Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наследник, защитник и истолкователь истинных славянофилов

Александр  Каплин, Русская народная линия

Консервативная классика / 16.03.2019


К 100-летию со дня кончины Дмитрия Алексеевича Хомякова (27.09.1841 - 18[5].03.1919). Часть 1 …


Дмитрий Алексеевич Хомяков родился 27 сентября 1841 г. [i] в семье  великого русского православного мыслителя, богослова, историка, поэта, публициста, критика, переводчика, драматурга, живописца, сельского хозяина, основоположника «классического славянофильства»  Алексея Степановича Хомякова (А. Ф. Лосев говорил, что «в своё время была мысль о ...канонизации» А.С. Хомякова[ii]) и Екатерины Михайловны (рожденной Языковой, сестры известного поэта). Назван он был в честь ближайшего друга юности Алексея Степановича - одарённого поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, умершего в двадцатидвухлетнем возрасте (1805-1827).

А.С. Хомяков. Автопортрет.  

 

    Е.М. Хомякова   

 

Это был не первый ребенок у Хомяковых. В 1838 г. у них умерли два сына (Степан и Фёдор), затем родилась дочь Мария (1840 г.), потом уже Дмитрий и ещё пять детей. В первые годы по рождению Дмитрия, Хомяковы жили в наёмной квартире на Арбате, а с 1844 г. -  купили собственный дом на Собачьей площадке.

 

Дом А.С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве. Снесен в 1963 г.  при прокладке Нового Арбата. 

 

Отец много времени уделял воспитанию детей. Все они получили блестящее домашнее образование. В 1847 г., совершая путешествие в Англию, А.С. Хомяков брал с собою и своих старших детей Дмитрия и Марию.

 

 

После смерти жены (1852 г.) Алексей Степанович ещё больше стал уделять внимание воспитанию детей. По три раза в неделю сам занимался со старшими: учил их арифметике, русской истории, рисованию, а также постоянно русскому и церковнославянскому языкам[iii]. Кроме того у старших детей была гувернантка-француженка и учительница англичанка.

После смерти матери спальней Дмитрия (как и отца) стала библиотека. Весной 1853 г. А.С. Хомяков нанял для него учителя русского и греческого языка Казакова[iv]. Однако из-за болезни последнего отцу самому пришлось обучать старших детей и греческому языку. 

Когда А.А. Иванов привез в С.-Петербург (1858 г.) свою знаменитую картину «Явление Христа народу», то А.С. Хомяков специально отправляется туда, взяв с собою Дмитрия и Марию, которые любили рисование, с удовольствием ходили по Эрмитажу, общались со знаменитым художником, которого весьма ценил их отец[v].


 

После смерти в 1860 г. Алексея Степановича девятнадцатилетний Дмитрий остался сиротой вместе с пятью сёстрами и братом Николаем (впоследствии председателем III Государственной Думы). На него легла забота не только о сестрах и брате, но и о продолжении своего образования, а также о немалой собственности.

Богатый юноша не поддался искушению, оказавшегося в его распоряжении большого состояния. Он продолжал свое образование, в большой мере пользуясь оставшейся от отца громадной библиотекой. Вместе с тем укреплялись его связи и близость с друзьями А.С. Хомякова.

Несмотря на сложные семейные обстоятельства, Дмитрий Алексеевич успешно окончил историко-филологический факультет Московского университета и на протяжении всей последующей жизни прикладывал малоафишируемые, но поистине неоценимые (и неоцененные по достоинству до сего дня) усилия по сохранению наследия А.С. Хомякова, уточнению нюансов его биографии, переводу, изданию, истолкованию и разъяснению его сочинений и переписки. Это не могли не заметить почитатели и исследователи творчества А.С. Хомякова[vi].

Дмитрий Алексеевич, продолжая дело отца, финансирует издание «Песен», собранных П.Н. Рыбниковым, который от всей души благодарил его[vii]. В этой связи уместно вспомнить и статью Ильи Беляева «Аника-воин», которая посвящалась исследователю и издателю русского фольклора - Д. А. Хомякову[viii].

 


Будучи владельцем наследственного имения в с. Богучарово Тульского уезда Тульской губернии Д.А. Хомяков постепенно разворачивает здесь большие строительные работы: пристраивает к старому господскому дому два флигеля, строит дом для управляющего, обновляет и расширяет парники, оранжерею и т.д.

   Он был женат на Анне Сергеевне Ушаковой (1856-?), дочери тульского губернатора С.П. Ушакова, представительнице известной фамилии, которая по преданию восходит к косовскому князю Редеде (ХI в.).

 

А.С. Ушакова

 

Но впоследствии они расстались, детей не имели [ix].

 

 

Больше Д.А. Хомяков в брак не вступал.

Дмитрий Алексеевич активно участвовал в земском движении, занимался благотворительностью. Он основал и содержал образцовые народные училища в своих имениях в деревне Волоть (1870 г.), с. Обидимо (1873 г.), был почетным блюстителем (попечителем) других школ, расположенных в ближайших волостях Тульского уезда, за что впоследствии был удостоен серебряной медали в честь 25-летия восстановления Александром III церковной школы в России.

Неоднократно избирался Д.А. Хомяков в члены Тульской уездной земской управы и Губернского земского собрания, а также в мировые судьи и почетные мировые судьи.

В то же время, он постоянно уделял внимание собиранию и изданию трудов отца. Французские сочинения А.С. Хомякова публиковались при жизни за границей. Собрать их воедино вместе планировал Ю.Ф. Самарин в составе тома богословских сочинений, но том увидел свет без французских оригиналов. Единственное переиздание в 1872 г. предпринял Д.А. Хомяков в Швейцарии (Лозанне) и Вене, выпустив сборник «Латинская церковь и протестантизм с точки зрения восточной Церкви» под собственным именем А.С. Хомякова.

Дмитрий Алексеевич был настолько бережен и принципиален в отношении адекватного понимания наследия своего отца, что не оставлял без ответа несправедливые заключения (и даже замечания) известных, популярных толкователей (таких например, как Вл. Соловьёв), которые могли ввести в заблуждение неискушенного читателя[x].

Безпристрастному читателю и объективному исследователю здесь, несомненно, очевидно, что богословская компетентность и убедительность на стороне Д.А. Хомякова[xi].

 

 

 

 

В 1894 г. в память о своем отце и в честь девяностолетия со дня его рождения Д.А. Хомяков возвел невдалеке от Сретенского Богучаровского храма, построенного отцом и освященного в 1841 г., необычную колокольню в виде четырехгранной изящной башни с пирамидальным четырехскатным покрытием наподобие известной венецианской кампанеллы при соборе св. Марка. Причины выбора именно венецианского прототипа неизвестны, но  есть предположения, что такая колокольня могла быть  воплощением русской идеи всечеловечности, мечты славянофилов о соединении всего христианского мира «под одним знаменем истины», т.е. Православной Церкви.

 

 

Колокольня была спроектирована крупным петербургским архитектором, одним из известных зодчих, трудившихся в «русском стиле», Н.В. Султановым, который изменяя здесь своему обычному творческому почерку, стилизующему древнерусские образцы, добавил и нечто свое (при сопоставлении оригинала и копии находят некоторые существенные отличия, прежде всего, в размерах и в трактовке яруса звона).

 Архитектор проектировал колокольню вместе с художником П.В. Жуковским (сыном поэта В.А. Жуковского), с которым работал и над созданием памятника Императору Александру II в Московском Кремле.

Позже, уже в 1900-х годах Султанов писал своему другу графу С.Д. Шереметеву: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни S. Marco, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России».

 Примечания:

[i] Все даты приводятся по юлианскому календарю (старому стилю).

[ii] Лосев А.Ф. Термин «магия» в понимании П.А. Флоренского // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М., 1990.- С.280.

[iii] Хомяковский сборник. - Т.I. - Томск. 1998.- С.91.

[iv] Там же. - С.116. 121.

[v]Там же. - С. 189, 191.

[vi]    В фонде Отдела редких книг Тульской областной универсальной научной библиотеки сохранилась книга профессора Киевской духовной академии В.З. Завитневича «Алексей Степанович Хомяков: Т. 2. Система философско-богословского мировоззрения Хомякова» (Киев: Петр Барский в Киеве, 1913. - 306 с.) с дарственной надписью на титульном листе: «Глубокоуважаемому Дмитрию Алексеевичу в честь благоговейного отношения к памяти великого отца».

[vii] Рыбников П.Н. Письмо к Дм. А. Хомякову. Осень 1861 г. // Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.2. - М.: Тип. Семена,1862. - С. III.

[viii] Беляев Илья. Аника-воин (Посвящается Д.А. Хомякову) // Русский архив.- 1864.- №1.- С.90-93.

[ix] Бобринский Н.Н. Старинный род Хомяковых // А.С. Хомяков. Избранное.- Тула, 2004.- С.534.

[x] Хомяков Д. По поводу исторических ошибок, открытых г. Соловьёвым в богословских сочинениях Хомякова // Православное Обозрение.- 1888.- №3.- С.611-615.

[xi] До сих пор в историографии наблюдается необоснованное причисление В.С. Соловьёва (пусть даже только «раннего»)  к «славянофилам».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме