Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Актуальность идеи Третьего Рима

Русское Собрание
Калязинские Чтения Русского Собрания
Калязинский район – решение вопросов по-русски / 27.02.2019


Доклад на Калязинских чтениях «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?» …

От редакции: 20 и 21 февраля в городе Калязин Тверской области состоялись очередные - шестые по счёту - «Калязинские Чтения Русского Собрания». РНЛ уже опубликовала отчет о Чтениях Яны Сониной, доклад организатора Чтений, главы Калязинского района, члена Центрального совета Международной общественной организации «Русское Собрание» Константина Ильина, фоторепортаж о концерте заслуженной артистки России Татьяны Петровой, который прошёл в рамках Чтений, и другие материалы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя доклад главного редактора «Русской народной линии», председателя «Русского Собрания» Анатолия Степанова

В разгар церковного кризиса на Украине президент этой страны Петр Порошенко сделал удивительное заявление. После того как в Киеве им был организован самочинный собор, учредивший так называемую «Православную церковь Украины», когда раскол Русской Православной Церкви стал как никогда ранее реальностью, он заявил: «Всё! Наступил конец Третьему Риму».

От наших современных российских государственных деятелей, да даже от людей идеологически обслуживающих нынешнюю власть слов про Третий Рим нам не услышать, разве что, как о существовавшей в седую старину теории. А вот Порошенко интерпретирует происходящее на наших глазах именно в таких категориях. Оказывается, это только для нас концепция «Москва - Третий Рим» является историческим артефактом, а вот для Порошенко (и не только для него, но и для других врагов России и русской цивилизации) это - актуальная модель жизнеустройства и существования России. Поэтому мы и вынесли в повестку дня очередных Калязинских чтений такую тему: «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?». В конце поставили все-таки вопросительный знак, поскольку, возможно, мы и в нашей среде услышим мнение, что Третий Рим - это «прекрасное далёко», имеющее к реалиям нашей жизни отстранённое отношение.

В самом деле, идея (а точнее пророчество) «Москва - Третий Рим» была сформулирована достаточно давно - в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и Великому князю Василию III Ивановичу в конце 1523 - начале 1524 года. Некоторые учёные, правда, называют автором идеи митрополита Зосиму, который называл Москву Третьим Римом еще в предисловии к своему труду «Изложение Пасхалии» (1492). Но это неважно, поскольку идея Третьего Рима появлялась ранее и в Сербии, и в Болгарии. Но старец Филофей придал ей значение духовно-геополитического откровения или пророчества о предназначении России. А это совсем другое дело!

Он писал: «Благочестивый царь, ... все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь»; «все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца»; «храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать» (это - в послании к Великому князю Василию Ивановичу, которого старец уже именует Царём, хотя формально первым Царём стал его сын Иван Васильевич в 1547 году).

В похожих выражениях, и даже чуть более развернуто, пишет Старец и в послании к дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Любопытно, что старец Филофей так описывал христианскую Европу: «Все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит». Как актуально сейчас о европейском неверии!

Еще одно актуальное наблюдение старца Филофея касается нравственного состояния общества и церковной среды: «И мерзость (содомский грех. - А.С.) такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет». Понятно, что Старец говорит о мерзости содомии среди духовенства. Известно, что даже упомянутого митрополита Зосиму, ставленника причастного к ереси жидовствующих дьяка Федора Курицына (по тем временам, что-то типа министра иностранных дел), преподобный Иосиф Волоцкий обвинял в содомии. Мерзость эта ныне преумножилась, увы, многократно в сравнении с тогдашними временами. И в том числе среди «прочих», о коих старец умолчал.

Старец Филофей мыслит миссию Москвы именно в апокалиптической перспективе, - после Третьего Рима «мы ожидаем царства, которому нет конца». В те времена это было как никогда актуально. В конце мая 1453 года пал Константинополь, который русские традиционно называли Царьградом - городом Царя или царским городом. Для православных людей того времени падение Царьграда было сродни вселенской катастрофе. Кроме того было известно много пророчеств о конце света именно через 7000 лет от сотворения мира, а это как раз выпадало на 1492 год от Р.Х. Русскую Церковь и русское общество терзала в конце XV века ересь жидовствующих, проникшая даже в ближнее окружение Великого князя Ивана III Великого, объединителя русских земель. Словом было от чего усилиться апокалиптическим настроениям в то время. Есть свидетельства, что в 1492 году многие даже не засевали поля, ожидая конца света. 

Однако Господь отодвинул сроки существования мира сего. Более того одновременно укреплялось Московское государство. Русь сбросила наконец ордынское иго, шло объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III после смерти своей первой супруги женился на византийской принцессе Софье Палеолог, что наглядно демонстрировало готовность Москвы стать преемницей Ромейской Империи. Несмотря на острую династическую борьбу, он передал престол своему сыну от брака с Софьей Василию III, который по матери был внучатым племянником последнего императора Ромейской Империи. Василий Иванович завершил дело своего великого отца по объединению Руси и подготовил Московское княжество к превращению в царство.

С понятием о Третьем Риме связывают обыкновенно представление об Удерживающем (по-гречески, Катехон), о чем писал Апостол Павел во втором послании к Солунянам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). Как известно, есть разные толкования, что имел в виду под Удерживающим Апостол, но большинство толкователей считают, что речь идёт именно об Империи, о Риме, который содержит миропорядок, что и препятствует воцарению сына погибели. Закономерно, что столицу Восточно-Римской Империи Константинополь называли Вторым Римом. После его окончательного падения, по откровению старца Филофея, римское служение перешло к Москве. 

Идея «Москвы Третьего Рима» имеет два аспекта - государственный и церковный.

Как справедливо писал философ Александр Сергеевич Панарин, Третий Рим должен быть сильным государством «и по критериям внутренней сплоченности, и по критериям внешнеполитической мощи». И мы видим эту «третьеримскую логику» в действиях и Ивана Васильевича Грозного, превратившего нашу страну в царство. И Петра Алексеевича Великого, возгласившего Россию Империей. И Николая Павловича, при котором Россия достигла, пожалуй, наивысшего могущества, став гарантом европейского миропорядка. В николаевское царствование Тютчев мог грезить (1848 год): «Москва, и град Петров, и Константинов град// Вот царства русского заветные столицы...// Но где предел ему? и где его границы// На север, на восток, на юг и на закат?// Грядущим временам судьбы их обличат...// Семь внутренних морей и семь великих рек...// От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,// От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная...// Вот царство русское... и не прейдет вовек,// Как то провидел Дух и Даниил предрек». 

Впрочем, все русские государи стремились превратить Россию в великую державу. Кстати, когда Пётр I собрал 22 октября 1721 года, в годовщину изгнания поляков из Москвы, собрание высших государственных и церковных чиновников, на котором он был провозглашен Великим, Императором и Отцом Отечества, он заявил своим соратникам, что реформы свои он делал, «чтобы с нами не стало, как с империей греческой». Мы видим, что мысль о правопреемстве Москвы Константинополю присутствовала в сознании русских государей.

Закономерно, что Церковь Рима становится первенствующей в православном мире. Именно так объясняли отцы Четвертого Вселенского Собора своё решение предоставить особые права Константинопольскому или иначе Вселенскому Патриархату по сравнению с другими автокефальными Церквями, - тем, что это - Церковь города «Царя и Синклита». Именно на это решение сейчас ссылается патриарх Варфоломей, самочинно вторгаясь на территорию Русской Православной Церкви, забывая при этом, что Стамбул уже давно перестал быть Царьградом. 

Русская Церковь исторически шла по пути превращения во Вселенский Патриархат. В 1589 году при последнем царе династии Рюриковичей Федоре Иоанновиче Москва добилась подтверждения автокефалии (де-факто существовавшей с 1448 года) и провозглашения Русской Церкви Патриархатом, причём, пятым в диптихе после четырёх древних Патриархатов: Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского. Русская Церковь заместила собой отпавшую от Православия Римскую церковь. Всё шло к тому, что Русская Церковь должна по логике стать Вселенским Патриархатом. В царствование Алексея Михайловича всерьёз обсуждался вопрос о переезде Константинопольского патриарха в Москву и переносе кафедры соответственно. Это было вполне реально, поскольку уже существовала практика переезда греческих архиереев в Россию и занятия ими кафедр. Самые известные примеры: святитель Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский и Тарусский (1550-1625), мощи которого почивают в Успенской церкви на Княжьем дворе Суздаля, и святитель Афанасий сидящий, патриарх Константинопольский Афанасий Пателларий (1597-1654), мощи которого почивают в Благовещенском соборе Харькова.

Однако раскол, затем низложение патриарха Никона, а впоследствии и полное упразднение патриаршества в 1721 году, когда был учреждён Святейший Правительствующий Синод, идею перенесения центра православного мира в Москву сделали неактуальной. Последствия этого мы сейчас и пожинаем в украинском церковном кризисе.

Общественная мысль в этом отношении не поспевала за государственной, идея «Москва - Третий Рим» оказалась в пространстве активной общественной дискуссии, пожалуй, только в годы царствования императора Александра II, когда Россия стала проводить активную политику на Балканах, а идеи панславизма обрели популярность в широких кругах общества. В то время появились первые специальные исследования о теории Третьего Рима. Впрочем, в русском обществе популярность получили идеи освобождения братушек-славян и мечтания воздвигнуть крест над Святой Софией, т.е. фактически захватить развалины Второго Рима, а не поднять статус Рима Третьего. 

На рубеже веков и в преддверие революции идея Третьего Рима проникает в правую публицистику, в частности, размышления на сей счёт можно найти в творчестве основателя Русской монархической партии Владимира Андреевича Грингмута. Правда, в специфической интерпретации всемогущества России. По мысли Грингмута, Россия как Третий Рим должна стать господствующей силой в мировой политике и диктовать всему человечеству правила поведения. 

Другой оттенок - эсхатологический («Четвертому Риму не быти») - идея Третьего Рима приобретает в поэзии той эпохи. Хорошо известно стихотворение знаменитого философа Владимира Сергеевича Соловьева «Панмонголизм» (1894). Соловьев обличал русское общество в гордости провозглашать себя Третьим Римом и предрекал падение России от нашествия «новых монголов»: «Когда в растленной Византии// Остыл божественный алтарь// И отреклися от Мессии// Иерей и князь, народ и царь,-// Тогда Он поднял от Востока// Народ безвестный и чужой,// И под орудьем тяжким рока// Во прах склонился Рим второй.// Судьбою павшей Византии// Мы научиться не хотим,// И всё твердят льстецы России:// Ты - третий Рим, ты - третий Рим. <...> О Русь! забудь былую славу:// Орел двухглавый сокрушен,// И желтым детям на забаву// Даны клочки твоих знамен.// Склонится в трепете и страхе// Кто мог завет любви забыть...// И третий Рим лежит во прахе// А уж четвертому не быть». 

Впрочем, «иных времен татары и монголы» (по слову Николая Рубцова) пришли совсем не с востока, как пророчествовал Соловьев. Но Третий Рим, действительно, пал. Пал, чтобы возродиться, впрочем, в сталинской империи, своеобразно, но исполнявшей роль Удерживающего. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Павла Когана, погибшего в годы Великой Отечественной: «Но мы ещё дойдем до Ганга,// Но мы ещё умрем в боях,// Чтоб от Японии до Англии// Сияла Родина моя». Как это напоминает мечтания Федора Ивановича Тютчева. Впрочем, оценка советского периода нашей истории требует отдельного разговора.

Действительно, после революции 1917 года идея Третьего Рима, казалось, утратила актуальность не только в церковном, но и в государственном измерении. А некоторые, как знаменитый философ Н.А. Бердяев увидели в идее Третьего Интернационала своеобразное воплощение идеи Третьего Рима, реализацию русского алкания истинного царства. Впрочем, Бердяев опоздал со своими пророчествами. Он сформулировал эти идеи 1937 году в написанной на английском языке, т.е. предназначенной для западного читателя работе «Истоки и смысл русского коммунизма». А через шесть лет Коминтерн, т.е. Третий интернационал был распущен Сталиным. Так что работа Бердяева разве что пополнила копилку русофобии на Западе, которая в советское время называлась советологией.

Когда государственные идеи победили в большевизме, особенно после победы в Великой Отечественной войне, когда Советская Россия стала могучим фактором миропорядка, т.е. стала снова превращаться в Удерживающего, Сталин поддержал идею проведения в Москве в 1948 году Всеправославного собора, приуроченного к 500-летию фактической автокефалии Русской Православной Церкви. Собор должен был утвердить за Русской Церковью статус первенствующей в православной мире. Однако собор, хоть и принял ряд важнейших решений, в частности, осудил экуменизм, де-факто собором не стал, но только совещанием из-за торпедирования его греками, находившимися уже под контролем США.

И вот сегодня наступил момент истины. Как только Россия начала возвращаться в мировую политику просто в качестве самостоятельного игрока, на нас началось невероятное давление. Запад обрушил на Россию экономические санкции. Русофобия становится частью политической культуры Запада.

Почему это происходит? Очевидно потому, что именно Россия и только Россия может сформулировать альтернативу современному мировому расхристианиванию и даже расчеловечиванию. Именно потому, что Россия была и остаётся Третьим Римом, была и остается Катехоном. Насколько готова современная Россия к исполнению своего предназначения, - другой вопрос. И об этом сегодня здесь, думаю, будут говорить. Но мы на пути к осознанию своего предназначения, о чем своеобразно свидетельствует недавняя нашумевшая статья одного из идеологов путинской России Владислава Суркова. 

Другая сторона дела - состояние нашей Церкви. И внутреннее и внешнее. После 2007 года, когда произошло объединение Русской Церкви, наша Церковь стала по факту Вселенской, приходы Русской Православной Церкви есть на всех континентах. Долгое время, чтобы не раздражать Константинополь, наше Священноначалие искусственно сдерживало создание структур РПЦ за границей. Теперь, когда патриарх Варфоломей пошёл ва-банк, не считается ни с чем и ни с кем, кроме «американских партнёров», необходимость в политесах отпала. Московская Патриархия создала два Экзархата в Европе и в Азии, причем, последний активно развивается.

Сегодня Мировое Православие поразил тяжелейший кризис, выхода из которого пока не просматривается. Мировая экономическая и политическая система тоже находится в кризисе. Многие справедливо говорят о грядущей смене самой парадигмы развития мировой цивилизации, о конце эпохи европоцентризма. Человечестве накануне серьезных изменений.

Святитель Николай Сербский предлагал многосмысленное греческое слово кризис как суд Божий. Конечно, грядущие судьбы России и всего человечества зависят от Божиего Промысла. Но и от нас зависит, сумеем ли мы потрудиться, Богу поспешествуя. От нас зависит, какими мы выйдем из кризиса. 

Сегодня Россия остро нуждается, прежде всего, в консолидации народа. Внешнее могущество страны - в области военной и дипломатической - по многим параметрам восстановлено за последние годы. Но нам не хватает именно одушевления и объединения народа. А для этого нам необходимо обращаться к нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 74

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

74. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 08:31

"Земля правится Божиим милосердием
и Пречистыя Богородицы милостию,
и всех святых молитвами,
и родителей наших благословением,
и последи нами, государями своими..."- благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный.

Вот кто теперь наши удерживающие...
73. Анатолий Степанов : Ответ на 22., София7:
2019-03-01 в 19:54

Спасибо за то, что упомянули о значении создания новых экзархатов Русской Церкви в Европе и Азии, и далее нам предстоит еще оценить важность такой меры. А помните, Вы говорили, что это вещь несерьезная, чисто техническая, не надо с ней, мол, носиться?


Не помню (((
72. Анатолий Степанов : Ответ на 33., р.Б. Алексий:
2019-03-04 в 12:09

Третий Рим - это государственная идея, а не церковная, ее церковное измерение - идея Москвы как нового Иерусалима, которую пытался реализовать патриарх Никон.Неплохо бы иметь понятое и четкое развернутое определение и изложение идеи "Москва - третий Рим" - историю возникновения, развития и воплощения, а главное - современное положение и виды на будущее в свете целей и задач Церкви Божией в земной истории. А то некоторые говорят, что старец Филофей про Москву, тем более про Санкт-Петербург, ничего не говорил )), а про сам Третий Рим говорил вообще мимоходом.Как я понимаю, Рим - это мировая Империя. Второй Рим стал вселенской христианской Империей ( откуда и вселенское православие) во главе с Помазанником Божиим. Москва, Россия как Третий Рим тоже была христианской Империей до 1917 г. во главе с Помазанником Божиим. А СССР и РФ - мировые христианские империи с Помазанниками Божиими ? Да, Третий Рим понятие государственное, но ядром христианского Царства, христианской Империи является Церковь Христова, а сама христианская государственность при этом является ее защитной оболочкой. И есть ли сейчас на земле такое государство, где православная Церковь не отделена от государства, а является центром, ядром, смыслом существования этого государства? И еще можно вспомнить - "невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя". Я думаю это имеет прямое отношение к идее Третьего Рима, к его конечным целям и задачам, если уж Четвертому Риму не быть.


Швецов вам уже кинул ссылку на книгу Синицыной, там подробно изложен контекст, но это - научный труд, а нам нужно осмысление в рамках православно-державного мировоззрения.
Вы правы: Рим - это Мировая Империя, именно поэтому Рим - Удерживающий. И неверно сравнивать три Мировые Империи с западно-европейскими империями, которые вопреки имперскому принципу: единство во многообразии сформулировали принцип господства метрополии над колониями. Это - империализм, захватнический, хищнический. А у нас была имперская политика. Поэтому мы несмотря на сложности с покоряемыми народами не порабощали их, не превращали в рабов, а тем паче не уничтожали. В советское время это было доведено вообще до абсурда, когда окраины жили богаче центра.
Первый РИм сформулировал идею великого государства, могущественной державы. Во втором Риме идея великодержавия была соединена с Православием, обрела смысл своего бытия. Но ей не хватало твердой почвы, поскольку греки с этой задачей не справились. В Третьем Риме идея Мировой Державы обрела недостающую ей народную почву. Неслучайно всё в России вертелось и вертится вокруг народности, народолюбия, социальной справедливости. Это и сегодня главное.
В советское время Третий Рим продолжал существовать в искаженной форме, поэтому и не выдержал долго. Но суть народная была в советском изводе Третьего Рима ухвачена верно. Надо только очистить советскую идею от богоборчества и придать ей не утопическую коммунистическую форму, а традиционную русскую социалистическую, социализм на Руси ведь существовал задолго до большевиков в виде общины, мiра, артели, кооператива, наконец.
Русский народ - социалист по природе своей.
71. р.Б. Алексий : Ответ на 59., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 18:29

Западу до лампочки что мы загибаемся...

Не скажите. Они, скажем так условный Запад, активно этому способствуют. Организовать Мировую войну - это не до лампочки. Вспомните, что сказал Ллойд Джордж, когда узнал об " отречении" Государя. А участие спецслужб " союзников" и фининтерна в "великой русской" это уже как бы общее место.

70. М.Е. : Ответ на 11., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 10:44

Катехоном, Удерживающим, в настоящее время является Царь Николай II, Его молитвы - по словам отшельника Теракуто : "...Будешь Ты осиянная преграда злу в мире...". Просто мы этого в полной мере ещё не осознаем.
Чушь ...
Да-да, царебожие...


Нет. Это "осознание" - от лукавого духа.
69. Ник Ликашин : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-01 в 22:05

"что она,по словам Иоанна Кронштадтского, есть подножие Престола Господня на земле"
Здесь, А. Степанов, непонимание: черносотенство никогда не думало о том, что кто-то на русской почве совершит революцию, т.к. такого вообще не могло быть. Когда прп. Иоанн Кронштадтский сказал, что порвет Льва Толстого как собака рвет мясо (текст есть дословный), тогда и случилось: "Зеркало..." Ленина. Но, Солоневич спустил все на разум русского народа. Правильно сделал
68. Лев Хоружник : Ответ на 43., Анатолий Степанов:
2019-03-04 в 13:11

В советское время Третий Рим продолжал существовать в искаженной форме, поэтому и не выдержал долго. Но суть народная была в советском изводе Третьего Рима ухвачена верно. Надо только очистить советскую идею от богоборчества и придать ей не утопическую коммунистическую форму, а традиционную русскую социалистическую, социализм на Руси ведь существовал задолго до большевиков в виде общины, мiра, артели, кооператива, наконец.Русский народ - социалист по природе своей.



В искажённой форме Третий Рим существовал уже и в царской России, ибо идеологема эта несовместима со служением Мамоне, что есть суть того, что именуют капитализмом. А вот в годы правления Сталина Третий Рим вновь "выправился", но после смерти вождя, пришедшие ко власти троцкисты практически его ликвидировали. В чём дело? В том, что под советской идеологией не было прочного фундамента, ибо гуманизм это любовь к человеку, которая без любви к Богу и не может выстоять. И начинать тут надо с простого, но уж никак не с установления православной монархии, сути которой почти никто из её нынешних адептов не понимает. Начинать возрождать Третий Рим надо с простого, с создания государственной идеологии на основе Десятисловия, которое есть действенное выражение любви человека к Богу и Бога к человеку.
67. Лев Хоружник : Ответ на 58., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 18:53

А мой капитал тоже англо-иудейский проэкт?



Ваш капитал? :) По-моему, Вы всего лишь мелкий виртуальный агент влияния...
66. Анатолий Степанов : Ответ на 8., р.Б. Алексий:
2019-02-28 в 14:40

А если буквально понимать функцию удержания от прихода антихриста, то такого Удерживающего в прямом смысле сейчас на земле нет - дорога открыта. Кто такой антихрист - это анти-помазанник, анти-царь. Кто ему может проттвостоять в земном физическом плане? Только его полная противоположность- законный Царь Помазанник Божий. Его сейчас именно как законного Царя нет ни в Церкви, ни в государстве - а свято место пусто не бывает и не получится ничего удержать в конечном итоге хоть и благими, но человеческими усилиями. А все другие разговоры, как то - что, мол СССР выполнял функцию третьего Рима и прочее , это в какой то мере профанация и вообще уход в сторону от понимания темы.


Во главе Ромейской империи оказывались слабые Императоры, нравственно недостойные и даже прямые гонители Церкви - иконоборцы, от этого Второй Рим не переставал быть Удерживающим, и никому из современников не приходило в голову сказать, что кончился Второй Рим.
В советское время и сегодня Третий Рим был и остается законным Катехоном. Если мы будем достойны, то возглавит его Царь-Помазанник.
А отречение от советской эпохи - это гордыня, эти люди считают себя лучше своих отцов и дедов.
65. Ник Ликашин : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-01 в 22:18

Актуальность. Там еще, близ Калязина, стоит противоракетая, большая круглая антенна. Через волжский мост еще девушки проводят своих женихов
64. Влад.Атласов : Лев Хоружник 44
2019-03-04 в 14:41

Ваше понимание православной монархии понятно - это идеал,где никто (а как это может быть?) не служит "мамоне",ну,то есть,
и не думает о прибыли.Кто додумается подумать того "того".
Но ведь и при Сталине,пусть в искажённой форме,но руководители думали о прибыли.А кто думал,тот не о спасении души думал,(как буд-то все остальные только о спасении души и думали при Сталине).
Так что Ваш идеал даже в воображаемой идеальной форме невозможен.
А значит не было ни первого Рима,ни второго,ни третьего.Что ж,понятно.
63. Влад.Атласов : Ответ на 60., р.Б. Алексий:
2019-03-05 в 18:58

Западу до лампочки что мы загибаемся...Не скажите. Они, скажем так условный Запад, активно этому способствуют. Организовать Мировую войну - это не до лампочки. Вспомните, что сказал Ллойд Джордж, когда узнал об " отречении" Государя. А участие спецслужб " союзников" и фининтерна в "великой русской" это уже как бы общее место.



Я не вижу как они этому нашему загибанию способствуют.Вижу как РФ этому способствует.И Вы тоже видите.
Какая ещё Мировая война?Если б запад хотел нам добра,то не признал бы советскую власть законной.А так они соучастники.Есть и их вина.
А вообще так -в России династия Романовых с сегодняшнего дня,с завтрашнего дня Россия идёт вверх и люди не бегут от нас к ним и капиталлы туда не текут.Что им хорошего от этого?Впрочем от этого и Европа пойдет вверх.От природной европейской России Европе вреда нет.Предсказуемая интеллигентная верующая власть в России Европе выгодна.
62. Анатолий Степанов : Ответ на 1., Сергей Швецов:
2019-02-28 в 14:44

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?


Все русские Цари и Императоры это понимали. Русские мыслители рассуждали в парадигме Третьего Рима. В царствование Александра 2-го тема Третьего Рима оказалась в центре дискуссии, вышло несколько книг на эту тему, так и назывались "Третий Рим". А кому же тогда возражает В.Соловьев в своем стихотворении: "Твердят льстецы России"?
Так что Швецов учите матчасть.
61. Ник Ликашин : Ответ на 27., Анатолий Степанов:
2019-03-01 в 22:36

А вот из таких парадоксов и состоит наша история.


Браво А. Степанов. Но!Кто прислал нам "Третий Рим"? Здесь надо знать, что это название, соответствует - "Третий Храм" ( по всей древней ностратической лингвистике понятие "Рим" - означает "Храм". Кто против?
60. Лев Хоружник : Ответ на 46., Влад.Атласов:
2019-03-04 в 15:40

Ваше понимание православной монархии понятно - это идеал,где никто (а как это может быть?) не служит "мамоне",ну,то есть,и не думает о прибыли.Кто додумается подумать того "того".Но ведь и при Сталине,пусть в искажённой форме,но руководители думали о прибыли.А кто думал,тот не о спасении души думал,(как буд-то все остальные только о спасении души и думали при Сталине).Так что Ваш идеал даже в воображаемой идеальной форме невозможен.А значит не было ни первого Рима,ни второго,ни третьего.Что ж,понятно.



И.В.СТАЛИН
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛИЗМА В СССР
Государственное Издательство
Политической Литературы
1952 год



«Главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей».
59. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 57., р.Б. Алексий:
2019-03-05 в 19:36

До революции Россия худо-бедно была государством русского народа в котором проживали в том числе и другие народы - это была Российская Империя.И это не идеализация Российской. Империи. В СССР и РФ дело поставлено по другому - это многонациональные государства в котором проживал в том числе и русский народ на правах черной тягловой силы и из которого всеми способами выкорчевывалось его русское религиозное и национальное самосознание.


Полное незнание русской истории.
Вот цитата из статьи Розанова "Курьёзы нашей жизни":

...смешными уродцами являются все русские, которые на вопрос: кто они? - отвечают конфузливо: "не знаем". Подобными мальчиками, как будто без папаши и мамаши, нам представились симферопольские думцы, когда мы прочли курьёзную телеграмму в № 8457 нашей газеты: "Симферополь. Преосвященный Николай предложил городскому управлению облагообразить внешний вид фонтана, у которого совершаются общественные водосвятия, увенчав его крестом. Дума отказалась, ссылаясь на инородческое население города. В Ялту прибыл принц Мюрат". Точно сцена из "Ревизора", и как тут "Мюрат" пришёлся кстати! У нас всякая глупость с иностранным акцентом. Что же, дорог был крест? Нет, но мы не хотим быть русскими, а вместе с Недорослем из "Бригадира" мыслим, чувствуем и желаем: "Тело моё принадлежит России, однако душа моя принадлежит французской короне". Иностранная иностранщина у нас через столетие культуры сменилась своею собственной инстранщиной. Без самоотрицания никак прожить не можем, и если потускли для нас французские короны, то засияли "терновые венцы" Литвы, Финляндии и, казалось бы, блаженствующих крымских татар! В самом деле, дума-то инородческая, что ли, в Симферополе? Ведь если совершается водосвятие, то, очевидно, не одним духовенством, но и в соприсутствии православной толпы. Ведь в Симферополе есть и русская гимназия, и русское чиновничество, и русский окружной суд... Разве там и учителя, и судьи татары же, как и думцы? Крест на одном из фонтанов в "инородческом" городе, - который, однако, в то же время есть и русский губернский город, - поставить нельзя, ну, а церковь православную в нём поставить можно? Или дума не станет освещать площадь кругом церкви, так как ведь "население -инородческое"? Дичь этого явления особенно оттеняется, если с этим симферопольским отказом православному кресту мы сопоставим наши петербургские курьёзы. Все петербуржцы дивовались, когда в заседании 30 декабря 1898 г. Петербургская Городская Дума, большинством 29 голосов против 11, постановила: "Открыть кредит в 500 рублей на покрытие расходов по чествованию столетия со дня основания лютеранской церкви при градских богадельнях!". Когда, однако, берлинская дума тратила деньги своего обывателя на юбилейную радость православия?!
...
Если в Крыму мы - татары, то в Петербурге мы - немцы. Но где же мы русские и кто, в самом деле, у нас папаша?
58. Петрович : Реальность
2019-02-28 в 16:45

Рассуждения хороши, да реальность подкачала. Что с ней делать? Не замечать (как у автора) или уесть в своих рассуждениях? Вот в чем вопрос.
57. eka : Версия для печати Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-01 в 23:46

На Украине идет полным ходом празднование конца демократии. народ на выборы не пойдёт, явка будет 0%, вот поэтому и празднуют. Вот видеоотчет с места событий. Демократия уже все, нету больше демократии:

https://www.youtube....watch?v=ZALtzTmPz-E
56. Влад.Атласов : Лев Хоружник 47
2019-03-04 в 19:36

Ну и к чему Вы это?Агитируете меня против
капитализма?Меня знаете кто сагитировал за капитализм?Социализм.Плоды его.И Христос,который не против продажи продукта произведенного частником и покупки продукта
.
Далее.Грабили отсталые страны?А когда они получили независимость сплошь и рядом стали беднее жить.Как же так?
55. Влад.Атласов : Потомку 63
2019-03-05 в 21:37

У кого-то есть полное незнание русской истории.Но при чем тут то,что Вы предоставили для чтения?Люди во власти оказались атеистами.В Симферополе.И не установили крест на фонтане.Где он,по-моему
, всё-таки неуместен.А может глупы,раз указали таковую причину.Впрочем,когда строится церковь,то она строится на деньги
верующих.Фонтан же однако строился из бюджета.Так что я согласен,было бы как-то нечестно из общего котла,как бы ни мала была доля инославных,(или велика),но во избежание обид,не надо.Да!!!Это правильное решение.Я поспешил в их оценке как атеистов или глупцов.

Таким образом РИ во главе с русским царем была государством русского народа.Вы не опровергли этого.
54. Сергей Швецов : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 16:54

От наших современных российских государственных деятелей, да даже от людей идеологически обслуживающих нынешнюю власть слов про Третий Рим нам не услышать

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?
53. Сергей Швецов : Ответ на 15., Анатолий Степанов:
2019-02-28 в 17:50

вышло несколько книг на эту тему, так и назывались "Третий Рим"

Чьих книг? Честно - впервые слышу. Нельзя ли поподробнее?
52. р.Б. Алексий : Ответ на 27., Анатолий Степанов:
2019-03-02 в 06:50

Третий Рим - это государственная идея, а не церковная, ее церковное измерение - идея Москвы как нового Иерусалима, которую пытался реализовать патриарх Никон.



Неплохо бы иметь понятое и четкое развернутое определение и изложение идеи "Москва - третий Рим" - историю возникновения, развития и воплощения, а главное - современное положение и виды на будущее в свете целей и задач Церкви Божией в земной истории. А то некоторые говорят, что старец Филофей про Москву, тем более про Санкт-Петербург, ничего не говорил )), а про сам Третий Рим говорил вообще мимоходом.
Как я понимаю, Рим - это мировая Империя. Второй Рим стал вселенской христианской Империей ( откуда и вселенское православие) во главе с Помазанником Божиим. Москва, Россия как Третий Рим тоже была христианской Империей до 1917 г. во главе с Помазанником Божиим. А СССР и РФ - мировые христианские империи с Помазанниками Божиими ?
Да, Третий Рим понятие государственное, но ядром христианского Царства, христианской Империи является Церковь Христова, а сама христианская государственность при этом является ее защитной оболочкой. И есть ли сейчас на земле такое государство, где православная Церковь не отделена от государства, а является центром, ядром, смыслом существования этого государства? И еще можно вспомнить - "невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя". Я думаю это имеет прямое отношение к идее Третьего Рима, к его конечным целям и задачам, если уж Четвертому Риму не быть.
51. Лев Хоружник : Ответ на 48., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 11:05

Ну и к чему Вы это?Агитируете меня противкапитализма?Меня знаете кто сагитировал за капитализм?Социализм.Плоды его.И Христос,который не против продажи продукта произведенного частником и покупки продукта.Далее.Грабили отсталые страны?А когда они получили независимость сплошь и рядом стали беднее жить.Как же так?




Вы спросили, чем прибыль при социализме отличается от прибыли при социализме, и я Вам ответил. А за капитализм, т.е. за власть иудейского капитала, "сагитировали" Вас Ваши похоти, душевные и телесные, что именуются ещё миролюбием, конец которых в аду.
50. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-05 в 21:41

49. Сергей Швецов : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 17:08

по откровению старца Филофея, римское служение перешло к Москве

Не к Москве, а к "царству нашего государя". А "царство нашего государя" - понятие весьма резиновое. С т.зр. РПЦЗ в 20 веке все "царство нашего государя" сосредоточилось на Брайтон-Бич, к примеру.
В 1589 году при последнем царе династии Рюриковичей Федоре Иоанновиче Москва добилась подтверждения автокефалии

А как именно добилась, скромно умолчим. Зачем лишний раз вспоминать?
48. М.Е. : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 17:57

Пустые споры, кто что и сколько раз писал, считаю неуместными. Некоторые люди, м.б., хорошо знают "матчасть", а в духовном плане недалеки от прельщенных царебожников.
Тщетные надежды на князей-помазанников пора бы уже давно оставить ...
47. р.Б. Алексий : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-03-02 в 10:06

А про актуальность идеи не то, чтобы в целом в России ( не говоря уже про другие части Империи), а даже тут, на РНЛ с девизом " Православие - Самодержавие -Народность", хорошо говорит жиденький поток комментариев, несравнимый к количеством комментариев на темы построения социализма в отдельно взятой стране и тоски по СССР.
46. Влад.Атласов : Ответ на 49., Лев Хоружник:
2019-03-05 в 12:36

#Вы спросили, чем прибыль при социализме отличается от прибыли при социализме, и я Вам ответил. А за капитализм, т.е. за власть иудейского капитала, "сагитировали" Вас Ваши похоти, душевные и телесные, что именуются ещё миролюбием, конец которых в аду.



Да,бесы искушают меня насильством смертного сего телесе.Да,я имею похоти тела.Живу аскетично.При этом.Ну и при чем тут политика?Вы стали на путь искушения малых сих.Вы меня политикой искушаете.Будь за это,будь против этого...А кто я такой что б вообще знать эти понятия "социализм-капитализм"?Оно мне надо?Царь русский должен решать как в стране быть к нашей пользе душевной и телесной.Дашь больше социализма этого,страна слабеет.Посмотрите
на запад.Проголосуют люди за социалистов(справедливость!) ,через пару лет заметно всё худшеет,ага,на следующих выборах давай за правых голосовать,-давайте вы теперь.
А в Польше люди не знакомы вообще с этими словами.И понятно почему-.Люди верующие.Какой такой социализм?Что вы!Польска людова!Впрочем и это для верующего человека не приемлемо.

И с чего Вы взяли что капитал Павла Михайловича Третьякова - иудейский капитал?
А?Ну вот с чего?Или Рябушинского?
45. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 64., Влад.Атласов:
2019-03-06 в 03:46

Таким образом РИ во главе с русским царем была государством русского народа.Вы не опровергли этого.


)
Государь, сделайте меня немцем!
44. Русский Сталинист : Ответ на 1., Сергей Швецов:
2019-02-27 в 18:14

А от кого из российских государственных деятелей прошлого, да или хотя бы от людей, идеологически их обслуживающих, Вы слышали хоть слово про Третий Рим? Один раз от Филофея, да и то мимоходом?



Вы же сами писали, что это Эйзенштейн по приказу Сталина придумал концепцию Третьего Рима.
43. Лев Хоружник : Re: Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-28 в 20:20

Россия, конечно, Третий Рим, в том смысле, что удерживает мир от прихода антихриста. Пусть все противники этой идеологемы ответят на простой вопрос - есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят? Какой еще другой народ вынесет такое, и сохранит при том себя и своё государство? Нет тому исторических примеров, а потому, получается, что русский дух нечто настолько ценное, что мы обязаны хранить его и не слушать разных там обличителей наших "преступлений" и прочих борцов со "сталинизмом". Нам надо понять, что нам все завидуют, и все нас боятся, ибо видят в нас суд Божий над своими преступлениями. Нам же необходимо возродить древнейшую форму управления государством - теократию, основанную на Десятисловии. Иначе русский дух, который есть почва для христианства, умрёт, а мы станем пылью и прахом в глазах наших ненавистников, время радости которых, впрочем, будет недолгим.
42. Лев Хоружник : Ответ на 26., М.Е.:
2019-03-02 в 11:30

Лёва, у тебя явно не только голова болит. :((



А ты, Миша, экстрасенс что ли? :) Ты читай, чего умные люди пишут, тогда и сам, глядишь, и поумнеешь!

"Третий Рим - это государственная идея, а не церковная, ее церковное измерение - идея Москвы как нового Иерусалима, которую пытался реализовать патриарх Никон".
41. р.Б. Алексий : Ответ на 44., Анатолий Степанов:
2019-03-05 в 13:40

Швецов вам уже кинул ссылку на книгу Синицыной, там подробно изложен контекст, но это - научный труд, а нам нужно осмысление в рамках православно-державного мировоззрения.



Вот именно - "Без теории нам смерть"!
40. Лев Хоружник : Ответ на 63., Потомок подданных Императора Николая II:
2019-03-06 в 10:00

Крест на одном из фонтанов в "инородческом" городе, - который, однако, в то же время есть и русский губернский город, - поставить нельзя, ну, а церковь православную в нём поставить можно? Или дума не станет освещать площадь кругом церкви, так как ведь "население -инородческое"? Дичь этого явления особенно оттеняется, если с этим симферопольским отказом православному кресту мы сопоставим наши петербургские курьёзы. Все петербуржцы дивовались, когда в заседании 30 декабря 1898 г. Петербургская Городская Дума, большинством 29 голосов против 11, постановила: "Открыть кредит в 500 рублей на покрытие расходов по чествованию столетия со дня основания лютеранской церкви при градских богадельнях!".



Это только подтверждает многократно и многими высказываемую здесь мысль - руками большевиков Господь спас и Российское Государство, которое есть Третий Рим, и Русскую Церковь, которая есть Новый Иерусалим! Церковь, конечно, может существовать и без Третьего Рима, но надо понимать тогда, что отказ от него означает либо добровольное согласие на гонения против Церкви, либо на добровольное участие в подготовке к приходу антихриста...
39. АБС : Актуальность идеи Третьего Рима
2019-02-27 в 18:46

"Но нам не хватает именно одушевления и объединения народа. А для этого нам необходимо обращаться к нашему идеологическому наследству, к тем вековым смыслам, которые вдохновляли наших предков на великие свершения."

России не хватает лидера, который бы смог своими победами воодушевить и объединить народ, помочь очиститься от скверны. Путин много говорить, но все большее количество людей ему не верить. Ситуация в стране абсурдна. Нынешняя власть перемешала свет с тьмою и пытается править этой кашей, в реальности же между светом и тьмой не может быть ничего общего. Например, шнур член совета по культуре при Госдуме, разве это не падение нашей страны. Сдача Украины фашистам. Сколько за 5 лет погибло невинных русских людей от рук бандеровцев. Фактически Украина оккупирована США и НАТО. И это очень большое разочарование для многих и большая поддержка для предателей.
Сомнительно, что при такой внутренней кадровой политике и поражениях в Малороссии много людей обратиться к "идеологическому наследству и к вековым смыслам".
38. Сергей Швецов : Ответ на 19., Лев Хоружник:
2019-02-28 в 20:57

есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят?

Есть, Лёва, целых два - США и Израиль. У России с ними полное тождество по заявленным критериям.
37. Сергей Швецов : Ответ на 33., р.Б. Алексий:
2019-03-02 в 11:53

Неплохо бы иметь понятое и четкое развернутое определение и изложение идеи "Москва - третий Рим" - историю возникновения, развития и воплощения, а главное - современное положение и виды на будущее


https://www.twirpx.com/file/563845/
36. р.Б. Алексий : Ответ на 36., Сергей Швецов:
2019-03-05 в 13:53

Неплохо бы иметь понятое и четкое развернутое определение и изложение идеи "Москва - третий Рим" - историю возникновения, развития и воплощения, а главное - современное положение и виды на будущее

https://www.twirpx.com/file/563845/



Спасибо за ссылку .
35. Влад.Атласов : Ответ на 66., Потомок подданных Императора Николая II:
2019-03-06 в 10:42

Таким образом РИ во главе с русским царем была государством русского народа.Вы не опровергли этого.) Государь, сделайте меня немцем!



Кажется это ответ царю кого-то из придворных или учёных.Было время в РИ было много иностранцев в университетах.Так нужно было царю и России.Меня это только радует.А вот то что русские учёные сто лет едут за границу меня не радует.Это радует немцев и прочих европейцев,а меня нет.

Из бюджета города на чествование юбилея кирхи...Много?500рублей?Возможно спорный вопрос.Думцы так решили.Возможно это ошибочное решение,не буду утверждать.Но в то время чаще немцы переходили в православие,а не наоборот.Наоборот было крайне редко.И,между прочим,царь приглашал
европейцев в РИ,была программа привлечения.
Особенно немцев.Кстати ,кажется именно у них главой церкви считается руководитель страны,в РИ читай православный царь.
Немцы работали на Россию!Это не "персы-душители"какие-нибудь.(Из Гиляровского).
А работяги нашедшие в России свою родину!
34. Сергей Швецов : Ответ на 3., Русский Сталинист:
2019-02-27 в 19:26

Не придумал, а пропиарил. А дальше у идеи случилась замысловатая судьба, нашедшая свое отражение даже в мутном сознании Потрошенко. Факт тот, что до Эйзенштейна популярностью идея не пользовалась, хотя и была в некотором ходу: роман Георгия Иванова, например (но там Третий Рим - Петербург).
33. М.Е. : Ответ на 19., Лев Хоружник:
2019-02-28 в 21:29

Россия, конечно, Третий Рим, в том смысле, что удерживает мир от прихода антихриста. Пусть все противники этой идеологемы ответят на простой вопрос - есть ли еще один народ и одно такое государство, которые все так дружно ненавидят? Какой еще другой народ вынесет такое, и сохранит при том себя и своё государство? Нет тому исторических примеров, а потому, получается, что русский дух нечто настолько ценное, что мы обязаны хранить его и не слушать разных там обличителей наших "преступлений" и прочих борцов со "сталинизмом". Нам надо понять, что нам все завидуют, и все нас боятся, ибо видят в нас суд Божий над своими преступлениями. Нам же необходимо возродить древнейшую форму управления государством - теократию, основанную на Десятисловии. Иначе русский дух, который есть почва для христианства, умрёт, а мы станем пылью и прахом в глазах наших ненавистников, время радости которых, впрочем, будет недолгим.


Лева, ты такой же болящий как и те, кто до сих пор считает последнего царя РИ "Катехоном". Только у тебя другая крайность, "хоружник". Тебе бы сначала самому излечиться, Лева-Леонид.:))
32. М.Е. : Ответ на 34., р.Б. Алексий:
2019-03-02 в 12:53

А про актуальность идеи не то, чтобы в целом в России ( не говоря уже про другие части Империи), а даже тут, на РНЛ с девизом " Православие - Самодержавие -Народность", хорошо говорит жиденький поток комментариев, несравнимый к количеством комментариев на темы построения социализма в отдельно взятой стране и тоски по СССР.


Правильно ты заметил, не актуальна эта идея, как и утопичны надежды на возвращение социализма. Никакого помазанника скорее всего больше не будет, разве только антихриста или одного из его предшественников "помажут", а царебожники ему кланяться будут как царю. И еще уясни себе, наконец, что никакой царь земной катехоном не является, тем более покойный, пусть даже и прославленный в лике святых. Ваши озарения-"осознания" от лукавого духа приходят.
31. Лев Хоружник : Ответ на 50., Влад.Атласов:
2019-03-05 в 15:32

И с чего Вы взяли что капитал Павла Михайловича Третьякова - иудейский капитал?А?Ну вот с чего?Или Рябушинского?



Оттого, что они были англо - иудейский проект!
30. ранко : Ответ на 24. р.Б. Алексий
2019-03-15 в 15:38

Страно что, если уже говорите про Иоанну Кронштатскому, забываете на такая его слова: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу — и будет по завету князя Владимира, — как единая Церковь».
29. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 3., Русский Сталинист:
2019-02-27 в 20:10

Вы же сами писали, что это Эйзенштейн по приказу Сталина придумал концепцию Третьего Рима.


У Швецова Третий Рим - это анархосиндикализм.

Хотел выгравировать журавля, а вышла утка.
Хотел нарисовать тигра, а получилась собака.

Швецов уже давно работает на Китай (или на Америку?).
28. София7 : благодарность автору за статью
2019-03-01 в 00:10

Уважаемый Анатолий Дмитриевич, спасибо за взвешенную аналитическую справку по этой очень важной для России теме. Здесь видим мысли государственника, широкий взгляд на геополитику в эсхатологич. аспекте.
Спасибо за то, что упомянули о значении создания новых экзархатов Русской Церкви в Европе и Азии, и далее нам предстоит еще оценить важность такой меры. А помните, Вы говорили, что это вещь несерьезная, чисто техническая, не надо с ней, мол, носиться? Извините меня, пожалуйста.
27. М.Е. : Ответ на 35., Лев Хоружник:
2019-03-02 в 19:43

Лёва, у тебя явно не только голова болит. :((
А ты, Миша, экстрасенс что ли? :) Ты читай, чего умные люди пишут, тогда и сам, глядишь, и поумнеешь! "Третий Рим - это государственная идея, а не церковная, ее церковное измерение - идея Москвы как нового Иерусалима, которую пытался реализовать патриарх Никон".


Лева, ты умника-то из себя не строй. Обчитался что ли всякой всячины? :))
Запомни, голубчик, Иерусалим евангельский - один, и никакая Москва никогда не станет "Новым Иерусалимом". А в Истрино всего лишь некая ...
Упокой, Господи, раба Твоего патриарха Никона.
Патриарха Никона поминаю (он записан у меня в помяннике), а раскольникам-аввакумам и ими соблазненным христианам - Бог Судья.
Не забывайте и о ересях т.н. имябожия и царебожия, еще пока живые ревнители не по разуму. Никакие распутины вам не помогут.
26. р.Б. Алексий : Ответ на 44., Анатолий Степанов:
2019-03-05 в 16:03

у нас была имперская политика. Поэтому мы несмотря на сложности с покоряемыми народами не порабощали их, не превращали в рабов, а тем паче не уничтожали. В советское время это было доведено вообще до абсурда, когда окраины жили богаче центра.



До революции Россия худо-бедно была государством русского народа в котором проживали в том числе и другие народы - это была Российская Империя.И это не идеализация Российской. Империи. В СССР и РФ дело поставлено по другому - это многонациональные государства в котором проживал в том числе и русский народ на правах черной тягловой силы и из которого всеми способами выкорчевывалось его русское религиозное и национальное самосознание. Это называлось борьбой с великорусским шовинизмом, и единственное утешение - тост за здоровье русского народы после осознания масштабов продолжающейся трагедии русского народа и вымирания не звучит ли как изощренное издевательство.И это не очерненние СССР.

И что мы имеем сегодня ?- кто при сегодняшней положении дел (демография, аборты, замещение коренного населения, суициды, оффшоризация - это верхушки айсберга) будет потенциальным носителем русской религиозной идеи Третьего Рима даже в обозримом будущем? И кто кроме русских может быть этим носителем? Отказавшись в 1917 г. быть носителем этой идеи, мы отказались от исторического задания, от исторической миссии, возложенной на русский народ Богом. Отказавшись от выполнения Замысла Божия -
оказались выброшенными на попрание прочим народам, оказались не у дел, оказались в тупике своего исторического развития.
А кто не собирает - тот расточает.
25. Влад.Атласов : На 69ранко
2019-03-17 в 15:24

Конечно,отрицательный результат тоже результат.Учитывая опыт...
Да только умные уж очень люди стали.После столетия "отбора".
Учить таковых Бог будет страданиями.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме