Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты

Иоанн Грозный и Григорий Распутин / 02.09.2019


Нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников …

На днях мне привелось прочесть одновременно публикации о Иоанне Грозном на РНЛ и в двух книгах, причем почти всех авторов я знаю и отношусь к ним с большим уважением. Это писатель-агиограф, самый читаемый публицист на «Русской народной линии» Валерий Павлович Филимонов; выдающийся православный писатель (годовщина упокоения которого будет в сентябре) Николай Михайлович Коняев и его супруга - соавтор Марина Викторовна Коняева; доктор философских наук, почетный профессор СПб государственного аграрного университета Валерий Леонидович Обухов (автор замечательной книги «Меня воспитала блокада», см. мою рецензию на РНЛ). Не знаю только скульптора Олега Молчанова, автора проекта памятника царю Иоанну Грозному. Всё прочитанное породило боль и смятение в моей душе своей противоречивостью и несовместимостью с православным духом любви.

Суть выступлений В. Филимонова и О. Молчанова четко выражена в самих названиях их публикаций: «Его яростно ненавидят русофобы всех времен и мастей» и «Образ первого русского Царя был демонизирован прозападными политиками». Валерий Павлович прежде всего возлагает вину на иностранцев, посещавших Россию ещё в эпоху Иоанна Грозного, и на тексты известного русского писателя Н. М. Карамзина, подчеркивая его масонство. Молчанов также считает, что русский царь был оклеветан врагами Отечества на основании писем предателя князя Андрея Курбского, «со школьной скамьи нам внушают, что Иван IV - демон, а он - святой человек».

Добавлю, что наших царей старались унизить и наши собственные российские деятели искусств, я это заметил давно. Например, несомненно большой живописец Илья Репин на своей картине изобразил Ивана Грозного совершенно безумным чудовищем, убившим своего сына. Скульптор Паоло Трубецкой создал карикатурный образ Александра III в виде безобразного тучного полицейского, восседающего на коне-тяжеловесе, упёршемся в какой-то тупик на безобразном ящике-постаменте (и это издевательство много лет торчало ещё до революции на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом, породив известный гнусный стишок). А чего стоит тот же Иоанн Грозный - беззубый ничтожный душевнобольной маньяк садо-мазохист (артист П. Мамонов) в фильме режиссера-русофоба П. Лунгина (почему-то народного артиста России). В Петропавловской крепости туристов со всего мира встречает, якобы император Петр I c лысой головкой микроцефала и паучьими пальцами персонажа из кошмарного сновидения, сооруженный М. Шемякиным. И наконец в прошлом году режиссер Е. Учитель преподнес нам святого страстотерпца Николая II в обличии неврастеничного любовника балерины Кшесинской, в исполнении немецкого порноактера. И всё это с одобрения высокопоставленных чиновников от российской культуры...

Однако, в данном случае авторы РНЛ святым представляют уже Иоанна Грозного. Первый русский царь - помазанник Божий, при царствовании которого покорили Казанское и Астраханское ханства, в Сибири Ермак победил хана Кучума. Таким образом удвоилась территория Руси, были установлены торговые связи с Англией. Царь очень набожный, ввел земство и книгопечатание, строил храмы, много читал, автор церковной музыки... Но тут же вспоминаются и другая сторона его личности: опричнина, Малюта Скуратов, казни, пытки, семь жен в нарушение всех религиозных правил, расправы над соратниками, убийства священников и простых русских людей. И об этом помимо Карамзина пишут российские историки С. Веселовский, А. Зимин, Н. Костомаров, В. Ключевский, С. Платонов, Р. Скрынников и др. Все они, понимая противоречивость личности Ивана Грозного, приходят к единообразному выводу о том, что главными жертвами опричнины стали не бояре и аристократия, а крестьянство и простые горожане, слой которых ещё только формировался. При этом снижалась обороноспособность страны, ибо ополчение состояло как раз из бояр, «княжат», их слуг и крепостных, а опричники оказались плохими воинами. Более того, разделение государства на земщину и опричнину колебали сами его основы, репрессии вносили анархию и хаос, духовно-нравственную деградацию и, прежде всего, сводились к доносительству, интригам и личной мести. Вроде бы стремясь искоренить непорядки в суде и злоупотребления должностных лиц, царь на практике посеял беззаконие, произвол и насилие. Прекратилось даже летописание. Ученые обратили также внимание на аномальные особенности характера Ивана Грозного, связанные с отсутствием родительской любви, тяжелым детством и врожденными психическими отягощениями, что привело его к «свирепости».

Читаю у Валерия Обухова: «Он мог, обезглавив преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, едва ли не в ту же секунду раскаяться и самому нести тело убитого им игумена в обитель. Борясь за могущество России, завоевав Астраханское и Казанское ханства, Иван IV жил в постоянном страхе... Параноидальные страхи и жестокость, обернувшиеся убийством практически всех выдающихся полководцев того времени, привели к тому, что в конце жизни Иван Грозный в страхе бежал от крымского хана Давлет-Гирея, смирился с сожжением Москвы и угоном в рабство многих тысяч москвичей. Кроме того, им были потеряны все завоеванные земли в Ливонии, а также многие исконные русские земли на побережье Балтики» (Обухов В.Л. «Иван Грозный, Петр Грозный, Иосиф Грозный». СПб. 2018. С. 25, 69).

А вот уникальное энциклопедическое издание: Коняев Н., Коняева М. «Русский хронограф» в 2-х томах. Т. 1. М. 2014. Читаю: «1547 год, 3 июня (Грозному 17 лет, он уже самостоятельный царь - В.С.). «Семьдесят псковских людей пожаловались Иоанну IV Васильевичу Грозному на своего наместника И.И. Турунтая-Пронского. Иоанн велел раздеть псковичей и, положив на земле, поливать их горячим вином и палить им свечами волосы и бороды. Во время экзекуции пришла весть, что с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол» (с.318)...

«1569 год. 23 декабря. В предпразднество Рождества Христова, будучи в Твери на подходе к Новгороду, Иоанн Грозный послал Малюту Скуратова в Тверской Отрочь монастырь взять благословение у бывшего митрополита Филиппа. Филипп отказался благословить карательный поход, и Малюта задушил его. Память священномученика Филиппа - 9 января, 3 июля и 30 мая. Разгром опричниками Клина и Твери» (с. 340)...

«1570 год. 2 января (Грозному 40 лет - В.С.). Казнь Новгорода. Передовые отряды царской дружины устроили вокруг города заставы, никому не позволяя выезжать. Опечатана казна в монастырях.            6 января. В день Богоявления и крещения Господня с полуторотысячным отрядом стрельцов прибыл в Новгород Иоанн IV Васильевич Грозный.  7 января. Отдан приказ: бить палками арестованных игуменов и монахов, а трупы развозить по монастырям для погребения.     8 января. Днем опричники разорили подворье новгородского архиепископа Пимена, а вечером начали пытать простых новгородцев «составной мудростию огненной». Затем обвиненных привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Тех, кому удавалось выплыть, опричники кололи с лодок рогатинами». 13 февраля. Насытившись казнью Новгорода, Иоанн Грозный выехал в Псков. 20 февраля. Казнен настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий, просивший не разорять Псков, и ученик его Вассиан-муромец. Память преподобномученников - 20 февраля.           Встреча Иоанна Грозного в Пскове. Царь не принял хлеба-соли, и тогда к нему обратился блаженный юродивый Никола: «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови». Заступничеству блаженного Николы и приписывается спасение Пскова. Убоявшись Божиего гнева, Иоанн уехал из Пскова. Память блаженного Николы, Христа ради юродивого, Псковского - 28 февраля» (с.340-341)...

 «1571 год. 24 мая. Воспользовавшись несогласованностью действий русских военачальников, крымские татары Девлет-Гирея беспрепятственно подошли к Москве и подожгли посады. Выгорела вся Москва кроме Кремля. По татарским источникам, погибло около 200. 000 человек. Татары увели с собой до 150.000 пленных» (с.342)...

 «1575 год. Август (Грозному 45 лет - В.С.). Посажен на кол окольничий, князь Борис Давыдович Тулупов. Он оставался в живых в течение пятнадцати часов, пока острый кол не вышел у него из горла, и первые часы разговаривал со своей матерью, которую заставили смотреть на эту казнь» (с. 345)...

Что тут можно сказать? Или, все наши русские историки - лжецы? Или, как в драме Александра Пушкина «Борис Годунов» (кстати, посвященной «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина»), словами юродивого Николки: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит»? Всё-таки, нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников.

Подводя итоги, можно сказать: Да, цель не оправдывает средства. Вера без любви - фанатизм. Всякое зверство, палачество, ненависть вместо христианской любви приводят к негативным последствиям. Что толку в удвоении территории, если души людей, дух народа изуродовали. Вот и породило царствие Ивана Грозного возмездие в скором времени - гибель царевича Дмитрия, конец династии Рюриков, бунты, убийство царя Фёдора Борисовича (сына Бориса Годунова) и его матери царицы Марии, по сути гражданская война, Лжедмитрий I и II, поляки в Москве, в Кремле. В общем, «Смутное время».

Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 235

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

235. Даневский Саша : Ответ на 215., Инна Михайловна:
2019-09-24 в 09:25

Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками.



Только с цифрами лажа получается. Что-то там убитых больше чем всего населения на порядок.


"Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)



Точно. Его задушил Малюта Скуратов прямо на глазах историка Соловьева.
234. Даневский Саша : Ответ на 233., Русский Сталинист:
2019-09-24 в 09:08

Что бы там не плели про Грозного, но при нём не было ни Раскола, ни Разинщины, ни медных-соляных бунтов...




А также засилья иностранцев и крепостного права.


Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.Не знаю почему 15 века. У писаря безосновательный оговор св.митр.Филиппа и перевод стрелок с деспотизма обезумевшего от страха Ин Грозного, на какие-то непорядки в монастырях. Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками. Что и обличал св.митрополит Филипп и за что и был убит. "Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)За 37 лет царствования Грозного было казнено не более 4-5 тыс. чел.Для сравнения, в одну Варфоломеевскую ночь в Париже было убито 2 тыс.чел., а в последующих погромах по всей Франции- 30 тыс.чел.Так что по меркам той кровавой эпохи Грозный был вполне заурядным правителем по части казней.




Нет, по таким меркам он был исключительно милостивым правителем. Ведь преступники были? Убийцы, разбойники?
233. Русский Сталинист : Ответ на 215., Инна Михайловна:
2019-09-24 в 01:05

Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.Не знаю почему 15 века. У писаря безосновательный оговор св.митр.Филиппа и перевод стрелок с деспотизма обезумевшего от страха Ин Грозного, на какие-то непорядки в монастырях. Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками. Что и обличал св.митрополит Филипп и за что и был убит. "Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)



За 37 лет царствования Грозного было казнено не более 4-5 тыс. чел.
Для сравнения, в одну Варфоломеевскую ночь в Париже было убито 2 тыс.чел., а в последующих погромах по всей Франции- 30 тыс.чел.
Так что по меркам той кровавой эпохи Грозный был вполне заурядным правителем по части казней.
232. Русский Сталинист : Re: Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты
2019-09-24 в 00:57

Что бы там не плели про Грозного, но при нём не было ни Раскола, ни Разинщины, ни медных-соляных бунтов...
Алексей Михайлович Тишайший был одним из самых выдающихся Царей Династии Романовых, однако сравните внутренее состояние Русского Царства при нём, и при Грозном.
231. Писарь : 229.Инна Михайловна."К чему это вообще".
2019-09-08 в 23:27

Уважаемая Инна Михайловна.

Вы задали два вопроса,я на них ответил.
Есть ли у Вас возражения по существу ответов?
Нет.

А за совет спасибо,тем более что без тщательного изучения трудов Св.Феофана Затворника и Св.Игнатия Брянчанинова, человек,по моему глубокому убеждению, ничего не поймет в современных событиях.

Изучение их трудов крайне важно и не только потому, что они ближайшие к нам учителя церковные-продолжатели святоотеческой традиции,но и прежде всего потому,что они наблюдали зачатки духовных явлений, которые ныне вошли в полный рост и с той лишь разницей,что Святители жили при рождении капитализма в России,а мы живем при его смерти.

Однако,природа явления осталась неизменной,только "гроб" подштукатурили и перекрасили,не так ли?
230. Андрей Козлов : Ответ на 212., Инна Михайловна:
2019-09-08 в 16:32

Как ни крути, Швецов, с житием - полнейшая муть. Значит кому-то это было выгодно ) А в службе нет ни одного слова про убийство свт. Филиппа Иваном Грозным. Так что все твои доводы - полное фуфло.Смысл понятен. Было бы слово "убил", Вы бы ещё что-нибудь придумали, типа"не сказано как убил" Вы просто всё готовы назвать фуфлом, что Вам лично не нравится."Не сотвори себе кумира"-это по этой теме. Также сталинисты защищают своего кумира-"не виновен","оговорили", "поднял страну""монахом был".Фантазии, в данном случае про слово «убил», абсолютно не уместны. Кстати, как и в иных областях, кроме области собственно «фантастики» и творческой деятельности. Андрей, ну если зафиксированное свидетельство Церкви(ком.80)отвергается, то о чём это говорит? О том что человек просто не смиряется перед Церковью. А это значит, что чтобы не было обозначено в Церковном тексте, он по своему усмотрению, будет оспаривать и придираться. Нечестно, следуя своим политическим убеждениям отворачиваться от правды, и пытаться обелить то, что черно.


Я ни словом не обмолвился ни о каком отвержении чего-либо, хотя именно по этому поводу здесь очень хорошо и убедительно говорили, помимо Яблокова, еще как минимум два раба Божиих, Алексий и Дмитрий, и наш софорумник с ником Писарь. Я говорил всего лишь о том, что метод предположения чего-либо с последующими выводами, основанными на данном предположении, в точности относится к методам, про которые сказано, что история не имеет сослагательного действия. А потому подобное не допускается в качестве основы дискуссии. И прием, когда в реальный текст вдруг ни с того ни с сего вводится какое-то слово, которого там нет, а потом на этом основании делаются какие-тот выводы, просто странен. Это я и назвал фантастикой или творческой деятельностью. Уверен, Вы меня понимаете и совершенно согласны со мной.
229. Инна Михайловна : Ответ на 227., Писарь:
2019-09-08 в 16:19

Уважаемая Инна Михайловна.Будут Вам документы.Митрополит Макарий(Булгаков)Вас устроит?"...в опричину и царский домовой обиход не вступаться а по поставлении из за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять"

К чему это вообще?

"«Спасаяй да спасет свою душу» (Быт.19:17), – сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий.Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его."

Еще раз подумайте над словом Свт.Игн.Брянчанинова.

228. Писарь : 223.Инна Милайловна.
2019-09-08 в 15:51

Уважаемая Инна Михайловна.
Вопрос был такой.

КАК КНЯЗЬЯ ДОШЛИ ДО ТОГО,ЧТО ВЕРУ ПРИШЛОСЬ ИСПОВЕДОВАТЬ НА РАЗБОЙНИЧЬЕМ КРЕСТЕ?

Князей в ту пору было много и все или почти все,ездили к татарам на поклон.

Ответ-собственным произволением.

Не знаю как в других странах,но в России,власть Богом дается,хоть Царю,хоть генеральному секретарю и если люди об этом забывают,так Господь всегда найдет способ напомнить,в том числе и о том,что, для человека, жизнь этим светом не заканчивается и непременно спросится за исправность в службе, к которой человек, не людьми,Богом приставлен,тем более если речь идет о людях власть придержащих и причастных Тела и Крови Христовых.

Человеку даны способа спасения и в сем веке и в будущем.

Первый.
"Прожить тихое и безмолвное житие,во правоверии,во всяком благочестии и чистоте".

Второй.
"Как бы из огня"(Св.Апостол Павел).

Воля человеческая свободна,в том числе и в выборе способа спасения.

Михаил Черниговский и Михаил Тверской выбрали "как бы из огня" и только потому что попирали свой служебный долг и просили о помиловании одновременно,но попирали так и просили верно так,что Господь их помиловал,но под условием Креста.

И что?
Люди оказались достойны милости,мало того-награды.
Господь прославил князей как Святых,упразднив их тяжкие преступления своего служебного долга перед Богом и людьми.
Это урок.

Не надо упорно попирать свой служебный долг и одновременно упорно просить Бога о милости.

Помилует,но через Крест,как Михаила Черниговского и Тверского.

И кто возьмется сказать,что выдержит?
Так стоит ли искушать Господа Бога своего?
227. Писарь : 220.Инна Михайловна.
2019-09-08 в 15:18

Уважаемая Инна Михайловна.

Будут Вам документы.
Митрополит Макарий(Булгаков)Вас устроит?

"...в опричину и царский домовой обиход не вступаться а по поставлении из за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять".

Напомню,это СЛОВО КЛЯТВЫ ПЕРЕД БОГОМ.
ДА.

И что потом?
Выходит так что клятву преступил.
Может еще документы нужны?

Уважаемая Инна Михайловна.

Вы пардон, "ломитесь в открытые двери".
Где я выступил против церковного почитания митр.Филиппа как СВЯТИТЕЛЯ,КАК УЧИТЕЛЯ ЦЕРКОВНОГО?

Но вот против того "почитания" что пытаются навязать и Церкви и людям,от князя Курбского до нынешних,-выступил, о чем не жалею.

К слову сказать,потому не удается составить похвальное слова ДЛЯ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ,так чтобы и "мiру" угодить и Богу,так чтобы и в мученики за "веру боярскую" возвести и в учителя церковные.

И последнее.

Как надо понимать слова Св.Патриарха Кирилла и слова Св.Игнатия Брянчанинова,а они одного духа,однако Вы берете их и разделяете,на каком основании?

А понимать надо так,что человек и не только православный ОБЯЗАН знать общество в котором живет,а не только прогноз погоды на завтра и курс валют.

Светские люди, конечно, могут и произволом-хочу знаю хочу не знаю...
Это Андропов мог себе позволить:
"Мы не знаем общества в котором живем".

Мы-нет.
Здесь помогает все- и история и политэкономия и обществоведение.

Для кого Патриархия,по Божиему Благословению, публикует документы,где самым подробным образом изложена историческая ПРАВДА о том,как Киевская митрополия стала частью Московского Патриархата?

Для людей,чтобы уберечь их и таким образом,в том числе,от лютых волков,что приходят в овечих шкурах.
Знание Истины всегда спасительно.

Впрочем,воля человеческая свободна-одни ищут повода чтобы не искать истины,другие -ищут ее.
226. СТРОИТЕЛЬ : Писарь
2019-09-08 в 15:06

Уважаемый Писарь!
Время будет читайте Священное Писание!
Какой вы мерой меряете, такой и вам отмеряно будет! (Матф.7:2). И что было в Москве в 1571 году после опричного разгрома Великого Новгорода! Вот - вот!
225. Писарь : 221.Советскому недобитку.
2019-09-08 в 14:38

Уважаемый Советский недобиток.
Впечатление складывается ложное.

Вы верно путаете сборище интеллигентов с войском Запрожским,не одно и то же,хотя при всех различиях и во вкусах и деятельности есть одно общее что их роднит-любовь к праздности.
224. Инна Михайловна : Ответ на 216., Сергей Швецов:
2019-09-08 в 13:22

Мединский - он на такой апологетике пентхаусом разжился,



Ничего себе..
223. Инна Михайловна : Ответ на 219., Писарь:
2019-09-08 в 13:07

Уважаемая Инна Михайловна.Князья Михаил Черниговский и Тверской прославлены Богом, перед людьми, как СВЯТЫЕ.Один бросил Киев перед лицом Батыя и уехал в Венгрию,а второй шел прямо против воли Божией-домогался САМ стать "собирателем земель русских".Хотелось бы знать Ваше мнение.Как Вы полагаете- почему,князья поставленные Богом княжить,совершившие тяжкие грехи,яко князья,прославлены Богом яко Святые,хотя по человеческим понятиям за их дела-трибунал и виселица.[/QUOT

Опять наговоры. Ну ладно, не об этом, Вы не понимаете главного-за что человек удостаивается святости. Рассуждаете как иудеи, которые не приняли Христа, потому что Царство Его не от мира сего.
Подвиг князей, достойный святости- в исполнении заповеди о любви: так возлюбили Бога, что не пожалели жизни своей, напрасно были замучены, исповедники веры.
Чтобы не быть приземлённым в своих рассуждениях, читайте Библию может быть через это чтение Господь Вас вразумит.

222. Лев Хоружник : Ответ на 214., Закатов:
2019-09-08 в 12:56

Лишний раз можно убедиться в глубине и мудрости русской пословицы: "Дуракам Закон не писан".



+ 100
221. Советский недобиток : Ответ на 207., Писарь: :))
2019-09-08 в 12:43

Уважаемый Писарь, еще раз простите, не могли бы Вы сказать, ошибаюсь ли я в своем предположении, или догадке, что в данном учреждении, где Вы, очевидно, не на последних ролях, могут пребывать даже виссарионы белинские и не в единственном экземпляре?
220. Инна Михайловна : Ответ на 217., Писарь:
2019-09-08 в 12:24

ясно высказался-есть документы ЭПОХИ,в которой жили и Царь Иван и митр.Филипп и Малюта Скуратов и если их не знать или не хотеть знать...



Где они есть? Приведите пример.

"Изучи дух времени,дабы отвратиться от него".Св.Игнатий Брянчанинов.

Вы можете истолковать это выражение? Складывается впечатление что Вы не пониманте смысла.

Давайте опираться только на факты.митр.Филипп прославлен Богом перед людьми яко Святитель,т.е. учитель Церковный,за свои дела на пользу Церкви и паствы,которая почитала его еще при жизни,но не за то ЧТО митр.ФИЛИПП ПОШЕЛ ПРОТИВ ОПРИЧИНЫ,СТАВИЛ УСЛОВИЯ ЦАРЮ И ФАКТИЧЕСКИ ВЫСТУПИЛ НА СТОРОНЕ БОЯРСТВА-ПРЕДАТЕЛЕЙ,ВСТАВШИХ НА СТОРОНУ ВРАГА.Точка.Или у Вас вместо Бога Карамзин и Карташев?Мне кого слушать-Бога или Вас с Карамзиным и Карташевым?/QUOTE]

"Первосвятителей преемник, столп Православия, истины поборник, новый исповедник, святитель Филипп, положивший душу за паству свою.." - так его почитает Церковь, в которой Бог, Его и слушайте.
219. Писарь : 209.Инна Михайловна."...и еще".
2019-09-08 в 11:25

Уважаемая Инна Михайловна.

Князья Михаил Черниговский и Тверской прославлены Богом, перед людьми, как СВЯТЫЕ.

Один бросил Киев перед лицом Батыя и уехал в Венгрию,а второй шел прямо против воли Божией-домогался САМ стать "собирателем земель русских".

Хотелось бы знать Ваше мнение.

Как Вы полагаете- почему,князья поставленные Богом княжить,совершившие тяжкие грехи,яко князья,прославлены Богом яко Святые,хотя по человеческим понятиям за их дела-трибунал и виселица.
218. Писарь : 213.Ник.Ликашину.
2019-09-08 в 11:08

Уважаемый Ник.Ликашин.
Прощения я могу попросить самостоятельно,однако в данном случае полагаю,что не за что,потому что не басни рассказываю собственного соченения,но говорю правду.
217. Писарь : 209.Инна Михайловна."О мертвых все или ничего"(Древнелатинская поговорка).
2019-09-08 в 11:05

Уважаемая Инна Михайловна.

Я же ясно высказался-есть документы ЭПОХИ,в которой жили и Царь Иван и митр.Филипп и Малюта Скуратов и если их не знать или не хотеть знать,то не то чтобы поступки будут непонятны,таким образом открываются самые широкие возможности для всякого рода спекуляций.

О таком подходе говорил Св.Патриарх Кирилл в одном из своих последних посланий,когда призывал и мiр и клир к изучений исчторических условий в которых приходится жить и действовать Церкви и здесь Св.Патриарх Кирилл не говорит своего и не вносит "новшеств" противных церковному духу.

Св.Патриарх Кирилл говорит в точном соответствии со святоотеческой традицией:
"Изучи дух времени,дабы отвратиться от него".
Св.Игнатий Брянчанинов.
Или Вас лично это не касается?

Уважаемая Инна Михайловна.
Давайте опираться только на факты.
митр.Филипп прославлен Богом перед людьми яко Святитель,т.е. учитель Церковный,за свои дела на пользу Церкви и паствы,которая почитала его еще при жизни,но не за то ЧТО митр.ФИЛИПП ПОШЕЛ ПРОТИВ ОПРИЧИНЫ,СТАВИЛ УСЛОВИЯ ЦАРЮ И ФАКТИЧЕСКИ ВЫСТУПИЛ НА СТОРОНЕ БОЯРСТВА-ПРЕДАТЕЛЕЙ,ВСТАВШИХ НА СТОРОНУ ВРАГА.
Точка.
Или у Вас вместо Бога Карамзин и Карташев?
Мне кого слушать-Бога или Вас с Карамзиным и Карташевым?

И последнее.

Прославление митр.Филиппа состоялось при Св.Патриархе Никоне,который,как известно,потворял его ошибки- выступил против "братоубийственной" войны с Польшей,а затем и вовсе-стал на сторону предателя Выговского,погубишего Русскую Армию и не отстал даже тогда,когда Выговский в Отечестве Царским Указом был ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВЛЕН ПРЕДАТЕЛЕМ.

И последнее.
Есть "миротворцы" и "мiротворцы" и есть люди которые крайне заинтересованы в том,чтобы смешать одно с другим и подсунуть мысль-Св.митр. Филипп и Св.Патриарх Никон прославлены Богом перед людьми за "мiротворчество" и вы мол де так и поступайте.
Вторая Мировая война началась именно так.

Что это?
Это клевета и хула на Духа Святага.
Не прощается- ни в сем веке ни в будущем.
Аминь.
216. Сергей Швецов : Re: Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты
2019-09-08 в 10:36

Интересно, какие все-таки мотивы движут местными грозноманами? Что заставляет их так ревностно адвокатствовать? Ладно там, Мединский - он на такой апологетике пентхаусом разжился, но эти-то - голодранцы голодранцами...
215. Инна Михайловна : Ответ на 213., Ник Ликашин:
2019-09-08 в 10:20

Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.



Не знаю почему 15 века. У писаря безосновательный оговор св.митр.Филиппа и перевод стрелок с деспотизма обезумевшего от страха Ин Грозного, на какие-то непорядки в монастырях. Новгородские летописи 16 века могут говорить только о страшном разгроме Великого Новгорода, о массовых мучительствах и убийствах невинных жиьелей, от руки царя с его разбойниками. Что и обличал св.митрополит Филипп и за что и был убит. "Так пал непобеждённым великий пастырь Русской Церкви"(Соловьёв)
214. Закатов : Ответ на 204., М.Яблоков:
2019-09-08 в 10:11

«Они знали святителя лично, они же и службу составили, и житие написали»Не ври.Они же и при преступлении присутствовали.Мерзавцы они и сатанисты.Сатанисты - это те, кто отрицает необходимость соблюдения Десяти Заповедей Божиих:https://azbyka.ru/ot...lavnyj-katekhizis/4Сатанисты - те, кто в кипе.



Лишний раз можно убедиться в глубине и мудрости русской пословицы: "Дуракам Закон не писан".
213. Ник Ликашин : Ответ на 209., Инна Михайловна:
2019-09-08 в 02:42

Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?


Простите Писаря, он действительно сказал правильно, там есть, в новгородских и тверских летописях 15 века.
212. Инна Михайловна : Ответ на 206., Андрей Козлов:
2019-09-08 в 00:44

Как ни крути, Швецов, с житием - полнейшая муть. Значит кому-то это было выгодно ) А в службе нет ни одного слова про убийство свт. Филиппа Иваном Грозным. Так что все твои доводы - полное фуфло.Смысл понятен. Было бы слово "убил", Вы бы ещё что-нибудь придумали, типа"не сказано как убил" Вы просто всё готовы назвать фуфлом, что Вам лично не нравится."Не сотвори себе кумира"-это по этой теме. Также сталинисты защищают своего кумира-"не виновен","оговорили", "поднял страну""монахом был".Фантазии, в данном случае про слово «убил», абсолютно не уместны. Кстати, как и в иных областях, кроме области собственно «фантастики» и творческой деятельности.



Андрей, ну если зафиксированное свидетельство Церкви(ком.80)отвергается, то о чём это говорит? О том что человек просто не смиряется перед Церковью. А это значит, что чтобы не было обозначено в Церковном тексте, он по своему усмотрению, будет оспаривать и придираться. Нечестно, следуя своим политическим убеждениям отворачиваться от правды, и пытаться обелить то, что черно.
211. Ник Ликашин : Ответ на 209., Инна Михайловна:
2019-09-08 в 00:31

от ветра......
Инна, Курбский, друг Царя с детских времен, завоевал ему всю Волгу, воеводой был. Там,сложность такого рода, когда князь Курбский не согласился с тем, что ваня самодержец, он не золото, и даже не свою семью, а библиотеку вывез. Здесь, интересно
210. Ник Ликашин : Ответ на 208., Писарь:
2019-09-08 в 00:16

а свалили все на Скуратова,читай- на Царя,чтобы не мешал им жить.


Здесь, согласен, Писарь: в письмах Екатерины Великой к Примму, "читаю только жития древние"
209. Инна Михайловна : Ответ на 208., Писарь:
2019-09-08 в 00:05

Уважаемая Инна Михайловна.Царь пытался привлечь внимание митрп.Филиппа к совершенно ненормальному положению вещей в монастырях,которые князья,поселявшиеся там на жительство, постепенно превращали,пардон,"в кабак".Есть ведь документы,которые никто не оспаривает,письма Царя и никогда не оспорит.Потому что-фактическая истина.Мало того- в рассадник мятежей и нестроений в государстве,а тех, кто пытался протестовать,из монашествующих,били смертным боем.Поставьте себя на место Царя,-как Вы отнесетесь к Митрополиту,который Вам,Царю,мораль читает,а сам пренебрегает своим служебным долгом и Царским ПРЕДЛОЖЕНИЕМ,-с помощью Царя ВОССТАНОВИТЬ УСТАВНОЙ порядок в монастырях?И вот это, вполне справедливое требование Царя,прекрасно понимавшего,- ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ,А ОТСЮДА- В ГОСУДАРСТВЕ,пытаются представить как вмешательство во внутренние дела Церкви.Дела же были таковы,что УЖЕ СУЩЕСТВЕННО подрывали основы Царского Самодержавия и Русского Государства и угрожали жизни, не сколько Царю,сколько самому митрп.Филиппу.Митрп.Филипп то ли не хотел этого понять,то ли не смог,потому и погиб.В итоге- дело закончилось тем,чем и должно было закончится-митрп.Филиппа, его приятели- бояре, у которых он шел на поводу и которые его в грош не ставили,задавили подушкой,а свалили все на Скуратова,читай- на Царя,чтобы не мешал им жить "от ветра головы своея".



Ув.Писарь, эти Ваши басни на чём то основпны, или это Ваше сочинение на тему..?
208. Писарь : 200.Инна Михайловна.
2019-09-07 в 22:41

Уважаемая Инна Михайловна.

Царь пытался привлечь внимание митрп.Филиппа к совершенно ненормальному положению вещей в монастырях,которые князья,поселявшиеся там на жительство, постепенно превращали,пардон,"в кабак".
Есть ведь документы,которые никто не оспаривает,письма Царя и никогда не оспорит.
Потому что-фактическая истина.

Мало того- в рассадник мятежей и нестроений в государстве,а тех, кто пытался протестовать,из монашествующих,били смертным боем.

Поставьте себя на место Царя,-как Вы отнесетесь к Митрополиту,который Вам,Царю,мораль читает,а сам пренебрегает своим служебным долгом и Царским ПРЕДЛОЖЕНИЕМ,-с помощью Царя ВОССТАНОВИТЬ УСТАВНОЙ порядок в монастырях?

И вот это, вполне справедливое требование Царя,прекрасно понимавшего,- ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ В ЦЕРКВИ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ,А ОТСЮДА- В ГОСУДАРСТВЕ,пытаются представить как вмешательство во внутренние дела Церкви.

Дела же были таковы,что УЖЕ СУЩЕСТВЕННО подрывали основы Царского Самодержавия и Русского Государства и угрожали жизни, не сколько Царю,сколько самому митрп.Филиппу.

Митрп.Филипп то ли не хотел этого понять,то ли не смог,потому и погиб.

В итоге- дело закончилось тем,чем и должно было закончится-митрп.Филиппа, его приятели- бояре, у которых он шел на поводу и которые его в грош не ставили,задавили подушкой,а свалили все на Скуратова,читай- на Царя,чтобы не мешал им жить "от ветра головы своея".
207. Писарь : 201.Советскому недобитку.
2019-09-07 в 22:09

Уважаемый Совесткий недобиток.

У нас учереждение серьезное,баловства не допускается,никаких там подушек и пр.буржуазных вольностей,а спят согласно специализации-кто Пушкина под голову кладет,кто сочинения графа Льва Толстого,есть правда и "вольтерьянцы" так те больше-современных,вроде Пелевина.

Жалко их.
Совсем не высыпаются бедняги,еле на ногах стоят.
206. Андрей Козлов : Ответ на 200., Инна Михайловна:
2019-09-07 в 22:00

Как ни крути, Швецов, с житием - полнейшая муть. Значит кому-то это было выгодно ) А в службе нет ни одного слова про убийство свт. Филиппа Иваном Грозным. Так что все твои доводы - полное фуфло.Смысл понятен. Было бы слово "убил", Вы бы ещё что-нибудь придумали, типа"не сказано как убил" Вы просто всё готовы назвать фуфлом, что Вам лично не нравится."Не сотвори себе кумира"-это по этой теме. Также сталинисты защищают своего кумира-"не виновен","оговорили", "поднял страну""монахом был".


Фантазии, в данном случае про слово «убил», абсолютно не уместны. Кстати, как и в иных областях, кроме области собственно «фантастики» и творческой деятельности.
205. р.Б.Дмитрий : Re: Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты
2019-09-07 в 21:55

р.Б.Алексию и М.Яблокову респект!
204. М.Яблоков : Ответ на 203., Закатов:
2019-09-07 в 21:24

«Они знали святителя лично, они же и службу составили, и житие написали»Не ври.Они же и при преступлении присутствовали.Мерзавцы они и сатанисты.Сатанисты - это те, кто отрицает необходимость соблюдения Десяти Заповедей Божиих:https://azbyka.ru/ot....lavnyj-katekhizis/4


Сатанисты - те, кто в кипе.
203. Закатов : Ответ на 176., М.Яблоков:
2019-09-07 в 19:53

«Они знали святителя лично, они же и службу составили, и житие написали»Не ври.Они же и при преступлении присутствовали.Мерзавцы они и сатанисты.



Сатанисты - это те, кто отрицает необходимость соблюдения Десяти Заповедей Божиих:

https://azbyka.ru/ot...lavnyj-katekhizis/4
202. Писарь : 198.Сергей Швецов.
2019-09-07 в 19:27

Уважаемый Сергей Швецов.
Звание почетное.
Спасибо.
201. Советский недобиток : Ответ на 197., Писарь:
2019-09-07 в 19:03

служу писарем в "Товариществе отставных литературных критиков на пенсии-"Змей Горыныч".


Уважаемый Писарь, простите, нескромный вопрос - располагают ли отставные критики в Вашем учреждении подушками?
200. Инна Михайловна : Ответ на 184., М.Яблоков:
2019-09-07 в 18:06

Как ни крути, Швецов, с житием - полнейшая муть. Значит кому-то это было выгодно ) А в службе нет ни одного слова про убийство свт. Филиппа Иваном Грозным. Так что все твои доводы - полное фуфло.



Смысл понятен. Было бы слово "убил", Вы бы ещё что-нибудь придумали, типа"не сказано как убил" Вы просто всё готовы назвать фуфлом, что Вам лично не нравится."Не сотвори себе кумира"-это по этой теме. Также сталинисты защищают своего кумира-"не виновен","оговорили", "поднял страну""монахом был".
199. Инна Михайловна : Ответ на 198., Сергей Швецов:
2019-09-07 в 17:33

"МО" в абревиатуре "ГМО" означает-Министерство Обороны,не так ли?Однако, что такое- "Г"?

Это Ваше звание, тов.генерал.



))) обохочешься с Вами
198. Сергей Швецов : Ответ на 197., Писарь:
2019-09-07 в 16:05

"МО" в абревиатуре "ГМО" означает-Министерство Обороны,не так ли?Однако, что такое- "Г"?

Это Ваше звание, тов.генерал.
197. Писарь : 195.Сергею Швецову.
2019-09-07 в 15:25

Уважаемый Сергей Швецов.

Так и предполагал- это что-то секретное,раз о полковниках зашла речь.
"МО" в абревиатуре "ГМО" означает-Министерство Обороны,не так ли?

Однако, что такое- "Г"?

Впрочем,если не можете ответить-не отвечайте.
Будем считать особо секретным отделом.

На всякий случай,-к интеллигенции никакого отношения не имею,хотя по долгу службы сталкиваюсь,поелику служу писарем в "Товариществе отставных литературных критиков на пенсии-"Змей Горыныч".
196. М.Яблоков : Ответ на 193., Сергей Швецов:
2019-09-07 в 14:45

Муть в голове (и не только) может быть только у анархиста. Так как анархия - это муть по определению.
195. Сергей Швецов : Ответ на 194., Писарь:
2019-09-07 в 14:40

Да,что такое "ГМО"?Это что то по-гречески?

))Вы не из полковников, часом?
194. Писарь : 191.Сергею Швецову.
2019-09-07 в 14:27

Уважаемый Сергей Швецов.
Ну что Вам еще говорить.

Разумеется, Царь Иван,- продолжатель славных традиций князя Влада Цепеша-"графа Дракулы" и пр."кровопицейв".

Пил невинную кровь "лучших людей"-бояр, ведрами и не шел с "папежниками" на компромисс,потому верно "и к разбойникам причислен".

Да,что такое "ГМО"?
Это что то по-гречески?
193. Сергей Швецов : Ответ на 184., М.Яблоков:
2019-09-07 в 14:25

с житием - полнейшая муть

Муть у тебя в голове. Не хватает IQ для чтения научных текстов, вот тебе чтиво по уму https://clck.ru/HyRKQ
192. М.Яблоков : Ответ на 190., Сергей Швецов:
2019-09-07 в 14:02

См. комментарий 184.
191. Сергей Швецов : Ответ на 189., Писарь:
2019-09-07 в 13:44

Иван Грозный ел исключительно свежих и сочных детей. А Вас судя по всему на ГМО держат.
190. Сергей Швецов : Ответ на 185., М.Яблоков:
2019-09-07 в 13:20

историю и филологию отождествил

Это ты библиотекаря с историком отождествил, при том библиотекаря явно сектантского розлива, с гордостью сообщающего о себе:

"За свои книги о царе Иоанне Грозном подвергся обструкции со стороны Архиерейского собора РПЦ МП и околоцерковной прессы: газеты «Московский церковный вестник», журнала «Благодатный огонь» и других. Оказался одним из немногих современных писателей, которые удостоились критики на страницах официального печатного органа РПЦ МП, «Журнала Московской патриархии» (2002, №10, с. 74—78)."
https://clck.ru/HyQ6Z

Так что брысь отседа в свою секту, в РПЦ тебе делать нечего.
189. Писарь : 162.Сергею Швецову."Что же брат несогласно эпохе оделся".
2019-09-07 в 12:14

Уважаемый Сергей Швецов.

Возможно Вы помните сцену из известного фильма где Леонов появляется на сцене посреди греческой трагедии в образе Ивана Сусанина.
Символично,не находите?

Леонов выкрутился- дело как известно закончилось выносом портрета Государя,патриотической демонстрацией под "Боже Царя Храни",в которой приняли участие и древние греки.

Леонов выкрутился,но вот сможете ли Вы?

То Вы публикуете "прелестные письма" с антицерковных сайтов,теперь вот подушка всплыла,которой Малюта удавил Филиппа.

Послушайте,а почему именно подушкой,а не портянкой,например и где Малюта взял подушку,-купил по пути в салоне т.Сердюкова?
Подушка в данном случае-орудие убийства.

Уважаемый Сергей Швецов.

Люди на которых Вы клевещете жили в середине 16 века,а в те времена, подушка-ПРЕДМЕТ РОСКОШИ,удел быта весьма узкого круга знати.

Впрочем,-допустим Вы правы.

Тогда выходит так:

"Царь снабдил Малюту подушкой и наказал этой самой подушкой удавить,чтобы потом спалось слаще".
Садист,патологический садист.

Или так:

"Митрп.Филипп купался в роскоши и потому орудие убийства было у него под головой".
Вот он-попиратель монашеского устава и духа,даже в тюрьме неисправим.

Кем тогда выглядит Св.Димитрий Ростовский ,составивший ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ?

Круглым дураком и сущим невеждой,этой самой жизни совершенно не знающий?

Что сказать?

Вся эта история-лжива насквозь,но эта ложь не отечественного происхождения,поелику не заинтересованы бояре знамя боярской фронды грязью поливать.

А здесь, "троически", из одного ведра облили всех-и Духовную Власть и Царскую и Православное Богословие.

Это работа иезуеитов-их гнусный почерк.
"Неслыханных преступлений не бывает"(Г.Жеглов).

И последнее.
И все таки кто убил митрп.Филиппа?

Убил тот или те,у кого был доступ к орудию убйиства-к подушке, в любое время дня и ночи.

Напомню- в тогдашних монастырях селилась знать-бояре.
Селилась не просто так,но со своими,весьма далекими от монастырских, порядками и удобствами,включая подушки.

А ведь Царь предупреждал-оставьте эту практику,не давайте селиться, в монастырях, князьям не как богомольцам и монахам,но как господам,плохо закончится и помощь свою обещал.

И что?
Вот именно.
Собственно говоря вот и вся история с убийством митрп.Филиппа.
188. Сергей Швецов : Ответ на 184., М.Яблоков:
2019-09-07 в 11:38

анархиста, заявившего, что Содом и Гоморра - Удерживающий!

Только Яблоков способен так искренне верить в собственную брехню.
187. М.Яблоков : Re: Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты
2019-09-07 в 06:39

Швецов, видимо, историю и филологию отождествил так же, как и предвидение с предопределением ))
186. М.Яблоков : Ответ на 165., Инна Михайловна:
2019-09-07 в 06:38

Дело не в тексте, вы все прекрасно понимаете, только нарочно включаете дурочку.
Православный христианин никогда не будет поддерживать анархиста, заявившего, что Содом и Гоморра - Удерживающий!
«Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14.33).
Бог наш есть Бог мира и порядка, а беспорядочность, хаос, анархия - это все удел разрушительных темных сил.

Ваш тендем разоблачен )
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме