Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»

Русское Собрание
Калязинские Чтения Русского Собрания
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 05.03.2019


Выступление на Шестых Калязинских чтениях …

20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина

Известный английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в своем фундаментальном 12-ти томном «Постижении (или Исследовании) истории» (A Study of History), над которым он работал с 1934-го по 1961 год, по сути, продолжил развитие концепции культурно-исторических типов или цивилизаций русского историка Н.Я.Данилевского (1822-1885).

В своем «Исследовании истории» и в других своих работах А. Тойнби подробно рассматривает Православную Цивилизацию России. В исследовании Русской Православной Цивилизации А. Тойнби особо выделяет концепцию «Москва – Третий Рим». Он тщательно ее исследует и даже частично цитирует слова Старца Филофея Псковского [Тойнби А. Дж. Византийское наследие России / Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., «Прогресс – Культура», СПб., «Ювента». 1996. С. 108]. 

Так А. Тойнби в своем «Исследовании истории» пишет: «Тогда как «великая идея» греков [имеются в виду мечты современных греков о возрождении Ромейской Империи за счет Вооруженных Сил России. - П.П.] представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия, которые и сейчас, в середине XX века, возможно, еще не развернулись в полной мере.

Когда прозрачная тень возрожденной Римской Империи – призрак призрака эллинского универсального государства – была наконец ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь Православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство.

В 1472 г. Великий князь Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего Константинопольского Императора Константина, и принял герб – двуглавого восточноримского орла.

Русские не были узурпаторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое Православие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой Русской Церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русским казалось, что если греки были отвергнуты Богом за Флорентийскую унию, мыслившуюся как замена Православию, то сами они получили политическую независимость за преданность Церкви. Русский народ оказался последним оплотом Православной Веры. Таким образом, он унаследовал права и обязанности Римской Империи» [Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. С. 405-406].

Далее Тойнби отмечает: «Использование русскими авторитета Восточной Римской империи для доказательства веры в бессмертие своего универсального государства – прежде всего в политических целях – требовало значительных усилий, чтобы уберечь Третий Рим от судьбы, которая постигла Первый Рим и Рим Второй» [Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 406]. 

А. Тойнби особо подчеркивает, что «Политическая миссия Третьего Рима никогда не сводилась к тому, чтобы спасать или реформировать Второй Рим. 

Следствием идеи «Москва – Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью Православия» [Там же]. 

 
1

В августе 1947 года в журнале «Горизонт» выходит очерк А. Дж. Тойнби под названием «Византийское наследие России», по словам автора, основанный на лекциях, прочитанных им в университете г. Торонто (Канада).

В данном очерке А. Тойнби вновь рассматривает и тщательно исследует концепцию «Москва – Третий Рим». В завершении своего очерка А. Тойнби делает вывод:

«Неизвестно, какой эффект произведет этот политический выбор в общем византийском наследии России в нынешнее время, когда ей предстоит наконец решить – занять ли подобающее место в Западном мире или остаться в стороне и построить свой собственный антизападный контрмир. Можно предположить, что на окончательное решение России серьезное влияние окажет склонность к ортодоксальности и вера в предопределение, которые она тоже унаследовала от своего византийского прошлого. Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще "Святая Русь", а Москва - все еще "Третий Рим". Tamen usque recurret [Naturam expellas furca, tamen usque recurret (лат.) - Гони природу вилами, всё равно вернётся - поговорка, заимствованная из "Посланий" Горация (I, 10, 24)] (всё равно вернётся)» [Тойнби А. Дж. Византийское наследие России. С. 114]. 

Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Сергей Швецов : Ответ на 13., Леонид Болотин:
2019-03-08 в 18:45

профессора Александра Архиповича Ивина (р. 1939)

Ивин умер год назад.
13. Леонид Болотин : Арнольд Тойнби — материалист?!
2019-03-08 в 17:51

Честно говоря, на мой взгляд, к Арнольду Тойнби больше подходит вполне научная и логичная характеристика современного философа, специалиста по логике, профессора Александра Архиповича Ивина (р. 1939): «Теория цивилизаций А. Тойнби (1889—1975) продолжает линию О. Шпенглера и является, можно сказать, классическим вариантом теории локальных цивилизаций[См.: Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М., 1996. Эта книга является сокращенным изданием монументального труда: Toynbce A.J. A Study of History, насчитывающего 12 томов. Первые три тома вышли в 1934 г., тома 4–6 – в 1939 г., тома 7–10 – 1954 г., том 11 – в 1959 г., том 12 – в 1961 г]. Тойнби – религиозный мыслитель, что существенным образом сказывается на его видении истории, истолковании ее целей и смысла, исторического прогресса, современной западной цивилизации и т.п. История, по Тойнби, – дело рук Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. В основе истории лежит взаимодействие мiрового закона – Божественного Логоса и человечества. Деятельность последнего – это ответ на Божественное вопрошание, выраженное в форме природного или иного вызова. Постигая историю, человечество постигает самого себя и в себе самом – Божественный закон и Высшее предназначение. На поверхности история многообразна, но в глубине своей она однонаправлена и ориентирована на постижение Бога через самораскрытие человека. «Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс земной жизни человека, – пишет Тойнби. – Мирные завоевания высших религий значат в истории человечества значительно больше, чем все, что знала история до их появления. Духовный прогресс определяется фразой из христианской молитвы: „Да будет воля Твоя“. Спасение тех, кто максимально использовал свои духовные возможности для устройства лучшей жизни на Земле, станет той благодатью, которую Господь ниспошлет Христианам, молящим его: „Да приидет царствие Твое“[ Там же. С. 441]» — Ивин А.А. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби // Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. 528 с.
Может быть автор реплики спутал А.Дж.Тойнби с его сыном — политическим писателем Филиппом Тойнби, британским коммунистом?
12. Даневский Саша : Re: Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»
2019-03-08 в 12:40

Тойнби материалист. Мы понимаем, что "Рим" - духовное понятие. Не власть, не богатство, не влияние.
11. Леонид Болотин : О как!!!
2019-03-08 в 11:13

Надо было ещё Царя Афрасиаба вспомнить... :) Был бы полный канпот...
10. олег ворсин : О европеоидной антисистеме
2019-03-08 в 08:24

Трансформация Суперэтноса христианский мир , прошедшего весь свой цикл энтогенеза 1000-1500 годах н.э. , в Европейский Колониальный Европейский Суперэтнос происходило с выдавливанием старого мировоззрения Христианского мира на периферию ареала существования носителей европейского генотипа . Духовность и нестяжательство христианства было подхваченно русскими туранцами севера и урала и ушло в староверческие раскольнические скиты и изолировалось там .. .. А европейский колониализм начел развиваться в идеологии славянского псевдорусского христианского империализма , неся антисистему коренному русскому населению ЕврАзии ...И даже переосмысленная староверами туранцами семитская мифология оставалась антисистемной для коренных русских , подготовила почву внедрению других еврейских антисистем .. идей К. Маркса ... она в свою очередь расчистила почву для внедрения антисистемного европейского мироуклада на Туранских территориях ЕврАазии.
9. Влад.Атласов : Ответ на 7., электрик:
2019-03-07 в 09:26

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.Да что тебе до Христа? У тебя семь тонких тел,сам сказал.



У меня одно тело и одна безсмертная душа.
Возьмите отвёртку и несите свет людям в своем ремесле.Там у Вас это лучше получается,надеюсь.А здесь,прежде чем учить других,ознакомтесь с канонами веры Христовой.Не уверуете,но так хоть будете знать что о чём.

Это же и строителю можно адресовать.
8. р.Б. Алексий : Ответ на 6., Влад.Атласов:
2019-03-06 в 23:37

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.



И при этом некоторые еще уверены, что эти самые гонители Христа и православного Царства Третьего Рима могут его наследовать? Как? Ну вот как, кто нибудь может объяснить, как такое вообще может быть!? К самим гонителям, если они не покаялись, то, что понял Тойнби, никакого отношения не имеет.
Ну, конечно, если только не считать вслед за митр. Сергием Страгородским, что гонений не было, да и каяться особенно и не в чем...
7. электрик : Ответ на 6., Влад.Атласов:
2019-03-06 в 22:48

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.



Да что тебе до Христа? У тебя семь тонких тел,сам сказал.
6. Влад.Атласов : Да уж,
2019-03-06 в 21:41

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.
5. р.Б. Алексий : Re: Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»
2019-03-06 в 04:01

"...Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще "Святая Русь", а Москва - все еще "Третий Рим". ГОНИ ПРИРОДУ ВИЛАМИ, все равно вернется ".

"Гони природу вилами" - это про гонителей "под серпом и молотом"? Тойнби прав - ничего они не добились и не добьются - Россия все еще Третий Рим, природа все равно вернется.

А многие иностранцы, действительно, иногда более русские, чем сами некоторые русские.

Высочайший пример - святая Царица Александра Феодоровна.
4. Михайлов Вячеслав : Не верю Тойнби как и Паисию Лигариту.
2019-03-06 в 01:00

При всем уважении к его трудам, нельзя полагаться в делах Православия к иноземному мнению. А то получится как и в 17 веке когда Русь строила Вселенское Православие. Прибегнув к "знатокам" из греков, погубила одухотворенное Православие на Руси, ценой раскола и большой гражданской войны.
3. Леонид Болотин : Тойнби всё же предпочтительнее называть британцем
2019-03-05 в 23:13

По поводу выражения "Англичанин Тойнби понял..." У А.Дж. Тойнби и по отцовской, и по материнской линии были преимущественно валлийские корни. Для его исторического самосознания было важно ощущать себя наследником античной традиции Британии, а не носителем культуры германоязычных "англов" или "саксов", которые появились уже после падения Римского господства в Британии... Он не интеллектуальный "продукт" поздней Британской империи XVIII-XX столетий, но носитель наследия подлинной Римской Империи, когда началось формироваться античное британское единство. Конечно, тут психологический нюанс. Мы привыкли называть всех британцев "англичанами", но сами британцы "не-англичане" весьма чувствительны к такой неточности, шотландец, валлиец, ирландец даже оскорбится, если его посчитают за какого-то "англичанина". В случае же с Тойнби важная его умственная и духовная принадлежность к Римской парадигме... Кстати, в Уэллсе до сих пор в начальной и средней школе основным языком является валлийский, и только второй - английский. :) Шотландцы и британские ирландцы такой принципиальности не сохранили.
2. Лев Хоружник : Ответ на 1., электрик:
2019-03-05 в 13:42

Англичанин Тойнби понял,почувствовал то,чего не могут понять,и главное,почувствовать некоторые местные "православные",которые дня прожить не могут,чтобы не нагадить на свою Историю,свою Родину,ненавидят своих отцов,дедов. Гнушаюсь таковых,если не способны перемениться.



+100
1. электрик : Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще "Святая Русь", а Москва - все еще "Третий Рим".
2019-03-05 в 12:07

Англичанин Тойнби понял,почувствовал то,чего не могут понять,и главное,почувствовать некоторые местные "православные",которые дня прожить не могут,чтобы не нагадить на свою Историю,свою Родину,ненавидят своих отцов,дедов. Гнушаюсь таковых,если не способны перемениться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме