Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Актуальность идеи Третьего Рима

Русское Собрание
Калязинские Чтения Русского Собрания
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 27.02.2019


Доклад на Калязинских чтениях «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» …

От редакции: 20 и 21 февраля в городе Калязин Тверской области состоялись очередные - шестые по счёту - «Калязинские Чтения Русского Собрания». РНЛ уже опубликовала отчет о Чтениях Яны Сониной, доклад организатора Чтений, главы Калязинского района, члена Центрального совета Международной общественной организации «Русское Собрание» Константина Ильина, фоторепортаж о концерте заслуженной артистки России Татьяны Петровой, который прошёл в рамках Чтений, и другие материалы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя доклад главного редактора «Русской народной линии», председателя «Русского Собрания» Анатолия Степанова

В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны Петр Порошенко сделал удивительное заявление. После того как в Киеве им был организован самочинный собор, учредивший так называемую «Православную церковь Украины», когда раскол Русской Православной Церкви стал как никогда ранее реальностью, он заявил: «Всё! Наступил конец Третьему Риму».

От наших современных российских государственных деятелей, да даже от людей идеологически обслуживающих нынешнюю власть слов про Третий Рим нам не услышать, разве что, как о существовавшей в седую старину теории. А вот Порошенко интерпретирует происходящее на наших глазах именно в таких категориях. Оказывается, это только для нас концепция «Москва - Третий Рим» является историческим артефактом, а вот для Порошенко (и не только для него, но и для других врагов России и русской цивилизации) это - актуальная модель жизнеустройства и существования России. Поэтому мы и вынесли в повестку дня очередных Калязинских чтений такую тему: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?». В конце поставили все-таки вопросительный знак, поскольку, возможно, мы и в нашей среде услышим мнение, что Третий Рим - это «прекрасное далёко», имеющее к реалиям нашей жизни отстранённое отношение.

В самом деле, идея (а точнее пророчество) «Москва - Третий Рим» была сформулирована достаточно давно - в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и Великому князю Василию III Ивановичу в конце 1523 - начале 1524 года. Некоторые учёные, правда, называют автором идеи митрополита Зосиму, который называл Москву Третьим Римом еще в предисловии к своему труду «Изложение Пасхалии» (1492). Но это неважно, поскольку идея Третьего Рима появлялась ранее и в Сербии, и в Болгарии. Но старец Филофей придал ей значение духовно-геополитического откровения или пророчества о предназначении России. А это совсем другое дело!

Он писал: «Благочестивый царь, ... все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь»; «все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца»; «храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать» (это - в послании к Великому князю Василию Ивановичу, которого старец уже именует Царём, хотя формально первым Царём стал его сын Иван Васильевич в 1547 году).

В похожих выражениях, и даже чуть более развернуто, пишет Старец и в послании к дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Любопытно, что старец Филофей так описывал христианскую Европу: «Все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит». Как актуально сейчас о европейском неверии!

Еще одно актуальное наблюдение старца Филофея касается нравственного состояния общества и церковной среды: «И мерзость (содомский грех. - А.С.) такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет». Понятно, что Старец говорит о мерзости содомии среди духовенства. Известно, что даже упомянутого митрополита Зосиму, ставленника причастного к ереси жидовствующих дьяка Федора Курицына (по тем временам, что-то типа министра иностранных дел), преподобный Иосиф Волоцкий обвинял в содомии. Мерзость эта ныне преумножилась, увы, многократно в сравнении с тогдашними временами. И в том числе среди «прочих», о коих старец умолчал.

Старец Филофей мыслит миссию Москвы именно в апокалиптической перспективе, - после Третьего Рима «мы ожидаем царства, которому нет конца». В те времена это было как никогда актуально. В конце мая 1453 года пал Константинополь, который русские традиционно называли Царьградом - городом Царя или царским городом. Для православных людей того времени падение Царьграда было сродни вселенской катастрофе. Кроме того было известно много пророчеств о конце света именно через 7000 лет от сотворения мира, а это как раз выпадало на 1492 год от Р.Х. Русскую Церковь и русское общество терзала в конце XV века ересь жидовствующих, проникшая даже в ближнее окружение Великого князя Ивана III Великого, объединителя русских земель. Словом было от чего усилиться апокалиптическим настроениям в то время. Есть свидетельства, что в 1492 году многие даже не засевали поля, ожидая конца света. 

Однако Господь отодвинул сроки существования мира сего. Более того одновременно укреплялось Московское государство. Русь сбросила наконец ордынское иго, шло объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III после смерти своей первой супруги женился на византийской принцессе Софье Палеолог, что наглядно демонстрировало готовность Москвы стать преемницей Ромейской Империи. Несмотря на острую династическую борьбу, он передал престол своему сыну от брака с Софьей Василию III, который по матери был внучатым племянником последнего императора Ромейской Империи. Василий Иванович завершил дело своего великого отца по объединению Руси и подготовил Московское княжество к превращению в царство.

С понятием о Третьем Риме связывают обыкновенно представление об Удерживающем (по-гречески, Катехон), о чем писал Апостол Павел во втором послании к Солунянам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). Как известно, есть разные толкования, что имел в виду под Удерживающим Апостол, но большинство толкователей считают, что речь идёт именно об Империи, о Риме, который содержит миропорядок, что и препятствует воцарению сына погибели. Закономерно, что столицу Восточно-Римской Империи Константинополь называли Вторым Римом. После его окончательного падения, по откровению старца Филофея, римское служение перешло к Москве. 

Идея «Москвы Третьего Рима» имеет два аспекта - государственный и церковный.

Как справедливо писал философ Александр Сергеевич Панарин, Третий Рим должен быть сильным государством «и по критериям внутренней сплоченности, и по критериям внешнеполитической мощи». И мы видим эту «третьеримскую логику» в действиях и Ивана Васильевича Грозного, превратившего нашу страну в царство. И Петра Алексеевича Великого, возгласившего Россию Империей. И Николая Павловича, при котором Россия достигла, пожалуй, наивысшего могущества, став гарантом европейского миропорядка. В николаевское царствование Тютчев мог грезить (1848 год): «Москва, и град Петров, и Константинов град// Вот царства русского заветные столицы...// Но где предел ему? и где его границы// На север, на восток, на юг и на закат?// Грядущим временам судьбы их обличат...// Семь внутренних морей и семь великих рек...// От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,// От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...// Вот царство русское... и не прейдет вовек,// Как то провидел Дух и Даниил предрек». 

Впрочем, все русские государи стремились превратить Россию в великую державу. Кстати, когда Пётр I собрал 22 октября 1721 года, в годовщину изгнания поляков из Москвы, собрание высших государственных и церковных чиновников, на котором он был провозглашен Великим, Императором и Отцом Отечества, он заявил своим соратникам, что реформы свои он делал, «чтобы с нами не стало, как с империей греческой». Мы видим, что мысль о правопреемстве Москвы Константинополю присутствовала в сознании русских государей.

Закономерно, что Церковь Рима становится первенствующей в православном мире. Именно так объясняли отцы Четвертого Вселенского Собора своё решение предоставить особые права Константинопольскому или иначе Вселенскому Патриархату по сравнению с другими автокефальными Церквями, - тем, что это - Церковь города «Царя и Синклита». Именно на это решение сейчас ссылается патриарх Варфоломей, самочинно вторгаясь на территорию Русской Православной Церкви, забывая при этом, что Стамбул уже давно перестал быть Царьградом. 

Русская Церковь исторически шла по пути превращения во Вселенский Патриархат. В 1589 году при последнем царе династии Рюриковичей Федоре Иоанновиче Москва добилась подтверждения автокефалии (де-факто существовавшей с 1448 года) и провозглашения Русской Церкви Патриархатом, причём, пятым в диптихе после четырёх древних Патриархатов: Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского. Русская Церковь заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Всё шло к тому, что Русская Церковь должна по логике стать Вселенским Патриархатом. В царствование Алексея Михайловича всерьёз обсуждался вопрос о переезде Константинопольского патриарха в Москву и переносе кафедры соответственно. Это было вполне реально, поскольку уже существовала практика переезда греческих архиереев в Россию и занятия ими кафедр. Самые известные примеры: святитель Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский и Тарусский (1550-1625), мощи которого почивают в Успенской церкви на Княжьем дворе Суздаля, и святитель Афанасий сидящий, патриарх Константинопольский Афанасий Пателларий (1597-1654), мощи которого почивают в Благовещенском соборе Харькова.

Однако раскол, затем низложение патриарха Никона, а впоследствии и полное упразднение патриаршества в 1721 году, когда был учреждён Святейший Правительствующий Синод, идею перенесения центра православного мира в Москву сделали неактуальной. Последствия этого мы сейчас и пожинаем в украинском церковном кризисе.

Общественная мысль в этом отношении не поспевала за государственной, идея «Москва - Третий Рим» оказалась в пространстве активной общественной дискуссии, пожалуй, только в годы царствования императора Александра II, когда Россия стала проводить активную политику на Балканах, а идеи панславизма обрели популярность в широких кругах общества. В то время появились первые специальные исследования о теории Третьего Рима. Впрочем, в русском обществе популярность получили идеи освобождения братушек-славян и мечтания воздвигнуть крест над Святой Софией, т.е. фактически захватить развалины Второго Рима, а не поднять статус Рима Третьего. 

На рубеже веков и в преддверие революции идея Третьего Рима проникает в правую публицистику, в частности, размышления на сей счёт можно найти в творчестве основателя Русской монархической партии Владимира Андреевича Грингмута. Правда, в специфической интерпретации всемогущества России. По мысли Грингмута, Россия как Третий Рим должна стать господствующей силой в мировой политике и диктовать всему человечеству правила поведения. 

Другой оттенок - эсхатологический («Четвертому Риму не быти») - идея Третьего Рима приобретает в поэзии той эпохи. Хорошо известно стихотворение знаменитого философа Владимира Сергеевича Соловьева «Панмонголизм» (1894). Соловьев обличал русское общество в гордости провозглашать себя Третьим Римом и предрекал падение России от нашествия «новых монголов»: «Когда в растленной Византии// Остыл божественный алтарь// И отреклися от Мессии// Иерей и князь, народ и царь,-// Тогда Он поднял от Востока// Народ безвестный и чужой,// И под орудьем тяжким рока// Во прах склонился Рим второй.// Судьбою павшей Византии// Мы научиться не хотим,// И всё твердят льстецы России:// Ты - третий Рим, ты - третий Рим. <...> О Русь! забудь былую славу:// Орел двухглавый сокрушен,// И желтым детям на забаву// Даны клочки твоих знамен.// Склонится в трепете и страхе// Кто мог завет любви забыть...// И третий Рим лежит во прахе// А уж четвертому не быть». 

Впрочем, «иных времен татары и монголы» (по слову Николая Рубцова) пришли совсем не с востока, как пророчествовал Соловьев. Но Третий Рим, действительно, пал. Пал, чтобы возродиться, впрочем, в сталинской империи, своеобразно, но исполнявшей роль Удерживающего. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Павла Когана, погибшего в годы Великой Отечественной: «Но мы ещё дойдем до Ганга,// Но мы ещё умрем в боях,// Чтоб от Японии до Англии// Сияла Родина моя». Как это напоминает мечтания Федора Ивановича Тютчева. Впрочем, оценка советского периода нашей истории требует отдельного разговора.

Действительно, после революции 1917 года идея Третьего Рима, казалось, утратила актуальность не только в церковном, но и в государственном измерении. А некоторые, как знаменитый философ Н.А. Бердяев увидели в идее Третьего Интернационала своеобразное воплощение идеи Третьего Рима, реализацию русского алкания истинного царства. Впрочем, Бердяев опоздал со своими пророчествами. Он сформулировал эти идеи 1937 году в написанной на английском языке, т.е. предназначенной для западного читателя работе «Истоки и смысл русского коммунизма». А через шесть лет Коминтерн, т.е. Третий интернационал был распущен Сталиным. Так что работа Бердяева разве что пополнила копилку русофобии на Западе, которая в советское время называлась советологией.

Когда государственные идеи победили в большевизме, особенно после победы в Великой Отечественной войне, когда Советская Россия стала могучим фактором миропорядка, т.е. стала снова превращаться в Удерживающего, Сталин поддержал идею проведения в Москве в 1948 году Всеправославного собора, приуроченного к 500-летию фактической автокефалии Русской Православной Церкви. Собор должен был утвердить за Русской Церковью статус первенствующей в православной мире. Однако собор, хоть и принял ряд важнейших решений, в частности, осудил экуменизм, де-факто собором не стал, но только совещанием из-за торпедирования его греками, находившимися уже под контролем США.

И вот сегодня наступил момент истины. Как только Россия начала возвращаться в мировую политику просто в качестве самостоятельного игрока, на нас началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции. Русофобия становится частью политической культуры Запада.

Почему это происходит? Очевидно потому, что именно Россия и только Россия может сформулировать альтернативу современному мировому расхристианиванию и даже расчеловечиванию. Именно потому, что Россия была и остаётся Третьим Римом, была и остается Катехоном. Насколько готова современная Россия к исполнению своего предназначения, - другой вопрос. И об этом сегодня здесь, думаю, будут говорить. Но мы на пути к осознанию своего предназначения, о чем своеобразно свидетельствует недавняя нашумевшая статья одного из идеологов путинской России Владислава Суркова. 

Другая сторона дела - состояние нашей Церкви. И внутреннее и внешнее. После 2007 года, когда произошло объединение Русской Церкви, наша Церковь стала по факту Вселенской, приходы Русской Православной Церкви есть на всех континентах. Долгое время, чтобы не раздражать Константинополь, наше Священноначалие искусственно сдерживало создание структур РПЦ за границей. Теперь, когда патриарх Варфоломей пошёл ва-банк, не считается ни с чем и ни с кем, кроме «американских партнёров», необходимость в политесах отпала. Московская Патриархия создала два Экзархата в Европе и в Азии, причем, последний активно развивается.

Сегодня Мировое Православие поразил тяжелейший кризис, выхода из которого пока не просматривается. Мировая экономическая и политическая система тоже находится в кризисе. Многие справедливо говорят о грядущей смене самой парадигмы развития мировой цивилизации, о конце эпохи европоцентризма. Человечестве накануне серьезных изменений.

Святитель Николай Сербский предлагал многосмысленное греческое слово кризис как суд Божий. Конечно, грядущие судьбы России и всего человечества зависят от Божиего Промысла. Но и от нас зависит, сумеем ли мы потрудиться, Богу поспешествуя. От нас зависит, какими мы выйдем из кризиса. 

Сегодня Россия остро нуждается, прежде всего, в консолидации народа. Внешнее могущество страны - в области военной и дипломатической - по многим параметрам восстановлено за последние годы. Но нам не хватает именно одушевления и объединения народа. А для этого нам необходимо обращаться к нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 74

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

24. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 23:18

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
23. Saha : Русскому Сталинисту
2019-03-01 в 05:27

В чём правда, брат?
22. РЛА : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-03 в 08:21

Соловьев обличал русское общество в гордости провозглашать себя Третьим Римом и предрекал падение России от нашествия «новых монголов»:
«Когда в растленной Византии// Остыл божественный алтарь// И отреклися от Мессии// Иерей и князь, народ и царь,-// Тогда Он поднял от Востока// Народ безвестный и чужой,// И под орудьем тяжким рока// Во прах склонился Рим второй.// Судьбою павшей Византии// Мы научиться не хотим,// И всё твердят льстецы России:// Ты - третий Рим, ты - третий Рим. <...> О Русь! забудь былую славу:// Орел двухглавый сокрушен,// И желтым детям на забаву// Даны клочки твоих знамен.// Склонится в трепете и страхе// Кто мог завет любви забыть...// И третий Рим лежит во прахе// А уж четвертому не быть».



Какие замечательные стихи!
А всё из-за господ и их владений (читай из-за удовлетворяющихся и ради бдсм) - среды совершенно отличной от Царства Небесного.
Какой выход?
В очищении от антисоветизма и в продолжении пути святого Тихона (назвавшим Октябрь 1917 - русской революцией), по которому следовали и другие патриархи, в сочетании (после отречения Николая II) с почитанием Пресвятой Марии - Главой Руси.
Т.е., ничего нового!
21. Советский недобиток : Ответ на 48, 50., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 16:22

Меня знаете кто сагитировал за капитализм?Социализм.Плоды его


&
Живу аскетично


Разочарованы плодами капитализма? Или качеством продуктов на прилавках?
20. р.Б. Алексий : Ответ на 69., ранко:
2019-03-18 в 08:11

Страно что, если уже говорите про Иоанну Кронштатскому, забываете на такая его слова: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу — и будет по завету князя Владимира, — как единая Церковь».



Нет, не забываю.Все в конечном итоге будет именно так.
Но этого не забывают и наши враги. И им это очень не хочется.
19. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 00:11

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.
18. р.Б. Алексий : Ответ на 14., Анатолий Степанов:
2019-03-01 в 10:22

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.Во главе Ромейской империи оказывались слабые Императоры, нравственно недостойные и даже прямые гонители Церкви - иконоборцы, от этого Второй Рим не переставал быть Удерживающим, и никому из современников не приходило в голову сказать, что кончился Второй Рим.В советское время и сегодня Третий Рим был и остается законным Катехоном. Если мы будем достойны, то возглавит его Царь-Помазанник. А отречение от советской эпохи - это гордыня, эти люди считают себя лучше своих отцов и дедов.



Россия провалила миссию Третьего Рима в 1917 году, предав своего Царя на смерть, хотя Господь и дал еще время опамятоваться до 1918 г. Но Россия забыла, что она,по словам Иоанна Кронштадтского, есть подножие Престола Господня на земле. Миссия Третьего Рима Россией была провалена. Не буду говорить, что окончательно, ведь четвертому Риму не быть, но утверждать что, СССР и нынешняя РФ продолжили, хоть и своеобразно, выполнять миссию Третьего Рима, утверждать что мы русские и только поэтому с нами Бог, как ни в чем не бывало - это в чем- то сродни безудержному стремлению бывшего богоизбранного народа восстановить Третий храм и быть "светочем" для человечества. Вот где гордыня.
Нам, Третьему Риму, нужно покаяние. Покаяние в церковном смысле. А принятие или неприятие, отречение от советской эпохи это, мягко говоря, немного не о том и да и это только часть проблемы, если говорить в общем и целом. И что значит не принятие - как можно не принимать, отрицать то что было? Важно правильное осмысление и интересно было бы дождаться и прочитать обещанную недавно Вами, Анатолий Дмитриевич, статью по выработке адекватного и конструктивного отношения к советской эпохе и Ваше видение путей нашего возвращения ( в т.ч. и в Церкви- ведь идея Третьего Рима в корне своей не от мира сего, а церковная) к "нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения".
17. Лев Хоружник : Ответ на 38., М.Е.:
2019-03-03 в 11:47

Лева, ты умника-то из себя не строй. Обчитался что ли всякой всячины? :))Запомни, голубчик, Иерусалим евангельский - один, и никакая Москва никогда не станет "Новым Иерусалимом".



Новым Иерусалимом Москва, действительно, не станет, но я лично планку так высоко и не поднимал. Да думаю, что и А.Д. Степанов вовсе не об этом говорит и тебе, и другим скептикам. Москва ОБЯЗАНА быть Третьим Римом, и если она перестанет им быть, то превратиться в Москвабад, и для премудрых пескарей, вроде тебя, останется два выхода - либо умереть, либо начать жить по законам шариата...
16. р.Б. Алексий : Ответ на 50., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 16:22

А кто я такой что б вообще знать эти понятия "социализм-капитализм"?Оно мне надо?Царь русский должен решать как в стране быть к нашей пользе душевной и телесной.



Вот именно.А много ли православных молят Бога о прощении и возвращении Царя? Тем более, что открыто это делать и проповедывать это не конституционно - молится о смене конституционного строя. Все больше молимся о богохранимом " временном правительстве" и временное оно у нас уже больше 100 лет.Тупик.
15. русский амиго : Актуальность
2019-03-24 в 13:18

Добрый день Уважаемый Анатолий Дмитриевич! В конце статьи Захват Славянского Фонда от 12-03-2019г, опубликованной на страницах Русского Вестника, увидел Ваше письмо-обращение к Президенту России ВВ Путину. Что ответил Вам гарант Конституции и Главный Русский Националист?
14. Адриан Роум : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 01:16

Как всегда статья Главреда взвешенная, энциклопедична, блестяще написанная — и по содержанию, и по форме.
Что Москва Третий Рим, это несомненный факт. И его надо пропагандировать среди нашего народа, чтобы он чувствовал историческую и духовную ответственность. Соответственно, наш Патриарх должен быть признан, как НАСТОЯЩИЙ вселенский Патриарх, вместо стамбульскго самозванца, нагло, из могилы Второго Рима, пытающийся присвоить себе былую славу и силу. Но откровенный экуменизм и продвижение политики фактической унии с Ватиканом со стороны нашего священноначалия, органически не может коррелировать с идеей "Москва Третий Рим". Владимир ІІІ возник неожиданно на обломках сталинской империи. Может, так же возникнет и верный, сильный духовно и нравственно чистый...
Но весь народ должен молиться об этом и жить праведно.
13. Лев Хоружник : Ответ на 21., М.Е.:
2019-03-01 в 10:26

Лева, ты такой же болящий как и те, кто до сих пор считает последнего царя РИ "Катехоном".



Я Яблокову это десять раз говорил, и тебе, неболящему, повторю учение св. Иоанна Златоуста - антихрист не придёт до тех пор, пока будет римская власть. Это каким же тупым надо быть, чтобы не видеть очевидного? Где сейчас Российская армия, умник? И кто там у нам Третий храм строить решил? А ещё, неболящий, почитай, что умные люди пишут:

https://clck.ru/FHLFM

И кто тебе сказал, что это хорошо, когда твоя голова ни о чём не болит? Ты эпикуреец что ли?
12. М.Е. : на 40-й Хоружнику
2019-03-03 в 14:21

Ты кого тут запугать собрался, "хоружник"? ))
Запомни, голубчик: и без "помазанников" Россия выстоит, если будет на то Промысл Божий. А распутинцы и умники вроде тебя пусть найдут более актуальные темы. Не сотрясай воздух, Лева.
11. р.Б. Алексий : Ответ на 54., р.Б. Алексий:
2019-03-05 в 16:39

у нас была имперская политика. Поэтому мы несмотря на сложности с покоряемыми народами не порабощали их, не превращали в рабов, а тем паче не уничтожали. В советское время это было доведено вообще до абсурда, когда окраины жили богаче центра.



До революции Россия худо-бедно была государством русского народа в котором проживали в том числе и другие народы - это была Российская Империя.И это не идеализация Российской. Империи. В СССР и РФ дело поставлено по другому - это многонациональные государства в котором проживал в том числе и русский народ на правах черной тягловой силы и из которого всеми способами выкорчевывалось его русское религиозное и национальное самосознание. Это называлось борьбой с великорусским шовинизмом, и единственное утешение - тост за здоровье русского народы после осознания масштабов продолжающейся трагедии русского народа и вымирания не звучит ли как изощренное издевательство.И это не очерненние СССР.

И что мы имеем сегодня ?- кто при сегодняшней положении дел (демография, аборты, замещение коренного населения, суициды, оффшоризация - это верхушки айсберга) будет потенциальным носителем русской религиозной идеи Третьего Рима даже в обозримом будущем? И кто кроме русских может быть этим носителем? Отказавшись в 1917 г. быть носителем этой идеи, мы отказались от исторического задания, от исторической миссии, возложенной на русский народ Богом. Отказавшись от выполнения Замысла Божия -
оказались выброшенными на попрание прочим народам, оказались не у дел, оказались в тупике своего исторического развития.
А кто не собирает - тот расточает.
кто при сегодняшней положении дел (демография, аборты, замещение коренного населения, суициды, оффшоризация - это верхушки айсберга) будет потенциальным носителем русской религиозной идеи Третьего Рима даже в обозримом будущем?



И ещё - главное русский народ - разделенный народ на государственом уровне - Россия, Украина, Белоруссия - независимые государства. Это плохо для жизненной силы русского народа и для его самосознания. Очень плохо.
10. Яков Яковлевич : Мировоззрение - основа всего.
2019-03-24 в 17:02

Христианское, православное мировоззрение - основа всего того, на что надеется автор.
К сожалению, поколения людей воспитаны вне этого мировоззрения, вне - правильного миропонимания. И именно из-за этого - деградация, регресс в морально-нравственной сфере, в сфере общественных и межгосударственных отношений. Несмотря на прогресс - технический.
Потеря веры и правильного миропонимания - это как потеря тормозов на косогоре.
На какой основе произойдет консолидация нашего народа?
Если только на основе патриотизма, то этого недостаточно. Родину мы сохраним. Но какой-то она будет?
Если 90% населения думает, что в природе всё подчинено законам естественного отбора - на что тут можно надеяться?
Пессимистичнее надо бы глядеть в будущее.
Это - вернее.
9. М.Е. : Ответ на 7., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 06:36

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.


Чушь ...
8. М.Е. : на 25-й Л. Хоружнику
2019-03-01 в 12:01

Лёва, у тебя явно не только голова болит. :((
7. Лев Хоружник : Ответ на 41., М.Е.:
2019-03-03 в 20:27

Ты кого тут запугать собрался, "хоружник"? ))



Чего-то вспомнилось...про страну не пуганных идиотов... :)
6. Влад.Атласов : Ответ на 53., Лев Хоружник:
2019-03-05 в 17:02

И с чего Вы взяли что капитал Павла Михайловича Третьякова - иудейский капитал?А?Ну вот с чего?Или Рябушинского?Оттого, что они были англо - иудейский проект!



А мой капитал тоже англо-иудейский проэкт?
Почему нет,или почему да?У них ,у Вас,у меня.В чем разница,признаки.Очень интересно.Переходим к конкретике.
5. электрик : Ответ на 68., Влад.Атласов:
2019-03-25 в 08:18

Таким образом РИ во главе с русским царем была государством русского народа.Вы не опровергли этого.) Государь, сделайте меня немцем!Кажется это ответ царю кого-то из придворных или учёных.Было время в РИ было много иностранцев в университетах.Так нужно было царю и России.Меня это только радует.А вот то что русские учёные сто лет едут за границу меня не радует.Это радует немцев и прочих европейцев,а меня нет.Из бюджета города на чествование юбилея кирхи...Много?500рублей?Возможно спорный вопрос.Думцы так решили.Возможно это ошибочное решение,не буду утверждать.Но в то время чаще немцы переходили в православие,а не наоборот.Наоборот было крайне редко.И,между прочим,царь приглашалевропейцев в РИ,была программа привлечения.Особенно немцев.Кстати ,кажется именно у них главой церкви считается руководитель страны,в РИ читай православный царь.Немцы работали на Россию!Это не "персы-душители"какие-нибудь.(Из Гиляровского).А работяги нашедшие в России свою родину!



Бироновский ты холуишка),пардон,холуйчонок)))
4. р.Б. Алексий : Ответ на 10., М.Е.:
2019-02-28 в 08:23

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
Чушь ...




Да-да, царебожие...
3. Анатолий Степанов : Ответ на 24., р.Б. Алексий:
2019-03-01 в 19:53

Россия провалила миссию Третьего Рима в 1917 году, предав своего Царя на смерть, хотя Господь и дал еще время опамятоваться до 1918 г. Но Россия забыла, что она,по словам Иоанна Кронштадтского, есть подножие Престола Господня на земле. Миссия Третьего Рима Россией была провалена. Не буду говорить, что окончательно, ведь четвертому Риму не быть, но утверждать что, СССР и нынешняя РФ продолжили, хоть и своеобразно, выполнять миссию Третьего Рима, утверждать что мы русские и только поэтому с нами Бог, как ни в чем не бывало - это в чем- то сродни безудержному стремлению бывшего богоизбранного народа восстановить Третий храм и быть "светочем" для человечества. Вот где гордыня. Нам, Третьему Риму, нужно покаяние. Покаяние в церковном смысле. А принятие или неприятие, отречение от советской эпохи это, мягко говоря, немного не о том и да и это только часть проблемы, если говорить в общем и целом. И что значит не принятие - как можно не принимать, отрицать то что было? Важно правильное осмысление и интересно было бы дождаться и прочитать обещанную недавно Вами, Анатолий Дмитриевич, статью по выработке адекватного и конструктивного отношения к советской эпохе и Ваше видение путей нашего возвращения ( в т.ч. и в Церкви- ведь идея Третьего Рима в корне своей не от мира сего, а церковная) к "нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения".


Русский народ не провалил миссию Третьего Рима, так неверно говорить, поскольку мир должен был бы перестать, поскольку Четвертому не быть, а мир существует. Значит не провали русский народ миссию, а оступился. Нельзя идеализировать царскую Россию, там тоже было много пороков. Почитайте Хомякова - "в судах черна неправдой черной и игом рабства клеймена", - это о России, и пишет не русофоб де Кюстин, а патриот из патриотов.
Если посмотреть на нашу историю советского времени, то увидим, что и впрямь СССР удерживал мир от катастрофы и одновременно заставлял христианский Запад помнить о своих корнях. И как только пал СССР, Запад начал массово отказываться от своих христианских корней. Так что не всё так однозначно.
Славянофилы говорил, что Россия - другой тип цивилизации, что мы - не Европа, их высмеивало всё общество. Пришли к власти большевики и объявили Запад - врагом России, начали строить альтернативное западному общество. Парадокс. А вот из таких парадоксов и состоит наша история.
Третий Рим - это государственная идея, а не церковная, ее церковное измерение - идея Москвы как нового Иерусалима, которую пытался реализовать патриарх Никон.
2. М.Е. : Ответ на 42., Лев Хоружник:
2019-03-04 в 10:25

Ты кого тут запугать собрался, "хоружник"? ))
Чего-то вспомнилось...про страну не пуганных идиотов... :)


Вспомни и не забывай о смерти и о своей посмертной участи, "хоружник". Там будет не до смеха, умник.:)
1. Влад.Атласов : Ответ на 56., р.Б. Алексий:
2019-03-05 в 17:14

А кто я такой что б вообще знать эти понятия "социализм-капитализм"?Оно мне надо?Царь русский должен решать как в стране быть к нашей пользе душевной и телесной. Вот именно.А много ли православных молят Бога о прощении и возвращении Царя? Тем более, что открыто это делать и проповедывать это не конституционно - молится о смене конституционного строя. Все больше молимся о богохранимом " временном правительстве" и временное оно у нас уже больше 100 лет.Тупик.



Вот именно.Власть и закон не законны.Сами себя они таковыми не могут и не хотят признать.Ждем со стороны?Западу до лампочки что мы загибаемся.Даже выгодно - к ним от нас бегут мозги и капиталлы.
Ждём лекарство от Бога.По моим прикидкам горькое будет.
Кстати,в молитве "о Богом хранимой стране нашей,власти и воинстве её..." я лично подразумеваю законную власть- династию,прежде всего,а там Бог весть...Если б власть Гитлера была и я подразумевал реальную власть Гитлера?Нет.Я молюсь прежде всего за законную власть.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме