Двести лет без Патриарха 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Двести лет без Патриарха

Проблемы церковной жизни / 04.06.2018


Размышления о церковно-государственных отношениях в канун Великорецкого крестного хода …

Почему необходима память о времени Синодального периода Русской церкви? Потому что это доказательство силы веры Православной. И того, насколько эта вера после днепровской купели вошла в русскую жизнь и стала её главной частью.

Только подумать, какие напасти выдержало Православие. Раскол, ересь жидовствующих, подчинение западным ценностям. И всё шло сверху. И выдержал народ, ибо навсегда затвердил главное правило жизни: без Бога ни до порога.

Сравнивают Синодальный период России с Викторианским, англо-саксонским. Но это небо и земля. Мы веру сохранили, а они растеряли. Мы расширялись, они сокращались.

Россия хотела Патриаршества. Сношения с Византией были давние, со времён Олега, Игоря, Ольги, Владимира. Русские видели красоту и душеполезность православной церковной службы, видели и то, что Византия слабела. Турки овладевали ею вначале, так сказать, демографически. Когда они вошли в Константинополь, там на всех площадях и улицах звучала турецкая речь.

А Русь-Россия крепла. В сознание русских вошло понимание того, что лучше всего помогает жить и сплачивает, и даёт силы именно вера православная. Но хотелось полноты исповедования этой веры. То есть были мы сильны, все Патриархи ездили к нам за помощью, и всегда им всем помогали, а своего Патриарха не было.

Получалось, что мы вроде как на вторых ролях. Чем мы хуже?

Митрополит Макарий (1574 г.) венчает на царство Иоанна Васильевича, прозванного Грозным (понятие власти). К числу его достоинств надо добавить ещё и то, что в ту пору он был единственный царь свободный от варварской зависимости.

Но какой же царь без Патриарха? Не могло быть рядом с царём митрополита. Званию Царя приличествует Патриарх. Идея Патриаршества всё сильнее завладевала умами. Сношения с Константинополем крепли.

1584 год. Умер Грозный. Митрополитом избран Иов (1586). Сын Грозного Феодор Иоаннович на троне. При нём и митрополите Иове лично прибыл в Москву Патриарх Константинопольский Иеремия. Дары истинно Патриаршего уровня: часть Креста с Голгофы, мощи святых Киприана и Иустинии. Возникает мнение - иметь на Московской кафедре Вселенского Патриарха. Иеремия и хотел остаться, но, если вдуматься, кто он? Он - турецкий подданный.

И... 530 лет назад Святейшим Патриархом Московским (1589) избран Иов.

В начале Смутного времени на патриаршем престоле Игнатий - ставленник Лжедмитрия. Конечно, венчать его и полячку Мнишек на царство Патриарх Иов не стал. Физически устранить его самозванец боится, но удалить сумел. Иов вне Москвы. Вернётся благословлять русских на изгнание поляков. Представим себе духоподъёмную службу в Успенском соборе Кремля, когда два великих Патриарха - престарелый страдалец Иов и, тоже чуть не погибший в застенках, сменивший его Ермоген - благословляют православных. Прощают виноватых, ободряют слабых, всех вдохновляют на стояние в духе за Отечество.

Возвращается из польско-литовского плена Патриарх Филарет - отец первого царя в династии Романовых Михаила. Именно его восшествия желал народ на русский престол. Вспомним подвиг Ивана Сусанина. Великую арию «Настало время моё» в опере Глинки «Жизнь за царя».

Мы, русские, уже привычно и, как данное, давно повторяем слова: В России никогда не было лёгких времён. И не будет, ибо вся злоба мира обрушивается на нас от того, что желаем всем добра. Мы иначе не можем - мы Христовы.

Вот ещё напасть, петровские времена, царские Всепьянейшие соборы, зависть к западным порядкам, издевательство над русским образом жизни. Кубки «Большого орла», ассамблеи. Небывалое - женщины с непокрытыми головами, обнаженные плечи. Мраморные скульптуры голых античных богинь в Летнем саду. Каково?

Последний перед Синодальным периодом Патриарх Адриан переживает тяжелейшие времена. Царь заставляет брить бороды - у мужчин голые, как у женщин, лица. Разве это не подстрекает к однополым связям? Вот носить усы Пётр разрешает. Становится повсеместно известной фраза Патриарха: «Усы не в честь, усы и у кота есть». Конечно, Пётр принимает её как оскорбление себе. У него вообще-то была мысль - возвести на Патриаршее место митрополита Воронежского Митрофания, но тот уже стар годами.

И вот - произошло недопустимое нарушение 34-го апостольского Правила о первосвятительском сане: над Церковью в России поставлен начальником, смотрителем, цензором Синод, названный, будто в насмешку, Святейшим.

Европейская лексика проникает даже в церковный обиход. Синод, его глава Президент. Первый президент - Стефан Яворский митр. Рязанский. В Синоде одиннадцать лиц, потом убавилось до семи. Два вице-президента, четыре асессора. Духовными делами ведают Консистории. Словом, всё неродное, чужое (отсюда - чужь - чушь)

Неприятие сего, бунты. Тем более, для Северной войны Пётр распорядимся стаскивать с колоколен колокола и переливать их на пушки. Ну да, военная необходимость, вроде бы оправдание, но когда в приходе нет колокольного звона, как жить? Обезголосела Русь, онемела. Только раз разрешил Пётр оставить колокола, это в Вологде. Он лично приехал руководить снятием колоколов. И звонарь попросил царя позвонить в последний раз. Ну, в последний, так в последний. И звонарь ударил в колокола. Только колокола не на церковную службу звали, не к молитве, а наяривали разудалую «Камаринскую». Развеселился царь, и колокола в Вологде сохранились.

После смерти Яворского не было назначено Президента, просто члены. Места по старшинству... не по своему возрасту, а епархий и монастырей.

В Синодальный период количество членов Церкви возросло. Рождаемость в России была, слава Богу, не нынешняя. Перепись 1915-го: 180 млн населения, из них 115 млн православных.

За двести лет этого периода всё можно было растерять. Да и многое было утрачено, но не вера. И все двести лет в народе жило ожидание возвращения Патриаршества. А какие шли удары по нравственности Руси: падение благочестия, время бироновщины при Анне, введение обер-прокурорства при Елизавете, страшные закрытия монастырей при Екатерине. Превращение руководства церковью в обычное министерство. Гонения на русских руководителей, замена их немцами, неверие в своих. Пленный малограмотный француз считался учителем лучшим, чем сельский священник, знавший Писание, церковные службы. А увлечение иностранщиной, делавшей из дворян обезьян, всё было. Тут и вольнодумство (это как нынешняя болтовня либералов), и декабризм, и масонство, и библейское масонское общество. Всё выдержали. Для справки: Александр 1-й запретил орден иезуитов в России (иезуиты - это опричники Ватикана), запретил в 1814-м году, а Ельцин в 1992-м вернул их в Россию. Вот спасибо.

Гонение Духа Святаго шло и внутри Церкви. Митрополит Филарет (середина 19-го века) после инспекционной поездки по духовным учебным заведениям, училищам и семинариям, с горечью отмечал падение уровня преподавания и разложение нравов. Семинаристы вовсю курили, прикладывались к бутылке, читали прокламации и брошюрки, призывающие в свержению Самодержавия.

Вспомним, какие имена держали нравственный свод в России в Синодальный период: Иннокентий Московский и (Иркутский). Святитель Иоанн Тобольский. Именно он был прославлен последним в царское время. Митрополит Платон (Левшин) и несгибаемый борец с протестантами и католиками архимандрит Фотий, святитель Тихон Задонский. А Паисий Величковский - это прямая связь с Афоном, школа веры и смирения!

Святители, давшие писателям образец лаконичного, чёткого стиля написания сочинений: Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник.

Миссионерство, просветительство: прославленные в лике святых Макарий Алтайский, Иннокентий (Вениаминов), Герман Аляскинский, Николай Японский, протоиерей Иоанн Кронштадский.

А величайшая культура этого периода. Державин, Крылов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Достоевский, Соловьёв, Киреевские. Глинка, Мусоргский, Чайковский, Бородин. Идея славянского единства. Проведение Всеславянского съезда. В его 150-летие была благотворная попытка его повторения в наше время. На теплоходе «Великая княжна Анастасия» собрались представители 14-ти славянских стран. И все они дружно обличали политику Америки и Англии, все были против НАТО, и всё было бы замечательно, кабы не были бы их государства членами НАТО. Славянство в Европе безправно.

И ещё. Мы не можем не видеть, что во всех бедах практически всех народов, особенно славянских, виноваты их правители. За редчайшими исключениями. Начальник может быть полон добродетелей, но его окружение им вертит, как хочет. То есть, как ему приказано. Пример: ересь жидовствующих. И, не вкладывая в это слово никакой национальной окраски, а только видя в нём паразитирование на чужих богатствах, территориях, можно видеть, что победило ересь не правительство, а народные молитвы под водительством православных иерархов.

Но зададимся вопросом. Говоря о Синодальном периоде, спросим: как же так врагам России удалось свергнуть Патриарха. Объяснение этому содержится в Полном Православном энциклопедическом словаре, ещё дореволюционном. Именно его я взял, так как это время власти Синода над Церковью. И, конечно, составители Словаря несомненно выражали мнение Синода.

Итак. В Словаре объяснена необходимость замены Патриаршества на Синод такими доводами:

1. Истина может быть гораздо лучше разузнана несколькими лицами, нежели одним.

2. Решения власти соборной авторитетнее власти единоличной.

3. В случае болезни единоличного Правителя дела могут останавливаться. Собор же ведёт дела безостановочно.

4. Решения нескольких лиц безпристрастнее, чем одного лица.

5. Сильным мира труднее влиять на нескольких, нежели на одного.

6. Простой народ (так и сказано, тут полное недоверие к народу), по невежеству может смешивать единоличную церковную власть с монаршей, и в случае их пререкания может встать на сторону Патриарха (тут явная боязнь авторитета Патриарха), и в последнем может быть надмение.

7. Синод может судить своих членов, а для суда над Патриархом нужно призывать Патриархов восточных.

Что тут сказать, какой комментарий? Тут сплошная демагогия.

Синод (на бумаге) уравнивался в правах с Правительствующим Сенатом. Это тоже сказочка. Тут же (май 1722) приказано «в Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената». Генерал и обер - разное значение. Через месяц является и Инструкция, в которой обер-прокурор называется «оком Государя и стряпчим по делам государственным». Повелено «накрепко смотреть, чтобы в Синоде не на столе только дела вешались (вершились), но самым действом по указам исполнялись». Ему приказано «в случае неуспеха, останавливать дело и немедленно доносить о том Государю» (Инстр. №2).

Штат Синода, как водится со всякими штатами чиновников в России, стремительно разрастался. Перечисление отделов, должностей Синода займёт много времени.

По «Духовному регламенту» определено, что Святейший Синод действует на основании «Закона Божия, в Священном Писании предложенного, а также канонов, или правил соборных, святых отец и уставов гражданских, слову Божию согласных».

Всё это болтовня для дураков.

И православные русские сердца Синоду не поверили. И как поверить, если было нарушено великое таинство исповеди. Из священников делали доносчиков. Обязанных доносить узнанные на исповеди тайны. Это же сразу открылось и отшатнуло от доверия батюшкам. Тогда зачем врать, что есть тайна исповеди. Тайна! Кому верить?

И покатилось.

Как мы выжили, как спаслось Отечество? Только благодаря Богу. Он верил «малым сим».

Таким, какие были в моих Вятских краях. Давно я прочитал фразу: «В редком Вятском доме нет святынь из Палестины». Вятских насельников на Святом Афоне в начале 20-го века было больше всех. Знаменитые письма со Святой Горы Сергия Святогора написаны ушедшим туда Вятским священником.

И когда начались нестроения, когда в 20-е, 30-е годы навалилось обновленчество, то Вятка пошла не за волками в овечьих шкурах, а за священномучеником Тихоном, первым, после окончания Синодального периода, Патриархом.

И каждый год, уже более шести веков в начале июня начинается и свершается великий Великорецкий Крестный ход, на котором немерено-несчитано православных Многие десятки тысяч. И ходили они во все годы, какие бы они ни были.

«Камни с неба вались, а мы пойдём», - говорит старуха, идущая на Крестный ход в пятидесятый раз. Рядом с нею идут внук и внучка.

Раб Божий Владимир Крупин, один из крестоходцев



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Hyuga : Двести лет без Патриарха
2018-06-06 в 09:33

Я не буду разбирать статью, статья, похоже, писалась спешно, на эмоциях, отчасти небрежно и потому так много здесь и ошибок, и сомнительных утверждений, и перепутаны цифры года воцарения Ивана Грозного. Сказано, что раскол шёл сверху. Под верхом обычно подразумевают высшие светские власти, но раскол-то шёл от Никона, от его нетерпимости и властолюбия, Никон стал претендовать на власть выше царя, на права едва ли не папы Римского. Но в состоявшемся государстве не может быть две власти, симфония властей в Византии не укрепила государство, а ослабила, разложила и погубила. Пока власти играли симфонию, Византия активно отуречивалась и под сладкие звуки симфонии власть государство проспала. Подобный вариант мог грозить и Руси, подобную опасность ясно понимал Пётр Великий и вопрос патриаршества решил окончательно. Ни один государь после не ставил вопрос о восстановлении патриаршества. Нигде в дореволюционной литературе не отмечалась тоска по отсутствию патриарха. Не имели такого всевластия и епископы, как это имеет место ныне. Всякое неуемное расширения епископата и числа чиновников при них всякую церковь неизбежно разрушает.
Кризис любой религии неизбежен, сокращение числа верующих неизбежно, для сохранения Веры нужен совсем иной подход, но даже при самых разумных мерах качественно изменить ситуацию невозможно. потому что всему своё время. Даже и источник жизни на Земле Солнце и даже не только источник, но и источник всякого движения и мысли, и то со временем погаснет. Человечеству даже не надо задумываться о переселении куда-то, конец человечества будет не вследствие даже ядерной войны или нового ледникового периода. Просто собьётся генетический код человека и не под действием внешних факторов, а сам по себе и человек просто исчезнет. И всё. И ни рая и ни ада.
9. Lucia : Ответ на 6., Русский Сталинист:
2018-06-05 в 00:50

После 200 лет синодально-абсолютистского пленения,




Так ведь это же ваш любимый Петр 1 организовал...


Она выстояла в трёхвековом противостоянии с Государством- и это самое главное.



Как можно говорить такие несуразности?





Сейчас у каждого человека есть возможность придти в Церковь и свободно исповедовать Веру Христову- и это самое главное.



Угу, а в синодальный период, видимо,были проблемы....
8. рудовский : Re: Двести лет без Патриарха
2018-06-04 в 23:53

Цензура по традиции не пропускает комментарии, содержащие указания на ошибки в текстах авторов? Модераторы считают, что читателям лучше читать тексты, содержащие подобные ошибки?

Повторяю: Крупин, многократно ошибавшийся ранее по части истории вообще (и истории искусства, а также отечественной в частности), и в этой статье дает такие тезисы, которые, мягко противоречат данным исторической науки.

Стыдно. Нет в подобной дезинформации (и тем более в подобной модераторской политике) ничего подлинно народного.
7. М.Яблоков : Ответ на 4., Lucia:
2018-06-04 в 19:52

И вот патриаршество.И возникает вопрос -зачем стоило так ругать Синодальный период?Сейчас нам очень далеко в духовном плане до Синодального периода. Еще до него не доросли.Причем - всем далеко. Увы.


Зато критиковать все горазды.
6. Русский Сталинист : Re: Двести лет без Патриарха
2018-06-04 в 19:37

Иными словами, смешно выдвигать некие претензии к современной Церкви и современному Патриаршеству по поводу не особо радужного состояния Веры в русском народе.
Ведь Вера народа в целом и каждого отдельного человека в частности не зависит напрямую от наличия или отсутствия Патриарха.
Патриаршество лишь придаёт зданию земной Церкви правильную завершённость строения и, тем самым, создаёт наилучшие предпосылки для укрепления и торжества Веры Христовой, но не является некой панацией и 100% гарантией.
После 200 лет синодально-абсолютистского пленения, и десятилетий противостояния с атеистической властью не только необоснованно, но и подло предъявлять Русской Церкви какие-то претензии.
Она выстояла в трёхвековом противостоянии с Государством- и это самое главное.
Сейчас у каждого человека есть возможность придти в Церковь и свободно исповедовать Веру Христову- и это самое главное.
Надо пользоваться этим, пока есть такая возможность...
5. Русский Сталинист : Re: Двести лет без Патриарха
2018-06-04 в 19:24

Между первой эпохой Патриаршества 1589-1700 гг. и Патриаршеством ХХ-ХХI вв. есть одна "малюсенькая разница"- первое имело место быть в Православном Русском Самодержавном Царстве в условиях симфонии двух властей, а второе- в условиях богоборческого (в бОльшей или меньшей степени интенсивности на разных этапах) режима (за исключением периода 1941-1953 гг., когда отношения между Советским государством и Русской Церковью в целом развивались в духе симфонии двух властей), а затем капиталистического буржуазно-демократического режима.
А между ними- двухсолетняя эпоха синодального пленения, превратившего земную Русскую Церковь в бесправный придаток абсолютистского цезарепапистского государства, и нанёсшего сильнейший удар по Вере русских людей.
4. Lucia : Ответ на 2., М.Яблоков:
2018-06-04 в 13:26

И вот патриаршество.И возникает вопрос -зачем стоило так ругать Синодальный период?Сейчас нам очень далеко в духовном плане до Синодального периода. Еще до него не доросли.




Причем - всем далеко. Увы.
3. Полтораки : Re: Двести лет без Патриарха
2018-06-04 в 12:25

Пути к Господу поистине неисповедимы... а путь народа - тем паче!

Спаси Бог Раба Божьего Владимира Крупина, замечательного русского писателя (не потерявшего советских корней) и Слава Богу, что РНЛ опубликовала сей боговдухновенный текст, где открыто сказано:

- про прихотливость и извилистость путей русского народа и России ко Христу;

- про то, что государство (и элита) далеко не всегда следовала Промыслу Божьему (чаще идя наперекор во имя корысти);

- про радикальную ошибочность либерально-православной концепции, что Россия до революции была таки заповедником Православия, а РПЦ была рупором Христовой Правды...

Парадоксальным образом Христова Правда, олицетворяемая Святейшим Патриархом, была "реанимирована" лишь при богоборческом режиме режиме большевиков!

И тут возникает естественный вопрос: а может, богоборчество большевизма было единственно возможным способом спасения РПЦ от "синодальности" и прислуживания царизму, давно онемеченному?

Такие вечные и проклятые вопросы поднял уважаемый Владимир Крупин с поистине христианской и гражданской отвагой (бо мы знаем, что пока в РПЦ доминирует криптолиберальное крыло, считающее "совков" сатанистами, а Синод - апофеозом Православия), за что - наше безмерное уважение и наши молитвы во здравие Раба Божьего Владимира!
2. М.Яблоков : Ответ на 1., Lucia:
2018-06-04 в 11:56

И вот патриаршество.И возникает вопрос -зачем стоило так ругать Синодальный период?


Сейчас нам очень далеко в духовном плане до Синодального периода. Еще до него не доросли.
1. Lucia : Re: Двести лет без Патриарха
2018-06-04 в 10:40

И вот патриаршество.
И возникает вопрос -зачем стоило так ругать Синодальный период?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме