Бриллианты русской культуры 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бриллианты русской культуры

28.05.2018


305 лет назад родился выдающийся мастер барокко Савва Иванович Чевакинский …

Расцвет русского барокко в архитектуре пришёлся на эпоху императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761). С этим архитектурным стилем обычно связывают сына обрусевшего итальянца Варфоломея Варфоломеевича Растрелли – автора Зимнего и Строгановского дворцов, Смольного собора в Петербурге, Царскосельского и Петергофского дворцов и других сооружений.  

В тени этого знаменитого архитектора осталось имя другого выдающегося мастера барокко – Саввы Ивановича Чева́кинсого (1713 – 1779), 305 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Он оставил после себя не много произведений архитектуры, поскольку, во-первых, был моложе Растрелли и начал работать позднее, а во-вторых, служил он в морском ведомстве и по долгу службы много сил и времени уделял сугубо практическим инженерно-строительным задачам. Но и немногие его произведения были поистине шедеврами архитектуры.

Самыми известными из них являются особняк Шереметевых на Фонтанке, дом графа Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской и, конечно же, Никольский Богоявленский Морской собор вблизи Крюкова канала на Никольской площади (все в Петербурге). Стилевыми особенности творчества Чевакинского было обилие скульптурного декора на фасадах, декорированный растительный узор и  пучки колонн, скруглявшие выступающие углы здания, заимствованные из древнерусского зодчества, однако его строения не страдают вычурностью и безудержной помпезностью, свойственным барокко. 

С Никольским собором у автора настоящих заметок связано одно яркое воспоминание. В начале 1970-х, будучи в Ленинграде в одной из своих частых командировок, автор был вынужден задержаться на выходные дни. Гуляя по городу, он случайно набрёл на этот собор, вошёл внутрь и услышал изумительную хоровую музыку, которую раньше никогда не слышал и которой был потрясён до глубины души. Тогда автор, имевший музыкальное образование, задумался: почему на концертах, по радио и в грамзаписях звучат католические мессы и хоралы Баха, Генделя и Гайдна, реквиемы Моцарта и Верди, «Аве Мария» Баха и Шуберта, но никогда не звучат православные песнопения? Что, власть боится православной музыки? Или Православной Церкви? Ответы пришли позднее.

Кроме трёх названных шедевров творчеству С.И.Чевакинского принадлежали два корпуса Екатерининского дворца в Царском селе, там же – охотничий павильон «Монбижу» (не сохранился), склады для хранения корабельного леса на острове Новая Голландия (не сохранились), дом для П.Шереметева на Миллионной улице (не сохранился), церковь в д. Дылицы Гатчинского района (сохранились руины), церковь в с. Хотилово Бологовского района (сохранились руины).

Ему приходилось решать и множество практических вопросов: восстанавливать после пожара здания Академических палат и Обсерватории, составлять проект деревянного моста через Волхов, председательствовать в комиссии по расследованию причин падения строящейся колокольни Вознесенской церкви, исправлять повреждения соборной церкви Исаакия Далматского, перестраивать после пожара башню Кунсткамеры, составлять генеральный план Кронштадта, руководить работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе и мн. др.
 
Родился Савва Иванович в Тверской губернии в дворянской семье. В 16 лет был определён в Морскую академию, потом поступил учеником в архитектурную команду знаменитого И.К.Коробова, с 1739 г. начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741 – 67 гг. был главным архитектором Адмиралтейств-коллегии, одновременно в 1745 – 60 гг. – архитектором Царского Села. У него учились будущие знаменитые архитекторы Ф.С.Аргунов, В.И.Баженов и И.Е.Старов.

С утверждением при Екатерине II эпохи классицизма Савва Иванович в 1767 г. ушёл в отставку, поселился в своём имении с. Выдропужск Тверской губернии, там и похоронен рядом с храмом Смоленской Божией Матери, возведённым по его проекту.
 
 

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) построен в 1753 – 1762 гг. по проекту и под руководством С.И.Чевакинского на средства морского ведомства и пожертвования «в воздаяние достойных памяти славных дел флота Российского». Крестообразное в плане здание украшено коринфскими колоннами и лепными наличниками (на фото – вид со стороны, отдельно стоящей многоярусной колокольни). Имеет два этажа: в нижнем располагался храм для нижних чинов. В нём же находится греческая икона покровителя моряков Николая Чудотворца с частицей его мощей. Нижний храм был освящён в 1760, а верхний храм – в 1762 г. в присутствии Екатерины II. При соборе с 1870 г. работало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. В 1908 г. перед собором был воздвигнут обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении броненосце «Император Александр III». После 1917 г. собор не закрывался, в 1941 – 1999 гг. был кафедральным, в нём в войну, включая и блокаду, жил митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). В 1966 г. в нижнем храме было совершено отпевание А.Ахматовой.
 
 
 
Дворец Шереметевых на Фонтанке («Фонтанный дом») построен в 1750-е гг. по проекту С.И. Чевакинского при участии молодого архитектора, крепостного Шереметевых Ф.С. Аргунова. В 1830 – 50-е гг. здесь устраивались музыкальные вечера с приглашением Глинки, Берлиоза и Листа. При последнем владельце С.Д. Шереметеве во дворце активно работали исторические общества (генеалогическое, любителей древних письменностей и др.). После 1917 г. дворец был отдан в ведение разных учреждений, в результате чего интерьеры были уничтожены и лишь небольшая часть богатейшей коллекции произведений искусства попала в Эрмитаж и Русский музей. В настоящее время на 1-м этаже размещается Музей музыки, 2-й этаж частично отреставрирован.
 
 
 
Дворец Шувалова на углу Малой Садовой и Итальянской улиц построен в 1753 – 55 гг. по проекту С.И.Чевакинского. Принадлежал выдающемуся государственному деятелю и покровителю муз И.И.Шувалову. В конце XVIII века был выкуплен в казну, в нём размещалось Министерство юстиции Российской Империи, затем Временного правительства, с 1918 г. – Музей гигиены.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме