Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Родники сибирских деревень

Елена  Мачульская, Русская народная линия

10.07.2019


Очередной том альманаха «Тобольск и вся Сибирь»: Муромцево …


В современном мире,  вопреки здравому смыслу стремящемся к  глобализации, укрупнению и унификации всего без разбора, деревня все чаще объявляется анахронизмом, бесперспективным пережитком прошлого.  Деревни повсеместно исчезают, зарастают бурьяном, от домов и следа не остается. А ведь когда-то все было ровно наоборот - туда, где прежде были только леса, жили лишь звери и птицы, приходили люди и селились на новом месте, преображая его. Крестьяне-сеятели бросали в землю семена и собирали урожай...

Колыбелью русской цивилизации является именно деревня, гармонично встроенная в мироздание. Недаром говорят: «Бог создал деревню, а человек построил город». Сегодня деревни оказались в тени больших городов. Их не заметишь, пока не присмотришься. Но ведь и родники, питающие большие реки, скрыты под землей... И совсем не случайно в новом издании тюменского благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» деревни сравниваются с родниками.

 

 

 Очередной том альманаха «Тобольск и вся Сибирь» призван явить «городу и миру» уникальный героический духовнообразующий мир сибирской деревни». Делается это на примере самого живописного района Омской области - Муромцевского. Составители - бессменный редактор изданий Фонда Юрий Перминов и заслуженный работник культуры РФ Валентина Зеленина поставили перед собой очень непростую задачу. О городах рассказывать проще, ведь они больше, соответственно, больше и связанных с ними событий, историй, знаковых мест. Но ищущий - обретает. Результатом этих исканий стал объемный том в 936 страниц -  изумительно иллюстрированный, прекрасно оформленный (художественным оформлением книги занималась художник Елена Метченко) и очень интересный (других книг Фонд «Возрождение Тобольска» просто не издает). Вместивший в себя все - от историй сел до особенностей местной кухни. И столько запечатленной красоты - белые шапки снега на поленницах дров, живописные изгибы рек, цветущие подснежники, словно бы сошедшие с картины мама с дочками на фольклорном празднике...

Почему именно Муромцево? Это становится понятно буквально с первых страниц:  «вчитайтесь, вслушайтесь: «Муромцево». Богатырское слово, исконно русское. Да, Муром - форпост освоения Киевской Русью северо-восточных земель, древнейший тип славянских семейных именований, восходящий к имени русского труженика, воина, инока Ильи Муромца и в то же время органично звучащий в Сибири». Совсем не случайно в русских героических былинах стоят рядом два имени - Ермак Тимофеевич и Илья Муромец. Сибирь стала продолжением России, причем таковой ее сделали наравне со служилыми людьми, закладывавшими русские остроги на этой земле и увековеченными в летописях тысячи безымянных крестьян.

 «Корни любой цивилизации произрастают из деревни. Эти корни питают древо жизни, они глубоки и невидимы, но и незримо присутствуют в нас. Время возвращаться на круги своя»,-  отмечает в «Напутственном» руководитель Фонда Аркадий Елфимов.

Один из красивейших районов Омской области в силу своей удаленности от центральных магистралей оказался в стороне от стремительно меняющегося мира.  И это, пожалуй, только к лучшему. «Только здесь, в подобных «глубинках» и «окраинах» можно обрести родники глубины души народной, противостоящей современной компьютерной дегуманизации человека», - считает Епископ Калачинский и Муромцевский Петр.

Да, очень многие сегодня думают, что деревне в современном мире места нет. Книга начинается с доказательства обратного, причем с доказательства весьма наглядного

«- Что значит для меня Петропавловка, моя малая родина? Много! Малая - не значит маленькая, она - единственная. Это особое место на земле», - признается меценат Борис Коваленко, с каждым годом все сильнее преображающий родную Петропавловку. Его усилиями здесь построены школа, детский сад -  «картинка из иллюстрированной книжки - маленький замок с игровыми площадками», уютная  библиотека - интеллектуальный центр для молодежи,  Дом культуры, духовный православный центр, пансионат для ветеранов, церковь Петра и Павла...

 «Почему в нашей щедрой и богатой стране только единицы рождаются с таким горячим и заботливым сердцем, как у Коваленко, что болеет своей малой деревенькой, хочет сделать ее достойной жизни человека и поднимает ее, поскольку только тогда может уважать себя большая страна, когда даже самый малый уголок ее поет гимн радости жизни? Не знаю ответа, потому и грустно, а знай его, мы давно бы жили в другой России», - размышляет автор статьи Галина Минеева. Ведь родники не иссякают, если о них не забывать ...

А далее перед читателем возникает красочная панорама деревень - русских и татарских из книги Петра Сигутова «История Муромцевского района». Артын и величественный Артынский бор, старинная деревня сибирских татар Инцисс, начавшаяся от Инцисских юрт - живописные реки и цветущий чертополох, Самохвалово, построенное крестьянами из одноименной деревни Ялуторовского округа и Свято-Покровский мужской монастырь- пасторальная картина в теплом свете летнего дня...

Земля, на которой построены эти деревни, помнит многое... В конце XVI - начале XVII века территория, на которой сейчас располагается Муромцевский район, стала местом событий, оказавших решающее влияние на упрочнение русской власти в Сибири. О них еще в начале прошлого века поведал омский историк Георгий Катанаев.  Отряд в 500 человек под командованием воеводы Андрея Воейкова прошел 700 верст по степям и болотам, преследуя отступающего Кучума. Без этого нельзя было начать мирное освоение края - «врага следовало проучить настолько серьезно, чтобы он больше не смел «пакостить».

Великая эпопея освоения и заселения Сибири началась  в 1590 году с указа  царя Федора Иоанновича. Русские города и разных типов поселки появились почти одновременно на всем громадном пространстве - всего за полвека. Одни шли в Сибирь «по прибору и по указу», другие - по своей воле». И с картин и фотографий смотрят на нас такие разные лица...

А вообще, история территории, ныне занимаемой Муромцевским районом, началась в глубокой древности. Первые здешние поселения относятся к V-III в до н.э. В междуречье Иртыша и Тары в эпоху раннего железа жили предки обских угров,  память о которых сохранилась в местных топонимах - Инцисс, Майзасс, Сюткес... А названия большинства рек хранят память о тюркских племенах - Тара, Бергамак, Кучумка...  Начало русской истории региона положили служилые люди -  строители Бергамакского острога. Потом вокруг  Бергамакской слободы стали возникать прочие русские поселения,  в том числе и  Муромцево.

Марина Бережнова в своей статье рассказывает какой была Биргамацкая слобода изначально. И как менялось население села Бергамак потом. Село, расположенное возле тракта, отличал постоянный приток людей извне, потому местная культура постоянно менялась под влиянием традиций новых переселенцев. Да, тогдашняя Сибирь жила очень динамично...

Отдельного внимания заслуживает история самого живописного здания в Омской области - Петропавловский винокуренный завод сегодня напоминает руины средневекового замка. Основателем завода был купец Михаил Корчемкин, а этот роскошный памятник промышленной архитектуры построил его зять Николай Давыдовский - человек весьма незаурядный, тративший большие деньги на благотворительность. В Петропавловке в начале века прошлого века было всего три улицы, но существовала даже своя театральная труппа, устраивавшая спектакли для развлечения населения.

Муромцевский край увековечен и в работе знаменитого  Герарда Миллера «Описание городов, крепостей на реке Иртыше и возле него вверх от города Тобольска».

Документы Тобольского архива свидетельствуют, что село Муромцево было крупным административным и экономическим центром одного из ведущих уездов Тобольской губернии. Основателем села считается Иван - сын Афанасия Муромцева, сосланного по приказу боярина Петра Салтыкова. То, какими темпами шло экономическое развитие региона, отражает датированное началом прошлого века прошение крестьянина д. Заливино Соломона Зильбермана о разрешении построить на участке, арендованном у крестьян Муромцево мукомольную мельницу с нефтяным двигателем.

Фрагменты отчета статс-секретаря Анатолия  Куломзина о поездке в Сибирь для ознакомления с бытом переселенцев в очередной раз включают сибирскую историю в контекст общероссийской. В этом отчете масса интересных подробностей. Например о том, как внедрялись новации - после устройства показательного поля в Тарской округе  крестьяне-переселенцы стали активно покупать улучшенные семена с него.

Авторы сборника не обошли вниманием и забытые трагические события - в конце зимы 1930 года Муромцевский район стал центром местного крестьянского сопротивления коллективизации.  Исторические документы повествуют, что «бандитским движением было охвачено 28 населенных пунктов, из коих принимало участие в выступлениях до 1500 человек». Мятеж, разумеется, был подавлен. На одной фотографии, иллюстрирующей этот материал -  сельчане, идущие  под лозунгом «Ликвидируем кулака как класса», на другой - западно-сибирские повстанцы... Крестьяне, внезапно оказавшиеся по разные стороны... Да, было так...

Николай Веселовский повествует о том, какой была Заводо-Петропавловская школа открытая Надеждой Давыдовской - владелицей винзавода.  Самой доброй памяти достойна и еще одна школа - Петропавловская школа-интернат для глухонемых детей, которые дружно называли папой своего учителя Федора Васютина. Приводятся имена работавших в этих школах учителей - «маленькая частица большой истории Муромцевского района».

У каждого самого маленького поселения  есть своя история, своя летопись. Но на то, чтобы ее восстановить, требуется много труда и времени, Например, Любовь Кузнецова собирала информацию и искала фотографии для статьи о селе Костино несколько лет.

Село Костино официально  считается образованным в 1860 году, но по рассказам старожилов, оно появилось гораздо раньше  - в 1812 году. Тогда Константин Бесстрашников, перебравшийся в Сибирь из Ростовской губернии, вырыл землянку в холме недалеко от реки. В окрестностях этого села много удивительного. Например, Ограничное - место на границе Артынского и Костинского леса, «зайдя за эту грань можно было заблудиться буквально в нескольких шагах друг от друга». Другое место называлось Дуброва - из-за огромных берез.

Валерий Кокшенев рассказывает о своей родовой деревне Кокшенево, которая согласно семейной легенде была основана одним из сотников отряда Ермака. Но в ходе архивных поисков  выяснилось, что «род Кокшеневых в Омском Притарье заложил ссыльный по прозвищу  Кокшень». Далее следует история семьи, на долю которой выпали все перипетии ХХ века. В яркую мозаику складываются детские воспоминания, исторические факты...В эту книгу вошло несколько таких семейных историй. Истории маленьких миров, выхваченные из потока беспощадного времени и сохраненные на книжных страницах, дорого стоят...

Издания Фонда регулярно возвращают  читателям книги, ставшие библиографической редкостью. Например, здесь опубликован фрагмент из книги Виктора Шункова «Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII веков, ставшей поворотной вехой в сибиреведении. Шунков впервые показал роль русского крестьянства в освоении Сибири «Продовольственный вопрос обострялся с каждым годом, с каждым новым отрядом, прибывающим за «Камень». Поэтому пришлось спешно организовать планомерное снабжение хлебом новой, «украинной» земли»  - возить хлеб из европейской России было слишком дорого. И этот стратегический вопрос был успешно решен. «К началу XVIII века русское крестьянство, переселившееся в Западную Сибирь и создавшее здесь новое земледелие, успело полностью разрешить задачу хлебоснабжения всего населения этого края... Из пустынной и бесхлебной страны она превращается в карай «хлебороден», и «овощен», и «скотен». И это самое настоящее чудо... На фотографии начала прошлого века запечатлен один из тех, кто это чудо свершал -  крестьянин-сеятель с открытым взглядом и мудрым лицом...

В новых землях прокладывались дороги. И здесь не обошлось без жителей сибирских деревень, расположенных вдоль трактов, чьими трудами обепечивалась «уверенность в исправной организации почтовой гоньбы».

Неудивительно, что среди уроженцев Муромцевского района много выдающихся людей. Юрий Перминов в своем очерке представляет в лицах Муромцевский генералитет. Засекреченный ракетчик Александр Дороненко работал над совершенствованием технических средств ПВО, Станислав Свирин 20 лет руководил научным обеспечением разработки программ вооружения ВМФ, военный контрразведчик  Павел Ворошилов  был первым и единственным руководителем Службы безопасности Госплана СССР, генерал-лейтенант Евгений Стороженко руководил омской милицией и ни одно обращtние граждан не оставлял нерассмотренным....

Сын земли, Герой социалистического труда Петр Гранкин начал работать помощником комбайнера  с 14 лет - «геройством может и называется добро делать и по правде к делу относиться, но так я с измальства был приучен».  20 лет в Муромцево прожил и проработал легендарный хирург Виктор Лекомцев, который в войну в партизанской землянке сумел ножовкой сделать операцию, вошедшую в историю военно-полевой хирургии.  А сейчас в муромцевской больнице работает его сын/Председатель законодательного  собрания Омской области Владимир Варнавский провел детство в Муромцево и потом немало сделал для района.

Русскую землю невозможно представить без храма и без колокольного звона. «По Муромцевским землям в конце XVII века начали разливаться первые колокольные звоны от церкви слободы Бергамакской», - рассказывает в свой статье о церквях Муромцевского края Николай Веселовский.О том, как строился и жил храм в центре Муромцево повествует историко-документальное повествование Александра Рахно «Село Муромское, храм Никольский»: «среди нелегкого быта сибирского крестьянства сразу и просто храм занял подобающее ему место».

Сейчас настало время возвращения святынь - в 2011 году в центре Муромцево был открыт новый Никольский храм. А в селе Курнево, где живет всего 28 человек, жители «буквально по бревнышку собирали свой храм» несколько лет. И наконец построили Ильинскую церковь. И значит, деревня будет жить. Этот пример весьма красноречиво подтверждает правоту слов Владыки Петра - «духовный потенциал людей в селе лучше, чем в городе».

Сибирь - всегда была местом диалога культур и религий. Потому в книгу органично вписался рассказ Александра Яркова про ислам в Муромцевском районе.

Каждый из ушедших на фронт муромчан достоин отдельного повествования, но на это не хватит и нескольких книг. Потому пришлось ограничиться рассказом только о Героях Советского Союза. Вот история подвига одного из них - Ивана Сухоручкина: «В боях за овладение правым берегом Днестра  он дважды подряд расстреливал контратакующего численно превосходящего противника. Весь расчет Сухоручкина был выведен из строя. До последнего патрона он расстреливал наседавших гитлеровцев. Когда патроны кончились, он пустил в ход гранаты. Противник почти вплотную подошел к отважному пулеметчику. Сухоручкин стремглав выскочил из окопа, очередью из автомата скосил 5 гитлеровцев, вырвался из окружения. Он был один в стане врага. Он бесшумно подполз к Днепру и на берегу в холодной воде укрывался целый день, и только под покровом ночи вернулся через Днепр к своим. В этом неравном бою т. Сухоручкин уничтожил до 70 гитлеровцев, с честью выполнил приказ командования». Получается, и один в поле - воин!

Некоторые более чем достойные самой доброй памяти муромчане надолго были забыты. Ирина Махнанова рассказывает о писателе Борисе Пантелеймонове - человеке уникальной судьбы, чьи произведения нашлись среди парижских изданий в конце 90-х. «В своем творчестве он подчеркивал свое единение с родиной, с Сибирью». И наконец вернулся домой.

Раздел «Малый эпос» по справедливости открывают рассказы Пантелеймонова, сохранившие для нас то Муромцево начала прошлого века: «дальше за селом начиналась сказка. На берегу уже не белеет гусиный пух. Ивы обвисают над рекой, корни березки, обнаженные очередным обвалом, и синие пахучие елки. Трава, не боясь, подходит к самому обрыву и у травы свое царство: близорукий кузнечик, в боярышню вырядилась божья коровка, бабочка- бумажка, носимая ветром».

А когда читаешь удивительно живо написанные главы из романа «Мятеж обреченных» Михаила Шангина, будто кадры из фильма проходят перед глазами трагические события 1930 года...

Стихотворения муромцевских авторов проникнуты ощущением удивительной гармонии с природой.

Гармония луга и речки,

Охапка душистого сена...

Присяду на берег под вечер-

Куда я без родины денусь?

 

пишет Александр Мелехин.

Этнограф Ефим Аркин сумел сохранить для потомков «песни земли Муромцевской» - хороводные, свадебные. И даже запечатлевшие события военных лет

Утром на рассвете шли в деревню танки

\и остановилися в саду.

Вышел парень русай-офицер безусай

Повстречал дивчину молоду.

 

Знаменитый актер Михаил Ульянов родился в селе Бергамак и «невероятно глубоко любил свои родные сибирские места». «И в жизни и во многих своих театральных и киноролях он был и остается нашим современником и настоящим мужчиной - крепким,  волевым, честным, добрым, совестливым, надежным», - отмечает Лидия Трубицина. Именем Михаила Ульянова в 2002 году была названа одна из лучших библиотек Омской области, ставшая центром духовной и интеллектуальной жизни муромчан.

Муромцевская природа не может не вдохновлять - неудивительно, что в селе столько художников.  Владимир Булгаков -  художник, архитектор и строитель проектировал храм всех Святых, прекрасно вписанный в окружающий ландшафт, писал для него иконы,  разработал проект стеллы «Основателям Муромцево». Дмитрия Зеленева называют «художником цвета» - его пейзажи насыщены яркими и радостными красками. Живописные работы Николая Шепякова словно пронизаны нитями света. А удивительная живопись на шелке Юрия Заремба просто завораживает - в природу Муромцево он влюбился с первого взгляда.

Легенду омской фотографии Бориса Метцгера, «можно смело назвать певцом муромцевского края». Его цикл «Рабочие будни муромчан» - запечатленная поэзия жизни простого сельского труженика.

Юрий Лейсов размышляет об украшавших раньше каждый деревенский дом наличниках, уходящих сегодня в небытие. «Наличники как воплощение самого русского народа: разные и в то же время удивительно схожие. Они как будто сосредоточили в себе всю народную культуру»

Марина Жигунова рассуждает о роли традиционной русской культуры в современности - «традиционная культура выполняет в современном обществе множество различных ролей и обладает не только мощным консолидирующим, нравственным, образовательным, но и экономическим, туристическим, патриотическим потенциалом, который нужно использовать для восстановления культурной преемственности». Как это реализуется на практике, демонстрирует опять же Муромцевский район. Троицкие хороводы, широкая Масленица, кукольный театр «Петрушки» - улыбающиеся  девчушки в сарафанчиках с куклами в руках, выступления фольклорных коллективов...   Муромцевская «Школа ремесел» - «это целый мир, интересный и открытый для всех, это стартовая площадка, с которой для многих начинается путь к настоящему мастерству»

На территории Муромцевского района множество памятников истории и культуры - древние курганы и могильники, богатые купеческие дома - особняк купца Ширяева начала ХХ века, сейчас там располагается Муромцевский краеведческий музей. Этот музей начался с коллекции, которую с учениками собирала учитель географии Любовь Земляницина. Сейчас в его экспозиции множество уникальных экспонатов - древние керамические сосуды, клад медных монет, пролежавший в земле 200 лет, скифский кинжал раннего железного века, который деревенский житель нашел, работая на вспаханном поле. Здесь вообще регулярно находят всякие древности и неизвестно сколько тайн еще хранит муромцевская  земля... Но прикасаясь к этим тайнам, исследуя пространства всесибирского космоса,  не стоит забывать слова академика Лихачева: «Историю мы не только изучаем, но и творим ежечастно и повсюду, хотели бы мы этого или не хотели».

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме