Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Месть патриарха Варфоломея не осталась без ответа

Автокефалия на Украине / 03.12.2018


Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе осудил решение Фанара о ликвидации Архиепископии; напротив, модернисты Свято-Сергиевского богословского института в Париже торжествуют …

30 ноября Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе выступил с заявлением в связи с решением Священного Синода Константинопольского патриархата распустить Архиепископию, которая является Западноевропейским экзархатом Фанара. Заявление опубликовано на официальном сайте Архиепископии.
 
Авторы документа напоминают, что 19 июня 1999 года многолетние дебаты внутри Архиепископии и переговоры с Синодом Константинопольского патриархата были завершены дарованием патриаршего и синодального Томоса. «Он был дан по просьбе Архиепископии и придавал ей статус Экзархата (не временного)», - говорится в заявлении.
 
«Именно этот статус, - подчеркивается далее, - без всяких предварительных консультаций с каким бы то ни было официальным органом Архиепископии, был отозван Синодом 27 ноября 2018 г. Неожиданный характер синодального решения Константинопольского патриархата об отзыве Томоса 19 июня 1999 г. не может не вызывать серьезной озабоченности внутри Архиепископии. Тем не менее, очень важно не торопиться с поспешным ответом».
 
«Действительно, как свидетельствует православная экклезиология в лице своих великих богословов современности, таких как митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) или о. Николай Афанасьев, именно вокруг своих епископов общины верных составляют Церковь в своей соборности: "Множество православных синодов составляли энциклики и директивы, касающиеся внутренней жизни епархий, словно они являются высшим авторитетом в церкви. Некоторые православные богословы даже считали, что синоды являются высшей властью, и утверждали такую иерархию, в основе который находятся епархии, над ними - местные синоды, и на высшем уровне - вселенские соборы. Является ли синод или собор той структурой, которая находится выше епископа? С точки зрения экклезиологии, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, так как для православной экклезиологии нет ничего выше епископа" ("Епископ в Православии" // Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Церковь и ее институции. Париж, 2011, сс. 386-387). Поэтому, чтобы явить подлинный голос Архиепископии, нам надо оставаться едиными вокруг своего правящего архиепископа, Преосвященнейшего Иоанна Хариупольского. Оставаясь верными идентичности Архиепископии, мы будем собраны вокруг правящего Архиепископа и в тех институциях, которые определены нашими статутами и признаны Синодом. В первую очередь внутри каждого прихода или общины, но также и на ассамблеях духовенства и мирян, имеющих право выносить решения».
 
Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе напоминает, что «всякое церковное решение, чтобы быть действенным, должно быть официально принято той общностью, к которой оно отнесено. В особенности если оно не было запрошено теми, кто должен его выполнять. Владыка Иоанн, как правящий Архиепископ, сможет дать ответ на синодальное решение - уважая соборность Церкви и статуты Архиепископии - лишь после следующей процедуры: 15 декабря 2018 г. Архиепископ Иоанн приглашает духовенство Архиепископии на пастырское совещание, дабы посоветоваться с теми, кто вместе с ним несет духовную ответственность за приходы и верующих Архиепископии. По ходу пастырского совещания совет Архиепископии официально объявит о созыве генеральной ассамблеи Архиепископии, в которой примет участие все духовенство и делегаты из мирян, избранные от приходов и общин, относящихся к Архиепископии. Будучи укорененной в западноевропейском обществе, Архиепископия восприняла некоторые элементы западной культуры. В первую очередь это приверженность демократическим ценностям, основополагающим правам человека, а также общему обсуждению перед принятием любого решения. Те клирики и общины, которые захотят покинуть Архиепископию и присоединиться к любой другой епископской юрисдикции, должны будут каноническим путем просить отпускную грамоту у правящего архиерея - Архиепископа Иоанна Хариупольского».
 
«Наше предпочтение, однако, в том, чтобы продолжать взаимодействие и диалог любви на общей встрече нашей епархии. Здесь надо отметить, что - в каноническом аспекте - Архиепископ Иоанн, как правящий архиерей, не просил ни об упразднении статуса экзархата, ни о собственном уходе на покой. Так, он сохраняет за собой полноту пастырской ответственности о православных русских церквах в Западной Европе. Ожидая ответа, который Архиепископ Иоанн Хариупольский сможет дать Его Святейшеству Патриарху Вселенскому Варфоломею Константинопольскому и Их Высокопреосвященствам, членам Синода, как результат описанной выше прозрачной процедуры, духовенство Архиепископии приглашается использовать следующее литургическое поминовение: "О Святейшем Патриархе Вселенском Варфоломее Константинопольском и о Высокопреосвященнейшем Иоанне, Архиепископе Хариупольском, правящем Архиепископе православных русских церквей в Западной Европе". С доверием к действию Царя Небесного, Духа Истины, Утешителя, мы призываем всех верующих к молитве о благостоянии всех святых Божиих церквей», - заключает Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе.
 
Таким образом, Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе не признала правомочность решения Синода Константинопольского патриархата о роспуске и продолжает функционировать в прежнем качестве впредь до решения генеральной ассамблеи Архиепископии, которая состоится, по всей видимости, уже в 2019 году. И патриарху Варфоломею придется с этим смириться. Каким будет решение генеральной ассамблеи Архиепископии, остается только гадать.
 
В связи с этим своевременное напоминание сделал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов о том, что «приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще в 2003 году предлагал всем епархиям и приходам русской традиции в Западной Европе объединиться в составе единого митрополичьего округа Русской Церкви». «Тогда это предложение не реализовалось. Может быть, после неожиданной для архиерея, духовенства и верующих парижского экзархата вести об их роспуске и упразднении, тема вновь обретет актуальность», - выразил надежду отец Николай.
 
Он также напомнил, что решение 1931 года о переходе приходов Западной Европы под юрисдикцию Фанара (квартал в Стамбуле, где располагается резиденция Константинопольского патриарха - РНЛ) было обусловлено гонениями на Церковь в Советском Союзе и никогда не оформлялось канонически. «В 1931 году Русская Церковь не давала своего согласия на переход ее западноевропейских общин в Константинопольскую юрисдикцию, которая тогда самим Фанаром признавалась сугубо временной, до улучшения положения Церкви в тогдашней советской России. Так что с точки зрения Московского Патриархата пребывание этих общин в ведении Константинополя никогда не было канонически законным», - подчеркнул замглавы ОВЦС.
 
Он также выразил удивление, что руководитель Западноевропейского экзархата не получил на руки текст решения. «Странно, конечно, что такие решения принимаются без всякого предварительного обсуждения с заинтересованными лицами, с самими верующими, судьбу которых как будто меняют росчерком пера», - добавил о. Николай Балашов.
 
А вот по словам известного русского православного богослова, профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, «голос Русской Церкви в этот драматический момент жизни для многих священнослужителей и прихожан может оказаться в полном смысле спасительным. Здесь они найдут и патриаршую Церковь, и несомненные таинства. И есть все основания надеяться, что немалая часть приходов последует этому призыву. Прекрасное начало такому возвращению к своей Матери Церкви видим в решении православной общины во Флоренции. Почти месяц назад находившаяся в юрисдикции Константинопольского патриархата община перешла в Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ) из-за несогласия с действиями Константинополя на Украине».
 
Профессор приводит пример, когда 28 октября 2018 года приход храма Рождества Христова и святого Николая Чудотворца во Флоренции перешел из юрисдикции Константинопольского патриархата в РПЦЗ. Более ста человек единогласно проголосовали за переход в РПЦЗ. Данное решение община приняла в связи с действиями Константинопольской Церкви относительно церковного вопроса на Украине. Верующие считают: неканонические решения, принятые Патриархом Варфоломеем 11 октября, сделали гонимой Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием.
 
В этой связи решение патриарха Варфоломея распустить Архиепископию Православных Русских Церквей в Западной Европе можно рассматривать, как месть за переход влиятельного, известнейшего прихода во Флоренции из юрисдикции Константинопольского патриархата в РПЦЗ, т.е. фактически в Русскую Православную Церковь.
 
Впрочем, есть в Архиепископии и те, кто приветствует решение Фанара, - это Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, являющийся высшим учебным заведением Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе. Как сообщает Седмица.Ru, Институт поддержал в своем заявлении от 28 ноября 2018 года решение Священного Синода Константинопольского патриархата об упразднении Архиепископии.
 
«Согласно каноническому порядку, такое решение означает объявление о роспуске этого союза приходов и присоединение их в соответствии со своей литургической традицией к различным митрополиям Вселенского Престола, присутствующим в странах Евросоюза, для которых актуально то же решение. Таким образом, закрывается исторический цикл, который, по сути, уже был завершен, сохраняя пастырские потребности верующих. Частное и независимое университетское учреждение, в соответствии с французским и европейским законодательством признанное Министерством высшего образования, исследований и инноваций, интегрированное в Болонскую программу, институт по этой причине не обеспокоен данной мерой, которая не затрагивает его статус», - говорится в заявлении Института.
 
Согласно документу, «единственной целью института является обеспечение мира и эффективности своей миссии по содействию православному богословию на службе всей Церкви. В неспокойные времена его политика также заключается в том, чтобы увековечить свое призвание, приветствуя студентов, которые, независимо от их юрисдикционных, национальных или культурных корней, со всех континентов собираются здесь для обучения. Наконец, его единственная цель — распространять Евангелие спасения и обучить молодое поколение с этой целью свидетельству о понимании веры».
 
Решение Института неудивительно, учитывая его модернистско-экуменическую направленность. По данной теме рекомендуем познакомиться с обстоятельной статьей старшего аналитика Аналитического центра святителя Василия Великого, религиоведа диакона Ильи Маслова «Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность».
 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме