Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Отрекался ли Царь Николай от престола?

18.04.2019


По поводу очередного видеокомментария священника Георгия Максимова …

Священник Георгий Максимов, похоже, всерьёз взялся за царскую тематику. После полуторачасового комментария, задачей которого было развенчание личности друга Царской Семьи мученически убиенного Григория Ефимовича Распутина, и краткого дополнения, посвященного позиции Священноначалия в феврале 1917 года, 16 апреля он записал новый комментарий (на 70 с лишним минут!), посвященный отречению Николая II от престола.

Мне пришлось по просьбе читателей отреагировать на комментарий видеоблогера в сане по поводу Г.Е. Распутина, см. «Некомпетентность и передёргивание фактов». 

Новый видеокомментарий о.Георгия является полемикой с историком П.В. Мультатули и даже шире с членами общества «Двуглавый Орёл». Мне тоже позиция «орлят» представляется весьма односторонней, не способной объединить патриотическое сообщество, их назойливо провозглашаемый антисоветизм способен только оттолкнуть от организации думающую часть патриотов (по крайней мере его значительную часть). О чём мне приходилось уже писать.

Но в данном случае речь не о «Двуглавом Орле», а о важном для православного самосознания вопросе - об отречении Государя Николая II от престола и вообще о понимании нашей истории того переломного времени - февраля 1917 года. Мы эту проблему постоянно обсуждаем в публикациях РНЛ, на круглых столах. Я не раз высказывался на эту тему, поэтому решил отреагировать и на это выступление иерея Георгия Максимова, хотя напрямую меня эта дискуссия не касается - о.Георгий полемизирует с историком Петром Мультатули.

Реакцией на комментарий о.Георгия по теме «Предала ли Церковь Царя в 1917-м» со стороны «Двуглавого Орла» стала беседа с историком П.В. Мультатули, озаглавленная нарочито вызывающе - «Предал ли святого Царя-Мученика отец Георгий Максимов?». Конечно, трудно назвать такой заголовок корректным. Однако и ответный комментарий о.Георгия, к сожалению, не является образцом ведения полемики, тем более священником, тем более во время Великого поста. Постоянные издёвки, сарказм... Но это - к слову.

Что же можно сказать по существу? Видно, что на сей раз отец Георгий основательно подготовился. Он цитирует массу источников, рассказы участников трагических событий конца февраля - начала марта 1917 года, которые свидетельствуют, что отречение было, что Государь подписал Манифест об отречении. И каждый раз о.Георгий даёт простор своему сарказму в адрес П.В. Мультатули, который, как известно, отрицает факт отречения, считает Манифест подделкой, о чём даже написал книгу «Николай II. Отречение, которого не было» (М., 2010). 

Я должен сразу признаться, что я тоже не согласен с позицией П.В. Мультатули по вопросу отречения, полемизировал не раз с ним и его сторонниками на эту тему. Я даже согласен с отцом Георгием, что позиция Мультатули и его сторонников выглядит двусмысленной. Утверждая, что Царь не подписывал документ, названный «Манифестом об отречении», что подпись Государя и подпись министра Двора барона Фредерикса подделаны, Пётр Валентинович и его последователи, которых немало в церковной среде, в том числе и среди священнослужителей, вольно или невольно представляют Императора в ложном свете. Получается, Государь знал, что его подпись под таким важным для государства документом подделана, и никому об этом не сказал, т.е. обманывал общество? Мультатули говорит, что тогда не было честных СМИ, которые бы правду опубликовали.

Но ведь, находясь в заключении в Царском Селе и в Тобольске, Государь и Государыня общались с большим количеством людей, многие из которых уцелели в мясорубке гражданской войны и эмигрировали. В своих воспоминаниях, которые многие из них оставили, они могли бы рассказать об этой тайне, о том, что Манифест - подделка. Но ничего подобного мы не видим. Значит Государь ничего подобного им не говорил.

Более того, к тем аргументам, которые привёл о.Георгий в пользу того, что отречение действительно имело место, я бы добавил телеграмму, которую Государь послал своему брату после отречения и которая начиналась словами «Ваше Императорское Величество». Ясно, что Государь понимал, какой шаг он предпринял и какой документ он подписал.

Получается, что отец Георгий прав? И да и нет. Он прав в опровержении аргументов П.В. Мультатули, которые, действительно, выглядят весьма слабыми и противоречащими исторической реальности. Однако, критикуя Мультатули, о. Георгий защищает не менее ложную версию событий февраля, которая сводится к добровольности отречения Государя от престола, а значит к законности произошедшего в конце февраля 1917 года беззакония. 

Конечная цель, которую преследует о.Георгий вроде даже и выглядит благородно, - он стремится оправдать действия членов Святейшего Синода в конце февраля - начале марта. Странная позиция, почему-то никому в голову не приходит опровергать, что Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, и это не мешает нам почитать Первоверховного Апостола. Почему же мы не можем допустить отречения от Помазанника Божия будущих Новомучеников и Исповедников Российских? Но отец Георгий грозно предупреждает, что все, кто критикует действия архиереев в феврале 1917 года, должны каяться в клевете на Новомучеников.

Впрочем, «защищая честь Государя от интерпретаций Мультатули» сам отец Георгий выступает отнюдь не с безупречных позиций. Видно по монтажу видеоролика, что он записывал свой комментарий долго, возможно, в течение нескольких дней, добавляя туда новые сюжеты. Тут не мудрено утерять логику повествования. Так отец Георгий не без пафоса заявляет, что он любит Государя и своим отношением даёт пример того, как можно это делать, в тоже время трезво признавая некоторые ошибки его политики и не впадая в крайности. Между тем, в видеокомментарии есть, видимо, позже записанные вставки, где он сравнивает поведение Николая II с поведением Императора Павла Петровича, отказавшегося, как предполагают, перед смертью подписать отречение, норвежского короля Хакана, отказавшегося вступать в переговоры с Гитлером, - всё это выглядит вовсе не как попытка защитить честь государя, а как самая настоящая дискредитация Императора Николая II. Иными словами, отец Георгий грешит тем же, в чём обличает своего оппонента - клеветой на Новомученика Государя Императора Николая Александровича.

И всё ради того, чтобы доказать свою сомнительную версию «добровольности отречения». 

Кстати, о.Георгий в своём комментарии обличает П.В. Мультатули за то, что он не представляет читателю всю полноту источников, игнорирует те свидетельства, которые противоречат его версии. Однако сам ... поступает ровно таким же образом. К примеру, он не упоминает о том, что вышла книга протоиерея Георгия Вахромеева «Подвиг Царского служения» (М., 2017), где он много внимания уделяет вопросу отречения и отстаивает тезис, что отречения не было. Предисловие к книге написал доктор богословия, председатель Синодальной Богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов). Понятно, что нашему видеоблогеру сподручнее полемизировать не с маститым протоиереем и выдающимся современным церковным учёным митрополитом Константином, а с П.В. Мультатули. Тут и поёрничать можно, и в сарказме потренироваться. В споре с протоиереем Георгием Вахромеевым наш видеоблогер не выглядел бы столь убедительно. Правда, позиция отца Георгия Вахромеева всё же отличается от позиции П.В. Мультатули, - он предлагает, прежде всего, духовную интерпретацию сути событий февраля-марта 1917 года. Но упомянуть иерею Георгию Максимову эту книгу стоило бы, коль он противопоставляет себя Мультатули как объективного исследователя.

Далее. В минувшем году вышла книга доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования М.Н. Кузнецова и историка права, кандидата исторических и юридических наук Г.П. Шайряна с говорящим названием «Отречение, которого не было... Останки, которых нет... Где искать наследника Престола... Правовая оценка фактов и документов» (М., 2018). Отец Георгий не поленился раскопать малодоступные широкому читателю книги правоведов дореволюционной России, которые истолковывают правовые аспекты вопроса об отречении, но почему-то обошёл стороной книгу, доступную современному читателю, подготовленную известными православными экспертами-правоведами. Почему? Потому что она противоречит его концепции? Или по незнанию предмета? Непонятно. 

Наконец, есть весьма серьёзные работы петербургского историка М.М. Сафонова, в частности, рекомендовал бы отцу Георгию обратить внимание на его статью «"Манифест подписан. Передача задержана снятием дубликата". Документальные свидетельства Первой мировой войны (ж. «Вестник архивиста», 2015). О так называемом «Манифесте об отречении» автор пишет следующее: «По своей форме это очень странный документ. Он не являлся ни актом, ни манифестом, ни телеграммой. "Акт отречения" был создан в Пскове прибывшими из Петрограда А.И. Гучковым, В.В. Шульгиным и начальником штаба Северного фронта генералом Ю.Н. Даниловым. Несомненно, Николай II подписал какой-то абдикационный документ, не соблюдая принятые формы. Император пытался спасти свою семью и рассчитывал на то, что в изменившихся условиях этот незаконный акт впоследствии может быть дезавуирован. Но Гучков, Шульгин и Данилов, манипулируя текстом, придали ему форму торжественного акта и выдали его за подлинный. Сфабрикованный таким образом документ сыграл важнейшую роль в истории России. Он поставил последнюю точку в правлении династии Романовых и ознаменовал собой гибель монархии в России. Вместо "пути победы" он привел к развалу Российской империи и, в конечном итоге, поставил крест на ее наметившихся геополитических перспективах».

Позиция М.М. Сафонова мне наиболее близка. Примерно в таком же ключе я рассматриваю события конца февраля 1917 года, о чём приходилось и раньше писать и говорить. Поэтому мысль отца Георгия Максимова, что в вопросе об отречении есть две позиции. Позиция П.В. Мультатули и других авторов, утверждающих, что Государь ничего не подписывал, что документ об отречении сфальсифицирован, а подпись Государя подделана. Вторую позицию озвучил сам отец Георгий, хотя она принадлежит не ему, а тем, кто организовал государственный переворот и само отречение. Суть её состоит в том, что отречение было вынужденным из-за беспорядков в столице, Государь подписал его добровольно, поняв, что другого выхода нет, что Временное правительство было легитимным органом, повиноваться которому призвали и Николай Александрович и Михаил Александрович, а значит, добавляет уже от себя о. Георгий, никакой вины на членах Святейшего Синода в том, что они не выступили в защиту монархии, нет.

На мой взгляд, обе эти позиции ошибочные, неверно представляют события рокового февраля 1917 года. Предлагаю кратко свою версию тех трагических событий. Моя главная мысль состоит в том, что, подписывая документ, который получил название «Манифеста об отречении», Царь боролся с заговорщиками. Других способ борьбы у него, увы, не было.

Государь, несомненно, оказался в ловушке в штабе Северного фронта. Ловушка эта была рукотворной. Напомню, что Государь выехал в Ставку из Царского Села 23 февраля, хотя ехать не собирался, поскольку необходимости его пребывания в Могилёве не было. А тут тяжело заболели корью дети, в том числе Наследник. Но накануне к нему приехал брат Великий князь Михаил Александрович и что-то такое ему сказал, из-за чего Государь срочно собрался ехать в Ставку. Кто подговорил Великого князя приехать к брату и что он сообщил ему, загадка. Но, вероятно, речь могла идти о недовольстве в Ставке его долгим отсутствием - с 21 декабря 1916 года (после получения известия об убийстве Г.Е. Распутина). Как только Государь покинул столицу в ней начались забастовки, переросшие в солдатский бунт. 

Когда Государь наконец понял, что ситуация в столице очень серьёзная (поначалу ему и не сообщали о беспорядках), он отдал распоряжение отправить войска с фронта для подавления бунта в Петрограде, а сам отправился на поезде в Царское Село. Однако ещё 28 февраля инженер и олигарх А.А. Бубликов (как предполагают, высокопоставленный масон) получил от председателя Госдумы М.В. Родзянко (которому, как бывшему кавалергарду, Царь доверял) документ на захват Министерства путей сообщения. Захватить Министерство Бубликову помогали не только вооруженные взбунтовавшиеся солдаты, но и тот самый профессор Ю.В. Ломоносов, который как раз организовал публикацию того самого документа, который получил название «Манифеста об отречении» в газетах. Этот самый Ломоносов, которого столь доверчиво цитирует о.Георгий как авторитетного свидетеля, был не только профессором, но и матёрым террористом, который вместе с «учёным террористом» Л.Б. Красиным еще в 1905 году руководил изготовлением бомб. Бубликов, описывая, как они захватили Министерство, приводит не без удовольствия эпизод, когда один из служащих возмутился беззаконием, но тут же умолк, увидев направленный на него револьвер в руках Ломоносова. Чем не бандитизм?! А ведь никакого отречения ещё не было!

Бубликов с Ломоносовым разослали по всем железным дорогам извещение, что власть в Петрограде перешла в руки Государственной Думы, которой и нужно теперь подчиняться. Именно телеграмма Бубликова испугала генерала Иванова, который вёл войска с фронта для подавления бунта, и он так и не вошёл в Петроград. Именно Бубликов и Ломоносов сообщили на станцию Вишера информацию, что станция Любань захвачена отрядом революционеров. В результате Император, так и не доехав до Царского Села, принял решение отправиться в штаб Северного фронта, которым командовал генерал-адъютант Н.В. Рузский, который из-за провалов в 1915 году покинул пост командующего, но затем лично Государем был возвращён на должность командующего фронтом. К сожалению, тогда контрразведка еще только создавалась, и Государь не знал, что генерал Рузский - один из активных заговорщиков. Его брат был видным масоном, а начальником штаба фронта у него долгое время был брат известного революционера генерал М.Д. Бонч-Бруевич. Зато, весьма вероятно, знали это Бубликов с Ломоносовым.

Попытки отца Георгия представить дело так, что в штабе Северного фронта Государь не был в ловушке (в его распоряжении, мол, было два поезда свиты) могут вызвать только недоумение. В штабе Рузского началось принуждение Императора к отречению. Ключевое значение в этом сыграли два факта. Первый - телеграммы командующих фронтами и флотами, которые все как один («коленопреклоненно», «со слезами и рыданиями») предлагали Царю отречься от престола. Было две телеграммы, в которых выражались верноподданнические чувства и готовность умереть за Царя - командующего отдельным 3-м корпусом графа Ф.А. Келлера и командующего Императорской гвардейской кавалерией хана Гусейна Нахичеванского, но их Императору не показали, чтобы деморализовать его и подавить волю к сопротивлению. Примечательно, что из всех высших генералов и адмиралов только два иноверца и инородца готовы были защищать Помазанника Божия, а все православные русские военачальники предали Царя. Это один из ярких символов русской катастрофы 1917 года!

Второй ключевой факт в принуждении Государя к отречению - долгий разговор с ним генерала Рузского. Точнее, разговоров было, судя по всему, два, - сначала Рузский требовал согласия на «ответственное министерство», т.е. отказа от самодержавия, а потом отречения от престола. Графиня Клейнмихель со слов графа Фредерикса даже сообщала, что Рузский чуть ли не силой заставлял Государя подписать бумагу, кричал: «Решайтесь». Любопытно, что Рузский выступал тут как русский националист. Так на замечание Фредерикса, что так не подобает вести себя с Государем, он нагло заявил старому генералу, что тому тут вообще не место, а то, мол, Царь окружил себя остзейскими баронами, а природным русским нет дороги.

Чем мог шантажировать Царя Рузский легко догадаться, - Императрица и больные дети могли стать заложниками в руках заговорщиков, и Царь не смог бы ничего сделать для их спасения. Кстати, Рузский был единственным человеком, которого Государь даже по прошествии нескольких месяцев, имея можно сказать ангельское смирение, так и не смог простить (об этом рассказывал доктор В.Н. Деревенко).

В условиях тотального предательства генералитета, сановников и политиков что оставалось делать Государю? Он искал хоть какие-то силы, готовые сопротивляться. И не находил. Убеждал Рузского, что только самодержавие может удержать Россию от падения. Напрасно. Напоминал, что он давал клятву старообрядцам. Видимо, это вызывало только смех, поскольку в рядах масонов-организаторов заговора было немало выходцев из старообрядческих семей - Гучков, Коновалов, Терещенко, Рябушинские.

Государь всё-таки надеялся, что не все представители правящего класса - предатели, что среди них остались верноподданные. Поэтому он решил бороться другими методами. Он согласился на отречение, но оформил документ нарочито неправильным образом. Отсюда эти нестыковки, порождающие нынешние споры: вроде Манифест, а написан в форме телеграммы Начальнику штаба Ставки, подписан карандашом. Царю надо было вырваться из западни, он надеялся на верноподданнические чувства элиты и народа. В конце концов, существовали центральные органы управления - Государственный Совет, Правительствующий Сенат, Святейший Синод, которые должны были вмешаться, потребовать встречи с Царем. Но, никто не вмешался, ничего не потребовал, все закрыли глаза на очевидное государственное преступление...

Кстати, как средство борьбы Царя с заговорщиками надо понимать и его решение отречься за себя и за сына. Во-первых, это должно было вызвать недоумение не только у государственных служащих, но и всех верноподданных, заставить задуматься, что тут что-то неладное. А во-вторых, все ведь понимали, что брат Государя Михаил Александрович был женат морганатическим браком, и его потомки не имели права на престол по законам Российской Империи. Видимо, Государь надеялся, что после восстановления спокойствия в стране и после кончины его брата, в условиях династического кризиса власть всё равно перейдёт к его сыну... Заговорщики и революционеры мыслили иными категориями.

Поэтому утверждение о.Георгия, что есть два взгляда на проблему отречения: тот, который предлагает П.В. Мультатули, что отречения не было, т.е. неправильный, и, который предлагает он, что отречение было добровольным, т.е. правильный, - это явное упрощение проблемы. 

В заключение хочу привести еще одну цитату упомянутого историка М.М. Сафонова: «По всей видимости, подписывая черновик переделанного текста манифеста, Николай, прекрасно сознавал, что такая бумага не имеет юридической силы, и в дальнейшем может быть оспорена, потому что надлежащим образом не оформлена. Чувствуя себя как мышь в западне, последний самодержец стремился выиграть время. Царь объявил о своей готовности отречься, тем не менее, он не собирался расставаться с властью, а лишь искал способов сохранить ее и спасти свою семью. Поэтому он был готов подписать документ, который при изменившихся обстоятельствах легко мог быть оспорен как юридически несостоятельный».

Оказалось, что оспаривать было негде и некому. Никто в этом не был заинтересован. В том числе и члены Святейшего Правительствующего Синода. Кстати, насчет того, что архиереи просто были поставлены перед фактом государственного переворота и вынуждены были смириться с новой властью, советую отцу Георгию получше изучить документы того времени. Тогда он узнает и об отказе Святейшего Синода выпустить специальное обращение к забастовщикам и бунтующим прекратить участие в забастовках и актах неповиновения власти (католики, кстати, такое обращение выпустили, хотя неизвестно повлияло ли оно на католиков-бунтовщиков). А ведь шёл Великий пост. Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов приводит ответ Первоприсутствующего члена Синода будущего священномученика Владимира (Богоявленского) на его просьбу обратиться к народу с призывом о прекращении беспорядков. 

Узнает тогда отец Георгий и об участии архиереев в торжественных богослужениях по случаю «получения народом свободы». Такое было, к примеру, в Олонецкой епархии. Торжественно, в красных пасхальных облачениях... А ведь шла Крестопоклонная неделя Великого поста. Может отец Георгий представить, чтобы такое беззаконие происходило сегодня в нашей Церкви?!

Словом, надо, как говорит известный юморист, тщательнее изучать вопрос. А уже потом предлагать свои суждения публике...

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 137

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

137. Влад.Атласов : Ответ на 128., немонархистъ:
2019-05-03 в 18:46

В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император.



У лютеран главой церкви является правитель государства.И что?
136. Инна Михайловна : Ответ на 135., Сергей Швецов:
2019-05-03 в 14:12

А что Церковь считает, что было отречение?"Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными.В качестве внешних факторов, вызвавших к жизни Акт об отречении, которые имели место в политической жизни России, следует выделить прежде всего резкое обострение социально-политической ситуации в Петрограде в феврале 1917 г., неспособность правительства контролировать положение в столице, распространившееся в широких слоях общества убеждение в необходимости жестких конституционных ограничений монархической власти, настоятельное требование Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко отречения Императора Николая II от власти во имя предотвращения внутриполитического хаоса в условиях ведения Россией широкомасштабной войны, почти единодушную поддержку, оказанную высшими представителями российского генералитета требованию Председателя Государственной Думы. Следует отметить также, что Акт об отречении был принят Императором Николаем II под давлением резко изменявшихся политических обстоятельств в чрезвычайно короткий срок.Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора."http://www.patriarch....db/text/422558.html



Такой же подвиг, как и подвиг св.блг.Князей Бориса и Глеба.
135. Сергей Швецов : Ответ на 133., Дмитрий-1:
2019-05-03 в 11:13

А что Церковь считает, что было отречение?

"Характерное для некоторых противников канонизации Императора Николая II стремление представить его отречение от Престола как церковно-каноническое преступление, подобное отказу представителя церковной иерархии от священного сана, не может быть признано имеющим сколько-нибудь серьёзные основания. Канонический статус миропомазанного на Царство православного государя не был определён в церковных канонах. Поэтому попытки обнаружить состав некоего церковно-канонического преступления в отречении Императора Николая II от власти представляются несостоятельными.

В качестве внешних факторов, вызвавших к жизни Акт об отречении, которые имели место в политической жизни России, следует выделить прежде всего резкое обострение социально-политической ситуации в Петрограде в феврале 1917 г., неспособность правительства контролировать положение в столице, распространившееся в широких слоях общества убеждение в необходимости жестких конституционных ограничений монархической власти, настоятельное требование Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко отречения Императора Николая II от власти во имя предотвращения внутриполитического хаоса в условиях ведения Россией широкомасштабной войны, почти единодушную поддержку, оказанную высшими представителями российского генералитета требованию Председателя Государственной Думы. Следует отметить также, что Акт об отречении был принят Императором Николаем II под давлением резко изменявшихся политических обстоятельств в чрезвычайно короткий срок.

Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.

Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.

Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора."
http://www.patriarch...db/text/422558.html
134. Влад.Атласов : Немонархист
2019-04-30 в 22:15

#Крайний монархизм, царебожие плотно смыкается с язычеством. #

Что такое царебожие я не знаю,а вот монархизм,тем более крайний,никак НЕ смыкается с язычеством.

Шульгин говорил - правее меня только стена(или ограждение?) в Думе.И что?
И волынцы( или волыняне) монархисты каких нигде ,наверное ,в империи не было ,смыкались поэтому с чем-то там из язычества?Вот я монархист правый и что языческого тут?
133. Дмитрий-1 : 62. Ответ на: 62. Закатов : Re: Отрекался ли Царь Николай от престола?
2019-04-30 в 21:37

"Отрицание факта отречения св. Императора Николая II - совершенно ненаучная, противоречащая комплексу исторических источников эпатажная конспирологическая теория, вводящая людей в заблуждение и имеющая очень вредные духовные последствия".
А какие исторические источники подтверждают факт отречения? А исторических источников, указывающих на сомнение в факте отречения, нет? Существует ли подлинник манифеста об отречении государя? Где он находится?
Сам факт существования и по сей день споров по этой теме, даже в научных кругах, говорит о том, что не все так однозначно. Ибо если бы у исторической науки были неопровержимые данные подтверждающие отречение государя тема была бы закрыта. Но в том-то и трудность, что таких данных, видимо, нет. Поэтому отрицание, навязываемого десятилетиями, "факта" отречения это как раз-таки нормальная реакция нормального человека на конкретную историческую проблему, касающуюся судьбы его Родины, в условиях отсутствия исчерпывающих доказательств со стороны научного сообщества.

На счет конспирологии. А вы разве не знаете, что существовал заговор против государя Николая II среди части зарубежных и российской элит? И что их представители состояли в масонских ложах? Вот этому как раз-таки есть документальные подтверждения в виде дневников, воспоминаний, распоряжений и прочего материала.

В заключении о вашей фразе, что "Святая Церковь не сочла отречение препятствием для канонизации Государя".
А что Церковь считает, что было отречение? Разве Поместный Собор, Святейший Патриарх или Священный Синод выносили какое-то церковное суждение по этому поводу? Употребляя фразу "Святая Церковь", вы кого или что имеете в виду?
132. Даневский Саша : Ответ на 122., Сергей Швецов:
2019-04-29 в 08:32

письмо свт.Игнатия (Брянчанинов) Н.Н.Муравьеву-КарскомуСтандартный образец монархического сознания, нормальный для 1849 года, когда было писано письмо. Иметь такое сознание сейчас - это из области психопатологии.



Лучше иметь такой образец сознания и пусть считают психом, чем быть тупицей.
131. Сергей Швецов : Ответ на 130., М.Яблоков:
2019-04-28 в 20:02

Христос воскрес, Михалыч.
130. М.Яблоков : Ответ на 127., немонархистъ:
2019-04-28 в 14:48

Если вы не монархист, то вы и не христианин.
129. М.Яблоков : Ответ на 127., немонархистъ:
2019-04-28 в 14:46

“многие христиане понесли мученичество именно за непризнание и отказ поклонится правителям”

Это что за бред? Мученики отказывались поклоняться идолам! Вы хотя бы житие кн. Михаила Тверского почитайте, прежде чем всякую хулу на мучеников возводить.
128. немонархистъ : Император-руководитель 2 церквей?
2019-04-24 в 01:36

В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России (ЕЛЦР), которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император.
127. немонархистъ : Re: Отрекался ли Царь Николай от престола?
2019-04-24 в 01:30

В язычестве часто считали царей богами. Известные факты, в частности в Римской империи. И ведь многие христиане понесли мученичество именно за непризнание и отказ поклонится правителям. Фараон считался богом. Крайний монархизм, царебожие плотно смыкается с язычеством. И можно задаться вопросом, почему старообрядцы, латыши, рабочие, составляли значительную часть революционеров.Кстати помазывали при коронации не только царя, но и царицу.А церковь начиная с Петра стала придатком государоства, министерством почти, по протестанскому обычаю. И ни один император не вернул патриаршество,хотя Николай2 и подумывал и работа велась, но до дела не дошло.
126. Владимир Юрганов : Ответ на 35., М.Яблоков:
2019-04-23 в 18:23

Главное - помнить, что убили царя именно коммунисты, а не февралисты.Совершенно верно. Как и всех прочих Новомучеников.


Главное помнить, что свергли его февралисты. И сейчас у власти они же. цареборцы и их приспешники.
125. Влад.Атласов : Ответ на 122., Сергей Швецов:
2019-04-22 в 06:29

письмо свт.Игнатия (Брянчанинов) Н.Н.Муравьеву-КарскомуСтандартный образец монархического сознания, нормальный для 1849 года, когда было писано письмо. Иметь такое сознание сейчас - это из области психопатологии.



Это психопатией выглядит для нехристианина.
"Дитя вечности ,не угождай духу века сего".
Христианин ,как и Христос не меняется во времени.
124. М.Яблоков : Ответ на 120., р.Б. Алексий:
2019-04-21 в 23:28

Анархист, что п-ст. Прости Господи.
123. Сергей Швецов : Ответ на 118., М.Яблоков:
2019-04-21 в 22:16

Греки не подстраивают богослужебные тексты под политический момент.


Конечно. Эти эстеты за любую ересь ухватятся, если она хорошо зарифмована. Этот тропарь почти что рэп, там одно сплошное рифмоплетство:
Сосон-лаон-эвлогисон-варварон-филатон... Четыре рифмы! Естественно они менять ничего не будут. А богословие для них дело десятое. Я же говорю - царю своему они пинка под зад дали, всего-то 50 лет назад, и при том дважды. И церковь греческая ни словом не вякнула. А на Кипре вообще архиерей однажды президентствовал.
122. Сергей Швецов : Ответ на 120., р.Б. Алексий:
2019-04-21 в 22:05

письмо свт.Игнатия (Брянчанинов) Н.Н.Муравьеву-Карскому

Стандартный образец монархического сознания, нормальный для 1849 года, когда было писано письмо. Иметь такое сознание сейчас - это из области психопатологии.
121. Ник Ликашин : Ответ на 117., Сергей Швецов:
2019-04-21 в 20:27

Когда Ликашин не соображает


Ля-ля тополя: Старик ну это жизнь такая, да это не жизнь такая, это мы её такой делаем.
Хорошо, «видите ли Юрий», в Синодальном Ин. 1 : 1 понятие «в начале» это АОРИСТ , а «искони» в древнерусских текстах предполагает, что некогда совершившееся событие существует вечно. Согласитесь, это меняет смыслы…
120. р.Б. Алексий : Ответ на 117., Сергей Швецов:
2019-04-21 в 20:02

Все правильно, Михаил!Когда Ликашин не соображает, что в к.105 не текст Яблокова, а копипаст, это элементарно объясняется тем, что Ликашин в вечном штопоре. Но Вы вроде бы не пьяны... Вы просто глупый, что ли?




Глупый-не глупый, а церковный чин от светского мероприятия отличить могу.

Вот ещё один копипаст, это не мой текст, а письмо свт.Игнатия (Брянчанинов) Н.Н.Муравьеву-Карскому :
"
В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых. Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична Римлянину; а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому Христианину. Христианская вера порождает героев, сказал герой Суворов – и постоянных героев, а не минутных. Российская история представляет единственный пример Христианского мученичества: многие Русские – не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья – приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю: потому что у Русского по свойству восточного Православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединена воедино. Русский Царь может сказать о себе то, что сказал о себе Святый Царь Израильский Пророк Давид: «Бог... покаряяй люди моя под мя" (Пс.17:48)."

И что бы проникнуться таким духом, русским духом, не ум нужен, а сердце.
119. Влад.Атласов : Р.Б.Алексию
2019-04-21 в 19:36

В дополнение.
Есть такая русская поговорка с отрицательным смыслом _"Без царя в голове".
118. М.Яблоков : Ответ на 114., р.Б. Алексий:
2019-04-21 в 19:25

«Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Я только так читаю. Остальное все ложь и лукавство. Однако следует признать, что Болгарская и Сербская Церкви тоже излукавились в этом вопросе...

Так же и кондак Кресту, и кондак празднику Сретения. Греки не подстраивают богослужебные тексты под политический момент.
117. Сергей Швецов : Ответ на 114., р.Б. Алексий:
2019-04-21 в 19:04

Все правильно, Михаил!


Когда Ликашин не соображает, что в к.105 не текст Яблокова, а копипаст, это элементарно объясняется тем, что Ликашин в вечном штопоре. Но Вы вроде бы не пьяны... Вы просто глупый, что ли?
116. М.Яблоков : Ответ на 114., р.Б. Алексий:
2019-04-21 в 18:58

«В утренних молитвах всегда читаю этот тропарь Кресту так как его и должно читать. Молиться за Царя ( ныне за восстановление царской самодержавной власти) - обязанность православных христиан, даже если Царь сейчас и не на престоле, потому что в руце Божией Царь есть всегда.»

Совершенно верно!
115. Ник Ликашин : Ответ на 109., М.Яблоков:
2019-04-21 в 18:28

Это вы о чем?


Если не понимаете о чем, то и не понимаете что написали в своем блестящем комментарии № 105. Может быть я что-то не понимаю, простите. Вы этим каментом поднялись на беспрецедентный уровень богословия!
114. р.Б. Алексий : Ответ на 105., М.Яблоков:
2019-04-21 в 18:19

Толкование тропаря Кресту (молитвы за Отечество).Во-первых, посмотрим как читали эту молитву, когда Россия была Православным государством и на Престоле был Царь Николай Второй. В молитвослове 1912 года эта молитва читается так:«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». То есть, это молитва за царя. При этом в молитвослове разъясняются следующие моменты: слово «достояние» толкуется как «наследие», слова «Твое жительство» - как «Твой народ», слово «благоверному» - как «Православному». В сноске поясняется, что слово «жительство» равно слову «жителей», как, например, слово «крестьянство» равно слову «крестьяне». Сейчас часто при чтении этого тропаря в России не упоминается о царе, но это неправильно, так как серьёзно меняется суть молитвы. Согласно решениям Земского Собора русского народа от 1613 года, законным правителем в России до конца веков является только Православный царь. Конечно, сейчас в России нет царя, и неизвестно как и откуда он может появиться. Однако, есть некоторые пророчества, что в России Православный царь ещё будет. В связи с этим следует просить Господа даровать победы на врагов будущему, то есть грядущему Православному царю.Этот тропарь переведён на церковно-славянский язык с языка времён Византийской Империи, который более близок к древнегреческому, чем к современному греческому. В Греческой Церкви эту молитву читают так:«Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα» (Сосон, Кирие, тон лаон су ке эвлогисон тин клирономиан су, никас тис Василевси ката варварон доруменос ке то сон филатон дья Ставру су политевма) . Слова «σῶσον» и «εὐλόγησον» - это глаголы в повелительном наклонении, образованные от формы прошедшего времени — аориста, они обозначают совершенное однократное действие, их значение - «спаси» и «благослови» соответственно. Слово «Κύριε» переводится как «Господи», это звательный падеж, который отсутствует в современном русском языке, но существует в церковно-славянском, как пример можно привести обращение к священнику: «Отче!». Словосочетания «τὸν λαόν σου» и «τὴν κληρονομίαν σου» - это пример винительного падежа, они отвечают на вопрос «кого? что?» и означают соответственно «народ Твой» и «наследие Твое». Словосочетание «νίκας τοῖς Βασιλεῦσι» - это пример дательного падежа, отвечающего на вопрос «кому?чему?», который отсутствует в современном греческом языке, но существует в древнегреческом и византийском языках, причём это множественное число и это переводится как «победы Царям». Это важное замечание, то есть здесь прямо указывается, что это молитва за царей или царя. Греки называли врагов-инородцев варварами, в церковно-славянском языке враги именуются сопротивными, то есть противниками. Словосочетание «νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος» переводится как «победы царям против варваров (противников) даруя». Слово «φυλάττω» в древнегреческом языке означает «сторожить, охранять», то есть словосочетание «τὸ σὸν φυλάττων» переводится как «Твое сохраняя» и это опять пример винительного падежа. Слова «διὰ τοῦ Σταυροῦ σου» переводятся как «с помощью Креста Твоего», это пример родительного падежа, но в тропаре на церковно-славянском языке эти слова передаются по-другому: «Крестом Твоим», смысл от этого не меняется. И вот мы дошли до последнего слова этого тропаря. Слово «πολιτεύω» в древнегреческом языке означает «управлять государством», а слово «πολίτευμα» в словаре современного греческого языка переводится как «форма правления, государственный строй». То есть, фактически это молитва за сохранение монархии, во всяком случае за сохранение законного (с точки зрения Закона Божия, конечно) государственного строя, чтобы не было безвластия (анархии). То есть, Православная Церковь благословляет в этой молитве правление законных Православных царей и сохранение законного государственного строя - монархического.




Все правильно, Михаил! В утренних молитвах всегда читаю этот тропарь Кресту так как его и должно читать. Молиться за Царя ( ныне за восстановление царской самодержавной власти) - обязанность православных христиан, даже если Царь сейчас и не на престоле, потому что в руце Божией Царь есть всегда.

Прп. Серафим Саровский говорил :

«После Православия Цари суть
первый долг наш русский и главное
основание истинного христианского
благочестия».

«В очах Божиих нет лучшей власти, чем
власть православного Царя».

А разные умники пусть идут лесом, раньше у безграмотных крестьян понятия о вере и благочестия больше было, чем у некоторых нынешних умников. Не зря и пословицу народ сложил - без Царя земля не строится, а теперь будут говорить что до революции народ тёмный был, безграмотный и изнывал под "игом царизьма".
113. Сергей Швецов : Ответ на 110., М.Яблоков:
2019-04-21 в 18:05

Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопием: несть Свят, яко Бог наш

А кто тебе сказал, что здесь слово "помазанных" относится к царям, а не ко всем христианам?

Вот так же монархисты брешут, что в 1Пар.16:22 и в Пс.104:15 "Не прикасайтеся к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла" сказано якобы про царей. В то время как сказано это вообще-то о евреях.
112. Сергей Швецов : Ответ на 110., М.Яблоков:
2019-04-21 в 17:41

И Ветхом, и Новом Заветах, и в Священном Предании Церкви Христовой Цари именуются Помазанниками.


Вот все три случая, когда в Новом Завете идет речь о помазании:
1. Деян.4:27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
2. 1Иоан.2:20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
3. 1Иоан.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Иваныч, ты бы не позорился. Выпей водочки ради дня воскресного, закуси и на Страстную.
111. Влад.Атласов : Замечание
2019-04-21 в 17:31

У Яблокова истинная вера и знание канонов сочетаются с манерами истинного ленинца нашего ,о.Александра.
110. М.Яблоков : Канон Богоявления.
2019-04-21 в 16:54

«Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопием: несть Свят, яко Бог наш».

И Ветхом, и Новом Заветах, и в Священном Предании Церкви Христовой Цари именуются Помазанниками. Так что убирайся вон отсюда, протестант! )
109. М.Яблоков : Ответ на 107., Ник Ликашин:
2019-04-21 в 16:46

Браво, Яблоков, в любом случае, бравО! Там только одна сложность непонятная, разрушающая все - с понятием "аорист", это когда однажды свершившееся прекращается, или когда продолжается всегда. Здесь, кстати, суть решения всех богословских вопросов.


Это вы о чем?
108. М.Яблоков : Ответ на 106., Сергей Швецов:
2019-04-21 в 16:45

Что ж, было и так очевидно, что ты - враг Креста Господня. Протестантствующий анархист-сатанист.
107. Ник Ликашин : Ответ на 105., М.Яблоков:
2019-04-21 в 16:25

Браво, Яблоков, в любом случае, бравО! Там только одна сложность непонятная, разрушающая все - с понятием "аорист", это когда однажды свершившееся прекращается, или когда продолжается всегда. Здесь, кстати, суть решения всех богословских вопросов.
106. Сергей Швецов : Ответ на 105., М.Яблоков:
2019-04-21 в 15:21

Это все фуфло

Это все правда.
Видение Креста на небе было св. Императору Константину

язычнику Константину, который еще не был никаким императором, а был банальным бунтовщиком. Так Господь благословил пятую колонну)))
Я аутентичный текст тропаря Кресту

И где в нем применительно к царю (βᾰσῐλεύς) сказано помазанник (Χριστός)?
Толкование тропаря Кресту


Вообще прикольно. ПЭ Яблокову не авторитет, а анонимный блогер sinegolovnik https://clck.ru/Fhfu9 - авторитет.)))

А что же тогда постскриптум не скопипастил:

"Но, недавно пришло на ум следующее. Слова тропаря праздника Воздвижения Креста Господня: "и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство" говорят не столько о земном управлении и земном царстве, сколько об управлении Богом душ людей, о Царстве Божием в душах людей, о жительстве Христа и Царства Божия в душах людей, о сохранении законного благодатного строя в душах людей."
105. М.Яблоков : Молитва за Отечество.
2019-04-21 в 14:49

Толкование тропаря Кресту (молитвы за Отечество).

Во-первых, посмотрим как читали эту молитву, когда Россия была Православным государством и на Престоле был Царь Николай Второй. В молитвослове 1912 года эта молитва читается так:
«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». То есть, это молитва за царя. При этом в молитвослове разъясняются следующие моменты: слово «достояние» толкуется как «наследие», слова «Твое жительство» - как «Твой народ», слово «благоверному» - как «Православному». В сноске поясняется, что слово «жительство» равно слову «жителей», как, например, слово «крестьянство» равно слову «крестьяне». Сейчас часто при чтении этого тропаря в России не упоминается о царе, но это неправильно, так как серьёзно меняется суть молитвы. Согласно решениям Земского Собора русского народа от 1613 года, законным правителем в России до конца веков является только Православный царь. Конечно, сейчас в России нет царя, и неизвестно как и откуда он может появиться. Однако, есть некоторые пророчества, что в России Православный царь ещё будет. В связи с этим следует просить Господа даровать победы на врагов будущему, то есть грядущему Православному царю.
Этот тропарь переведён на церковно-славянский язык с языка времён Византийской Империи, который более близок к древнегреческому, чем к современному греческому. В Греческой Церкви эту молитву читают так:
«Σῶσον, Κύριε, τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα» (Сосон, Кирие, тон лаон су ке эвлогисон тин клирономиан су, никас тис Василевси ката варварон доруменос ке то сон филатон дья Ставру су политевма) . Слова «σῶσον» и «εὐλόγησον» - это глаголы в повелительном наклонении, образованные от формы прошедшего времени — аориста, они обозначают совершенное однократное действие, их значение - «спаси» и «благослови» соответственно. Слово «Κύριε» переводится как «Господи», это звательный падеж, который отсутствует в современном русском языке, но существует в церковно-славянском, как пример можно привести обращение к священнику: «Отче!». Словосочетания «τὸν λαόν σου» и «τὴν κληρονομίαν σου» - это пример винительного падежа, они отвечают на вопрос «кого? что?» и означают соответственно «народ Твой» и «наследие Твое». Словосочетание «νίκας τοῖς Βασιλεῦσι» - это пример дательного падежа, отвечающего на вопрос «кому?чему?», который отсутствует в современном греческом языке, но существует в древнегреческом и византийском языках, причём это множественное число и это переводится как «победы Царям». Это важное замечание, то есть здесь прямо указывается, что это молитва за царей или царя. Греки называли врагов-инородцев варварами, в церковно-славянском языке враги именуются сопротивными, то есть противниками. Словосочетание «νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος» переводится как «победы царям против варваров (противников) даруя». Слово «φυλάττω» в древнегреческом языке означает «сторожить, охранять», то есть словосочетание «τὸ σὸν φυλάττων» переводится как «Твое сохраняя» и это опять пример винительного падежа. Слова «διὰ τοῦ Σταυροῦ σου» переводятся как «с помощью Креста Твоего», это пример родительного падежа, но в тропаре на церковно-славянском языке эти слова передаются по-другому: «Крестом Твоим», смысл от этого не меняется. И вот мы дошли до последнего слова этого тропаря. Слово «πολιτεύω» в древнегреческом языке означает «управлять государством», а слово «πολίτευμα» в словаре современного греческого языка переводится как «форма правления, государственный строй». То есть, фактически это молитва за сохранение монархии, во всяком случае за сохранение законного (с точки зрения Закона Божия, конечно) государственного строя, чтобы не было безвластия (анархии). То есть, Православная Церковь благословляет в этой молитве правление законных Православных царей и сохранение законного государственного строя - монархического.
104. М.Яблоков : Ответ на 103., Сергей Швецов:
2019-04-21 в 14:21

Это все фуфло, что ты здесь написал. Видение Креста на небе было св. Императору Константину, а не всем православным христианам.

Я аутентичный текст тропаря Кресту привел - прп. Косьмы Маиумского. Так вся Византия пела.
103. Сергей Швецов : Ответ на 102., М.Яблоков:
2019-04-21 в 02:53

Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου,νίκας τοῖς Βασιλεύσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.

А по-русски "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство." И никаких вам Βασιλεύσι (если вынести за скобки, что все православные христиане - это царственное священство). Кстати, греки своего Βασιλεύσι выгнали в 60-е, и живут не тужат. И обратно не хотят. А тропарь сохранили из эстетических соображений.

Сдавайся, Иваныч, тебе скидка выйдет.
102. М.Яблоков : Тропарь Кресту:
2019-04-21 в 00:04

Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου,
νίκας τοῖς Βασιλεύσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
101. Сергей Швецов : Ответ на 98., р.Б. Алексий:
2019-04-20 в 22:47

утверждать и доказывать что Чин венчания на Царство, при котором происходит миропомазание Царя, это профанация - это значит ставить себя, свое понимание выше Церкви

Чин венчания на царство - это светская церемония. Я о нем ни слова не сказал. А профанацией назвал усвоение царскому миропомазанию сакраментального статуса. Читайте:
https://ibb.co/tcYrDyz
https://ibb.co/YZFyK0n
Православная энциклопедия издается Русской православной церковью:
https://ibb.co/Z6zgj0N
Вы считаете себя православнее их всех? Так кто здесь ставит себя выше церкви?
100. Влад.Атласов : Ответ на 97., М.Е.:
2019-04-20 в 22:38

11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.М.Яблоков, попугаи - птицы, а ты кто? Вспомни, голубчик, сколько среди твоих помазанников было еретиков. А ты сам когда покаешься в своих публично высказанных ересях?



Вы верно подметили,но это не принимается и не может быть принято.Посудите сами - кому- то показалось что Вы еретик.И Вас лишают звания главы семьи.Жена например.Или вообще недвижимости.Каково?А Вы ,может,потом бы передумали и вышли из ереси?Ежели вообще там были.Кому судить?

Впрочем,о помазании на царство рассуждать не берусь,но знаю что есть и венчание и помазание на царство.
99. Сергей Швецов : Ответ на 96., М.Яблоков:
2019-04-20 в 22:21

в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне с священнослужителями

Это собственные слова Милаша. Ни один акт ни одного вселенского собора не именует царей помазанниками.
православные императоры, с призыванием Святыя Троицы назначая патриархов, и будучи помазанниками Господа

Снова выражение канониста 12 века, а не текст самого правила. Что после 867 года возникло помазание на царство, это и без тебя известно.
Помышляющим, яко православнии Государи

11 анафематизм сочинил протестантствующий обер-прокурор И.И.Мелиссино в 18 веке. Ни в какой другой поместной церкви эта анафема не возглашалась никогда. Изъят из чина по личной инициативе св.патриарха Тихона на поместном соборе 17-18 гг. и более в РПЦ не возглашается.

А вот так богословствовали св.Отцы:

"Ведать же вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его: и сей был назван «помазанником», то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по измытии "в Гионе". Но «сия убо образы прилучахуся онем». Вам же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть "начаток", вы же «примешение. Аще же начаток Свят», явствует, что и в примешение перейдет "Святость".

св.Кирилл Иерусалимский.
Тайноводственные поучения

Итак, св.Кирилл ясно ставит христианское миропомазание, совершаемое над любым христианином, выше помазания и Ааронова, и Соломонова. А о царях при этом не проронил ни слова.
98. р.Б. Алексий : Ответ на 76., Сергей Швецов:
2019-04-20 в 22:12

После Христа Помазанник только один - сам Христос, и других христов не нужно. И церковь столетиями так считала, пока один хитрый монарх



Церковь это живой благодатный организм, а не застывший музейный экспонат, об этом говорится в притче о горчичном зерне. Если в Церкви чего то не было ранее, в первые годы, десятилетия, века, то это не значит, что этого нет в учении Церкви в нераскрытом виде, как в зерне. Догматы, каноны, Священное Предание, творения святых отцов создавались веками, накапливая благодатный опыт. Поэтому пытаться утверждать и доказывать что Чин венчания на Царство, при котором происходит миропомазание Царя, это профанация - это значит ставить себя, свое понимание выше Церкви, которая этот чин использовала веками. Это протестантам не нужны посредники между Богом и человеком - ни Цари, ни священство, ни Соборы, ни Предание, а каждый сам себе и царь и священник и толкователь.Христианство это напоминает только внешне, по инерции, неся в себе нравственный заряд тех времён, когда от Церкви не начали откалываться еретики.
97. М.Е. : Ответ на 96., М.Яблоков:
2019-04-20 в 21:24

11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.


М.Яблоков, попугаи - птицы, а ты кто? Вспомни, голубчик, сколько среди твоих помазанников было еретиков. А ты сам когда покаешься в своих публично высказанных ересях?
96. М.Яблоков : Анафематизмы Недели Православия:
2019-04-20 в 20:59

11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
95. М.Яблоков : Re: Отрекался ли Царь Николай от престола?
2019-04-20 в 20:54

«Относительно царей некоторые держась буквы сего правила говорили, что им не должно возбранять входить внутрь алтаря тогда, когда хотят принести дар Богу, но не тогда, когда захотели бы войти в него для одного поклонения. А мне представляется это не так. Ибо православные императоры, с призыванием Святыя Троицы назначая патриархов, и будучи помазанниками Господа, невозбранно, когда захотят, входят во святый алтарь, и ходят и делают знамение креста с трикирием, как архиереи. Они предлагают народу и катехизическое учение, что предоставлено одним местным архиереям. В 19-м слове иудейских древностей Иосифа Флавия находится следующая императорская подпись: Тиверий Клавдий, Кесарь Август, Германик, величайший архиерей, консул, во второй раз обличенный трибунскою властию. А как царствующий император есть и помазанник Господень по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть между прочим и архиерей; то благословно и император украшается архиерейскими дарованиями.»
https://clck.ru/FhU8z
94. М.Яблоков : Re: Отрекался ли Царь Николай от престола?
2019-04-20 в 20:40

«... Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания (κατά τίνα πάλαιαν παράδοσιν), когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, - свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Всел. Собора: "Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место" [231]. То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары [232]. Подобное свидетельство находим и у Созомена [233]. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне с священнослужителями.»
https://clck.ru/FhTwf
93. М.Е. : Re: Отрекался ли Царь Николай от престола?
2019-04-20 в 20:30

Царебожники завели ту же нудную бодягу. Больше писать не о чем?
М. Яблоков, ты для этого снова вернулся на РНЛ? Не надоело еще толочь воду в ступе?
Согласен с Сергеем Швецовым, что ваши ц. помазанники нового времени - обычные христиане, но с особыми привилегиями и ответственностью. На Суде все будут равны и ответят за все нераскаянные грехи ...
92. М.Яблоков : Ответ на 90., Сергей Швецов:
2019-04-20 в 20:21

Чин миропомазания повторялся даже над отрекшимися от веры)))Так цари вроде отрекшихся от веры? Сам ляпнул, никто за язык не тянул.


Дурака что ли включил, единомиропомазанник? )
91. Влад.Атласов : Читателям
2019-04-20 в 17:29

Лет 15 ещё назад,я читал в журнале"Родина" о легитимной власти в России.Высказывались юристы.Ну и что?А то,что по закону власть переходит ближайшему родственнику царя.
Перейти иначе власть может только путем революции.Т.е.незаконно.Что и имеем в наличии .Власть законна по понятиям.Но не по закону.
90. Сергей Швецов : Ответ на 83., М.Яблоков:
2019-04-20 в 16:57

Чин миропомазания повторялся даже над отрекшимися от веры

)))Так цари вроде отрекшихся от веры? Сам ляпнул, никто за язык не тянул.
89. Сергей Швецов : Ответ на 85., Даневский Саша:
2019-04-20 в 16:46

В чем проблема? Вы хотите сказать, что на царство елеем помазывают?

В том, что инаугурационное помазание - это не таинство, чем бы там монархов ни мазали, елеем ли, миром ли. И в том, что царь не больший помазанник, чем любой другой христианин.
88. Сергей Швецов : Ответ на 83., М.Яблоков:
2019-04-20 в 16:43

Агрессивная воля к невежеству детектед. Пациент ушел в несознанку.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме