суетой, у них получается лучше. Стоит ли им мешать? Ведь чтобы найти свою меру нужно попробовать и чаще и реже и под руководством священника выбрать оптимальный вариант.
В Ваших рассуждениях очень мало присутствия Бога – на самом деле, если человек, жаждущий вести серьезную духовную жизнь, начинает пробовать прыгнуть «выше головы», Господь его всегда поправляет – многажды в этом убедилась.
Аминь.
144. Олег В : ответ 143, М.Яблоков:
2017-04-26 в 15:32

Да, Миша, ты - типичный адвокат дьявола, раздающий кому - титулы святости, а кому - пропуски в преисподнюю. Интересно, кто тебя на эту адвокатскую должность записал? Неужели, сам ..?
Кстати, ты сам-то к каким "осужденным" принадлежишь ? Или тебя уже сия чаша миновала - оправдан уже?
143. М.Яблоков : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-26 в 14:43

А вот, что пишет свт. Феофан Затворник:

"Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза... Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться" (т. I, п. 185, с. 206).

"Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех" (т. III, п. 500, с.177).

"О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды, или два раза самая мерная" (т. IV, п. 757, с. 254, 255).
142. М.Яблоков : Ответ на 137., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 14:26

Прп. Амвросий Оптинский не служил по болезни.

Так если даже оптинские иеромонахи не дерзали, то мирянам тем более предосудительно. Это очень нехорошая тенденция, разложение Церкви по сути дела. Новое обновленчество.
141. М.Яблоков : Ответ на 136., Lucia:
2017-04-26 в 14:22

Откуда берется мания частого причащения?


От гордыни. Типа, как первые христиане. Только вот жить, как первы христиане, почему-то никто не хочет.
140. М.Яблоков : Ответ на 134., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 14:20

Сверчастое причащение - это чаще, чем раз в месяц. Т.е. святитель Феофан Затворник, говоривший о причащении дважды в месяц, разрешал сверхчастое причащение?


Он говорил о причащении раз в месяц.
139. М.Яблоков : Ответ на 134., Иоанна:
2017-04-26 в 14:12

Не надо расплываться мыслью по древу )Простите, между делом внесу филологическое уточнение. В оригинале "Слова о полку Игореве" - "мысью", то есть белкой, скакать белкой, перескакивать с ветки на ветку. Но нам известен более перевод - "растекаться мыслью по древу".


О, да! Простите )
138. Иоанна : Ответ на 125., М.Яблоков:
2017-04-26 в 11:56

Не надо расплываться мыслью по древу )



Простите, между делом внесу филологическое уточнение. В оригинале "Слова о полку Игореве" - "мысью", то есть белкой, скакать белкой, перескакивать с ветки на ветку. Но нам известен более перевод - "растекаться мыслью по древу".
137. Ксения Балакина : Ответ на 132., Lucia:
2017-04-26 в 11:30

Если честно сказать, то мне совершенно не хочется здесь обсуждать вопросы частоты причащения - мне лениво тратить на это время. Мне лично хочется закончить обсуждение данной статьи - причащение на Пасху и в Светлую седмицу и идти заниматься более полезными делами - тем более, что их много, чем переливать из пустого в порожнее. Гораздо важнее, например, пойти написать новость-поздравление с Днем жен-мироносиц на наш главный республиканский новостной сайт - пусть люди хоть озадачатся, что такой праздник подходит )))

Просмотрев предложенные вами цитаты (на 100 раз уже смотренные ранее), возник один очень простой вопрос:
.Отметим здесь же, что первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий (†1860), и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) причащались один раз в месяц. goo.gl/zTucme


Все эти старцы были иеромонахами. Получается, что они с такой частотой литургисали? Или это фейк?
136. Lucia : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-26 в 11:25

Откуда берется мания частого причащения?
135. М.Яблоков : О недостойном причащении:
2017-04-26 в 11:19

О недостойном причащении.

"Божественный Дар, конечно, не потерпит ущерба (если мы недостойно приступаем к Святым Тайнам): потому что Он неуязвим; но Он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял Его."
(свт. Григорий Палама)
134. Ксения Балакина : Ответ на 129., М.Яблоков:
2017-04-26 в 11:17

Сверчастое причащение - это чаще, чем раз в месяц.


Т.е. святитель Феофан Затворник, говоривший о причащении дважды в месяц, разрешал сверхчастое причащение?
133. Ксения Балакина : Ответ на 128., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-26 в 11:13

причащают на Пасху без воздержания в пище ...


Т.е. вы хотите сказать, что святые отцы предлагали Светлую седмицу провести в посте, чтобы иметь возможность причащаться? говеть в Светлую седмицу?
132. Lucia : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-26 в 11:03

.....практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия:

«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).

Свт. Игнатий (Брянчанинов; †1867) писал об этом так:

«Должно приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж к сожалению и несчастью житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год» (т. IV, с. 370).

В письме к болеющей сестре Елизавете Александровне свт. Игнатий пишет:

«Церковная служба питает душу, а уединение чрезвычайно способствует к рассмотрению себя и покаянию. Потому-то многие святые отцы удалялись в глубокие пустыни… Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, иногда приглашать священника для отправления некоторых важнейших служб, а говение и причащение Святых Таин отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу. Святая Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщалась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась пред концом жизни» (письмо от 16 февр. 1847 г., т. VIII, Собрание писем, с. 366, п. 299).

А вот как свт. Игнатий предупреждает тех, кто приступает к Святому Причащению без должной подготовки.

«Да искушает человек себе (Кор. 11, 28), да рассматривает себя, прежде нежели приступит к Святым Таинам, и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Таинами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостью Господа, при нашем покаянии».

Вот почему в Церкви принято исповедоваться в грехах своих перед принятием Святых Таин. Свт. Игнатий строго предупреждает мирян, что

«приступая к Христовым Таинам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Таин, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение!» (т. IV, с. 128–129).

Пусть прислушаются к этим словам свт. Игнатия Брянчанинова прихожане современных обновленческих общин, дерзко приступающие ежелитургийно к Святой Чаше, не испытав перед этим свою совесть, не очистившись на исповеди от своих грехов, не подготовившись к принятию в себя Источника Бессмертного, как это предлагает Святая Церковь.

Старец-затворник Гефсиманского скита иеросхимонах Александр (†1878), связанный духовной дружбой с Оптинским старцем Амвросием, учил:

«Частое причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся» (Беседы великих русских старцев. М., 2003. С. 170).

Приведем высказывание преп. Макария Оптинского (†1860):

«В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств» (т. I, с. 156–157).

Отметим здесь же, что первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, второй великий Оптинский старец Макарий (†1860), и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) причащались один раз в месяц. goo.gl/zTucme
131. Lucia : Ответ на 123., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 10:56

Матушке Ксении и о. Георгию, как говорится, привет от старцев."Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно. В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат."(прот. Михаил Редкин).Прекрасно! Совершенно согласна. Частое причащение без напряжения духовных сил - опасно. Только, вот, решать вопрос о степени "напряжения сил" причащающегося может только сам человек и священник, его окормляющий. Отдаленно, виртуально об этом правильно судить вряд ли возможно )))


.

Типикон о причащении


Так как Святое Причащение может быть не только во здравие и спасение, но и в осуждение и даже может привести к болезни и смерти, о чем недвусмысленно говорит апостол Павел (1 Кор. 11, 27–30), то духовники всегда подходили к этому вопросу крайне осторожно и внимательно, учитывая многие факторы и особенно — определенное правило подготовки (говение) перед принятием Святых Христовых Таин, зафиксированное, в частности, в Типиконе.

В 32-й главе Типикона «О причащении Христовых Таин» говорится: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранить всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Таины». Так же как Евангелие является для нас примером нравственного совершенства, к которому мы должны стремиться по мере сил своих, так же и Типикон является как образцом построения богослужения, так и правилом по подготовке к причастию, и к этому образцу мы также должны по возможности стремиться.
130. Сельскiй бригадиръ : Ответ на 121., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 10:33

по правилу 66 (которое мы обсуждаем), он (при соответствующей молитвенной подготовке и благословении священника) может "Святыми тайнами наслаждаться?"


Прот. Владимир Правдолюбов пишет:
"Из этого правила неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» — и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило — и речи нет! Канон — только повод, чтобы нарушить сложившуюся практику (в частности, на Пасху и на Светлой седмице не читается Псалтирь) и тем внести разброд, а то и раскол в души верующих. Так у неообновленцев работают канонические правила!"
129. М.Яблоков : Ответ на 122., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 07:36

Сверчастое причащение - это чаще, чем раз в месяц.
А Вы же не ответили на мой вопрос. Куда девать 1000-ю практику Русской Церкви? Якоже не бывашая?

Что дает причастие? При достойном причащении и борьбой со страстьми и похотьми - обожение дает. Само же по себе не только ничего не дает, но приводит к осуждению. Как дар, принятый напрасно.
128. М.Яблоков : Ответ на 121., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 07:32

Не только за богослужением, но и вне богослужения. Как в Великую Субботу после литургии в храме читается книга Деяний. Вот если так кто-то проводит каждый день на Светлой, то да. Но я таких пока не встречал ни одного. Вы будете первая, матушка )
127. М.Яблоков : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-26 в 07:29

Вот практика оптинских и глинских старцев:

"Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник."
(прп. Андроник Глинский)
126. М.Яблоков : Вот, откуда ноги растут:
2017-04-26 в 07:26

Вот, откуда ноги растут:

"Потребовалось немало времени чтобы и на Западе и на Востоке сознание верных (явно не без водительства Духа Святого) стало преодолевать это ненормальное положение вещей. Еще в эпоху позднего средневековья возникли различные движения (и инициативы отдельных верующих), ориентированные на частое Причащение (окончательно в Католической Церкви оно было узаконено только Пием X в начале нынешнего столетия; в Православных Церквах и во многих протестантских общинах этот процесс только еще набирает силу). Параллельно этому у многих верующих росла потребность в более осмысленном участии в богослужении. Таким образом, литургическая реформа в Католической Церкви (как и подобные ей процессы в других христианских Церквах и общинах) возникла не на пустом месте, а в результате глубокого и широко распространившегося в осознания необходимости изменений в богослужебной практике. Богослужебная реформа II Ватиканского Собора (начавшаяся, между прочим, еще в 1948 г.) стала не какой-то неожиданной ломкой традиций, а результатом постепенного раскрытия литургического чувства верующих, прошедшим серьезную богословскую экспертизу и получивший законную силу соборным признанием со стороны папы и почти всего епископата."
(Procatholic.ru
Петр Сахаров "Почему я стал католиком")
125. М.Яблоков : Ответ на 118., eka:
2017-04-26 в 07:23

Вы не следите о чем идет речь. Речь идет не о достоинстве или о недостоинстве, а о синергии в деле спасения. Не надо расплываться мыслью по древу )
124. М.Яблоков : Ответ на 123., Ксения Балакина:
2017-04-26 в 07:20

Нет, конечно. Современные неофиты такого нарешают!.. Боже упаси! Да и священник должен быть традиционным, а не обновленец, и поступать в соотвествии с вековой святоотеческой традицией, а не от ветра головы своея. Не надо революцию делать в Церкви. Мы уже это проходили.
123. Ксения Балакина : Ответ на 113., М.Яблоков:
2017-04-26 в 04:50

Матушке Ксении и о. Георгию, как говорится, привет от старцев."Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг Причастием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно. В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат."(прот. Михаил Редкин).


Прекрасно! Совершенно согласна. Частое причащение без напряжения духовных сил - опасно. Только, вот, решать вопрос о степени "напряжения сил" причащающегося может только сам человек и священник, его окормляющий. Отдаленно, виртуально об этом правильно судить вряд ли возможно )))
122. Ксения Балакина : Ответ на 88., Сельскiй бригадиръ:
2017-04-26 в 04:31

Само причастие не делает человека лучше.


А что делает Причастие с человеком? Что оно дает человеку?
Это вопрос Вам и Михаилу.
И еще. И Вы и Михаил не ответили на мой вопрос: что такое "сверхчастое причащение"? Вы жонглируете здесь этим термином и не объясняете, что под ним мы должны понимать.
121. Ксения Балакина : Ответ на 89., М.Яблоков:
2017-04-26 в 04:27

Если Вы постоянно пребываете в церкви во псалмех и пениих и песнех духовных, то да.


Т.е. вы согласны,что если человек посещает на Светлой седмице положенные совершаемые богослужения суточного круга, то по правилу 66 (которое мы обсуждаем), он (при соответствующей молитвенной подготовке и благословении священника) может "Святыми тайнами наслаждаться?"
120. Олег В : ответ 107, М.Яблоков:
2017-04-25 в 22:01

- Если человек не выполняет заповеди Божии и не стремиться к их выполнению, то ни крещение, ни причащение и какие другие таинства ему не помогут.

ТО есть, ты, Миша, хочешь сказать, что слова Господни о «не принимающих Его кровь, не ядущих Его тело, и не имеющих Жизни и части в Нем», исполняют Божьи заповеди? Если эти слова были сказаны Господом тем, кто по Воскресении Его причащался ежедневно, то как быть с теми, кто ныне, в виду нечестия окрущающего их мира, должен причащаться всего несколько раз в году?
119. NNXX : Re: Причащение на Пасху - новая «духовная мода» или древняя традиция?
2017-04-25 в 21:46

К церковной традиции никак нельзя отнести частоту принятия Святых Тайн.
Этот вопрос решается самим человеком вместе с духовником.
Кто считает, что причащаться надо 4 раза в год, пусть так и делает. У каждого своя душа, своя совесть.

Церковная традиция - это, например, колокольный звон во время служб, покрой облачения служащих, архитектура храмов, мелодии богослужебных песнопений и т. п.

А как, в каком состоянии мы хотим причаститься, мы говорим Господу, прочитывая канон к причастию. Он весь об этом. И если человек искренне прочитывает этот канон и имеет веру в то, что он читает, то никаким образом не сможет он причаститься во грех. Сам Господь не допустит.
118. eka : Ответ на 109., М.Яблоков:
2017-04-25 в 21:43

Никакая "книга" не может отменить 1000-ю практику Русской Церкви. Это есть церковная традиция и Предание - опытное богопознание - жизнь Церкви в Духе Святом. А вы иным духом движетесь...


Разговор из пустого в порожнее. Есть правила обязательные к соблюдению которые все придерживаются. Если человек причащается не достойно, то это на его совести. Это правильно? правильно....
117. eka : Ответ на 109., М.Яблоков:
2017-04-25 в 21:40

Никакая "книга" не может отменить 1000-ю практику Русской Церкви. Это есть церковная традиция и Предание - опытное богопознание - жизнь Церкви в Духе Святом. А вы иным духом движетесь...


Есть люди которые достойны, ты просто их не замечаешь. А если тебя смущают люди, которые по твоему мнению, часто причащаются, то может дело не в них, а в тебе...
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме