Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Актуальность идеи Третьего Рима

Русское Собрание
Калязинские Чтения Русского Собрания
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 27.02.2019


Доклад на Калязинских чтениях «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» …

От редакции: 20 и 21 февраля в городе Калязин Тверской области состоялись очередные - шестые по счёту - «Калязинские Чтения Русского Собрания». РНЛ уже опубликовала отчет о Чтениях Яны Сониной, доклад организатора Чтений, главы Калязинского района, члена Центрального совета Международной общественной организации «Русское Собрание» Константина Ильина, фоторепортаж о концерте заслуженной артистки России Татьяны Петровой, который прошёл в рамках Чтений, и другие материалы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя доклад главного редактора «Русской народной линии», председателя «Русского Собрания» Анатолия Степанова

В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны Петр Порошенко сделал удивительное заявление. После того как в Киеве им был организован самочинный собор, учредивший так называемую «Православную церковь Украины», когда раскол Русской Православной Церкви стал как никогда ранее реальностью, он заявил: «Всё! Наступил конец Третьему Риму».

От наших современных российских государственных деятелей, да даже от людей идеологически обслуживающих нынешнюю власть слов про Третий Рим нам не услышать, разве что, как о существовавшей в седую старину теории. А вот Порошенко интерпретирует происходящее на наших глазах именно в таких категориях. Оказывается, это только для нас концепция «Москва - Третий Рим» является историческим артефактом, а вот для Порошенко (и не только для него, но и для других врагов России и русской цивилизации) это - актуальная модель жизнеустройства и существования России. Поэтому мы и вынесли в повестку дня очередных Калязинских чтений такую тему: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?». В конце поставили все-таки вопросительный знак, поскольку, возможно, мы и в нашей среде услышим мнение, что Третий Рим - это «прекрасное далёко», имеющее к реалиям нашей жизни отстранённое отношение.

В самом деле, идея (а точнее пророчество) «Москва - Третий Рим» была сформулирована достаточно давно - в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и Великому князю Василию III Ивановичу в конце 1523 - начале 1524 года. Некоторые учёные, правда, называют автором идеи митрополита Зосиму, который называл Москву Третьим Римом еще в предисловии к своему труду «Изложение Пасхалии» (1492). Но это неважно, поскольку идея Третьего Рима появлялась ранее и в Сербии, и в Болгарии. Но старец Филофей придал ей значение духовно-геополитического откровения или пророчества о предназначении России. А это совсем другое дело!

Он писал: «Благочестивый царь, ... все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь»; «все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца»; «храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать» (это - в послании к Великому князю Василию Ивановичу, которого старец уже именует Царём, хотя формально первым Царём стал его сын Иван Васильевич в 1547 году).

В похожих выражениях, и даже чуть более развернуто, пишет Старец и в послании к дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Любопытно, что старец Филофей так описывал христианскую Европу: «Все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит». Как актуально сейчас о европейском неверии!

Еще одно актуальное наблюдение старца Филофея касается нравственного состояния общества и церковной среды: «И мерзость (содомский грех. - А.С.) такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет». Понятно, что Старец говорит о мерзости содомии среди духовенства. Известно, что даже упомянутого митрополита Зосиму, ставленника причастного к ереси жидовствующих дьяка Федора Курицына (по тем временам, что-то типа министра иностранных дел), преподобный Иосиф Волоцкий обвинял в содомии. Мерзость эта ныне преумножилась, увы, многократно в сравнении с тогдашними временами. И в том числе среди «прочих», о коих старец умолчал.

Старец Филофей мыслит миссию Москвы именно в апокалиптической перспективе, - после Третьего Рима «мы ожидаем царства, которому нет конца». В те времена это было как никогда актуально. В конце мая 1453 года пал Константинополь, который русские традиционно называли Царьградом - городом Царя или царским городом. Для православных людей того времени падение Царьграда было сродни вселенской катастрофе. Кроме того было известно много пророчеств о конце света именно через 7000 лет от сотворения мира, а это как раз выпадало на 1492 год от Р.Х. Русскую Церковь и русское общество терзала в конце XV века ересь жидовствующих, проникшая даже в ближнее окружение Великого князя Ивана III Великого, объединителя русских земель. Словом было от чего усилиться апокалиптическим настроениям в то время. Есть свидетельства, что в 1492 году многие даже не засевали поля, ожидая конца света. 

Однако Господь отодвинул сроки существования мира сего. Более того одновременно укреплялось Московское государство. Русь сбросила наконец ордынское иго, шло объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III после смерти своей первой супруги женился на византийской принцессе Софье Палеолог, что наглядно демонстрировало готовность Москвы стать преемницей Ромейской Империи. Несмотря на острую династическую борьбу, он передал престол своему сыну от брака с Софьей Василию III, который по матери был внучатым племянником последнего императора Ромейской Империи. Василий Иванович завершил дело своего великого отца по объединению Руси и подготовил Московское княжество к превращению в царство.

С понятием о Третьем Риме связывают обыкновенно представление об Удерживающем (по-гречески, Катехон), о чем писал Апостол Павел во втором послании к Солунянам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). Как известно, есть разные толкования, что имел в виду под Удерживающим Апостол, но большинство толкователей считают, что речь идёт именно об Империи, о Риме, который содержит миропорядок, что и препятствует воцарению сына погибели. Закономерно, что столицу Восточно-Римской Империи Константинополь называли Вторым Римом. После его окончательного падения, по откровению старца Филофея, римское служение перешло к Москве. 

Идея «Москвы Третьего Рима» имеет два аспекта - государственный и церковный.

Как справедливо писал философ Александр Сергеевич Панарин, Третий Рим должен быть сильным государством «и по критериям внутренней сплоченности, и по критериям внешнеполитической мощи». И мы видим эту «третьеримскую логику» в действиях и Ивана Васильевича Грозного, превратившего нашу страну в царство. И Петра Алексеевича Великого, возгласившего Россию Империей. И Николая Павловича, при котором Россия достигла, пожалуй, наивысшего могущества, став гарантом европейского миропорядка. В николаевское царствование Тютчев мог грезить (1848 год): «Москва, и град Петров, и Константинов град// Вот царства русского заветные столицы...// Но где предел ему? и где его границы// На север, на восток, на юг и на закат?// Грядущим временам судьбы их обличат...// Семь внутренних морей и семь великих рек...// От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,// От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...// Вот царство русское... и не прейдет вовек,// Как то провидел Дух и Даниил предрек». 

Впрочем, все русские государи стремились превратить Россию в великую державу. Кстати, когда Пётр I собрал 22 октября 1721 года, в годовщину изгнания поляков из Москвы, собрание высших государственных и церковных чиновников, на котором он был провозглашен Великим, Императором и Отцом Отечества, он заявил своим соратникам, что реформы свои он делал, «чтобы с нами не стало, как с империей греческой». Мы видим, что мысль о правопреемстве Москвы Константинополю присутствовала в сознании русских государей.

Закономерно, что Церковь Рима становится первенствующей в православном мире. Именно так объясняли отцы Четвертого Вселенского Собора своё решение предоставить особые права Константинопольскому или иначе Вселенскому Патриархату по сравнению с другими автокефальными Церквями, - тем, что это - Церковь города «Царя и Синклита». Именно на это решение сейчас ссылается патриарх Варфоломей, самочинно вторгаясь на территорию Русской Православной Церкви, забывая при этом, что Стамбул уже давно перестал быть Царьградом. 

Русская Церковь исторически шла по пути превращения во Вселенский Патриархат. В 1589 году при последнем царе династии Рюриковичей Федоре Иоанновиче Москва добилась подтверждения автокефалии (де-факто существовавшей с 1448 года) и провозглашения Русской Церкви Патриархатом, причём, пятым в диптихе после четырёх древних Патриархатов: Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского. Русская Церковь заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Всё шло к тому, что Русская Церковь должна по логике стать Вселенским Патриархатом. В царствование Алексея Михайловича всерьёз обсуждался вопрос о переезде Константинопольского патриарха в Москву и переносе кафедры соответственно. Это было вполне реально, поскольку уже существовала практика переезда греческих архиереев в Россию и занятия ими кафедр. Самые известные примеры: святитель Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский и Тарусский (1550-1625), мощи которого почивают в Успенской церкви на Княжьем дворе Суздаля, и святитель Афанасий сидящий, патриарх Константинопольский Афанасий Пателларий (1597-1654), мощи которого почивают в Благовещенском соборе Харькова.

Однако раскол, затем низложение патриарха Никона, а впоследствии и полное упразднение патриаршества в 1721 году, когда был учреждён Святейший Правительствующий Синод, идею перенесения центра православного мира в Москву сделали неактуальной. Последствия этого мы сейчас и пожинаем в украинском церковном кризисе.

Общественная мысль в этом отношении не поспевала за государственной, идея «Москва - Третий Рим» оказалась в пространстве активной общественной дискуссии, пожалуй, только в годы царствования императора Александра II, когда Россия стала проводить активную политику на Балканах, а идеи панславизма обрели популярность в широких кругах общества. В то время появились первые специальные исследования о теории Третьего Рима. Впрочем, в русском обществе популярность получили идеи освобождения братушек-славян и мечтания воздвигнуть крест над Святой Софией, т.е. фактически захватить развалины Второго Рима, а не поднять статус Рима Третьего. 

На рубеже веков и в преддверие революции идея Третьего Рима проникает в правую публицистику, в частности, размышления на сей счёт можно найти в творчестве основателя Русской монархической партии Владимира Андреевича Грингмута. Правда, в специфической интерпретации всемогущества России. По мысли Грингмута, Россия как Третий Рим должна стать господствующей силой в мировой политике и диктовать всему человечеству правила поведения. 

Другой оттенок - эсхатологический («Четвертому Риму не быти») - идея Третьего Рима приобретает в поэзии той эпохи. Хорошо известно стихотворение знаменитого философа Владимира Сергеевича Соловьева «Панмонголизм» (1894). Соловьев обличал русское общество в гордости провозглашать себя Третьим Римом и предрекал падение России от нашествия «новых монголов»: «Когда в растленной Византии// Остыл божественный алтарь// И отреклися от Мессии// Иерей и князь, народ и царь,-// Тогда Он поднял от Востока// Народ безвестный и чужой,// И под орудьем тяжким рока// Во прах склонился Рим второй.// Судьбою павшей Византии// Мы научиться не хотим,// И всё твердят льстецы России:// Ты - третий Рим, ты - третий Рим. <...> О Русь! забудь былую славу:// Орел двухглавый сокрушен,// И желтым детям на забаву// Даны клочки твоих знамен.// Склонится в трепете и страхе// Кто мог завет любви забыть...// И третий Рим лежит во прахе// А уж четвертому не быть». 

Впрочем, «иных времен татары и монголы» (по слову Николая Рубцова) пришли совсем не с востока, как пророчествовал Соловьев. Но Третий Рим, действительно, пал. Пал, чтобы возродиться, впрочем, в сталинской империи, своеобразно, но исполнявшей роль Удерживающего. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Павла Когана, погибшего в годы Великой Отечественной: «Но мы ещё дойдем до Ганга,// Но мы ещё умрем в боях,// Чтоб от Японии до Англии// Сияла Родина моя». Как это напоминает мечтания Федора Ивановича Тютчева. Впрочем, оценка советского периода нашей истории требует отдельного разговора.

Действительно, после революции 1917 года идея Третьего Рима, казалось, утратила актуальность не только в церковном, но и в государственном измерении. А некоторые, как знаменитый философ Н.А. Бердяев увидели в идее Третьего Интернационала своеобразное воплощение идеи Третьего Рима, реализацию русского алкания истинного царства. Впрочем, Бердяев опоздал со своими пророчествами. Он сформулировал эти идеи 1937 году в написанной на английском языке, т.е. предназначенной для западного читателя работе «Истоки и смысл русского коммунизма». А через шесть лет Коминтерн, т.е. Третий интернационал был распущен Сталиным. Так что работа Бердяева разве что пополнила копилку русофобии на Западе, которая в советское время называлась советологией.

Когда государственные идеи победили в большевизме, особенно после победы в Великой Отечественной войне, когда Советская Россия стала могучим фактором миропорядка, т.е. стала снова превращаться в Удерживающего, Сталин поддержал идею проведения в Москве в 1948 году Всеправославного собора, приуроченного к 500-летию фактической автокефалии Русской Православной Церкви. Собор должен был утвердить за Русской Церковью статус первенствующей в православной мире. Однако собор, хоть и принял ряд важнейших решений, в частности, осудил экуменизм, де-факто собором не стал, но только совещанием из-за торпедирования его греками, находившимися уже под контролем США.

И вот сегодня наступил момент истины. Как только Россия начала возвращаться в мировую политику просто в качестве самостоятельного игрока, на нас началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции. Русофобия становится частью политической культуры Запада.

Почему это происходит? Очевидно потому, что именно Россия и только Россия может сформулировать альтернативу современному мировому расхристианиванию и даже расчеловечиванию. Именно потому, что Россия была и остаётся Третьим Римом, была и остается Катехоном. Насколько готова современная Россия к исполнению своего предназначения, - другой вопрос. И об этом сегодня здесь, думаю, будут говорить. Но мы на пути к осознанию своего предназначения, о чем своеобразно свидетельствует недавняя нашумевшая статья одного из идеологов путинской России Владислава Суркова. 

Другая сторона дела - состояние нашей Церкви. И внутреннее и внешнее. После 2007 года, когда произошло объединение Русской Церкви, наша Церковь стала по факту Вселенской, приходы Русской Православной Церкви есть на всех континентах. Долгое время, чтобы не раздражать Константинополь, наше Священноначалие искусственно сдерживало создание структур РПЦ за границей. Теперь, когда патриарх Варфоломей пошёл ва-банк, не считается ни с чем и ни с кем, кроме «американских партнёров», необходимость в политесах отпала. Московская Патриархия создала два Экзархата в Европе и в Азии, причем, последний активно развивается.

Сегодня Мировое Православие поразил тяжелейший кризис, выхода из которого пока не просматривается. Мировая экономическая и политическая система тоже находится в кризисе. Многие справедливо говорят о грядущей смене самой парадигмы развития мировой цивилизации, о конце эпохи европоцентризма. Человечестве накануне серьезных изменений.

Святитель Николай Сербский предлагал многосмысленное греческое слово кризис как суд Божий. Конечно, грядущие судьбы России и всего человечества зависят от Божиего Промысла. Но и от нас зависит, сумеем ли мы потрудиться, Богу поспешествуя. От нас зависит, какими мы выйдем из кризиса. 

Сегодня Россия остро нуждается, прежде всего, в консолидации народа. Внешнее могущество страны - в области военной и дипломатической - по многим параметрам восстановлено за последние годы. Но нам не хватает именно одушевления и объединения народа. А для этого нам необходимо обращаться к нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 74

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

24. р.Б. Алексий : Ответ на 14., Анатолий Степанов:
2019-03-01 в 10:22

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.Во главе Ромейской империи оказывались слабые Императоры, нравственно недостойные и даже прямые гонители Церкви - иконоборцы, от этого Второй Рим не переставал быть Удерживающим, и никому из современников не приходило в голову сказать, что кончился Второй Рим.В советское время и сегодня Третий Рим был и остается законным Катехоном. Если мы будем достойны, то возглавит его Царь-Помазанник. А отречение от советской эпохи - это гордыня, эти люди считают себя лучше своих отцов и дедов.



Россия провалила миссию Третьего Рима в 1917 году, предав своего Царя на смерть, хотя Господь и дал еще время опамятоваться до 1918 г. Но Россия забыла, что она,по словам Иоанна Кронштадтского, есть подножие Престола Господня на земле. Миссия Третьего Рима Россией была провалена. Не буду говорить, что окончательно, ведь четвертому Риму не быть, но утверждать что, СССР и нынешняя РФ продолжили, хоть и своеобразно, выполнять миссию Третьего Рима, утверждать что мы русские и только поэтому с нами Бог, как ни в чем не бывало - это в чем- то сродни безудержному стремлению бывшего богоизбранного народа восстановить Третий храм и быть "светочем" для человечества. Вот где гордыня.
Нам, Третьему Риму, нужно покаяние. Покаяние в церковном смысле. А принятие или неприятие, отречение от советской эпохи это, мягко говоря, немного не о том и да и это только часть проблемы, если говорить в общем и целом. И что значит не принятие - как можно не принимать, отрицать то что было? Важно правильное осмысление и интересно было бы дождаться и прочитать обещанную недавно Вами, Анатолий Дмитриевич, статью по выработке адекватного и конструктивного отношения к советской эпохе и Ваше видение путей нашего возвращения ( в т.ч. и в Церкви- ведь идея Третьего Рима в корне своей не от мира сего, а церковная) к "нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения".
23. Saha : Русскому Сталинисту
2019-03-01 в 05:27

В чём правда, брат?
22. София7 : благодарность автору за статью
2019-03-01 в 00:10

Уважаемый Анатолий Дмитриевич, спасибо за взвешенную аналитическую справку по этой очень важной для России теме. Здесь видим мысли государственника, широкий взгляд на геополитику в эсхатологич. аспекте.
Спасибо за то, что упомянули о значении создания новых экзархатов Русской Церкви в Европе и Азии, и далее нам предстоит еще оценить важность такой меры. А помните, Вы говорили, что это вещь несерьезная, чисто техническая, не надо с ней, мол, носиться? Извините меня, пожалуйста.
21. М.Е. : Ответ на 19., Лев Хоружник:
2019-02-28 в 21:29

Россия, конечно, Третий Рим, в том смысле, что удерживает мир от прихода антихриста. Пусть все противники этой идеологемы ответят на простой вопрос - есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят? Какой еще другой народ вынесет такое, и сохранит при том себя и своё государство? Нет тому исторических примеров, а потому, получается, что русский дух нечто настолько ценное, что мы обязаны хранить его и не слушать разных там обличителей наших "преступлений" и прочих борцов со "сталинизмом". Нам надо понять, что нам все завидуют, и все нас боятся, ибо видят в нас суд Божий над своими преступлениями. Нам же необходимо возродить древнейшую форму управления государством - теократию, основанную на Десятисловии. Иначе русский дух, который есть почва для христианства, умрёт, а мы станем пылью и прахом в глазах наших ненавистников, время радости которых, впрочем, будет недолгим.


Лева, ты такой же болящий как и те, кто до сих пор считает последнего царя РИ "Катехоном". Только у тебя другая крайность, "хоружник". Тебе бы сначала самому излечиться, Лева-Леонид.:))
20. Сергей Швецов : Ответ на 19., Лев Хоружник:
2019-02-28 в 20:57

есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят?

Есть, Лёва, целых два - США и Израиль. У России с ними полное тождество по заявленным критериям.
19. Лев Хоружник : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 20:20

Россия, конечно, Третий Рим, в том смысле, что удерживает мир от прихода антихриста. Пусть все противники этой идеологемы ответят на простой вопрос - есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят? Какой еще другой народ вынесет такое, и сохранит при том себя и своё государство? Нет тому исторических примеров, а потому, получается, что русский дух нечто настолько ценное, что мы обязаны хранить его и не слушать разных там обличителей наших "преступлений" и прочих борцов со "сталинизмом". Нам надо понять, что нам все завидуют, и все нас боятся, ибо видят в нас суд Божий над своими преступлениями. Нам же необходимо возродить древнейшую форму управления государством - теократию, основанную на Десятисловии. Иначе русский дух, который есть почва для христианства, умрёт, а мы станем пылью и прахом в глазах наших ненавистников, время радости которых, впрочем, будет недолгим.
18. М.Е. : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 17:57

Пустые споры, кто что и сколько раз писал, считаю неуместными. Некоторые люди, м.б., хорошо знают "матчасть", а в духовном плане недалеки от прельщенных царебожников.
Тщетные надежды на князей-помазанников пора бы уже давно оставить ...
17. Сергей Швецов : Ответ на 15., Анатолий Степанов:
2019-02-28 в 17:50

вышло несколько книг на эту тему, так и назывались "Третий Рим"

Чьих книг? Честно - впервые слышу. Нельзя ли поподробнее?
16. Петрович : Реальность
2019-02-28 в 16:45

Рассуждения хороши, да реальность подкачала. Что с ней делать? Не замечать (как у автора) или уесть в своих рассуждениях? Вот в чем вопрос.
15. Анатолий Степанов : Ответ на 1., Сергей Швецов:
2019-02-28 в 14:44

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?


Все русские Цари и Императоры это понимали. Русские мыслители рассуждали в парадигме Третьего Рима. В царствование Александра 2-го тема Третьего Рима оказалась в центре дискуссии, вышло несколько книг на эту тему, так и назывались "Третий Рим". А кому же тогда возражает В.Соловьев в своем стихотворении: "Твердят льстецы России"?
Так что Швецов учите матчасть.
14. Анатолий Степанов : Ответ на 8., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 14:40

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.


Во главе Ромейской империи оказывались слабые Императоры, нравственно недостойные и даже прямые гонители Церкви - иконоборцы, от этого Второй Рим не переставал быть Удерживающим, и никому из современников не приходило в голову сказать, что кончился Второй Рим.
В советское время и сегодня Третий Рим был и остается законным Катехоном. Если мы будем достойны, то возглавит его Царь-Помазанник.
А отречение от советской эпохи - это гордыня, эти люди считают себя лучше своих отцов и дедов.
13. М.Е. : Ответ на 11., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 10:44

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
Чушь ...
Да-да, царебожие...


Нет. Это "осознание" - от лукавого духа.
12. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 08:31

"Земля правится Божиим милосердием
и Пречистыя Богородицы милостию,
и всех святых молитвами,
и родителей наших благословением,
и последи нами, государями своими..."- благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный.

Вот кто теперь наши удерживающие...
11. р.Б. Алексий : Ответ на 10., М.Е.:
2019-02-28 в 08:23

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
Чушь ...




Да-да, царебожие...
10. М.Е. : Ответ на 7., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 06:36

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.


Чушь ...
9. Адриан Роум : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 01:16

Как всегда статья Главреда взвешенная, энциклопедична, блестяще написанная — и по содержанию, и по форме.
Что Москва Третий Рим, это несомненный факт. И его надо пропагандировать среди нашего народа, чтобы он чувствовал историческую и духовную ответственность. Соответственно, наш Патриарх должен быть признан, как НАСТОЯЩИЙ вселенский Патриарх, вместо стамбульскго самозванца, нагло, из могилы Второго Рима, пытающийся присвоить себе былую славу и силу. Но откровенный экуменизм и продвижение политики фактической унии с Ватиканом со стороны нашего священноначалия, органически не может коррелировать с идеей "Москва Третий Рим". Владимир ІІІ возник неожиданно на обломках сталинской империи. Может, так же возникнет и верный, сильный духовно и нравственно чистый...
Но весь народ должен молиться об этом и жить праведно.
8. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 00:11

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.
7. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 23:18

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
6. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 3., Русский Сталинист:
2019-02-27 в 20:10

Вы же сами писали, что это Эйзенштейн по приказу Сталина придумал концепцию Третьего Рима.


У Швецова Третий Рим - это анархосиндикализм.

Хотел выгравировать журавля, а вышла утка.
Хотел нарисовать тигра, а получилась собака.

Швецов уже давно работает на Китай (или на Америку?).
5. Сергей Швецов : Ответ на 3., Русский Сталинист:
2019-02-27 в 19:26

Не придумал, а пропиарил. А дальше у идеи случилась замысловатая судьба, нашедшая свое отражение даже в мутном сознании Потрошенко. Факт тот, что до Эйзенштейна популярностью идея не пользовалась, хотя и была в некотором ходу: роман Георгия Иванова, например (но там Третий Рим - Петербург).
4. АБС : Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 18:46

"Но нам не хватает именно одушевления и объединения народа. А для этого нам необходимо обращаться к нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения."

России не хватает лидера, который бы смог своими победами воодушевить и объединить народ, помочь очиститься от скверны. Путин много говорить, но все большее количество людей ему не верить. Ситуация в стране абсурдна. Нынешняя власть перемешала свет с тьмою и пытается править этой кашей, в реальности же между светом и тьмой не может быть ничего общего. Например, шнур член совета по культуре при Госдуме, разве это не падение нашей страны. Сдача Украины фашистам. Сколько за 5 лет погибло невинных русских людей от рук бандеровцев. Фактически Украина оккупирована США и НАТО. И это очень большое разочарование для многих и большая поддержка для предателей.
Сомнительно, что при такой внутренней кадровой политике и поражениях в Малороссии много людей обратиться к "идеологическому наследству и к вековым смыслам".
3. Русский Сталинист : Ответ на 1., Сергей Швецов:
2019-02-27 в 18:14

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?



Вы же сами писали, что это Эйзенштейн по приказу Сталина придумал концепцию Третьего Рима.
2. Сергей Швецов : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 17:08

по откровению старца Филофея, римское служение перешло к Москве

Не к Москве, а к "царству нашего государя". А "царство нашего государя" - понятие весьма резиновое. С т.зр. РПЦЗ в 20 веке все "царство нашего государя" сосредоточилось на Брайтон-Бич, к примеру.
В 1589 году при последнем царе династии Рюриковичей Федоре Иоанновиче Москва добилась подтверждения автокефалии

А как именно добилась, скромно умолчим. Зачем лишний раз вспоминать?
1. Сергей Швецов : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 16:54

От наших современных российских государственных деятелей, да даже от людей идеологически обслуживающих нынешнюю власть слов про Третий Рим нам не услышать

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме