Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Покажи мне своего Бога!»

Петр  Давыдов, Православие.Ru

06.06.2013


Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе
Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе
«Если бы ещё лет тридцать назад мне бы сказали, что в газетах появится рубрика «Православие», что у Церкви будет возможность свидетельствовать о Христе открыто, используя достижения современной науки (про интернет тогда еще никто не слышал), что будут выходить православные журналы, я бы, наверное, воспринял это, как издевку и долго и грустно смеялся, - Михаил Чавчавадзе улыбается, - Все-таки радостно видеть, что жизнь меняется к лучшему. Впрочем, не меняется, наверное, а возвращается к основам...»

Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе вспоминает о прошлом со свойственным ему неиссякаемым юмором, но его собеседник чувствует: за добрым смехом и улыбкой скрываются годы тяжелейших лишений. Это сейчас Михаил Михайлович Чавчавадзе руководит театром, который знают и в Европе, и в России. А несколько десятков лет назад...

«...Если этот Чавчавадзе будет вас снова угощать булочками, то имейте, дети, в виду, что делает он это для того, чтобы всех вас затащить в церковь! А вы - пионеры Вологды - скажите ему: "Мы, хоть и твои одноклассники, но с теми, кто не пионер, не разговариваем!" Вся их семья, дети, очень подозрительная. У нас ведь кого попало не посадят. А эти - ссыльные, хоть и бывшие. Не верьте им!» Это, между прочим, цитата из бесед по «политическому воспитанию», которые проводились с учащимися вологодской школы СЖД № 8 в конце 50-х годов. «И бесед таких было множество, - говорит Михаил Михайлович. - Булочек, впрочем, тоже! Правда, дети были человечнее идеологии и делились друг с другом всем, что было».

А «ссыльной, хоть и бывшей» семья Чавчавадзе действительно была. Потомки российских беженцев времён революции и Гражданской войны, они приехали в СССР из Парижа сразу же после окончания Великой Отечественной. Поверили пропаганде: мол, в СССР никого уже теперь не преследуют. Однако возвращение обернулось для всей семьи горем, тюрьмой, пытками, унижением, ссылкой. Но, к чести этой семьи, и родители, и дети не пали духом, не сломались, не стали унывать, - они всеми силами помогали окружающим их людям. Несмотря на постоянную угрозу новых гонений, они умели отстоять честь и достоинство.

Об одном эпизоде Михаил Чавчавадзе вспоминает с особым волнением «Моя партийная карьера, - говорит он, как обычно, улыбаясь, - продолжалась ровно восемь часов! Приняли меня в пионеры, но потом руководство школы узнало, что я - верующий. Меня, 13-летнего мальчишку, вызвали к директору. Тут, в кабинете, я, наверное, впервые на себе осознал, что такое гонения. Только я зашёл, как на меня обрушился шквал нечленораздельных воплей какой-то дамы. Запомнились её глаза, налитые страхом и ненавистью. Придя немного в себя, я смог разобрать её слова: «Где Он, твой Бог?! А?! Где Он?! Нет Его! Скажи, что Его нет, и ты свободен! Где Бог?! Покажи Его!» Каюсь, но, увы, сегодня я не смог бы ей ответить теми же словами, которые родились не в моей голове, а гораздо глубже - в детской душе: «Вот, вы говорите, что Бога нет, а я Его в вас вижу - вот Он, в вас!» Бедная кричащая дама не просто осеклась, она прямо застыла на месте с выражением какого-то ужаса на лице. Ужаса не от детской дерзости, а от того, я думаю, что слова мальчишки заставили признать: Бог-то есть, и от того, как ты к Нему относишься, зависит не твоя карьера или свобода, а твоя жизнь. Ори - не ори, а Бог есть, и Он важнее, чем все остальное.

Молча, всучив мне громадную кипу антирелигиозных брошюр и сняв с меня (видимо, в качестве бартера) пионерский галстук, она указала на дверь».

Разумеется, последовали очередные гонения, травля в печати (вологодские газеты «Красный Север» и «Вологодский комсомолец» с ревностью выполняли партийные поручения). Дело не ограничилось провинциальной прессой. В центральном педагогическом журнале была опубликована соответствующая тревожная статья. «А потом, - хохочет руководитель Белого театра, - мой стол был буквально завален письмами обеспокоенных моим будущим простых советских тружениц: ткачих, поварих, доярок и так далее, которые призывали меня "образумиться, пока не поздно". Вот, до сих пор не "образумился"! И счастлив! Сейчас всё больше людей становятся верующими. Хочется надеяться, что среди них есть и те, кто писал мне письма - ведь в этих людях Бог тоже есть. Наверное, они Его разглядели».

Вологду Михаил Михайлович Чавчавадзе не просто любит; он считает: «Россия сильна своей "глубинкой", провинцией. Люди здесь чище и честнее: умели откровенно заблуждаться, но умеют откровенно признать свою вину и честно исправиться. Может быть, именно жизнь в Вологде и помогла мне полюбить по-настоящему глубину, трагизм, но и свет и добро. Я думаю, что те здоровые духовные силы, которые сохраняет российская "глубинка", помогут подняться на ноги всей стране, всему народу России».

Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/put/61958.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме