Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Шановни сябры, браты мои, письменники!

05.04.2018


Что несет Москва в бывшие республики? И захотят ли они нового союза с нами, если видят только то, что видят? …

Незабываемый 1989-й год, май, Минск, Дни славянской письменности и культуры. Весь город, стар и млад, все на улицах. А сколько же прекрасных женщин и девушек в национальных костюмах! Песни, оркестры, солнце сияет. Богослужение в Кафедральном соборе, открытие мемориальной доски — дара болгарского народа — на вновь названной улице в честь Кирилла и Мефодия. Незабываемо!

И вот — долгие, почти семь лет, дни разлуки с родной Беларусью. Чего говорить, сколько трещин легло через мир и через наши сердца. И пришла телеграмма — позвали меня шановни сябры, белорусские письменники на белорусскую землю — 75 лет прекраснейшему писателю Ивану Павловичу Мележу. Уже одно то, что в наше время нашлись у белорусов и силы и возможности отметить юбилей современника, уже одно это было радостно. Я был совсем молодым, когда увидел его, и он казался мне законченным классиком, еще бы: романы «Минское направление», «Дыхание грозы», «Люди на болоте» были, каждый из них, событием в литературе. А теперь понимаю, каким же молодым он ушел от нас, еле-еле за пятьдесят...

Мы на кладбище, на его могиле. А сколько же рядом родных дорогих могил: Александр Саченко, Пимен Панченко, а вот совсем свежие захоронения, еще не увядшие венки, не выцветшие ленты — Алесь Звонак и Иван Чигринов. И если Звонак — это человек из легенды, из начала века, то Чигринов совсем-совсем молодой. И только что попрощался Минск с огромным поэтом славянства — Максимом Танком. Но его могила, по его завещанию, на его родине. А умирал он, рассказывают писатели, тяжело, в общей палате. Но даже и не физические страдания были у уходящих от нас — страдания нравственные.

Беловежские Сократы свершили «раздирание целого». Тяжесть ответственности за это лежит опять же на славянах. Но, по истечении срока, когда думаешь и анализируешь, тем более в Минске, происшедшее, то видишь, что оно было не случайно. Разъединение было дано для того, чтобы обостренно ощутить необходимость единства. Особенно в культуре и литературе.  

Вот мне говорят: напечатана новая повесть Василя Быкова, новая повесть Виктора Козько, новые стихи Нила Гилевича... И когда же так было, чтобы русские читатели почти враз с белорусскими читачами, не узнавали о новых работах любимых авторов? Культурное пространство сузилось, воздуха стало меньше. Уже подошли и новые имена, о которых мы не знаем и можем не узнать. А перемрут старики, а не выдержат сердца писателей среднего поколения, разорвутся связи, кто их восстановит?»

Перевожу в вольном перекладе стихи Алеся Письменкова Раньше. «Раньше дождик падал духмяный, раньше гриб вырастал румяный. Раньше яблоки падали в травы, листья с дерев золотили дубравы. Раньше легче мы жили на свете. Раньше... раньше мы были дети».

В том ощущении, когда, надо признаться, был диктат Москвы в области идеологии, конечно, было засилие и русского языка. Все: радио, газеты, телевидение — все на русском. Конечно, правды ради скажем, что творческая интеллигенция республик старалась учить детей в спецшколах с изучением английского и французского языков, теряя родную мову. Сейчас, так чувствуется, что горячие головы, обвинявшие во всех белорусских бедах «старшего брата», понимают, что дело было не в нем, а в марксизме, который одинаково давил все национальное во всех республиках, а в первую очередь — в России. Писатели республик, по крайней мере, в русских изданиях, были не только советские (Чиладзе, Слуцкие, Вацистис, Чобану, Сулейменов...), но и казахские, литовские, молдавские. А русские? Помню, старика Троепольского назвали в аннотации широко известным советским писателем. Гавриил Николаевич просил: «Не надо мне широко известного, напишите, прошу, русский», — где там!

Но это к слову. В поездке в Минск я обостренно сопоставлял наши, русские писательские, и белорусские дела. Несомненно, что возрождение национального самосознания у белорусов идет гораздо сильнее. Они перестали оглядываться на Москву к, слава Богу, перестали на нее коситься. Они справедливо гордятся новым журналом, часописом «Першацвет» («Первоцвет»). В каждом номере десять-пятнадцать, двадцать новых фамилий. Я не оговорился: до двадцати новых фамилий в каждом номере. Главный редактор Алесь Масаренко говорит о трудностях, но у кого их сейчас нет. Главное — держат журнал, к журналу тянется творческая молодёжь, журнал хорошо оформлен, авторам даже платят гонорар, что еще?

Листаю журнал. Авторы о себе: «Писал спочатку на русской мове, сейчас на родной». Есть даже такие авторы, что начинали писать на украинском, потом на Русском, а сейчас вернулись к белорусскому. Много авторов из Украины, белорусов. Вообще, думаю, что русскому писателю много полезнее изучать сродные славянские языки, нежели иностранные. Расширяется знание древнего этимологического гнезда наших праславян. Вельми полезно. Вельми — живое слово в белорусском языке. Он вообще сохранил в себе большее количество древнерусских слов, чем русский. Свободный от тюркизмов, музыкальный, мягкий, язык этот, несомненно, с большим будущим. Вспомним Богдановича, белорусского классика. Совсем младенчиком, в пять лет, его увезли в Россию, а как он сохранил и передал язык родины.

Ах, как мы вспоминали, теперь уже далекий праздник Славянской письменности и культуры в Минске. Неужели это невозвратимо — та радость, то ощущение любви и единения и принадлежности к одной семье? Нет, нет, все вернется или мир погибнет. Рассорят славян — и мир задохнется в злобе.

А пока, пока мне все время было невыносимо стыдно за Москву, за московские газеты и телевидение. И не стыдно ли мне было признаться, что русские писатели, такие авторитетные во всем мире, ничего не значат для бесов нынешнего телевидения, которые правят бал в захваченном ими теле пространстве. Случайно ли, что в октябре 1993-го люди пошли не банки брать, не вокзалы, не телеграф, а именно ненавистное им телевидение как источник всяческой заразы. Таковым оно и продолжает быть. Поставляет пропитанную духом разврата, пошлости, насилия продукцию, транслирует всяческие игры, вроде «Поля дураков», «Что, где, почем», «Угадай мелодию за валюту» и тому подобные, где любое действие оценивается деньгами. То есть постоянное приучение к мысли о материальном восприятии мира. Тогда как славянский мир — прежде всего мир духовный, жертвенный, бескорыстный.

Нил Семенович. Гилевич смотрел, смотрел на московское телевидение и не выдержал, написал стихотворение «Докуль жа?», оно напечатано только что в белорусской «Звезде». Закончу белорусские впечатления публикацией своего, вольного, перевода этого стихотворения, потому что мне очень созвучны переживания белорусского поэта. А ведь и в самом деле, подумаем, что несет Москва в бывшие республики? И захотят ли они нового союза с нами, если видят только то, что видят. Но как им сказать, что телевидение Москвы — это не русское телевидение, не Россия. Думаю, что многие начинают это понимать.

Доколе?

Несчастные люди несчастной страны,
Иль души у нас стали тёмным темны,
Иль сердце зачахло, иль кровь загустела,
Что столько уж лет мы глядим онемело,
Как с телеэкрана со смаком свинячьим
Бесовский народец нас хитро дурачит,
Поганит, как будто бы место пустое,
Все то, что от века нам было святое.
Пристойность забыта.
Во вражеском стане
Свершается действо на телеэкране,
В нем много актеров и фарса и драмы:
Кривляки, паскудники, циники, хамы.
Все жду, не дождусь, может быть, вот сегодня
Увижусь с крестьянином, а не со сводней,
Иль в цехе с рабочим, со светлой любовью...
Нет, снова о золоте, крашеном кровью.
Но где же Купала, где Пушкина мысли,
Где думы Шевченко?.. Нет, снова нависли
Пошлости тучи, насилье и ложь,
И мерзость, и похоть, и пуля, и нож.
Какой там Купала, какой там народ!
В экран, как в окошко, вползает урод,
Насмешки, издевки из каждой рекламы:
Кривляки, паскудники, циники, хамы.
Отколь эта мерзость? И кто же ей рад?
Ты, новый хозяин, иль ты, демократ?
Вы, те, кто за стеклами телеэкрана,
Смеетесь над нами и поздно и рано,
И вам не указка ни честь, ни законы,
Да что вам законы, вам судьи знакомы.
Вы пляшете — стонет родная страна, —
Но скоро заплачет и ваш сатана:
Воскреснет народ и погибнут химеры,
Воскреснет на камне культуры и веры,
Тогда побегут прочь своими ногами
Кривляки, паскудники, циники, хамы.
 
1996 г.

Владимир Крупин, сопредседатель Правления Союза писателей России


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Адриан Роум : В духовной клоаке
2018-04-07 в 17:16

Действительно ужас, что творится на нашем ненашем ТВ. Главный вредитель на 1-м Канале улыбчивый и "безобидный" Константин Ернст. Все без исключения программы направлены на развращение нашего народа и особенно детей. Пошлая, назойливая, безвкусная реклама, унижающая достойнство русского человека, настолько нагла и всевластна, что даже такие вроде бы патриотически настроенные ТВ-журналисты, как Артем Шейнин, почти с сакральным благоговением объявляют перерыв на рекламу. И начинает литься глумливая духовная блевотина, уничтожая собой все до того явленные редкие смыслы боли за Родину, опошляя содержание советских фильмов, совершенно чужеродных этой мелкобуржуазной мерзости. Именно в этом нэповском нравственном падении все наши проблемы. Господь показывает нам: давление на нас, ненависть к нам, отторжение республик не прекратятся, пока мы не вернемся на свой истинный духовный путь. Вл.Крупинин это хорошо прочувствовал и передал.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме