Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом»

06.09.2017


Размышления Николая Коняева о вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу к 200-летию великого писателя …

6 сентября исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого, творчество которого имеет неоценимое значение для мировой культуры.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 2531-р Правительство Брянской области совместно с Министерством культуры Российской Федерации реализует комплекс мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А.К.Толстого, сообщает департамент культуры Брянской области.

В рамках юбилейных мероприятий в августе-сентябре 2017 года на Брянщине проводятся значимые международные и всероссийские мероприятия:

с 22 августа по 2 сентября проходил Международный художественный пленэр, в котором приняли участие народные и заслуженные художники из России, Белоруссии, Украины, Сирии. По итогам пленэра 1 сентября в 16.00 в Городском выставочном зале открылась выставка;

31 августа – 1 сентября в г.Брянске состоялась Международная научно-практическая конференция «А.К.Толстой в мировой культуре», в которой приняли участие более 60 видных ученых, филологов, историков, литературоведов, культурологов, искусствоведов из регионов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Германии, Японии. Более половины участников конференции имеют ученые звания докторов наук;

2 сентября в усадьбе А.К.Толстого в рамках Всероссийского праздника состоялся Всероссийский конкурс вокалистов (исполнителей романсов) имени А.Д.Вяльцевой «Гори, звезда приветная!»; интерактивные поэтические программы «Читаем А.К.Толстого» с участием всех желающих проходил 1 сентября на нескольких площадках города Брянска: Театральной площади и в парке-музее А.К.Толстого в г.Брянске, а также в Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого;

1 сентября почетные гости праздника, жители и гости г.Брянска, официальные лица возложили цветы к памятнику А.К.Толстому, установленному в парке-музее, носящем его имя.

Одним из ключевых событий праздничных юбилейных мероприятий стал торжественный вечер, который состоялся 1 сентября в Брянском областном театре драмы им А.К.Толстого. Гостям праздника представлена премьера лирико-философской кантаты С.Танеева «Иоанн Дамаскин» в исполнении Брянского Губернаторского симфонического оркестра и Брянского городского академического хора. В фойе второго этажа Брянского областного театра драмы им.А.К.Толстого зрителям был представлен фотопроект А.Курдикова «Лауреаты премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира».

В нынешнем юбилейном году традиционно Всероссийский праздник поэзии, посвящённый творчеству А.К. Толстого, состоялся в первую субботу сентября. Традиция праздника была положена в 1967 году. 2 сентября в с.Красный Рог Почепского района состоялся главный юбилейный праздник, который традиционно начался с Божественной Литургии и Литии в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на территории которой расположена усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.

В графской усадьбе всех гостей праздника ждал сюрприз. Под открытым небом работали интерактивные музейные экспозиции, воссоздающие атмосферу объектов дворянской усадьбы конца XIX века:

- графская кухня и погреб представили экспозицию в интерьере которой можно было продегустировать яблочное варенье на меду и сбитень, увидеть процесс приготовления графских блюд, поучаствовать в конкурсе «Закрома Козьмы Пруткова»;

- хозяйственный двор представил своим посетителям подлинные предметы быта дворового флигеля дворянской усадьбы, прачечной, хозяйственных принадлежностей;

- на скотном дворе с конюшней посетители увидели уникальные предметы и технику XIX века. Экспозицию скотного двора дополняли домашние животные, которых держали при дворянских усадьбах;

- кузня и столярная мастерская являлись неотъемлемой частью дворянской усадьбы. В интерьере экспозиции на глазах зрителей создавались произведения кузнечного ремесла;

- театрализованная музыкальная гостиная «Средь шумного бала» представила зрителям исполнителей романсов и бальные пары.

Особым украшением праздника был традиционный «охотничий привал», на котором были представлены подлинные охотничьи трофеи и интерактивные программы с участием настоящих охотников.

Основные конкурсные программы прошли с участием талантливых творческих коллективов из городов и районов Брянской области: конкурс на лучшее исполнение роли Козьмы Пруткова и конкурс на лучшую интерактивную экскурсию «В гостях у А.К.Толстого».

В ходе праздника лауреатам премии им.А.К.Толстого «Серебряная лира» 2017 года были вручены дипломы и медали.

О вкладе Алексея Константиновича Толстого в русскую литературу рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев:

Алексей Константинович Толстой – это великий русский писатель, необыкновенно разносторонний человек с огромным талантом, многое сделавший для русской литературы. 

Алексей Константинович Толстой является автором прекрасных лирических стихов, исторических и сатирических произведений. Некоторые считают, что примерно половина текстов Козьмы Пруткова была создана Алексеем Константиновичем. 

Конечно, самое главное его достижение – драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».

В принципе, всегда существовало два принципиально различных подхода к истори​ческой прозе и драматургии. Основывались они на соотношении вымысла или так называемой, поэзии и самой исторической фактуры в романах.

Романы Загоскина, Лажечникова или, к примеру, роман «Князь Серебрянный» А. К. Толстого, при всех очевидных достоинствах, относятся к мелодрамам, написанным на фоне исторических событий. А вот «Борис Годунов» А.С. Пушкина, в литературных достоинствах которого тоже усомниться никак невозможно, это уже сама история…

Историческую мелодраму, в духе Вальтера Скотта, пропаган​дировал и насаждал в России В.Г. Белинский, а подлинную поэзию истории — сам А.С. Пушкин. Он не подменял исторические персонажи выдуманными, а раскрывал в подлинности всю глубину переживаемой ими драмы. Мелодрамы же, сколь бы не были разукрашены они все, без исключения, только более или менее удачные копии с западных первоисточников. Забегая вперед, можно сказать, что и сами исторические события, для авторов мелодрам только фон, на котором развертываются главные события их мушкетерской истории, а для Пушкина православие — сущность переживаемой его персонажами драмы.

Все это можно повторить и по отношению к драматической трилогии А.К. Толстого.

Если в романе «Князь Серебряный» он удовлетворился поэтикой исторического вымысла, то его драматическая трилогия являет нам поэзию самой истории…

При этом драмы Толстого удивительно сценичны. Не случайно, уже столько лет не сходят они со сцены наших театров.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Silvio63 : Ответ на 1., C. Гальперин:
2017-09-06 в 19:55

На мой взгляд, материал, посвящённый памяти А.К. Толстого, будет на портале РНЛ неполным без его поэтического откровенния:


Можно еще добавить и <<Великодушие смягчает сердца>>А.К. Толстого
Вонзил кинжал убийца нечестивый
В грудь Деларю.
Тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво:
«Благодарю».
Тут в левый бок ему кинжал ужасный
Злодей вогнал,
А Деларю сказал: «Какой прекрасный
У вас кинжал!»
Тогда злодей, к нему зашедши справа,
Его пронзил,
А Деларю с улыбкою лукавой
Лишь погрозил.
Истыкал тут злодей ему, пронзая,
Все телеса,
А Деларю: «Прошу на чашку чая
К нам в три часа».
Злодей пал ниц и, слёз проливши много,
Дрожал как лист,
А Деларю: «Ах, встаньте, ради Бога!
Здесь пол нечист».
Но всё у ног его в сердечной муке
Злодей рыдал,
А Деларю сказал, расставя руки:
«Не ожидал!
Возможно ль? Как?! Рыдать с такою силой?—
По пустякам?!
Я вам аренду выхлопочу, милый,—
Аренду вам!
Через плечо дадут вам Станислава
Другим в пример.
Я дать совет царю имею право:
Я камергер!
Хотите дочь мою просватать, Дуню?
А я за то
Кредитными билетами отслюню
Вам тысяч сто.
А вот пока вам мой портрет на память,—
Приязни в знак.
Я не успел его ещё обрамить,—
Примите так!»
Тут едок стал и даже горче перца
Злодея вид.
Добра за зло испорченное сердце
Ах! не простит.
Высокий дух посредственность тревожит,
Тьме страшен свет.
Портрет еще простить убийца может,
Аренду ж — нет.
Зажглась в злодее зависти отрава
Так горячо,
Что, лишь надел мерзавец Станислава
Через плечо,—
Он окунул со злобою безбожной
Кинжал свой в яд
И, к Деларю подкравшись осторожно,—
Хвать друга в зад!
Тот на пол лёг, не в силах в страшных болях
На кресло сесть.
Меж тем злодей, отняв на антресолях
У Дуни честь,—
Бежал в Тамбов, где был, как губернатор,
Весьма любим.
Потом в Москве, как ревностный сенатор,
Был всеми чтим.
Потом он членом сделался совета
В короткий срок…
Какой пример для нас являет это,
Какой урок!
1. C. Гальперин : Дополнение к материалу
2017-09-06 в 18:57

На мой взгляд, материал, посвящённый памяти А.К. Толстого, будет на портале РНЛ неполным без его поэтического откровенния:
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Конечно, определённые параллели с пушкинским «Пророком» нашими литературоведами здесь просматриваются. Между тем принципиальная разница в том, что если для Пушкина исходным материалом служат ветхо-заветные образы, то у А.К. Толстого всё обстоит совершенно по-иному. Трудно сомневаться в том, что автора на такое откровение могли подвигнуть «Сотницы (главы) о любви» преп. Максима Исповедника. У святителя мы читаем: «Дара же богословского сподобляется ум тогда уже, когда, на крыльях любви перелетев всё вышесказанное [деятельную жизнь и созерцательную жизнь] и, достигши пребывания в Боге, духом созерцает свойства Его, сколько уму человеческому то возможно» [II, 26].
Исходя из того, что стихотворение датируется 1851 – 52 гг., можно предположить, что в распоряжении А. К.Толстого был французский перевод «Сотниц» о.Пегона, изданный в Париже в 1845 г.
И раз уж речь зашла именно об авторе стихотворения, то придётся считать, что он и далее станет выражать плоды своих прозрений, но теперь уже в форме «наивных рассуждений» Козьмы Пруткова:
«Где начало того конца, которым оканчивается начало?»
«Не в совокупности ищи единства, но более – в единообразии разделения».
А свой вывод о невозможности объять необъятное он повторит трижды, причём, напоследок, в предельно категоричной форме: «Плюнь в глаза тому, кто скажет, что можно объять необъятное!»

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме