Владимир Путин: Недостаточно взять лопату, сам всё поле всё равно не перекопаешь 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Владимир Путин: Недостаточно взять лопату, сам всё поле всё равно не перекопаешь

17.01.2018


О кадровых проблемах, поиске лидеров и «хронических болезнях» отечественной системы управления …

Казалось бы, решением проблемы нехватки квалифицированных кадров в современной России уже несколько лет серьёзно занимаются на всех уровнях. Более того, давно все поняли, что решать эту проблему надо системно, приводя в соответствие цели с планами, а планы – с возможностями и приоритетами. Но – не выходит. Отдельные прорывы есть, порой весьма существенные. Но система в целом отчего-то не складывается. Может быть, стоило начать, что называется, с головы и для начала выстроить систему управления всем и вся? О кадровых проблемах, поиске лидеров и «хронических болезнях» отечественной системы управления – в материале profiok.com

Выступая на Гайдаровском форуме 16 января, глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова подчеркнула необходимость реформы системы государственного управления. Оказывается, несмотря на внедрение многочисленных информационных систем, на регулярное повышение квалификации госслужащих, на омоложение и ротацию чиновничьего аппарата, проблемы и нестыковки в работе самой системы просто поражают. А ведь эффективность работы чиновников напрямую связана с эффективностью расходования бюджетных средств, то есть с развитием страны.

Прежде всего, по мнению аналитиков Счётной палаты, стоит определиться с целесообразностью сохранения трёхуровневой модели управления, которая была введена в 2004 году и с тех пор значительно видоизменилась. Если изначально предполагалось, что нормативно-правовым регулированием будут заниматься министерства, то по состоянию на конец 2016 года (по 2017 году у Счётной палаты пока нет окончательных данных –  РНЛ) эти функции выполняют также службы и агентства. Госуслуги оказывают не только агентства, как это было задумано, но и министерства, а функции контроля и надзора нередко выполняют службы, подведомственные министерствам, которые они проверяют. «Произошёл фактический отказ от установленных принципов разграничения уровней госуправления», – констатировала Татьяна Голикова.

По мнению председателя Счётной палаты, много вопросов вызывает деятельность агентств, фактически оказывающихся «административной прослойкой между министерствами и учреждениями, которые находятся в их ведении». Поэтому Голикова поставила вопрос о целесообразности «существования агентств в качестве самостоятельных органов».

Второй важный блок проблем, как считает Татьяна Голикова, связан с системой оплаты труда чиновников. Как известно, в начале 2018 года министерство финансов подготовило проекты документов, направленные на сокращение численности государственных служащих и стимулирование их деятельности. Основная суть предложений состоит в том, что «предельная численность» служащих в госорганах будет уменьшена, а высвободившиеся средства можно будет направить на стимулирование тех, кто останется на госслужбе.

Кстати, количество государственных служащих в 2016 году удалось сократить до уровня 2012 года. «Но этот процесс затронул исключительно низовое звено и привёл к дисбалансу иерархии должностей», – подчеркнула Голикова. Иными словами, формально задача выполнена, а по факту – все «шишки» остались на своих местах, а вслед за сокращением количества территориальных органов исполнительной власти на 4,8 процента количество подведомственных госучреждений, филиалов и так далее выросло на 24,8 процента. То есть рядовые исполнители попросту «пересели» в другие учреждения и продолжили работу по контрактам. По данным Счётной палаты, из пятидесяти трёх ведомств в шестнадцати (это чуть меньше трети) заключались государственные контракты на выполнение работ, «отнесённых к функциям и полномочиям данных ведомств», то есть эти работы должны были выполнять сами ведомства за зарплату!

Поэтому эксперты Счётной палаты предлагают усовершенствовать механизмы аттестации государственных служащих и напрямую связать стимулирующие выплаты с показателями эффективности их деятельности.

Из 53 федеральных органов исполнительной власти доклады о выполнении планов в 2016 году в Счётную палату представили только 18, а из этих 18 ни один орган не достиг всех целевых показателей. По госпрограммам такая же картина: в целом из 285 плановых значений достигнуты только 174 (61,1 процента, то есть «тройка» по пятибалльной шкале – РНЛ). Ещё интереснее, что показатели исполнения госпрограмм не всегда включаются в планы деятельности органов власти.

Если вернуться к подготовке кадров, то серьёзное недоумение у аналитиков Счётной палаты вызывают, например, «непрофильные» направления подготовки в отраслевых вузах. Так, в сельхозакадемии им. К.А. Тимирязева 40 процентов направлений подготовки никак не связана с аграрным сектором, испытывающим кадровый голод. Вместо этого знаменитая «Тимирязевка» выпускает психологов, педагогов, специалистов по PR, менеджменту и туризму.

«На сегодняшний день очевидна переразмеренность системы подготовки кадров в высшем образовании, отсутствие связи такой подготовки с требованиями рынка труда и размыванием ресурсов бюджета без получения результата», – заявила Голикова.

И так, к сожалению, везде. Ресурсы тратятся, результатов нет. Видимо, проблемы нашей страны связаны вовсе не с нехваткой денег, как можно было бы предположить, а именно с эффективностью их расходования.

«Когда начинаешь вникать, закономерно встаёт вопрос либо о тотальной некомпетентности чиновников, либо об откровенном саботаже, – говорит заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – В обоих случаях стоит действовать жёстко: либо срочно учить, раскрывать глаза, повышать квалификацию, обновлять кадровый состав, либо сурово наказывать за серьёзные управленческие провалы и системные сбои. Возможно, не только лишением премии. Не зря же Дмитрий Рогозин (вице-премьер, курирующий вопросы ОПК – РНЛ) сказал недавно, что хищения в сфере гособоронзаказа сродни измене Родине».

К сожалению, на текущий момент самый эффективный способ решения проблем в нашей стране – личное вмешательство Президента. Но методами ручного управления решить все проблемы огромной страны, конечно же, не получится.

11 января Глава государства встретился со школьниками, одержавшими победу во Всероссийском конкурсе сочинений «Россия, устремлённая в будущее». В ходе беседы Президент буквально «на пальцах» объяснил ребятам, что нужно для того, чтобы достигать реальных результатов. По его мнению, «самые большие разочарования проистекают от ничем не обоснованных ожиданий», поэтому нужно ставить реальные задачи и искать для их решения адекватные средства. И самое главное: «Нужно найти тех, кто будет помогать, вместе работать, кто объединяется вокруг какой-то идеи. Недостаточно самому взять лопату, всё поле всё равно не перекопаешь, – нужно найти тех, кто будет с тобой рядом». Судя по всему, рядом с Президентом никого нет. Ну, или почти никого.

Поиск тех, кто поможет «перекапывать поле», в стране идёт давно. Например, уже много лет существует так называемый президентский кадровый резерв: список лиц, включённых в резерв управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента, регулярно обновляется, а многие из «резервистов» успешно продвигаются по служебной лестнице. Например, молодой и энергичный министр экономического развития Максим Орешкин входил в этот список, когда занимал должность заместителя министра. Пресс-служба Президента сообщила, что в период после утверждения предыдущего состава резерва в ноябре 2016 года новые назначения получили 44 человека. Обновлённая версия списка, опубликованная на сайте Кремля 10 января 2018 года, содержит 143 фамилии. Самому младшему «резервисту», заместителю губернатора Тульской области, около 29 лет. Самые старшие члены кадрового резерва 1963 года рождения, таких в списке пятеро (видимо, пенсионный возраст всё-таки планируется повысить –  РНЛ).

Однако, похоже, список из полутора сотен человек проблему нехватки управленцев не решает. Осенью прошлого года по инициативе Президента был запущен всероссийский кадровый конкурс «Лидеры России». Как именно будет выглядеть система подбора управленческих кадров, пока непонятно, но ясно, что ко всем, кто принял участие в конкурсе, не говоря уже о дошедших до финала, у первых лиц государства есть устойчивый интерес.

На встрече с руководителями российских печатных СМИ и информационных агентств 11 января Президент признался, что лично следит за ходом отборочных испытаний. «Там появляются очень интересные и талантливые молодые люди. Разных возрастов, но в основном молодые. И наша цель не только трудоустроить их куда-то конкретно, а помочь им в их развитии», – сказал Владимир Путин, подчеркнув, что призовые деньги победители конкурса получат «не для трудоустройства, а для профессионального роста и развития, чтобы они могли повысить квалификацию». Президент отметил также, что «федеральный резерв» отныне будет формироваться в том числе из победителей этого конкурса.

Однако кадровый голод в государственной системе управления столь велик, что многие действующие руководители готовы принять финалистов конкурса на работу, не дожидаясь их окончательного профессионального созревания.

«Начиная со следующей недели начну подробно изучать данные по каждому из финалистов. Задача – привлечь наиболее сильных кандидатов в систему нашего министерства», – написал в соцсети Facebook Максим Орешкин. Он, кстати, и конкурса не дождался в попытках закрыть «горящую» вакансию в министерстве: с помощью соцсетей министр получил и лично просмотрел несколько тысяч резюме.

Важно подчеркнуть, и на это обратил внимание журналистов Владимир Путин, что конкурс «Лидеры России» – лишь один из элементов большой программы по созданию системы подготовки кадров в стране. «В течение довольно длительного времени, на протяжении практически всех предыдущих шести лет мы постоянно говорим и предпринимаем настойчивые усилия в сфере подготовки кадров, причём по разным направлениям», – напомнил Глава государства. Это и поиск талантливых детей в детских садах и школах, это кружки и секции, технопарки, «Кванториумы», это система олимпиад и сочинский «Сириус», это обновление системы подготовки рабочих кадров, происходящее с учётом требований предприятий и международных стандартов WorldSkills. «Вполне естественно, что и на федеральном уровне мы должны вытаскивать молодых и перспективных людей», – подытожил Путин.

«Мы работаем с оборонными организациями, где поиск новых кадров на стороне по ряду причин невозможен в силу отраслевой специфики, – рассказывает Юрий Смыслов. – Тем не менее, ОПК справляется: растит кадры на местах, формирует кадровый резерв, повышает квалификацию действующих управленцев, причём не единовременно, а регулярно. На первый взгляд, странно, что на государственном уровне  предполагается решать кадровую проблему через поиск талантов вне системы. С другой стороны, если вникнуть в данные той же Счётной палаты, становится очевидно, что вливание «свежей крови» в государственный аппарат необходимо: как известно, в замкнутой системе энтропия (мера хаоса – РНЛ) начинает расти, что мы, к сожалению, и наблюдаем. Если люди не умеют работать, их можно научить, а вот если не хотят... Ясно одно: пока не будет создана эффективная система государственного управления, в стране ничего не изменится. Президент прав – чтобы можно было перекопать поле, для начала нужно собрать много людей с лопатами. Умеющих и, что важно, горящих желанием работать».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме