Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В ожидании чуда схождения Благодатного Огня

26.04.2019


Не принимающим предивные чудеса Спасителя нашего – анафема …

Мы, православные христиане, проживаем Страстную Седмицу, идем за Господом к его крестным страданиям и смерти крестной. Мы живем надеждою на Его Светлое Воскресение!

Воскресение Христово, Его Церковь встречает ежегодно по церковному юлианскому календарю. Церковь Христова, составляющая мистическое тело Христа Бога – Небесная Торжествующая и Земная Православная, Воинствующая – едино празднуют Воскресение Господне!

Именно в этот день, в Великую Субботу сходит Святой Свет – Благодатный Огонь, зажигая лампады и свечи собравшихся на Гробе Господнем в Иерусалиме.

Для нас православных, это чудо неоспоримо – это Предание Церкви! Для нас понятно, почему именно в этот день православной пасхалии, в день Великой Субботы, по молитвам именно православного Иерусалимского Патриарха обретается такая великая милость Божия, как Благодатный Огонь!

Однако для человека от мiра сего, человека-язычника, который уже поздравил знакомых католиков с пасхой, который в Instagram исповедовал широту взглядов и кроссгендерную свободу половых отношений, который уже сходил и освятил вербы в православном храме и разместил фото с вербой для своих подписчиков, который проживает Страстную неделю также праздно, как и все остальные, но придёт освящать куличи и обязательно широко отметит русскую Пасху – для него вопрос Благодатного Огня не так принципиален: «ну есть и есть» – он весь погружён в свои, земные дела. Но, в чудеса он верит!

Для человека-язычника, в чьем личном пантеоне Христос занимает порой высокое и почетное место, у кого все помыслы о земном – для него всё чудесное, магическое интересно и привлекательно. Он готов поверить в чудо, он ждёт чудес. Ему не важен источник, не важна Истина – ему важно удивление, и величие творящего – он скажет ему: «Осанна!». Он с радостью примет любого творящего чудо, чтобы получить чего желает, дождётся своего кумира, который «еще ближе, …  и уже здесь, при дверех». «И падый на камени сем сокрушится, а на немже падет, сотрыет и» (Мф. 21: 44).

Без креста, нет Пасхи! Понимание этого, этот взгляд на мiр, можно ожидать от человека считающего себя православным христианином.

Но вот, к сожалению, именно от православных, от мiрян и даже тех, которые в сане, в эти святые дни, можно услышать сомнения в чуде от Бога, сомнения в чуде схождении Святого Благодатного Огня: «вряд ли, скорее всего зажигают сами…», «может раньше и было чудо, но не то сейчас время».

Откуда берётся такой приземленный, исключительно материалистический, антихристианский взгляд на мiр в православной среде, отрицающий чудеса Божии? Думаю, корни его лежат глубоко, на мiровоззренческом уровне подобных «православных», в иудеохристианском ядре своей сути, отрицающих Христа и Его Светлое Воскресение!

«Горе же человеку тому, имже Сын Человеческий предастся, добро бы было ему, аще не бы родился человек той» (Мф. 26:24). 

Для них процитируем Константинопольский собор 1076 г.: «Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму – анафема».

Вообще, первое схождения Благодатного Огня явилось в день и час Воскресения Христова в 33 году по Р.Х.!

«Во время оно, во едину от суббот Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба. Течеубо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егожелюбляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаста же оба вкупе, и другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу, и приник виде ризы лежащя, обаче не вниде» (Ин. 20: 1-6).

Как под покровом темноты Петр и Иоанн могли увидеть внутри гроба пелены, которыми было окутано тело Иисуса? Тем более Иоанн, который вообще не вошел во гроб? Ответ на этот вопрос дает святитель Григорий Нисский в своем слове «О Воскресении Иисуса Христа». Он указывает, что тот, кто последовал за апостолом Петром в ту ночь, поверил в Воскресение, ибо гроб Господень залился Светом, который был ощутим как духовно, так и физически: «Увидев, бывшие с Петром уверовали... ибо гроб был полон Света, так что хотя и ночь еще была, однако двумя образами видели то, что внутри, - чувственно и духовно».

Святой Иоанн Дамаскин также подчеркивает, что апостол Петр изумился, увидев Свет во гробе Господнем: «Скорый Петр предста ко гробу и, Свет зря во гробе, ужасашеся». В своем творении «Слово на Великую Субботу» он также указывает, что Свет, воссиявший на гробе Господнем в ту ночь, был Светом нетварным Божественного Создателя, как во время Преображения Христа на горе Фавор. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Этот блистающий светоносный день Святого Воскресения, когда нетварный Свет ощутимо для зрения из гроба исходит как Жених прекрасный красотою Воскресения».

Свет, наполняющий гробницу Иисуса Христа в час Его Воскресения, – это нетварный Свет нетварного Бога Троицы. Однако, какая связь существует между нетварным Светом и неугасимой лампадой, а также связками свечей, которые держит Патриарх во время священнодействия Великой Субботы?

Бывший декан богословского факультета Афинского университета протопресвитер Георгий Металлинос в частной беседе по данному вопросу сообщил автору следующее: «Свет нетварный – это блистание, исходящее от Гроба Господня. Свет этот невидим и нетварен. Далее, так как связки свечей в руках Патриарха уже зажжены (этим светом - прим. А.Т.), свет становится тварным. То есть причиной вспышки света и возгорания свечей в руках Патриарха является Свет нетварный. Однако пламя его свечей, к которому можно прикоснуться, является тварным светом. И поскольку это пламя обладает поначалу благодатью нетварного Света, оно не обжигает» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.

Однако возможно ли, чтобы в наши дни этот Свет нетварный видели все присутствующие и даже неверующие? Профессор богословского факультета Салоникского университета имени Аристотеля, протопресвитер Феодор Зисис, так ответил на этот вопрос: «И сегодня Свет нетварный видят не все, но многие из тех, кто присутствует на священнодействии. Разумеется, все видят тварные плоды изначальной нетварной энергии Святого Света. А именно: передачу из рук в руки верующими Святого Света, который в течение нескольких минут из нетварного становится тварным. Свет нетварный преимущественно видят совершенные, однако дозволяет Бог некоторое лицезрение и несовершенным, даже неверующим, чтобы пришли они ко спасению. Первое явление чуда Святого нетварного Света происходит в тот момент, когда Иисус Христос возвращается из мира мертвых, чтобы прославиться через Воскресение Свое в непостижимом и неприступном Свете. Тот же Свет заливает Святой Гроб каждый год во время священнодействия Великой Субботы». 

Интересно, что примерно с IX по XV века само священнодейство происходило иначе чем сейчас: гроб Господень был опечатан и патриарх молился снаружи до тех пор, пока не сходил Благодатный Огонь. «Согласно письменным источникам, относящимся к первым векам описания чуда, с IX до конца XV в., в то время, когда Святой Свет сходил с небес, Гроб был пуст. Тогда вход в гробницу был запечатан воском, подобно тому как это делали римские стражники, и греческий Патриарх находился вне Гроба Господня, недалеко от входа, молясь Иисусу Христу» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.

«То есть примерно на протяжении шести веков вовремя свершения чуда, в момент возгорания лампады внутри Гроба Господня, в гробнице никого не было! Патриарх совершал установленные молитвы, находясьза пределами Гроба Господня, на виду у множества людей. Когда Святой Свет сходил с неба, появлялись сине-белы блики, рассеивающиеся по помещению. Кроме того, в тот же час возгоралась и неугасимая лампада, освещая Гроб Господень изнутри. Этот Свет, как следует из свидетельств, был ясно различим сквозь решетки и балюстраду у входа в Кувуклию!

Так, внутреннее помещение абсолютно темной и пустой Кувуклии внезапно освещалось не только пламенем лампады, но и Светом, исходящим от самого камня Гроба. Тогда мусульманский правитель города, владевший ключами от Кувуклии, отпирал Гроб для Патриарха, который зажигал свои свечи от лампады и, выйдя наружу, раздавал Свет верующим. Часто в Кувуклию Гроба входил не Патриарх, а сам эмир, то есть мусульманский правитель Иерусалима. Это священнодействие, непрерывно повторяющееся на протяжениипочти шести веков, не оставляло места для сомнений в действительности, чуда. Поэтому мусульмане Иерусалима не только участвовали в нем, но и переносили Святой Свет в свои дома и мечети» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.

Думаю, если бы Патриарх пытался хоть как-то схитрить, обмануть, то был бы просто уничтожен мусульманским эмиром за ненадобностью. Известны исторические свидетельства, во времена, когда гроб Господень был полностью разрушен в 1009 г. Халифом Аль-Хакимом, Святой Свет сходил по молитвам верующих, прямо под отрытым небом...

В 1027 г., через шесть лет после смерти аль-Хакима, христиане продолжали присутствовать при священнодействии Святого Света в атмосфере страха и под угрозой смерти в случае несвершения чуда. Храм Воскресения был разрушен и обнесен защитной оградой, однако чудо продолжало совершаться. В который раз лампада загоралась «без помощи кого-либо из смертных», а мусульман охватывал «восторг и страх» <Харис К. Скарлакидис «Святой Свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа»>.

Исторические свидетельства и благоговения даже мусульман пред этим Чудом говорят о его несомненном Божественном происхождении.

В наше время, в интернете, есть много уже современных свидетельств этого Чуда Божия. Вот например одно из недавних, опубликованных после схождения Благодатного Огня в  2018 году. «33 свечи Святого Огня не обжигают его лицо».

Существует предание, что перед концом света не сойдет Благодатный Огонь…

Будем же мы, православные христиане, с верою проходить эти святые дни, и готовиться к Светлому Христову Воскресению, с надеждой, что и в этот раз, по милости Божией сподобимся снисхождения Святого Света в День Господень!

«Братие, оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим, и хвалимся упованием славы Божия. Не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит. Яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам» (Рим. 5: 1). Аминь.

Алексий Тропарев, публицист, Москва


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. М.Яблоков : Re: В ожидании чуда схождения Благодатного Огня
2019-04-28 в 09:32

Христос воскресе!
Конечно, наша вера не чудесах основывается (хотя Воскресение Христово есть главное чудо), но божественные чудеса укрепляют веру. А не верующий в чудо Божие, не верит и в самого Бога. Так что анафема на таковых правильно наложена отцами Константинопольского Собора. Все, кто хулят чудесное схождение Благодатного огня, находятся по церковным проклятием.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме