Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Половинчатое, туманное решение Эллады

Автокефалия на Украине / 29.08.2019


Элладскую Православную Церковь вынуждают признать «автокефалию» т. н. «ПЦУ»; греки тянут время …

Постоянный Синод Элладской Православной Церкви не стал обсуждать проблему предоставления «автокефалии» т. н. «ПЦУ», передав вопрос на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, передает РИА Новости.
 
Как сообщалось, заседание Синода проходило 26-28 августа. На нем были заслушаны доклады комиссий, изучавших украинский вопрос.
 
«По докладам Синодальных комиссий по догматическим и правовым вопросам и православным и межхристианским отношениям по украинскому вопросу, Синод признает каноническое право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию, так же как и прерогативу Предстоятеля Греческой Церкви продолжать заниматься вопросом признания церкви Украины», - говорится в информационном сообщении Элладской Церкви.
 
Право Константинопольского патриарха на предоставление автокефалии должно было обсуждаться на Всеправославном Соборе на Крите в 2016 году, но из-за отсутствия Русской Православной Церкви вопрос не рассматривался.
 
Комиссии Элладской Церкви выступили против т. н. «ПЦУ», сообщил источник РИА Новости. Скоро и Киев откажется ее признавать, считает религиовед Роман Силантьев. Он высказал свое мнение в эфире радио Sputnik.
 
Как сообщил РИА Новости церковный источник, в докладах обеих комиссий Греческой Православной Церкви были высказаны возражения против признания «новой украинской церкви». Одним из главных препятствий стало то, что «священники» «ПЦУ» не были рукоположены.
 
Агентство церковных новостей Romfea.gr сообщает, что обсуждение проходило в спокойной обстановке, все члены Синода высказали свое мнение и признали привилегию Архиепископа Афинского и всей Греции заняться решением этого вопроса.
 
«В другом случае не потребовалось бы мнения Иерархии для признания автокефалии, как в случае с другими автокефальными церквями на Балканах. Но здесь у нас есть своеобразный случай с не имеющими хиротонии, с раскольниками и отлученными от церкви», - цитирует агентство иерарха.
 
Сам Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним поблагодарил иерархов за поддержку и признание его привилегий, но счёл невозможным взять на себя ответственность по столь сложному вопросу. «Я не могу взять на себя один такую ответственность, я пойду на Синод Иерархов, чтобы он решил», - сказал Предстоятель Элладской Православной Церкви.
 
Предполагается, что передача вопроса на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, не случайна. «Греки не стали устраивать большой раскол Православия. Спасибо, хотя ряд греческих изданий писали о возможности признания СЦУ. Вопрос перенесен как минимум на октябрь, когда будет проходить Собор. Это очень хорошо, т.к. собрание глав древних Церквей пройдет перед Собором и древние Церкви сейчас отнюдь не поддерживают СЦУ. Так что Собору придется с этим считаться», - пишет Александр Вознесенский на своей страничке в Фейсбуке.
 
Заштатный клирик УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) в интервью порталу Cerkvarium заявил, что решение Постоянного Синода Элладской Православной Церкви следует рассматривать как признание этой Церковью «автокефалии» т. н. «ПЦУ».
 
Ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
 
На мой взгляд, это решение, мягко говоря, половинчатое и туманное. Греки хотят сделать некий реверанс в сторону Фанара, который, судя по всему, оказывает давление. Возможно, давление идет и по иной линии, мы знаем, что американское посольство в Греции плотно занимается этим вопросом. 

Очевидно, что Элладская Церковь, с одной стороны, не хочет портить отношения с Русской Православной Церковью, а с другой стороны, — с Фанаром. Отсюда их неопределенность и половинчатость. Это то, что уже продемонстрировал архиепископ Афинский Иероним, когда он приехал в Стамбул. Тогда он встречался в частном порядке с Епифанием Думенко, но при этом старался избежать сослужений, дабы это не воспринималось как однозначное признание т.н. «ПЦУ». Как известно, и уехал он во время празднования именин патриарха Варфоломея, чтобы не участвовать в литургии.

С одной стороны, говорится о том, что они против признания т.н. «ПЦУ», с другой стороны, делается заявление, что патриарх Варфоломей имеет право предоставлять автокефалию. Тут же вся эта ответственность переводится на архиепископа Иеронима, который в Элладской Церкви обладает достаточно  ограниченными полномочиями как Предстоятель. Архиепископ Иероним, в свою очередь, опять же передает ответственность Собору. На мой взгляд, очевидно, что они тянут время, и, самое главное, каждый хочет сдержать поток обвинений в свой адрес.

Что касается положения Элладской Церкви, то известно, что она фактически ограничена церковными делами только внутри Греции. Поэтому всё, что касается именно межправославных контактов и положения в диаспоре, в большей степени отдано на откуп Фанару. Тем более, что едва ли не половина архиереев Элладской Церкви числится в юрисдикции Константинопольского патриархата: иерархи на северных и на островных территориях, а также в Критской церкви. Конечно, позиция Фанара внутри Греции и оглядка на патриарха Варфоломея постоянно имеют место. 

В отличие от архимандрита Кирилла (Говоруна), я считаю, что нет оснований однозначно интерпретировать это решение как признание т.н. «ПЦУ». К сожалению, это традиционная для греков позиция — сказать всё в такой форме, чтобы потом спустя время можно было интерпретировать свое высказывание в зависимости от обстоятельств или каким-либо иным образом.
 
Конечно, это далеко ещё не окончательный ответ. Подождём решение Собора. Я думаю, что на Соборе будет всё-таки более полно выражена позиция архиереев Элладской Церкви. Там есть ряд авторитетных иерархов, которые выступают против признания т.н. «ПЦУ», в том числе жёстко подчеркивают её раскольнический характер и большие экономические вопросы, связанные с реабилитацией раскольнических деятелей, осуществленной Фанаром. Это и митрополит Пирейский Серафим, и ряд других иерархов. Я думаю, что они выскажутся на Соборе и, если будут приведены достаточно резкие доводы против признания т.н. «ПЦУ», то еще неизвестно, к чему всё приведёт.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме