Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Юрский. «Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет»

Захар  Прилепин,

09.02.2019

На фото: актер, режиссер, сценарист, писатель Сергей Юрский

Мы виделись с ним один раз.

Я сказал, что очень его люблю. Он лучезарно улыбался.

Он читал и хвалил мои книжки. Я был ужасно горд этим обстоятельством.

Юрский - едва ли не единственный случай, когда мне вообще всё равно, что он там говорил про новый сталинизм и прочую эту тоску зелёную.

Буквально позавчера в деревне вдруг выбрал из огромной своей видеотеки фильм «Время, вперёд!» 1965 года. По роману Катаева.

С Юрским в главной роли. Смотрел и думал: Боже ты мой, до чего безупречный актёрский рисунок, какая блистательная проработка всей роли, каждого жеста. По сути, он, его роль - позвоночник всей картины.

Вот эта его роль - сталинского выдвиженца и управленца эпохи индустриализации - она останется. А все его подписи на мятых скучных письмах - его личное дело.

В моём понимании, Юрский - кажется, последний из списка титанов: когда великий артист - помимо того, что артист - ещё и носитель великого артистического интеллекта. Когда он не глина для режиссёра, а сам по себе - демиург. Интеллектуал в области культуры: которая сама по себе есть форма жизни народа.

Нравственный камертон - не в политических убеждениях, а в умении себя без суеты нести.

Ещё Смоктуновский и Кайдановский в этом смысле вспоминаются, конечно, сразу же.

Отчасти - может быть, не за счёт как раз интеллектуальной подоплёки, но за счёт мощнейшей ауры - Янковский.

Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет. Есть другие, но таких нет.

Это фигуры Возрождения, фигуры Золотого века, Серебряного века. У них посадка головы была другая.

То, что Юрский был дворянского рода - это чувствовалось, конечно.

Но, при этом: диапазон ролей у него, конечно, просто невозможный. Вот от этого еврейского советского супер-производственника в картине «Время, вперёд!» до натурального средоточия смехового русского характера - дяди Мити в фильме «Любовь и голуби».

Это же просто невозможно! Вот что русский дворянин мог себе позволить сыграть.

Великая его роль - безусловно: отец Базарова в фильме «Отцы и дети» Смирновой.

Жаль, что кроме фильма «Чернов / Сhernov» он ничего не сделал как режиссёр. Я видел этот фильм один раз, осталось ощущение какого-то ненарочитого, глубочайшего профессионализма. Но это был 1990-й год. Дальше уже для умного кино пространства не оставалось.

Спасибо, что он стал куда меньше сниматься с тех пор. Спасибо за безупречность.

Да, ещё вспомнил. Дуня Смирнова рассказывала: когда завершились съёмки «Отцов и детей», молодые артисты, сыгравшие Базарова и Кирсанова что-то там начали праздновать и веселиться, она увидела и как зашумела на них: идите к Юрскому, дураки - поговорите с ним. Если вы сейчас с ним не поговорите - у вас не будет шансов услышать ничего подобного, увидеть такого человека, провести с ним хоть час.

Не знаю, поняли они или нет, о чём говорила Смирнова.

Я понимаю это очень остро и болезненно.

 

Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Источник



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме