Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Возвращение духовно-нравственного воспитания в систему образования России - объективное условие её дальнейшего развития

Александр  Черкасов, Русская народная линия

Русская школа / 06.11.2018


Доклад на военной секции ВРНС, 30.10.2018 года …

 

Современная геополитическая обстановка имеет тенденцию к перманентному обострению. Обусловлено это процессами глобализации. Наиболее опасными являются её духовно-нравственные вызовы.  Цели глобализации полностью игнорируют духовно-нравственную сферу существования человека, в ходе их реализации уничтожаются традиционные духовные и нравственные ценности, исторические, национальные традиции и смыслы существования народов, государств и цивилизаций.

Президент В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи говорил: «духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жёсткой конкуренции, ...объект открытого информационного противоборства, ... И это никакие не фобии, ...так оно и есть на самом деле...Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность, ...с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна» [4].

Запад во главе с Великобританией и США ведет жестокую борьбу за доминирующее влияние на планете, за её ресурсы, за торжество своих принципов жизнеустройства. В этой борьбе широко применяются приемы и методы «консциентальной» (от латинского слова conscientia - сознание, совесть) войны на поражение и полное переформатирование сознания человека, народа, нации, изменение их духовной сущности.

Для достижения этих целей лидеры глобализации используют современные достижения науки, применяют специальные сценарии, способы воздействия на психику и поведение населения отдельных стран и всего мирового сообщества. Они диктуют и навязывают миру свои правила поведения, смещают под лозунгами «защиты демократии» неугодных им руководителей, отстаивающих суверенитет и национальную самобытность своих стран, и, если требуется, используют для этого военную силу. Сегодня это очень наглядно демонстрируют события в Сирии.

В конце сентября канал Sky News со ссылкой на источники в правительстве сообщил об увеличении числа сотрудников атакующего подразделения кибервойск Великобритании в 4 раза «для сдерживания государств, которые хотят нанести нам вред». Мотивировка такого решения выглядит следующим образом: «У Британии нет достаточных ресурсов для отражения агрессии Кремля, кроме баллистических ядерных ракет «Трайдент». Поэтому в министерстве обороны решили сделать ставку на кибервойска и развить их до такой степени, чтобы они «могли выключить свет в Кремле». В этих высказываниях - суть текущего международно-политического и гео-стратегического момента.

Кто владеет информацией, тот владеет миром, этот известный постулат превратился в закон прямого действия. Современные информационные империи мощнее, чем многие независимые государства. Создаваемое ими информационное пространство живёт своей жизнью, его создателей совершенно не интересует объективная реальность. Они ведут целенаправленную подготовку мирового общественного мнения к столкновению с Россией, в котором СМИ и кибервойска играют первостепенную роль.

«НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЮ», (Nil novi sub luna). Н.М. Карамзин (1766-1826) использовал это латинское выражение в стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста».

              Что есть, ТО было, будет ВВЕК.

               Ничто не ново под ЛУНОЮ:

              И прежде плакал человек...

               И прежде кровь лилась рекою, ... 

             Умы людей ослеплены.

            Что предков наших обольщало,

             Тем самым мы обольщены;

           Ученье их для нас пропало, ... 

       Мы игнорируем опыт и мудрость наших предков. Что такое человек? Как человек превращается в существо страшнее зверя, заживо сжигает людей, вырезает из живого человека органы и продает их и т.п. Как это становиться возможным? 

        Ответ дан давно и звучит так просто, что не все его понимают: всё дело в воспитании, в духовности и нравственности человека (психические заболевания оставим в стороне, хотя часто и они результат воспитания).

        Ответ сформулировали Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, другие античные мыслители. Демокрит утверждал: «воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу». Вдумайтесь и в эти слова: перестраивает, преобразует, создает.

Нельзя обучать, не воспитывая. Говоря о попытках разделить обучение и воспитание Ж.Ж. Руссо восклицал: «Вы отличаете учителя от воспитателя? какая нелепость! Разве вы отличаете ученика от воспитанника?».

         Толстой (1828-1910) писал: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/o-vospitanii.htm

          Замечательно о роли воспитания сказал выдающийся чешский педагог Ян Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». Обратите внимание на слова: гибель, ни мало, ни много, а всего мира!!!

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в сложном и непрерывном взаимодействии субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса между собой, в их активном взаимодействии с окружающей средой.   

В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [2.С.14].

Великий Эйнштейн прямо связывал нравственность и само существование человечества, он говорил: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование».

Многие утверждают, что глобализация вооружает человека новыми знаниями и возможностями и потому она несомненное благо. Это не так! Задолго до Эйнштейна Аристотель утверждал, кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.  Кто не постиг науки добра, тому всякая иная наука приносит лишь вред.

       Великий русский учёный Д.И. Менделеев, говорил, что знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего. Сегодня в руках человека не меч, а современные супер-технологии и слова Менделеева звучат очень актуально.

Именно в процессе воспитания человек становится (или не становится) человеком, и именно духовно-нравственное воспитание предполагает преобразование, превращение «природного человека» в «человека культурного», сутью которого являются духовность и нравственность.

Многие проблемы современного российского общества обусловлены отсутствием ясной и чёткой ориентации всей системы образования и прежде всего высшего образования России на духовно-нравственные ценности.

Вся история человечества учит, что в основе существования, развития и процветания народа и государства лежит не только и не столько экономика, сколько дух, мораль, нравственность, духовное и нравственное здоровье человека, общества, народа, нации.

К сожалению, до сегодняшнего дня представители либерально-демократических кругов, работающие в сфере образования продолжают настойчивые попытки убрать из общеобразовательных учреждений и ВУЗов России и даже из повседневного общения понятия «духовность», «нравственность», «воспитание», особенно «духовно-нравственное воспитание», заменяя его различными суррогатами, под видом стремления идти в ногу со временем.

        Результат очевиден: Керчь -расстрел, Карелия - поджог Храма, Коля из Уренгоя - жалеет и оправдывает солдата Гитлеровской армии, попавшего в плен, как он высказался: «в каком-то сталинградском котле»!?  Можно привести и много других примеров, показывающие к чему приводить отсутствие целостной системы воспитания в современном отечественном образовании

Исчерпывающие определения понятий «Дух», «духовность», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание» невозможны, настолько они многомерны и изменчивы. Углубляясь в их суть, мы обнаруживаем, что они основаны на Вере, в т. ч. и рассуждения атеистов основаны на вере, что Бога нет, ибо доказать, что Бога нет ещё никому не удалось, и надо думать не удастся.  Нобелевский лауреат Макс Борн (1882-1970) говорил: «Наука оставила вопрос о Боге открытым. Наука не имеет права судить об этом.  ...Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди», [6].

Дух - это нематериальное начало, связывающее человеческую личность с вечным миром. Духовность иррациональна, она находится на границе, за которой влияние материального мира минимально или совсем отсутствует, это тончайшая нить, связывающая человека с его собственным Духом.

Австрийский психиатр и философ Виктор Эмиль Франкл (1905-1997) утверждал, что человеческая духовность неизбежно бессознательна, что «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», что духовное в человеке «это то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке».

Феномен понятий «Дух», «духовность» не может рассматриваться на основе лишь материалистических подходов. С такой точкой зрения можно не соглашаться, но и игнорировать её неразумно. Игнорируя закон всемирного тяготения, мы можем попробовать перелететь через пропасть, размахивая руками и неизбежно разобьёмся.  Точно так же мы разбиваем свою жизнь, игнорируя духовно-нравственные законы.

Духовность, это прежде всего наличие у человека высоких внутренних мотивов, определяющих его поведение: желание служить Богу, Отечеству, семье, своему народу, обществу, любовь к труду и творчеству, к природе живой и неживой (она вся живая, т.к. участвует в жизни, обеспечивает её) и т.д.

Высшее проявление духовности - Совесть. Человек, не имеющий совести страшен. Гитлер, обращаясь к солдатам вермахта, говорил: «Я освобождаю Вас от химеры совести» и, освобождённые, от человеческой сути, они творили жестокости, которые не совершал ни один зверь, ни одно животное, а человек без совести совершает и после спокойно ест, пьёт, веселится и крепко спит.

Именно для предотвращения потери обучаемыми Совести духовно-нравственное воспитание должно являться содержательной основой учебно-воспитательного процесса в любого ВУЗа, а в учебных заведениях силовых структур оно необходимо, чтобы, научив человека великолепно стрелять, мы не подготовили из него хладнокровного профессионального убийцу, которому безразлично, в кого стрелять, лишь бы хорошо платили; чтобы выращенный нами великолепный специалист не превратился в наемника, которому всё равно где, с кем и за что воевать, главное - размер денежного вознаграждения и т.д.

Человек, утративший совесть становится животным, а собрание людей без совести является чем угодно, стадом, стаей и т.д., но только не человеческим обществом. Потеря человеком своей духовно-нравственной сущности, превращает все его интеллектуальные способности в страшное оружие самоуничтожения, ведёт к вырождению и гибели человечества.

Следует помнить, что в основе существования, развития и процветания народа и государства лежит не только и не столько экономика, сколько дух, мораль, нравственность, духовное и нравственное здоровье человека, общества, народа, нации.

Именно поэтому учебно-воспитательный процесс во всех ВУЗах Росси, но прежде всего силовых структур должен иметь ОБЩУЮ ЦЕЛЬ: формировать у обучаемых высокие духовно-нравственные, морально-психологические качества Человека, Гражданина, ПАТРИОТА, готовить их как профессионалов с обостренным чувством ответственности за будущее ОТЕЧЕСТВА - нашей МАТУШКИ РОССИИ!

Для решения этой задачи России не нужен Болонский процесс. Для решения этой задачи необходимо: - как можно быстрее отменить ЕГЭ, который лишает наших детей возможности думать; - взять под строгий нравственный контроль все образовательное пространство России, особенно электронное; - вернуть централизованное издание учебников и учебных пособий; - и самое главное вернуть в отечественное образование педагога, убрав понятие образовательных услуг, которые автоматически превращают всех обучающих из педагогов в ПРОДАВЦОВ.

Не забывая Песталоцци И.Г. Яна Коменского, Януша Корчака, и других педагогов Запада, надо вернуть в образовательную систему России педагогику Суворова А.В., М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Ушинского К.Д., Рачинского С.А., Толстого Л.Н., Шатцого С.Т., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А. и других великих русских педагогов России.

31 декабря 2015 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [7]. Согласно п. 78 Указа к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены: приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали, преемственность истории нашей Родины и т.д. Помимо утверждения приоритета духовного над материальным, «Стратегия...» указывает на необходимость внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, в молодежную и национальную политику.

Это требование «Стратегии...» глубоко закономерно, и оно вновь обращает нас к объективной необходимости усиления духовно-нравственной составляющей учебно-воспитательного процесса в ВУЗах всех силовых структур России. 

ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович,  кандидат военных наук

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме