Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Российское образование превратилось в безумную контору»

Обсуждаем закон об образовании
Русская школа / 14.04.2017


Открытое обращение доктора философских наук Веры Афанасьевой министру образования Ольге Васильевой …

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение.

Образование – стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1.Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.
 
Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения:

«конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат».

Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд.

Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективных контрактов», призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги.

Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя.

Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает «бумажное образование» и убивает подлинное.

Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи.

Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в «eLIBRARY» эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания.

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться.

Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

5. Душевное нездоровье.

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия.

Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие.

В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить – аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование.

Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Афанасьева Вера Владимировна, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 28

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

28. рудовский : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-21 в 16:12

Андрей Карпов
Ошибаетесь. Человек получает всегда результат соответствующий своим устремлениям. (с)
Страшно далеки были они от народа...
Ну что ж, расскажите советским трудягам про их устремления и про их результат. Расскажите про результат тем людям, чей урожай погиб от града, а дом - от теракта. Расскажите про результат революционерам, мечтавшим о всемирном торжестве сил пролетариата...
Человек не всегда получат результат, соответствующий устремлениям. Это факт.

Охи-вздохи в нашем образовании в большинстве своём - это запрос на жалость. (с)
Когда православно-лайтлиберально-интеллигентные гуманитарии сидят перед монитором в очках - они весьма красноречивы и убедительны. На практике вы, разумеется, никогда не посмеете это сказать тем учителям, кто работает на 2 с четвертью ставки в весьма нелегких финансовых, ментальных, социальных, иногда климатических условиях...

...А на самом деле - отвечают. (с)
Вы никогда не посмеете взять 100 учителей и сказать каждому из них, что они жалостедавильные личности, не желающие ни за что отвечать. Во-первых, потому, что у вас не хватит смелости. Во-вторых, потому, что это просто неправда. И вы это прекрасно знаете по идее.

Забавным образом ваша риторика далека как от православного, так и от социалистического дискурса... Вот любители "дикого капитализма", пожалуй, с некоторыми избранными вашими местами согласятся. И то подчеркну: только с некоторыми.
27. Андрей Карпов : Ответ на 20., рудовский:
2017-04-21 в 12:24

Чего хотим - к тому и стремимся, к чему стремимся - на то и работаем, на что работаем - то и получаем. (с)Да; в общем случае да, но в частности не всегда; нет (даже так: КОНЕЧНО же, НЕТ).


Ошибаетесь. Человек получает всегда результат соответствующий своим устремлениям. Проблема в том, что он сам думает, что стремился к другому. Типа, хотел, чтобы было лучше... А на самом деле - денег хотел... А порою даже и денег не надо - просто оставьте в покое, дайте быть, как есть... Или - пожалейте... Охи-вздохи в нашем образовании в большинстве своём - это запрос на жалость. За которым, скорее всего, стоит "не спрашивайте с нас строго - нам вон как тяжело. Так что мы не отвечаем за итог образовательного процесса". А на самом деле - отвечают.
26. Андрей Карпов : Ответ на 20., рудовский:
2017-04-21 в 12:19

Это марксизм, а в конечном счете - атеизм. (с)Это суровая реальность, семантические игры не имеют никакого значения. Если вам хочется есть, то никакое сознание вас, рядового обывателя, не спасет. Таких обывателей - миллионы.


Маслоу... Против, например, Марии Египетской... Но на самом деле "хочется есть" - это семантическая манипуляция. Наши преподаватели не голодают. Они просто имеют низкий уровень потребления. Ниже среднего по стране? Нет. Но они считают, что должны иметь выше среднего. Ибо - их функция социально важна. Это типично для сегодняшнего человека... Так могут рассуждать и врачи.
И смотреть на Косму и Дамиана как на подрывающих основы профессиональной этики. И священники ныне тоже могут жаловаться на безденежье. Тогда как апостол Павел писал:
"Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!... За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании."

Обыватель, да, живёт по Маслоу... Получается, наши педагоги - такие же обыватели? И что мы получим в образовании? Да то, что и получаем...
25. Lucia : Ответ на 19., Кирилл Д.:
2017-04-21 в 11:23

и как? стоило это всех потраченных денег?В смысле, метро, новые дома, каналы, водохранилища и колбаса? А почему не стоило?Другой вопрос, что у цитируемого наблюдается атеизм головного мозга (АГМ), но это и правда другой вопрос. А метро, дома и прочее сами по себе вещи, конечно, нужные.




Осведомленность этого индивида о собственной исотрии, умение рассуждать, видеть главное, общая культура, умение различать частное и общее и т.. - говорит о том, что госдударство в свое время совершенно напрасно затратило на деньги на его образование. Минимум 10 классов он закончил.
Таких его ровесников - пруд пруди. Так что, несмотря на дамбы, которые строили даже в древнем мире, советское государство напрасно разбазарило награбленные деньги, не дав миру даже образованных людей. Исключения - всегда исключения.
24. рудовский : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-21 в 09:38

Итак, условие - мобилизация, а мобилизация нужна для исполнения великой мечты. Ну, пусть не "мечта", а великая задача, великий проект. (c)
Да, была такая мечта. Называлась "выжить бы".

У нас нет никаких поводов для постановки великих задач, реализации великих проектов и достижения великих целей? (с)
Нет.
Власть их не ставит, общество само не формулирует, отдельные индивиды тоже пока ничего массового не родили.

Да, жить в режиме мобилизации постоянно невозможно. Но, простите, мы вышли из режима мобилизации и расслабляемся, если считать примерно с 1960-х - 1970-х, уже 40-50 лет. (с)
Ну да. По накатанной. Вот и докатились :) В этом и есть суть РФ: в условиях мобилизации страна прямо ууух, а без оной - кисельчик какой-то. И так - 85-90% всей истории.

Период расслабухи уже сравнялся по продолжительности с периодом напряжения, если не превзошёл его. (с)
Вы не правы. В 90-е годы общество снова было напряжено.

Так, может, достаточно, а? И есть кое-какие основания поставить вопрос об очередной мобилизации? (с)
Есть. Так ведь никто его не ставит :)

Всё время напрягаться и увлекаться, конечно, невозможно, но всё время расслабляться и дремать - оно как-то тоже не того, не находите? (с)
Согласен, "не того".
Лично у меня за последние 10 лет очень мало было периодов, когда было меньше 2 работ.

И, когда предложения по радикальному пересмотру (!) программы образования от представителя научно-преподавательского сообщества сводятся к: 1) дайте больше денег; 2) снизьте нагрузку; 3) не напрягайте отчётами о проделанной работе - в общем, это тоже не очень, не так ли? (с)
Вы поставили "и" вместо "или".
Там так. Денег и правда надо больше. Их надо сильно больше в условиях колоссальной нагрузки кадров. Их надо немного больше при уменьшении нагрузки до обычной ставки - просто для поднятия уровня жизни.
Нагрузку же надо не снижать, а пересматривать, и об этом достаточно четко сказано. Или не пересматривать, но тогда см. пункт 1.
И да, бюрократия и написание бесконечных отчетов - это "ацтой", как нынче модно говорить. Педагог должен "педагогировать" :) а не канцелярить.

А про ученых надо говорить отдельно. Слишком большая и сложная тема.
23. Кирилл Д. : Ответ на 20., рудовский:
2017-04-21 в 02:42


Кирилл Д.,ну вы забыли несколько нюансов :)Первое. М - мобилизация. Постоянное напряжение сил и увлеченность (на фоне мечт о преобразования снова человечества, а потом 1/6 части суши). Но вечно быть в таком режиме нельзя.



Итак, условие - мобилизация, а мобилизация нужна для исполнения великой мечты. Ну, пусть не "мечта", а великая задача, великий проект.
У нас нет никаких поводов для постановки великих задач, реализации великих проектов и достижения великих целей?
Да, жить в режиме мобилизации постоянно невозможно. Но, простите, мы вышли из режима мобилизации и расслабляемся, если считать примерно с 1960-х - 1970-х, уже 40-50 лет.
Период расслабухи уже сравнялся по продолжительности с периодом напряжения, если не превзошёл его.
Так, может, достаточно, а? И есть кое-какие основания поставить вопрос об очередной мобилизации?
Всё время напрягаться и увлекаться, конечно, невозможно, но всё время расслабляться и дремать - оно как-то тоже не того, не находите?
И, когда предложения по радикальному пересмотру (!) программы образования от представителя научно-преподавательского сообщества сводятся к: 1) дайте больше денег; 2) снизьте нагрузку; 3) не напрягайте отчётами о проделанной работе - в общем, это тоже не очень, не так ли?
22. Коротков А. В. : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-20 в 20:44

В целом верно.

Только это разговор со стеной (имею в виду, что написано в форме обращения министру образования). Там ничего не меняется, и ничего не изменится. Никакими полезными делами новая министерша себя не зарекомендовала, одни вредительские инициативы.

Комментарии вполне ожидаемы, в том числе совершенно ожидаемый комментарий от ненавистника-всех-преподавателей. Странно, что он появился так поздно, я думал, что вообще тут первым будет.
21. Кирилл Д. : Ответ на 15., рудовский:
2017-04-20 в 17:34

Добавлю кое-что к ранее сказанному. Может быть, слишком грубо и резко. Но, когда учёный говорит: "Мне нужны деньги!", если он, как верно отметил Андрей Карпов, начинает с "дайте денег", чем он в этот момент отличается от бомжа в подземном переходе? Тот тоже просит денег, потому, что ему хочется есть.
Между тем, от учёных требуется нечто большее. Это, вроде как, голова страны, мозг нации. Этот мозг может придумать, например, как сделать так, чтобы у всех стало много денег - в общем, чтобы страна процветала. И на этот проект уже можно требовать денег.
Если бы Г.М. Кржижановский пришёл в Совнарком не с планом ГОЭЛРО, а с просьбой поднять ему зарплату, это было бы как-то не совсем научно, что ли, хотя по-человечески вполне объяснимо.
В статье автор к этим вопросам, всё-таки, подходит - пишет о том, что учёные занимаются бессмысленной суетой, вместо того, чтобы... а дальше, вместо чего, остаётся не очень понятным.
Между тем, все эти рейтинги, индексы цитирования, ЕГЭ и прочее - это попытки оценить на основе неких строгих критериев именно качество работы преподавателя и учёного.
Это может быть неправильно и вообще глупо, но вопрос, за что учёным и преподавателям платить деньги, таки повисает в воздухе.
Сказать: "отвалите от меня со своими рейтингами, я занимаюсь управляемым термоядерным синтезом, и мне уже кое-что удалось, не мешайте, не отвлекайте от дела" - это одно, а просто сказать: "отвалите от меня!" - это немножко другое.
Автор ведь требует, ни много - ни мало, а: "Радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы»".
Но, если далее читать статью, то смысл этих радикальных изменений, если в сухом остатке, сводится к трём следующим пунктам:
1. Дайте больше денег.
2. Снизьте нагрузку.
3. Не требуйте отчётов о работе и результатах.
Ещё раз - научности в этом не больше, чем в любой просьбе дать денег любого нищего.
Хотя, я готов повторить, она во многом права. Но и нищий может рассказать про свою тяжёлую жизнь, обрушившиеся на него беды и несправедливости, и тоже будет прав. А учёный, всё-таки, это немножко больше, чем просто человек в тяжёлых обстоятельствах.

P.S. Ещё раз проглядел. Смотрю этот пассаж, о страхах научного работника:
"Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов."
Вообще-то, все страхи здесь нормальны и неизбежны.
Кроме двух: "Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином" - вот это уже либерастическая чушь и есть. Нет этих страхов, и не надо свистеть. Кстати, такого рода свист обесценивает всё послание.
20. рудовский : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-20 в 17:31

Кирилл Д.,
ну вы забыли несколько нюансов :)
Первое. М - мобилизация. Постоянное напряжение сил и увлеченность (на фоне мечт о преобразования снова человечества, а потом 1/6 части суши). Но вечно быть в таком режиме нельзя.
Второе. У - условность. Высокое качество - это понятие весьма условное. По некоторым дисциплинам пробелы все были, и весьма серьезные. Перечислить вам их иль не надо?
Третье. К - кадры. Местами еще сохранялись кадры, прошедшие суровую школу (игра слов) дореволюционного обучения.
Четвертое. Н - нет. На самом деле нет, не было с образованием все хорошо. Люди, получившие образование в 40-50-е потом благополучно развалили страну (заметьте: отнюдь не повсеместно шибко грамотные деятели, пришедшие к власти в 1920-1930-х страну удержали - в условиях куда более жестоких испытаний). Фамилии подробно перечислять не буду, они общеизвестны: достаточно глянуть на д.р. Ельцина, Горбачева и пр.

***

Это марксизм, а в конечном счете - атеизм. (с)
Это суровая реальность, семантические игры не имеют никакого значения.
Если вам хочется есть, то никакое сознание вас, рядового обывателя, не спасет. Таких обывателей - миллионы.

Чего хотим - к тому и стремимся, к чему стремимся - на то и работаем, на что работаем - то и получаем. (с)
Да; в общем случае да, но в частности не всегда; нет (даже так: КОНЕЧНО же, НЕТ).

Если мы в действительности хотим денег - то все наши вздохи о "неправильной системе" - самообман и лукавство. (с)
Нет.
Впрочем, ваш лоялизм для меня не новость. Так что не вижу ничего убедительного в вашем самообмане и вашем лукавстве.

Современный человек настолько глубоко поражён вирусом стяжательства, что возможна только деградация социума. (с)
На самом деле нет.

Можно регулировать скорость этой деградации, но не более того. (с)
Вовсе нет, более того, мы на практике видим, что можно регулировать отнюдь не только это :) Посмотрите на западно-европейские страны (акватория Северного моря в первую очередь), посмотрите на некоторые страны ЮВА.

Заметьте: я не говорил, что деньги решат все проблемы. Я говорил, что без денег не решить всех проблем.
19. Кирилл Д. : Ответ на 16., Lucia:
2017-04-20 в 15:26


и как? стоило это всех потраченных денег?



В смысле, метро, новые дома, каналы, водохранилища и колбаса? А почему не стоило?
Другой вопрос, что у цитируемого наблюдается атеизм головного мозга (АГМ), но это и правда другой вопрос. А метро, дома и прочее сами по себе вещи, конечно, нужные.
18. Кирилл Д. : Ответ на 15., рудовский:
2017-04-20 в 15:22


Низкокачественное управление есть и следствие нехватки денег и причина, по которой их не становится больше.



Я правильно понял, что в 1920-е - 1950-е денег у страны была гора денег? И в этом была причина успехов в образовании-науке-технике и прочей индустриализации?
17. Андрей Карпов : Ответ на 15., рудовский:
2017-04-20 в 15:04

бытие определяет сознание :)


Это марксизм, а в конечном счете - атеизм.

Сознание определяет бытие.

Чего хотим - к тому и стремимся, к чему стремимся - на то и работаем, на что работаем - то и получаем.

Если мы в действительности хотим денег - то все наши вздохи о "неправильной системе" - самообман и лукавство.

Современный человек настолько глубоко поражён вирусом стяжательства, что возможна только деградация социума. Можно регулировать скорость этой деградации, но не более того.
16. Lucia : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-20 в 12:43

А вот что пишет чисто советский продукт советского образования, старичок.

"При Сталине раздвинули проспекты,передвигая дома.Тверская/улица Горького/
расширилась на 14 метров.Метро-это не бесполезные храмы мракобесия,а полезные
дворцы на пользу всего народа.Химкинское водохранилище и каналы сделали Москву портом пяти морей.До Сталина была поповско-купеческая Москва.Трудовой народ жил в бараках с палатиями в два-три яруса.При Советах стали коммуналки в буржуйских домах.Сталинские дома строили добротными.Это Хрущёв налепил времянок.А ещё Ленин писал:"Лучше меньше,но лучше."Про колбасу говорят,что она была дюже дефицитная.Так при царе вообще не было колбасных заводов.Колбасу делали немцы-кустари.Простой народ не знал вкуса колбасы.Всё относительно."

и как? стоило это всех потраченных денег?
15. рудовский : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-20 в 09:42

Андрей Карпов
бытие определяет сознание :)
а вам, с вашим лоялизмом, по пути не со здешними людьми (простыми гражданами страны), а, скажем, он_вам_не_Димоном, который всем радеющим о деньгах советовал податься в бизьнись.
Разумеется, главная проблема современного образования - в общем низкокачественном управлении системой. Низкокачественное управление есть и следствие нехватки денег и приична, по которой их не становится больше. Вот так-то, Андрей Карпов, вот так-то.
14. иерей Илья Мотыка : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-19 в 19:53

Увеличение учебной нагрузки с 700 до 1000 часов в год, при прежнем уровне оплаты труда, вполне справедливая причина для недовольства.
13. Андрей Карпов : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-19 в 15:32

Автор начал с кармана...
Это говорит о том, что судьба образования на текущий момент проиграна.
И что бы автор не писала о "советском" следе в образовании, перестройка-то уже произошла. И главный вопрос - это вопрос личного дохода...

Рецептов не знаю.
12. иерей Илья Мотыка : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-19 в 12:34

Современный российский бакалавриат, ни вуз, ни техникум, а неизвестно что и сбоку бантик. Ни англо-американская, ни европейская континентальная система образования, а неизвестный науке мутант.
11. иерей Илья Мотыка : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-18 в 16:17

Средний школьный класс составляет 25-30 человек. Средний курсовой поток 75-100 человек, 150 не редкость. Средняя группа 25 человек.
Из опыта преподавания, когда был школьным учителем, а был единственным историком в школе обычно в день было 4 подготовки. Будучи университетским доцентом, на подготовку одной лекции тратил 3-4 вечера, особенно на первоначальном этапе.
10. Saha : Ответ на 8., Кирилл Д.:
2017-04-18 в 02:40

Христос воскресе!С праздником Вас и всех присутствующих! По теме статьи, я вот тут не понял://Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся//Тогда что сказать о нагрузке школьных учителей??? Ставка - не 14 часов (7 пар), а 18 часов в неделю. Учеников в классе - не 10, а 20-30, бывает больше. А ещё точно так же нужно время на подготовку к урокам. А ещё со школьниками работать тяжелее - их надо заставлять учиться и обеспечивать порядок и дисциплину на уроке. Ну, а зарплата - такая, что учителя, как правило, стремятся нахватать ещё больше часов и прочего, дабы её увеличить. Какие тогда претензии к плохой подготовке абитуриентов? Надо тогда со школы начинать.Потом, я не понял - 7 лекций в неделю - это тяжело в принципе или тяжело за такие маленькие деньги? Если профессору за эти лекции хорошо платить, он перестанет изнуряться и эмоционально выгорать? А, в общем, наверно, автор во многом права - во всяком случае, обвинять её во "всепропальном либерализме" я не намерен.



Пояснение (ни в коем случае не хочу умалить проблемы работы в школе). Разница в работе школьного учителя и вузовского преподавателя заключается в интенсивности работы. Объём и сложность материала который нужно усвоить за единицу времени студенту и школьнику различается в разы. Соответственно вузовскому преподавателю необходимо тщательно готовиться к занятию. На лекции преподаватель обязан говорить без перерыва 80 - 90 минут. Если в день одна лекция и одно практическое занятие, то голосовая нагрузка у преподавателя не меньше чем у нагрузка певца давшего концерт. Школьный учитель, насколько я знаю, обязан говорить из расчёта 15 минут из 45 минут урока.

Потом, школьных учителей не заставляют вести за себя уроки заслуженные престарелые учителя, как это происходит в высшей школе сплошь и рядом.
9. иерей Илья Мотыка : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-17 в 18:35

Статья верная. Помню правда сокращение часов по профильным предметам в 2-2,5 раза. Массовые сокращения преподавателей средних возрастов 35-50 лет. А также деградацию уровня преподавания. Правда не знаю, каков уровень выпускников бакалавриата. Так как первый выпуск настоящих бакалавров был только в прошлом году. А в вузе не работаю уже 4 года.
8. Кирилл Д. : Ответ на 7., рудовский:
2017-04-17 в 16:12

Христос воскресе!
С праздником Вас и всех присутствующих!

По теме статьи, я вот тут не понял:

//Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся//

Тогда что сказать о нагрузке школьных учителей??? Ставка - не 14 часов (7 пар), а 18 часов в неделю. Учеников в классе - не 10, а 20-30, бывает больше.
А ещё точно так же нужно время на подготовку к урокам.
А ещё со школьниками работать тяжелее - их надо заставлять учиться и обеспечивать порядок и дисциплину на уроке.
Ну, а зарплата - такая, что учителя, как правило, стремятся нахватать ещё больше часов и прочего, дабы её увеличить.
Какие тогда претензии к плохой подготовке абитуриентов?
Надо тогда со школы начинать.
Потом, я не понял - 7 лекций в неделю - это тяжело в принципе или тяжело за такие маленькие деньги? Если профессору за эти лекции хорошо платить, он перестанет изнуряться и эмоционально выгорать?

А, в общем, наверно, автор во многом права - во всяком случае, обвинять её во "всепропальном либерализме" я не намерен.
7. рудовский : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-17 в 14:12

Хорошая статья.
Но ничего, сейчас местные профессиональные патриоты придут, назовут автора "либералом-всепропальщиком" и расскажут всем нам о том, что "прекрасная маркиза, все хорошо, все хо-ро-шо!"
6. Saha : Из образования выживают лучших представителей профессии
2017-04-17 в 12:41

Идёт уничтожение докторского корпуса в образовании. Из Вузов выбрасывают лучших представителей профессии, докторов наук далеко не преклонного возраста. Показательна судьба Зобнина Юрия Владимировича.
5. Saha : Из образования выживают лучших представителей профессии
2017-04-17 в 12:40

Идёт уничтожение докторского корпуса в образовании. Из Вузов выбрасывают лучших представителей профессии, докторов наук далеко не преклонного возраста. Показательна судьба Зобнина Юрия Владимировича.
4. Бондарев Игорь : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-17 в 11:41

Впихнули дух в рацио. И получили из этого знание которое и есть парадигма войны. Ибо это знание гласит: невозможность существовать.
При этом что со стороны духа(а здесь уже нет духа, но осталась его форма, как идеология), что со стороны рацио, науки звучит одинаковое утверждение в необходимости нарушения возможности такого существования мира. Наука и религия здесь одинаково поспособствовали тому, чтобы в обществе утвердилась парадигма войны. Что и показал двадцатый век.
Пора, пора уже ввести новую парадигму. Или ее нет? Или она есть?
3. Бондарев Игорь : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-17 в 09:45

Да, ложь сегодня на плаву.Пусть даже как та самая пена на поверхности волн, но - на плаву, верховодит. Суть та же подмена понятий.
Как решается парадокс лжеца: данное высказывание есть ложь? Очень просто: данное высказывание есть ложь, пока оно звучит. Ибо, как только мы до конца услышим, мы согласимся с ним. И это уже будет истина.
Это как с парадоксом о брадобрее: да, брадобрей может брить себе бороду, но ровно до тех пор это он может делать, пока у него сама борода растет. При этом и волки сыты и овцы целы.
По сути, всякое движение останавливается, кроме движения самого духа.
Более того, то,что сегодня нас ссорит, и является противоречием, - должно стать обоснованием друг в друге, ради свободы друг друга в ней.
Мы должны научиться опираться на противоречие как на обоснование, которое позволит двум сторонам противоречия стать свободными.
При старой парадигме ( о вреде которой часто предостерегает Гегель, но которого проигнорировали) опираться на противоречия невозможно.
Подмена парадокса лжеца состоит в том, что фраза "пока оно звучит" отождествляется с истиной самой фразы. То есть - позволяет звучать фразе вечно: быть лжи вечно,при этом понимая, что это вечное звучание ложное.
Подмена потому незаметная,что мы отождествляем правду с истиной. А правды две при единой истине. И только так.
То есть, сегодня мы обманываем сами законы духа.Законы, по которым работает духа мы ... заблуждаемся в них. Ибо корень лжи - глубоко во взгляде на мир. И этот корень, пока, увы, - горький своей ложью.
2. Бондарев Игорь : Re: «Российское образование превратилось в безумную контору»
2017-04-16 в 15:18

Источник мышления завален мусором. А неправильно то, что этого не понимают те, кто должен гарантировать чистоту мышления.
Впрочем, таких должностей нет.Нет должности понимания понимания; духа. А если есть, то - почему источник мысли завален мусором. Ведь здесь, кроме мышления ничего не надо. Ни властей, ни денег... только понимание, только мысль. Где мысль? Такая, чтобы очистить источник нашего всеобщего знания, мышления...
1. tatianacat : душа болит
2017-04-15 в 16:45

Вера Афанасьевна, спасибо за обращение. Душа болит за все "это"..безобразие. Я бы только на первый план поставила вместо первого пятый пункт из составленных Вами параграфов, потому что никогда деньги не являлись в приоритете в контексте идеи, которая всегда бесценна.Пишу, как жена учителя, который готов душу положить (и кладет) за воспитание детей..Он согласен с Вами, что на первом месте СТРАХ. За спиной московских учителей стоят необразованные (к сожалению) гастарбайтеры, готовые заменить любого, если этот любой пикнет. Контроль со стороны руководства (с подачи Калины) жесточайший. Уволены за 1 месяц 49 директоров школ. Объединение слабых школ с сильными и дет садиками понизил уровень и лишил школы своих директоров, что нарушило иерархию и вызвало склоки среди завучей. Власть есть власть..Безвластие порождает анархию. Придирки к уборке пришкольной территории достигло абсурда и требует огромных вложений (больше чем зарплата учителям) и страха быть уволенным. Камеры-это отдельная тема. Учителя теперь под присмотром всевидящего ока..Надо посчитать сколько стоит этот проект и КЕМ он организован, кто кладет деньги в карман..Спасибо за статью!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

 

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме