Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Права? Свободы? Обязанности!

30.04.2019


Обязанности – это основа, это та ткань, на которую мы осторожно наносим рисунок наших прав …

Арсенал разрушителей богат и разнообразен. Взять хотя бы набившие оскомину лозунги «прав и свобод человека», запущенные специально для разделения и разъединения людей. Казалось бы, старый, как мир, вопрос, и столько шишек на нём набито – но тем не менее сколько ещё обманутых, прекраснодушных мечтателей! Более того, как поётся в романсе: «ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад».

А ведь нагнетание «прав» – точно такая же суета, как и погоня за «свободами». Реальны лишь обязанности – и в первую очередь нравственные, а также необходимости – в первую очередь духовные. Как не существуют собственно «темнота» и «тень», а есть лишь места, где отсутствует свет, точно также и «права», и «свободы» являются своеобразными «тенями», появляющимися только по контрасту. Наиболее оправданными (легальными и легитимными) по отношению к мирозданию и человечеству являются только лишь первичные естественные права и свободы человека («Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28)). Да и то с существеннейшей оговоркой, что каждый обязан не мешать другим, принуждён органично вписаться в свою «нишу», как сейчас модно говорить. 

Если проанализировать механизм реализации любых прав отдельно взятого человека, станет ясно, что они гарантируются не чем иным, как массой обязанностей остальных физических и юридических лиц, иначе, говоря кратко: обязанности первичны – права вторичны, обязанности объединяют – права разъединяют. А это, в свою очередь, не что иное, как одна из содержательных сторон важнейшей заповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

И наивно, и смешно, и даже опасно начинать везде и всюду со своих «прав» и «свобод». Где в быту или на природе мы начинаем что-либо предпринимать, основываясь только на правах и свободах? Да практически нигде! Придя в гости, заявим с порога: я имею право на ваше внимание и полноценное питание! – и если не получим тут же в шею, то как минимум испортим и себе и другим настроение на весь вечер. Оказавшись в горах, провозгласим: мы свободны в выборе пути! – и шагнём в пропасть. Устраиваясь на работу, мы не «качаем права», а внимательно изучаем свои предстоящие обязанности. Покупая электроприбор, обязательно знакомимся с правилами пользования им. Заступая на дежурство, штудируем инструкцию. Даже получая читательский билет в библиотеке, расписываемся в том, что ознакомлены с правилами: читатель обязан..., обязан..., обязан... 

И только лишь на всей этой громаде обязанностей, как на прочном фундаменте, работают наши и чужие права. И то – как говорят философы – «в снятом виде», т.е. подразумеваются. А в явном и конкретном виде – сплошные обязанности. 

Вспомним, как обычно реализуются наши права, свободы и льготы: ведь никто не бежит к нам с ними на блюдечке – нет, порядок здесь, как правило, заявительный или уведомительный. Надо сначала подать соответствующее заявление, заполнить бланки, предъявить нужные документы, собрать кучу справок – и только тогда чего-то требовать. Ведь так?

Наш замечательный философ и правовед И.А. Ильин справедливо указывал на духовную основу правосознания: формальный закон устанавливает, что человеку разрешено делать, что ему предписано делать, и что ему запрещено делать. Как видим, по крайней мере две трети правового поля «засеяны» обязанностями: предписано и запрещено. И только в одной трети – разрешено. Как известно, на светофоре запрещающий красный сигнал и выше и крупнее разрешающего зелёного. И это правильно, иначе – заторы и ДТП.

Работая в военно-морском училище, я часто беседую с курсантами и убеждаюсь, что, за редчайшим исключением, никто и никогда не объяснял им эту довольно простую диалектику прав и обязанностей. Рассмотрим хотя бы такой пример: возьмём бесспорное утверждение «курсант имеет право на получение знаний». Действительно, для того его и учит Родина. Но это право может быть реализовано только в том случае, если этот курсант (и любой другой тоже) осознанно возложит на себя целый ряд обязанностей:

- посещать занятия, не опаздывая к их началу,

- сосредоточить внимание и не отвлекаться, не мешать другим,

- выполнять задания,

- подбирать и прорабатывать рекомендуемую литературу,

- изучать наглядные пособия, аппаратуру, развивать практические навыки.

Невыполнение курсантом хотя бы одной из этих обязанностей превращает его право на образование в пустой звук.

Другой пример: порядок в ротном помещении. «Военнослужащий имеет право на человеческие условия в казарме». Однако представим себе, во что превратится казарма, если все дружно проигнорируют свои обязанности – заправлять постели, подметать, проветривать помещение, мыть места общего пользования, чинить поломанную мебель, подкрашивать облупившиеся стены?

Ещё пример. Мы все бываем покупателями и имеем право на приобретение доброкачественных изделий и продуктов. И в то же время многие из нас, работая, сами являются производителями каких-либо товаров, продуктов или услуг, это наша обязанность по работе. Можно ли самим эту обязанность не выполнять, а от других требовать хорошего качества? (Причём не надо забывать, что для остальных мы сами являемся такими же «другими»).

Вот и получается, что все мы взаимосвязаны и «вкруговую повязаны» многочисленными нитями обязанностей. Обязанности – это основа, это та ткань, на которую мы осторожно наносим рисунок наших прав. Прочна ткань – долговечен и рисунок, истлевают нити – и рисунок исчезает.

Представим же себе, насколько надо потрудиться над «холстом» и «грунтовкой», если мы хотим нарисовать величественную, многоцветную картину Правового Государства! Насколько высоко надо поставить над суетностью мирскою наши Обязанности! Ведь не случайно мудрые предки наши передали нам по наследству ёмкую, точную и краткую формулу: «Положение обязывает». Это уж потом, на втором плане: наделяет правами, полномочиями и т. п. Но прежде всего – обязывает. Великое дело воспитания целиком основано вовсе не на правах и свободах, а именно на обязанностях.

И весьма печально, что первая часть нашей Конституции вся пронизана либеральным духом «прав» и «свобод», обязанности упоминаются там очень скудно. Уже одно это говорит о назревшей необходимости кардинально менять основные положения Конституции.

«Право-сознание» основывается на «обязанносте-сознании».

Поздняков Никита Иванович, публицист, капитан 1 ранга в отставке


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Координатор : Координатор
2019-05-04 в 22:39

Правильно. Но обязанности в первую очередь должны свято выполнять чиновники и власть, а не только простой народ.
1. В.Е.Семёнов : В.Е.Семёнов - автору
2019-05-03 в 02:04

Всё верно, Никита Иванович. Но эгоизм, гедонизм и пофигизм пропагандируется у нас уже 30 лет. И конечно не случайно. Либеральная идеология и культура продолжают "править бал". Правящая "элита" всё та же.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме