«Это не просто путешествие, а разновидность духовного подвига» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это не просто путешествие, а разновидность духовного подвига»

04.06.2018


В Вятской епархии проходит Великорецкий крестный ход …

В воскресенье, 3 июня, начался самый многочисленный Великорецкий крестный ход – торжественное шествие с Великорецким образом святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских на берег реки Великой, где более 630 лет назад крестьянином Агалаковым был обретен чудотворный образ, сообщает пресс-служба Вятской епархии.

В 7.00 утра в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы Трифонова монастыря началась Божественная литургия. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

Проповедь перед Причастием произнес руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии иерей Петр Машковцев: 

«Всех Вас, дорогие братия и сестры, от всей души поздравляю с особым праздником Вятской земли, который мы отмечаем здесь сегодня – проводы иконы святителя Николая Чудотворца на реку Великую. Эти торжества в честь великого угодника Божия продляться шесть дней до восьмого июня включительно. А кульминацией торжеств станет праздник 6 июня в Великорецком на месте обретения чудотворной иконы святителя Николая.

Начало Великорецкого крестного хода и прославления образа Святителя Николы восходит еще к тому далекому времени, когда предки жителей Вятского края, выходцы из Великого Новгорода, первые селились в этом краю, по берегам рек Камы, Вятки, Чепцы и др., Они селились среди диких языческих народов — вотяков и черемисов. Они основали здесь первые русские православные поселения Никульчино, Котельнич и Хлынов. Жизнь первых вятских христиан в далеком краю, в окружении языческих народов была трудной и опасной. Вскоре на Русь напало войско Батыя и в вятские земли, располагавшиеся за непроходимыми болотами и лесами, хлынул поток переселенцев из русских княжеств. Скорбь и страдание надолго стали их спутниками. Именно тогда, в утешение всем страждущим жителям Вятской страны, Господь явил на Великой реке образ Святителя Николы, вскоре прославившийся великими чудотворениями.

В "Повести о Великорецкой иконе" говорится, что это произошло в 1383 году "при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве всесвятейшего Пимена, митрополита Московского и всея России". В то время в одном из русских поселений на реке Кобре хранился образ Святителя Николая, написанный "в чудесех", то есть с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. Известно, что христиане тогда нередко подвергались нападениям воинственных местных племен – вотяков и черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, христиане были вынуждены бежать "дикими лесами" на реку Великую – один из северных притоков Вятки и там "в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша".

В помощь и утешение православных, заброшенных в глушь чужих земель и народов, и в знак своего благоволения к этому краю, месту их поселения, Господу Богу угодно было чрез Своего угодника, святителя Николы, явить здесь следующее дивное знамение. "Некоторый благоговейный муж", проходя вблизи этой горы, вдруг увидел в лесу чудесный свет, как бы от множества горящих свечей. Остановившись в испуге, он не решился подойти к таинственному месту и продолжил свой путь. На обратном пути крестьянин вновь на том же месте увидел сияние светозарных лучей и почувствовал непреодолимое желание подойти ближе. Осенив себя крестным знамением, он пробрался сквозь лесную чащу и увидел там, у небольшого источника, образ святителя Николая, "свещи же невидима быша". Тогда, со страхом Божиим и радостью, взял он обретенную икону и принес в свой дом и «о сем явлении чудотворного образа никому не поведа". Но недолго довелось ему в неведении хранить эту святыню, ибо сказано: "Не может укрыться город стоящий, на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме" (Мф. 5, 14-15).

Был в том селе "человек некий, именем Иоанн", который уже двадцать лет "лежал в расслаблении". Ночью явился ему "в тонце сне" Святитель Никола и, открыв имя крестьянина, хранящего его святой образ, повелел пойти и приложиться к нему с верой в исцеление. Едва это желание окрепло в душе больного, он сразу почувствовал, как к нему возвращаются силы, и, «домочадцами своими подкрепляем», пришел в указанный ему дом. Упав на колени перед святой иконой, больной со слезами молился о своем здравии и, восстав от земли, приложился к чудотворному образу, "внезапу совершенное получи от него исцеление, и бысть здрав". Тогда хозяин дома, уразумев какой великой святыни сподобил его Господь, поведал собравшимся свою историю, а жители села, пораженные исцелением расслабленного, построили на месте обретения иконы часовню и поставили в ней этот чудотворный образ. "И наша пока многие чудеса от него бывати". Православные, желая обезопасить святыню от посягательств иноверцев, и стремясь облегчить доступ паломников к нему, решили перенести образ с берегов р. Великой реки в центр Вятского края, город Хлынов (Вятку). Жители села Великорецкого согласились на это. Отпуская от себя образ, они взяли с граждан Вятки обет, что те ежегодно в мае месяце с крестным ходом снова будут приносить образ к месту его обретения - на реку Великую.

Все вятичи, от мала до велика, наложили на себя пост и долго молились Святителю Николе и слезно просили у него милости и согласия на перенесение к ним его образа. Снова при этом они подтвердили свое обещание — ежегодно носить икону на берега реки Великой для торжественного празднования там его обретения. С торжеством и ликованием крестный ход встретил Святителя ввиде его образа за пять верст от города, обошедши с ним кругом города, водворил его в Свято-Троицком кафедральном соборе. События эти совершились в 1392 году.

Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Православной Вятки – Великорецкий крестный ход, который с тех пор вот уже более шести столетий совершается вятчанами в память об данном ими обете. Тем временем под покровительством Святителя Николы Хлынов рос и мужал и вскоре стал главным городом Вятской страны.

С того времени многие свидетельства говорят о благословении, которое принес Святитель Никола городу и всему краю. Так, к примеру, страшные эпидемии холеры, свирепствовавшие в 1831 и 1848 годах по всей России, здешнего края не коснулись. Это явное покровительство Чудотворца возлюбившим его вятичам. Но сохранившееся в записи предание повествует, что со своей стороны и Чудотворец строго охранял заключенные с ним гражданами условия, склонившие его на милость к их городу. В 1551 году, когда жители Вятки — неизвестно, по каким обстоятельствам, может быть, по нерадению, — не совершили в обычное время крестного хода с образом на берега реки Великой, Святитель грозно наказал их. Среди жаркого лета вдруг выпал во всей стране глубокий снег, начались морозы, и сильный холод стоял с 1-го до 12 июня, до тех пор, пока граждане не опомнились и не отправились в крестный ход. Тогда снова Угодник Божий так же чудесно преложил, свой гнев на милость: началось сильное тепло, и затем последовал небывалый урожай хлеба и плодов.

Эта дивная история чудотворного образа, постоянно и во множестве изливавшиеся от него чудеса, и по перенесении его в Хлынов скоро распространили славу о нем не только по всей Вятской земле и соседним с ней краям, но и по всей России. Известия достигли, наконец, столицы - Москвы, и там породили глубокое желание у всех благочестивых россиян, начиная с царя до последнего простолюдина, видеть славный образ и поклониться ему. Желанию христолюбивых москвичей суждено было исполниться. В память о пребывании Вятской святыни в Москве сегодня служит Покровский собор на Красной площади боле известный как собор Василия Блаженного. Один из его пределов посвящен как раз святителю Николаю.

До XX века жители Хлынова провожали чудотворный Великорецкий образ до села Филейского, что находится в 5 километрах от города, и уже отсюда, в сопровождении священства, чудотворная икона следовала по рекам Вятке и Великой до самого места ее обретения.

Вот и сегодня паломники уже не только земли Вятской, но и из других земель русских, и даже из других стран собираются 3 июня, чтобы вместе совершить этот древний крестный ход с иконой святителя Николая. Но необходимо помнить, в чем главный смысл этой православной традиции. Потому что без него крестный ход превратиться просто в праздное шатание по лесам и по полям, не неся никакой духовной пользы человеку. Крестный ход – это особое явление в духовной жизни, совершающееся в память того первого шествия со Своим крестом Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, когда Он шел на Голгофу во искупление наших грехов. Вот и благодарные Богу верующие люди с тех пор тоже стали совершать крестные шествия по невозможности не только в Иерусалиме, но и в тех местах, где проживают. Но главный смысл всех крестных ходов, где бы они не проходили, это воспоминания страданий нашего Спасителя Господа Иисуса Христа во искупление наших грехов. Поэтому эти шествия носят покаянный характер в первую очередь. Крестный ход – это своего рода время, когда человек оставляет все земные заботы и вновь и вновь вспоминает, что сделал Бог для его возвращения к жизни вечной. И конечно же. Здесь же вспоминаются и все прегрешения, совершенные с детства, которыми убивается душа и лишается своей надежды на Царство Божие. В память о страданиях Спасителя за нас, ради нашей вечной жизни, паломники в течении всего хода должны хранить благоговейное и молитвенное состояние своей души. Ведь только тогда душа сможет обрести в пути очищение и радость от благодати, которую Господь по молитвам великого угодника Своего святителя Николая в изобилии ниспошлет. Всем Вам, дорогие братия и сестры, в этот день я хочу пожелать крепости духа. Пусть крестный ход с молитвой и покаянием о своих грехах будет Вам в радость и в утешение. С Богом».

По окончании Богослужения на Соборной площади Трифонова монастыря перед Великорецким образом святителя Николая был совершен молебен с акафистом. 

«Возлюбленные о Господе дорогие Владыки, отцы, братья и сестры! Поздравляю всех с воскресным днем и началом Великорецкого крестного хода, - обратился к паломникам митрополит Вятский и Слободской Марк. - Крестный ход это не просто путешествие со святыней по святым местам. Это разновидность духовного подвига, где проявляются различные качества нашей души. В крестном ходу мы преодолеваем испытания телесные и духовные, боремся с теми или иными помыслами, молимся за себя, своих близких, за род христианский, за святую Русь. Мы все с вами разные - мужского и женского пола, разного возраста, разного образования, разных жизненных устремлений, но в крестном ходе все мы являем единство в следовании за Христом».  

Со словами напутствия и поздравления к паломникам также обратился заместитель председателя Правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.

Далее десятки тысяч верующих отправились в Великорецкий крестный ход из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря. Около полудня состоялась встреча крестного хода в Троицкой церкви слободы Макарье.

По завершению молебна святителю Николаю Чудотворцу многотысячная колонна, возглавляемая предстоятелем Всероссийского Великорецкого крестного хода – митрополитом Вятским и Слободским Марком, вслед за чтимой святыней торжественно прошествовала под колокольный звон из врат Трифонова монастыря и далее по главной улице города.

Вместе с митрополитом Марком до Троицкой церкви слободы Макарье крестным ходом прошли также архипастыри соседних епархий: епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид; преподаватели и студенты Вятского Духовного училища; многочисленное духовенство Вятской Митрополии.

В молитвенном шествии также приняли участие заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов, председатель Законодательного Собрания Кировской области Владимир Быков, начальник ГУ МЧС России по Кировской области генерал-майор внутренней службы Михаил Лихачев.

В пути совершаются богослужебные песнопения. Крестный ход сопровождают сотрудники УМВД, ГИБДД и МЧС, специалисты скорой помощи и службы медицины катастроф, врачи-добровольцы, представители вятского казачества и поисково-спасательный отряд «Пересвет». В целях обеспечения здоровья и безопасности паломников правительством области совместно с Вятской Епархией, администрацией города Кирова и Кировской области проделана большая предварительная работа. Для паломников устанавливаются палатки, готовится горячая еда, осуществляется подвоз воды к местам стоянок.

Около полудня Великорецкий крестный ход достиг храма в честь Святой Троицы слободы Макарье. Возле Свято-Троицкой церкви перед Великорецким образом святителя Николая был совершен торжественный молебен святителю Николаю. Молебен возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Леонида и сонма духовенства Вятской Митрополии.

В Троицкой церкви возле чтимой святыни читался акафист святителю Николаю Чудотворцу. Первая стоянка продолжалась порядка двух часов – таким образом, за это время у паломников была возможность поклониться святыням Троицкой церкви (храм – памятник «Вятского барокко», построенный мастерами Горынцевыми в 1775 году, отличается характерным богатым и рельефным декором). В современный период храм продолжает восстанавливаться.

После молебна и отдыха в 14.00 крестоходцы продолжили путь вслед за иконой святителя Николая.

По предварительным оценкам крестным ходом на реку Великую отправились 26 тысяч человек.

Вечером того же дня многочисленные паломники Великорецкого крестного хода пришли в село Бобино. В Никольском храме села был совершен молебен с чтением акафиста святителю Николаю Чудотворцу. Богослужебные песнопения исполнил хор Пантелеимоновского храма города Кирова под руководством регента Татьяны Бакулиной. К Великорецкой иконе выстроилась длинная очередь - многие стремились приложиться к святыне, помолиться святому Угоднику Божию - святителю Николаю Чудотворцу. Паломники смогли подать записки о поминовении, приобрести свечи и прочие необходимые церковные товары в специально организованной палатке храма Великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова.

После Богослужения в столовой Бобинской общеобразовательной школы для духовенства, студентов Вятского духовного училища и певчих была организована трапеза. Добровольцы из числа приходской молодежи храма Пантелеимона помогали накрывать на стол, разносили еду и чай. Для паломников также работала полевая кухня, организованная военными и приходами Вятской епархии. Все смогли подкрепить силы гречневой кашей и разместиться на ночлег.

4 июня в 3 часа утра крестоходцы продолжили путь. Второй день пути самый трудный и продолжительный. Паломникам предстоит пройти около 40 километров по полям, лесам и болотам.

Утром многочисленные паломники Великорецкого крестного хода подошли к селу Загарье. Молитвенное шествие возглавлял митрополит Вятский и Слободской Марк. Владыка присоединился к паломникам рано утром в селе Бобино.

По доброй традиции, из Загарья выдвинулся встречный крестный ход, возглавляемый ключарем Серафимовского собора протоиереем Сергием Сизихиным. Затем возле разрушенной колокольни Никольского храма перед иконой святителя Николая был отслужен молебен с акафистом.

После паломники отправились на обед, приготовленный полевой кухней. В 12.00 крестный ход возобновился.

Сегодня вечером паломники прибудут в село Монастырское.

***

Великорецкий крестный ход — один из самых продолжительных и древних крестных ходов в России.

Обретение иконы святителя Николая Чудотворца произошло в 1383 году. Крестьянин Агалаков из деревни Крутицы обнаружил образ на берегу реки Великой, отсюда пошло его название — Великорецкий. Около 1400 года образ был отправлен в город Хлынов, названный затем Вяткой (позже — Киров). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. До 1777 года крестный ход совершался водным путем по Вятке и Великой на лодках и плотах, потом стал проходить по суше.

В 2000 году Святейший Патриарх Алексей II присвоил крестному ходу статус всероссийского.

Крестный ход проходит ежегодно с 3 по 8 июня. Основные торжества совершаются 5 и 6 июня на реке Великой и в подворье Трифонова мужского монастыря села Великорецкое.

Крестный ход начинается 3 июня от Успенского собора города Кирова, идет через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт село Великорецкое, где совершаются молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров. Тысячи паломников из разных городов и сел России проходят 180-километровый путь. На богослужения в селе Великорецком собираются более 50 тысяч человек.

В селе Великорецкое возрождается созданный в XVIII-XIX веках архитектурно-храмовый комплекс «Великорецкий град», в состав которого входят Преображенская церковь (1739 г.), Никольская церковь (1822-1839 гг.), Илиинская колокольня (1860 г.), а также торговые ряды, гостиный двор и четыре каменных двухэтажных дома для причта и школы (XIX в.).

В 2015 году впервые весь путь с паломниками крестного хода от Кирова до села Великорецкого прошел митрополит Вятский и Слободской Марк. 

В 2017 году Великорецкий крестный ход возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 
 
 
 
 
 
 
 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме