Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Идейные основы консерватизма и традиционализма

Русское Собрание
Калязинские Чтения Русского Собрания
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 28.02.2019


Выступление на Шестых Калязинских чтениях …

20–21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление на мероприятии Владимира Владимировича Блинова

В политике часто приходится иметь дело с «резиновыми» понятиями. Они трактуются излишне широко, и брать их в оборот в предметном разговоре рискованно, поскольку возникает большое число удивлений об отсутствии ожидаемых смыслов. Таковыми в высшей степени являются «консерватизм» и «традиционализм», ведь оба как ценностные явления наполнены различными ожиданиями от поклонников разных традиций. 

Но выдумывать каждый раз новый термин иная крайность, ибо главная задача «общественных наук» если и не давать исчерпывающее объяснение, то, по крайней мере, складывать взгляды в подобие книжного шкафа, где мнения расставлены по полкам в рамках связной логики. 

Политика как сражение идеологий зародилась в Европе и поэтому все современные течения платят дань родоначальникам, определяя свое место по отношению к рассадке сил в Национальном собрании во времена Французской революции. И если условно левые «измы» (социализм, либерализм) характеризуются внятными абстракциями, то идеология реакции «консерватизма» меняется от случая к случаю в разных странах и эпохах.

Главная беда определения правых «измов» в попытке соотнести современные воззрения с взглядами европейских предшественников, кто масштабом личности высек в граните свое имя рядом с искомым термином. По умолчанию возникает стремление рассматривать консерваторов в современности как наследников идей Эдмунда Берка в мысли и Бенджамина Дизраэли в политике, а традиционалистов как наследников Рене Генона, Эрнста Юнгера, Юлиуса Эволы в идейных исканиях. С последними дело доходит до сопоставления с именами тех, кого после 45-го года называть предосудительно. 

Говоря о традиционализме как об идеологии (взгляд Карла Манхейма про консерватизм как осознанный традиционализм, где последний рассматривается в виде непроговоренной тяги держаться прошлого – это про психологию), следует, прежде всего, выделить французских Луи Бональда и Жозефа де Местра. Оба мыслителя рубежа XIX века сетовали на современность за отсутствие должным образом воплощенных в политике религиозных оснований и ратовали за более решительное укоренение католических институтов. 

Последний особо интересен, поскольку, скрываясь от Наполеона в Петербурге, сумел собрать вокруг себя кружок последователей и вдохновил наших соотечественников. Один из последователей консерватора и традиционалиста Жозефа де Местра Петр Чаадаев стал ярым противником самодержавия и вольнодумцем, заслужив от Николая Павловича эпитет «сумасшедший», что, в общем-то, явно показывает, как европейский традиционализм на отечественной почве оказывается хуже вольтерьянства. 

Главное, что нам следует вывести, из рассмотрения предтеч европейского традиционализма, что это идейное направление выступает за преобразование современности в направлении большего укоренения традиционных идеалов. 

В XX-м веке европейскими мыслителями, заслужившими эпитет «традиционалистов», стали носители диковинных взглядов: Эрнст Юнгер, Рене Генон, Юлиус Эвола. Не погружаясь в детали их воззрений, отметим, что отличительной особенностью двух последних было воспевание идеалов, давно утраченной традиции индоевропейского наследия. Все трое выступали за воплощение в политике давно минувших основ традиционного уклада и вскрытии подлинной силы государства, ещё не реализованной поныне. Ключевым в данном течении оказался термин «консервативная революция», получивший широкую известность благодаря статьям в военно-националистических изданиях Веймарской республики Эрнста Юнгера.  

Радует, что европейские традиционалисты XX-го века собственно в Европе уже не видели колыбели цивилизации, которую имело бы смысл пересобрать на более воодушевляющих основаниях. Они устремлялись взором вдаль, выдумывая или реконструируя образцы прапредков индоевропейцев.
 
Это наглядное следствие эволюции европейского наследия, которое произошло за период со времён Жозефа де Местра до Рене Генона. Если первый ратовал за укоренение власти Папы и считал, что Европу надо вернуть к основам, пронизав католическим духом, то второй вступил в исламский орден и превозносил близость первоначальной истине посредством индуистских практик, считая католический мир тупиком. 

Все мировые культуры, христианская, исламская, индуистская, буддистская и другие, характеризуются общими чертами в стадии традиционного общества. Тут можно обратиться к злому певцу либерализма Карлу Попперу (Открытое общество и его враги), который выделяет «открытое общество» как то, где во главе угла рациональное осмысление мира и экономика, основанная на денежном обмене, и предшествующее ему традиционное, которое характеризуется мракобесием, угнетением меньшинств и прочим славным букетом. 

Так вот, если для певцов оды современному западу традиционные общества кажутся ямой, из которой народы надо тащить на свет просвещения, то для традиционалистов исконный уклад представляет собой здоровые условия, позволяющие обществу воспроизводить новых соплеменников, давать им благое представление о плохом и хорошем и опирать на плечи воспитанников общественный организм. Многие идеалы, трактуемые Западом как предрассудки, оказываются на поверку многовековой истории краеугольным камнем здорового общества. 

В основе традиционного общества лежит:1) патриархальная семья, 2) преклонение перед моральными авторитетами и 3) подчинение индивида народу. 

Подразумеваемый главенствующий принцип, который не проговаривается, но оказывается стержнем любого традиционного общества - верховенство обязанностей перед народом над правами личности. 
 
Можно дать рациональное обоснование воззрениям сторонников традиционалистских течений, которые они в большей степени основывают на духовно-философских изысканиях. 

Человек является продуктом нации, приобретая сознание с усвоением языка и культуры. Ребенка посредством слов обучают мыслить символами вместо образов непосредственного восприятия, благодаря чему у него развивается возможность обмениваться информацией и воспринимать знания.
 
Физиологически человек как вышедший с завода компьютер остается куском железа без программного обеспечения. В истории известны примеры «маугли», повзрослевших без воспитания. Они похожи на людей строением тела, но их психология неотличима от животных.

Оправдана мысль Жозефа де Местра, что человек вообще - это собирательный образ, в реальности существуют лишь представители наций: русские, французы, итальянцы и другие. Каждый становится личностью, воспринимая культуру народа.

Отвечая на излюбленный вопрос «просвещенного» собеседника, «...почему Я должен ставить интересы народа выше личных прав...», можно ответить, что к этому обязывает его способность ходить на задних конечностях, говорить и задавать вопросы.

Каждый обязан сонму поколений, которые обеспечили его жизненным пространством, сохранили жизнь и свободу от иноземного порабощения, взрастили культуру и дали возможность ей приобщиться.
 
С позиции естествознания нация очеловечивает homosapiens. Поддержание ее основ находится во главе угла здорового общества, а значит, стоит выше прав и свобод личности.

При демократии воля каждого движется эгоистичными потребностями, которые оказываются выше идеалов служения народу. Верховенство народовластия уничтожает нацию и, как следствие, приводит к деградации личности.

Нравственность начинает воспроизводить потребительские интересы, а культура наполняется ценностями: «Я - центр Вселенной», «Бери от жизни все». Служение государству объявляется прерогативой профессий, получающих зарплату из бюджета.

Нежелание продолжать род, представление о государстве как техническом союзе для обеспечения комфорта - черты представителей современных демократий. Они указывают на разложение обществ, которые в скором времени могут исчезнуть из-за демографического вырождения и ассимиляции более жизнеспособными культурами.

Скрупулезное обоснование традиционных основ здорового общества в свое время было дано в публикации «Просвещенный традиционализм» на Русской народной линии


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. А.В. Сошенко : Ответ на 6., @vovinochka:
2019-02-28 в 15:05

Погружаться в духовно-философские, эзотерические и излишне философические взгляды современности можно до бесконечности. Но зачем? Они обречены быть запыленными на книжных полках. Актуальна система взглядов, способная стать массовой идеологиейВерно. Только я бы говорил не о массовой, а об истинной идеологии. Где никаких "инноваций", оригинальничаний, псевдонаучностей и т.д.Андрей Витальевич, спасибо! Соглаcен с Вами! Уверен, что идеологемы на манер "глубинного народа" появляются не с целью приближения к Истине, а запутывании :-)


))) Конечно!
Спаси Бог!
6. @vovinochka : Ответ на 5., А.В. Сошенко:
2019-02-28 в 14:31

Погружаться в духовно-философские, эзотерические и излишне философические взгляды современности можно до бесконечности. Но зачем? Они обречены быть запыленными на книжных полках. Актуальна система взглядов, способная стать массовой идеологиейВерно. Только я бы говорил не о массовой, а об истинной идеологии. Где никаких "инноваций", оригинальничаний, псевдонаучностей и т.д.


Андрей Витальевич, спасибо! Соглаcен с Вами! Уверен, что идеологемы на манер "глубинного народа" появляются не с целью приближения к Истине, а запутывании :-)
5. А.В. Сошенко : Ответ на 4., @vovinochka:
2019-02-28 в 12:41

Погружаться в духовно-философские, эзотерические и излишне философические взгляды современности можно до бесконечности. Но зачем? Они обречены быть запыленными на книжных полках. Актуальна система взглядов, способная стать массовой идеологией


Верно. Только я бы говорил не о массовой, а об истинной идеологии. Где никаких "инноваций", оригинальничаний, псевдонаучностей и т.д.
4. @vovinochka : Ответ на 3., Полтораки:
2019-02-28 в 11:50

Как ликбез, сойдет - хотя придраться есть к чему. В XX-м веке европейскими мыслителями, заслужившими эпитет «традиционалистов», стали носители диковинных взглядов: Эрнст Юнгер, Рене Генон, Юлиус Эвола. Почему-то выпали из рассмотрения такие "корифеи" традиционализма, как Мирча Элиаде, Карл Шмитт, Ален де Бенуа... Радует, что европейские традиционалисты XX-го века собственно в Европе уже не видели колыбели цивилизации, которую имело бы смысл пересобрать на более воодушевляющих основаниях. Они устремлялись взором вдаль, выдумывая или реконструируя образцы прапредков индоевропейцев. Радует то, что должно огорчать: "слона"-то они и не приметили: находясь в плену западноевропейских пред- и постубеждений, они не разглядели Православие как основание европейского традиционализма (хотя даже само обозначение Православия на латинских языках - "ортодоксальная церковь" - подчеркивало и выпячивало этот факт во всей его очевидности). К сожалению, автор совершенно не затронул судьбу традиционализма в русской философии и его замысловатые эволюции через славянофильство и евразийство к тому, что пока называется "неоевразийством" и зиждется на исследованиях Е.Головина, Ю.Мамлеева, Г.Джемаля, В.Карпца, А.Дугина и их последователей.


Спасибо! Но погружаться в духовно-философские, эзотерические и излишне философические взгляды современности можно до бесконечности. Но зачем? Они обречены быть запыленными на книжных полках. Актуальна система взглядов, способная стать массовой идеологией
3. Полтораки : Re: Идейные основы консерватизма и традиционализма
2019-02-28 в 11:40

Как ликбез, сойдет - хотя придраться есть к чему.
В XX-м веке европейскими мыслителями, заслужившими эпитет «традиционалистов», стали носители диковинных взглядов: Эрнст Юнгер, Рене Генон, Юлиус Эвола.


Почему-то выпали из рассмотрения такие "корифеи" традиционализма, как Мирча Элиаде, Карл Шмитт, Ален де Бенуа...

Радует, что европейские традиционалисты XX-го века собственно в Европе уже не видели колыбели цивилизации, которую имело бы смысл пересобрать на более воодушевляющих основаниях. Они устремлялись взором вдаль, выдумывая или реконструируя образцы прапредков индоевропейцев.


Радует то, что должно огорчать: "слона"-то они и не приметили: находясь в плену западноевропейских пред- и постубеждений, они не разглядели Православие как основание европейского традиционализма (хотя даже само обозначение Православия на латинских языках - "ортодоксальная церковь" - подчеркивало и выпячивало этот факт во всей его очевидности).

К сожалению, автор совершенно не затронул судьбу традиционализма в русской философии и его замысловатые эволюции через славянофильство и евразийство к тому, что пока называется "неоевразийством" и зиждется на исследованиях Е.Головина, Ю.Мамлеева, Г.Джемаля, В.Карпца, А.Дугина и их последователей.
2. @vovinochka : Ответ на 1., Павел Тихомиров:
2019-02-28 в 10:32

//ruskline.ru/m...znye_tradicionalizmyВладимир, м.б. помните статью Аверьянова почти 20-летней давности. Она была довольно обсуждаемой.



В нулевые было много об этом статей. Перечитал: Дугин, эзотеризм, постмодерн - это очень характерно для обсуждения темы. Мое скромное мнение, что надо перевести разговор в рациональное русло, иначе из этого тумана смыслов мы не выйдем. Современность и так от традиционных идеалов уходит, а тут еще идеологи начинают уходить в астральный мир :-)
1. Павел Тихомиров : классика жанра
2019-02-28 в 09:59

http://ruskline.ru/m...znye_tradicionalizmy

Владимир, м.б. помните статью Аверьянова почти 20-летней давности. Она была довольно обсуждаемой.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме