Творцы оружия Победы 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Творцы оружия Победы

02.05.2018


Создатель пикирующих бомбардировщиков Владимир Михайлович Петляков …

Знаменитый Пе-2, «Пешка», был самым массовым советским бомбардировщиком Великой Отечественной войны и, вместе со штурмовиком Ил-2, одним из двух главных ударных самолётов войны. Не зря он стал и героем славного фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Создавался самолёт в тюрьме, где Владимир Михайлович Петляков находился с 1937 г. по печально известной ст. 58, и изначально создавался как высотный скоростной истребитель. В первом же полёте (22.12.1939) трёхместный Пе-2 показал непревзойдённые качества: скорость 580 км/ч, потолок 12 км, дальность 1400 км – качества, недоступные большинству истребителей того времени. 1 мая 1940 г. самолёты участвовали в параде над Красной площадью, а их создатели наблюдали за полётом не с трибун, а с крыши тюрьмы («шарашки») на ул. Радио.

Однако самолёт в серию не пошёл. В начавшейся Мировой войне немцы продемонстрировали новую, очень эффективную тактику бомбометания – не в горизонтальном, а в пикирующем полёте, что многократно повышало точность попадания, но одновременно серьёзно увеличивало и нагрузки на машину, особенно при выходе из пикирования. В начале июня 1940-го от Петлякова и его тюремной конструкторской бригады потребовали переделать самолёт из истребителя в пикирующий бомбардировщик, срок – 1,5 месяца. 

Пришлось разработать практически новый фюзеляж, тормозные щитки, систему управления, пересмотреть расположение экипажа, переделать винтомоторную установку, но в срок уложились. За счёт неизбежного утяжеления машины её скорость и потолок несколько уменьшились, но возросла боевая мощь и боевая нагрузка. 23 июля 1940 г. самолёт запустили в производство сразу на двух авиазаводах, а через 4 дня Петлякова с сотрудниками выпустили на свободу (обвинения сняли только в 1953-м). 

«Шарашка», где трудились узники, получила от правительства 1 млн. руб. на их поощрение. Узнав, что выделенных денег не хватило на премирование чертёжников, скромный и деликатный Владимир Михайлович попросил распределить между ними свою премию и сохранить это в секрете. В сентябре 1940 г. он был награждён вторым орденом Ленина (первый получил ещё в 1933-м за создание тяжёлого бомбардировщика ТБ-3), а в марте 1941 г. – Сталинской премий 1 степени (был в самом первом списке лауреатов за выдающиеся изобретения).

Пе-2 не единственный самолёт Петлякова, участвовавший в войне. Был ещё один – тяжёлый (по-современному, стратегический) бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7), на котором в августе-сентябре 1941 г. бомбили Берлин, потом – крупные объекты в тылу врага и на котором в мае 1942 г. в США для переговоров летал нарком иностранных дел В.М.Молотов. Самолёт этот, разработанный ещё в 1935-36 годах, обладал уникальными показателями скорости, дальности, высоты полёта и грузоподъёмности.

О нём писали: «На высотах свыше 10 тысяч метров ТБ-7 был недосягаем для большинства имевшихся в то время истребителей, а потолок 12 тысяч метров делал его неуязвимым и для зенитной артиллерии» (генерал-майор авиации В.Шумихин); «Многотонный корабль своими летными данными превосходил на десятикилометровой высоте все лучшие европейские истребители той поры» (лётчик-испытатель П.Стефановский); «Выдающийся самолет. На ТБ-7 впервые, раньше, чем в США и Англии, были подняты пятитонные бомбы» (авиаконструктор В.Шавров); «Недоступный на максимальном потолке своего полета ни зенитным пушкам, ни истребителям того времени, ТБ-7 был самым сильным бомбардировщиком в мире… Эпохальный самолет… Сейчас мы имеем все основания утверждать, что ТБ-7 был значительно сильнее знаменитой американской летающей крепости Б-17» (проф. Л.Кербер); «На высотах 26250 –29500 футов его скорость превосходила скорость германских истребителей Ме-109 и Хе-112» (английский историк авиации Дж.Тейлор).

Родился В.М.Петляков 15 июня (ст.ст.) 1891 г. в с.Самбек под Таганрогом. Рано потеряв отца, он сумел в 1910 г. окончить Таганрогское техническое училище, совмещая учёбу с работой помощника мастера и кочегара в железнодорожных мастерских. Через год поступил в Императорское техническое училище в Москве (МВТУ), но после 1-го курса вынужден учёбу оставить и идти работать, чтобы помогать матери и младшим сёстрам. Лишь в возрасте 31 года  он получил диплом инженера и стал работать в ЦАГИ, в отделе, возглавляемом Туполевым. 

В.М.Петляков участвовал в разработке всех машин, носивших в то время марку АНТ (Андрей Николаевич Туполев), а с 1928 года возглавил бригаду (по существу, КБ) тяжёлых самолётов. Под его руководством в 1930 г. был создан ТБ-3 (АНТ-6), составивший тогда основу советской бомбардировочной авиации, а в 1934-м – пассажирский «Максим Горький» (АНТ-20) – самый большой в мире в то время.
 
Жизнь Владимира Михайлович трагически оборвалась 12 января 1942 г. в результате авиакатастрофы по пути с авиазавода в Казани к наркому в Москву. Похоронен он в Казани, а его имя носит Таганрогский авиационный колледж, улицы в Казани, Таганроге, Донецке и Москве, площадь в Кривом Роге и школа в с. Самбек Ростовской области.
 
 

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 с двигателями В.Я.Климова М-105 мощностью по 1100 л. с. Экипаж 3 чел. Максимальная скорость 540 км/ч, дальность 1200 км, потолок 9000 м, взлётная масса 8500 кг, боевая нагрузка до 1000 кг бомб, оборонительное вооружение – крупнокалиберные пулемёты. Первый полёт (в качестве истребителя) 22 декабря 1939 г. Произведено 11247 шт. В 1944 г. под руководством В.М.Мясищева самолёт был существенно модернизирован и после установки более мощных двигателей его скорость выросла до 700 км/ч, а бомбовая нагрузка до 3000 кг.
 
 
 
Тяжёлый бомбардировщик Пе-8 (с двигателями водяного охлаждения А.А.Микулина АМ-35 мощностью по 1350 л. с., а с 1943-го – с двигателями воздушного охлаждения А.Д.Швецова АШ-82ФН мощностью по 1850 л.с.). Экипаж 8 чел. Максимальная скорость 440 км/ч, дальность 3600 км, потолок 9300 м, взлётная масса 35000 кг, боевая нагрузка до 5000 кг бомб, оборонительное вооружение – 2 автоматические 20-мм пушки, 4 пулемёта (в т.ч. 2 крупнокалиберных). Первый полёт 27 декабря 1936 г. В 1939-44 г. выпущено 93 шт., эксплуатировался в полярной авиации до 1954 г.

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме