Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриотизм глубоко национален!

Сергей  Скатов, Русская народная линия

Русское Собрание / 03.11.2018


К очередному Дню народного единства …

 

Пишу данный материал в канун очередного общероссийского празднования 4 ноября - Дня народного единства, в Православии - Дня Казанской иконы Божией Матери. Считаю этот день праздником не только для всей России, но и сугубо для себя. В его учреждении автор этих строк принял непосредственное и деятельное участие и может многое поведать на сей счет.

А сесть за письменный стол на сей раз заставил отнюдь не сам праздник, хотя и о нем, о традициях, складывающихся с его ежегодным с 2005 года проведением, лишний раз не грех порассуждать. Но то обстоятельство, что все чаще в последнее время и с различных трибун звучат голоса, СОМНЕВАЮЩИЕСЯ в целесообразности Дня народного единства. Причем, слышать подобное приходится как из, условно говоря, патриотического стана, так и либеральных кругов. Ну, сколько, дескать, можно «мусолить» наше пусть и героическое, но смутное и 400-летней давности прошлое! Не пора ли «бедных» поляков оставить в покое?! Взаимопонимание с ними наконец-то наладить?! А единство сегодня, и прежде всего русскому народу, куда как интересней в отношении соседних братьев-украинцев, а также многочисленных народов, исконно населяющих бескрайние российские просторы!

Помнится, в свое время и по поводу 9 мая, нашего Дня Победы, на полном серьёзе высказывалось аналогичное «мнение». Не только высказывалось, но в высших эшелонах власти всячески будировалось: мол, не пора ли 9 мая отменить? Мол, что было, то было, а сейчас среднестатистическому «рассиянину» куда как интересней с Германией во всех смыслах замириться, с нею дружить-торговать, не напоминая лишний раз «несчастным», в пух и прах более полувека назад разбитым немцам о нелицеприятных страницах их родной истории! Здравый смысл, слава Богу, возобладал, и в противовес «сомневающимся» появился на 9 мая Бессмертный полк, истинно всенародный и удивительный по духовному накалу почин.

Что ж... Хотя бы вкратце, но давайте вспоминать, КАКИМ ОБРАЗОМ и ВО ИМЯ ЧЕГО День народного единства был учрежден, куда призывает, в чем причины «сомнений» некоторых наших сограждан и следует ли этим «сомнениям» противостоять.

 

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ голословным, приведу свою статью из книги «Святитель земли Нижегородской. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)», выпущенной в 2009 г. в Н. Новгороде издательством «Кварц». Это не книга вовсе в обыденном её понимании, а великолепный, большого формата, богато иллюстрированный и на мелованной бумаге фолиант, посвященный приснопамятному владыке Николаю, чью роль в духовном становлении нижегородцев трудно переоценить!

О том, что уникальное издание готовится, я узнал в самый последний момент, но, как говорится, успел «вскочить на подножку уходящего поезда». Ольга Букова, автор-составитель, известный историк и писатель и мой давний друг (вместе когда-то учились на истфиле Горьковского госуниверситета) включила мои заметки уже в готовый макет. Статья называлась «Как мы вернули 4 ноября», объемом получилась небольшая, поскольку писал оперативно, да и места выделили немного. И поэтому по ее окончании будет дан дополнительный комментарий. В общем, читаем:

 «В конце 1998 года в Нижнем Новгороде была создана некоммерческая организация Фонд Минина и Пожарского. С единственной целью: в эпоху всеобщего духовного и материального уныния, упадка вернуть обществу, народу как святыню имена спасителей Отечества Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Актив Фонда составляли несколько человек, автор этих строк был в их числе. В то же время ни Фонда не было бы, ни его дальнейших успехов, если бы не поддержали нас губернатор Нижегородской области И.П. Скляров и глава областного Законодательного собрания А.А. Козерадский. Более того: Иван Петрович и Анатолий Александрович вошли физическими лицами в соучредители Фонда, лично подписались под гарантиями его будущей деятельности. Была создана светская организация, однако незримо за всеми нашими начинаниями стоял митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай: Фонд был учрежден с его ведома и по его благословению.

Начали с того, что к весне 1999 года подготовили необходимую документацию и инициировали учреждение в Нижнем Новгороде и области двух новых праздников: 21 мая - День памяти гражданина Минина и 4 ноября - День славы Нижегородского ополчения. 21 мая - это дата предполагаемой кончины национального героя, а с 4 ноября, думаю, всем всё понятно.

Приближался первый из них - 21 мая. Как было отмечать, если нет традиций?

Учащимся средних учебных заведений (через областной департамент образования) мы предложили провести конкурс сочинений соответствующей тематики. Покойный друг - историк, профессор Нижегородского госуниверситета В.П. Макарихин составил методичку для преподавателей, так её и назвал - «День памяти гражданина Минина». Методичка получилась ёмкой, разноплановой, в срок разошлась по области и по назначению. Для нижегородского Губернского духового оркестра мною был написан «Марш ополченцев».

По поводу марша. Соратники на протяжении долгого времени приставали ко мне: напиши да напиши гимн Фонда! Я отмахивался: «Да не пишу я гимнов!». Какие, извините, гимны, когда Россия трещит по швам, а народ нищенствует! Кого и что прославлять?.. В ночь с 24 на 25 марта 1999 года войска НАТО бомбили Югославию. Ту ночь я провел у телевизора. Возмущению моему не было предела. Как только под утро трансляция закончилась, ушел на кухню... Песня была готова за полчаса.

Припев был:

Мы ополченцы! Мы - едины!

Надежный самый мы оплот.

Пожарский с нами,

С нами Минин

Из века в век, из года в год!

Сломить нельзя такую силу.

Да встанет нас хотя бы взвод -

Мы за тебя стеной, Россия,

Мы за тебя стеной, Россия!

Мы волей Божией - народ!

Мы волей Божией - народ!

Итак, 21 мая 1999 года. Нижегородский кремль. Полдень. Областное мероприятие у стелы, посвящённой победе Нижегородского ополчения, с участием первых лиц региона.

Речи сказаны. Объявляют меня. В сопровождении Нижегородского губернского оркестра... Спел, выложился. Старался и оркестр. Пауза. Ну, всё, думаю, провал! И вдруг бежит помощник Ивана Петровича: «Губернатор просит исполнить ещё раз!». Исполнили.

Иван Петрович мне машет, мол, подойди. Иду в президиум.

И первый, кто ко мне «выдвигается»... Владыка! 

Улыбается. Спрашивает: 

- Как там, говоришь, в песне у тебя?

- Мы волей Божией - народ! - робко отвечаю я (от происходящего совсем силы растерял).

- Хо-орошо! - говорит Владыка и подает руку.

Я припал. Митрополит коротко и твердо наложил Крест. Поднимаю голову и в толпе, присутствовавшей на мероприятии, вижу ...моего старшего сына: их класс для массовки «пригнали» на мероприятие. Ему было тогда 13 лет - трудный, «переходный» возраст. Ругался с ним, по-отцовски, конечно: дескать, каша у тебя в голове, как в телевизоре! А он: «Папа, ты не понимаешь!..»... Но сын всё видел, и... понял. С того дня у нас с сыном - единомыслие.

Подошёл Умар-хазрат, лидер нижегородских мусульман, сказал тёплые слова, поздравил с премьерой А.А. Козерадский, а Иван Петрович Скляров схватил меня под руку:

- Пойдем фотографироваться!

Мы вышли к Вечному огню. Люди вокруг шумели, обсуждали (по-моему, всех происходящее задело за живое). Щелкали фотоаппараты. Иван Петрович наклонился к моему уху и шепнул: «Ты даже не представляешь, что сегодня случилось...». А что случилось?

Сейчас понимаю: мы тогда победили! Это было первое, пробное мероприятие. 

В толчее того мероприятия Умар-хазрат предложил мне: «Как-нибудь зайди». Через какое-то время я зашел. 

Умар-хазрат прочитал лекцию о спасении Отечества. Подарил Коран, подписал. Пояснил: «Да, ты - православный, но обрати внимание, что в Коране Иса - Иисус, Муса - Моисей, то есть - ваши пророки, которых мы так же почитаем. Учти ещё и то, какую роль татары сыграли в Смутное время для восстановления государственности России!»

Но мы изначально подчеркивали многонациональный, истинно державный характер Нижегородского ополчения. Значит, попадание было - полное! 

Не знаю точно, сколько в последующие годы на земле Нижегородской о славном Ополчении 1612 года было опубликовано статей и интервью, прочитано лекций, проведено концертов и прочих мероприятий. Но мы старались. Широко зазвучал и «Марш ополченцев»: им в Нижнем встречали парламентариев и министров, послов и президентов. Одно время губернатором и депутатами ОЗС вынашивалась даже идея сделать его гимном Нижегородской области. И очень скоро в городе и области святые имена Минина и Пожарского стали, что называется, на слуху.

В какой-то момент, впрочем, мы поняли: нижегородские рамки тесны. И родилась инициатива - культурно-патриотическая акция «Алтарь Отечества». 

Акция стартовала 21 мая 2001 года от стен Нижегородского кремля. Около ста нижегородцев - историки, краеведы, священнослужители, писатели, артисты, представители общественности - автобусами выехали по местам боевой славы Нижегородского ополчения: Нижний Новгород - Балахна - Пурех - Юрьевец - Кинешма - Кострома - Ярославль - Переславль-Залесский - Москва. По ходу маршрута проводились молебны, выставки, концерты, творческие встречи. В столице заключительный гала-концерт состоялся на Васильевском спуске у Московского Кремля. В походе с благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая мы собрали сотни подписей под обращением к российским властям, в котором говорилось о необходимости проведения комплекса государственных мероприятий, дабы воздать должное памяти героев народного ополчения 1611-1612 годов. Одним из главных пунктов обращения было вернуть статус общероссийского праздника 4 ноября, в православии - дню Казанской иконы Божьей Матери, испокон веков учреждённому и празднуемому на Руси в честь победы Нижегородского ополчения. Обращение с подписями по прибытии акции в Москву в соответствующие инстанции было передано. 

Через месяц, в июне, митрополита не стало. А затем случилось то, что и должно было случиться. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступил с инициативой вернуть 4 ноября его традиционный статус, более того, сделать этот день выходным! Святейшего поддержали руководители других религиозных конфессий России, депутаты Государственной Думы РФ. Празднику 4 ноября было дано название - День народного единства».

Подытожим. Осень 1998 года, создан Фонд Минина и Пожарского... Напомню, что это было за время. Только что случился сокрушительный августовский дефолт, и сбережения народа, его зарплаты и пенсии в очередной раз и многократно «минимизировались». В душах, как и в карманах, тоже - пустота. Куда бредет страна по указке «мирового сообщества», по его лекалам, но в хвосте, к какому такому «светлому» капиталистическому будущему? Вопрос повисал в воздухе, а с ним и ожидания хоть каких-то к лучшему перемен. Но стоило заикнуться о крайней необходимости патриотизма, экономического и духовного суверенитета, российской «особости», собственного и неповторимого пути, как тут же получал ярлык: «Ага! Так ты красно-коричневый! Националист!».

А вот фотография того памятного дня - 21 мая 1999 года. Справа-налево в первом ряду: известный скульптор Леонард Тимофеевич Ядринцев (его трудам принадлежит замечательный барельеф памяти героев 1612 года, который Фонд Минина и Пожарского торжественно разместил на Ивановской башне Нижегородского кремля, через неё Народное ополчение двинулось на Москву), директор Нижегородского института экономического развития, председатель Правления Фонда Минина и Пожарского Борис Михайлович Титов, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), глава Законодательного Собрания Нижегородской области, председатель Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского Анатолий Александрович Козерадский, автор этих строк (с гвоздиками), губернатор Нижегородской области Иван Петрович Скляров и другие ответственные лица... Из-за могучих плеч А.А. Козерадского и владыки Николая «выглядывает» директор Фонда Минина и Пожарского Георгий Владимирович Кузенков, о котором ниже расскажу подробнее:

 Итак, «затем случилось то, что и должно было случиться...». Случилось же следующее.

Владыка Николай почил. И.П. Склярова на новый срок губернатором не переизбирали. А.А. Козерадский перешел на работу федеральным инспектором по Нижегородской области в Полпредство (ПФО)... Фонд Минина и Пожарского оказался лишен былой поддержки и влияния. Испытывали мы это, что называется, на «собственной шкуре» и с каждым днем все показательней.

У Георгия Кузенкова, например, начались неприятности по основному месту работы: он - один из руководителей крупного оборонно-промышленного комплекса, а ему намекают и намекают, что общественная его деятельность претит «оборонке». Место, в конечном итоге, потерял. Меня все реже печатали в областных СМИ, на сцены выходить в буквальном смысле запрещали... И так по всему спектру наших идей, инициатив - негласный запрет!

Весной 2002 года я переезжаю (признаю прямо, что вынужденно, большого желания не имел) на житьё-бытьё в Москву. Георгий Кузенков остается в Фонде, по сути, в «гордом одиночестве». Концентрируется на реставрации храма Рождества Иоанна Предтечи, которую начинал еще владыка Николай (это знаменитая, а к тому времени в полном упадке церковь, запечатленная на эпохальном полотне К. Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году»), пытается спасти другие начинания Фонда.

Переезд в столицу оказался судьбоносным! Поначалу устроился в ЦДРА - Центральный Дом Российской Армии Минобороны РФ, что на Суворовской площади в Москве. Исполнял обязанности начальника группы подготовки и проведения федеральных программ. Должность была офицерская, но аттестован не был, а потому зарплату получал мизерную. Резон, однако, у меня был не материальный и даже не карьерный, другой: с помощью Минобороны спасти культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества»!

Да, в мае 2011 года на День памяти Кузьмы Минина мы впервые смогли провести её, эффект был оглушающий. Однако очередному губернатору, в прошлом первому секретарю Горьковского обкома КПСС, который сменил на этом посту И.П. Склярова, фигуры Минина и Пожарского чем-то «не нравились». И был он против повторения акции... Используя - чуть ли не в личных целях! - свои, как говорится, служебные полномочия, мне удалось включить акцию «Алтарь Отечества» в план культурных мероприятий Минобороны РФ, более того - на текущий, 2002 год.

К подготовке привлек Нижегородское землячество в Москве, его председателя В.А. Карпочева. Виктор Александрович некогда занимал в нашей области ответственные руководящие посты, знал меня по моей работе в областной партийной газете «Горьковская правда», а как генерал, в недавнем прошлом заместитель министра внутренних дел СССР и начальник Политуправления союзного МВД, стоял на тех же и четко выраженных патриотических позициях.

Виктор Александрович «вывел» на Правительство Москвы. Почва здесь оказалась благодатная!

И.П. Скляров, помнится, мне рассказывал, как много и в красках описывал своему коллеге столичному мэру Ю.М. Лужкову наши, нижегородцев, инициативы в отношении героев Народного ополчения 1612 года. Договорились они даже, что столица изготовит и подарит Нижнему копию знаменитого памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, установленного в 1818 году на Красной площади в Москве... Летом 2002-го Ю.М. Лужков открыл «Алтарю Отечества» финансирование.

Итогом стал шикарный гала-концерт, которым мы «отметились» в канун 4 ноября 2002 года в ЦДРА на завершающем этапе акции «Алтарь Отечества» в Москве. На следующий, 2003 год акция завершалась 4 ноября и не где-нибудь, а в Зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве! И с тех пор стала ежегодной, регулярной именно на 4 ноября!

Один из московских новостных порталов в те дни писал: «...акция прошла весьма торжественно. После возложения цветов к памятнику героям на Красной площади в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась торжественная часть и традиционный концерт мастеров искусств... Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, в частности сказал:

"Имена Минина и Пожарского стоят в одном ряду с именами Дмитрия Донского и Даниила Московского с героями Отечественной войны 1812 года, с героями Великой Отечественной войны... Я думаю, что главное, чему нас учит история, мы должны думать и заботиться о воспитании патриотов и патриотизма в нашем народе. Сколько бы сегодня ни говорилось о глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство, мы все равно должны понимать, что страна сильна патриотами, а свобода и независимость Родины - это святое»...

А вот что сказал заместитель губернатора Нижегородской области Виктор Гуляшко: "Народное ополчение двинулось на Москву для того, чтобы освободить свою столицу, и когда иноземные захватчики были изгнаны - это явилось основой нового российского государства. Такой глубоко народный патриотизм стал символом служения своему Отечеству и народу. Он стал прологом к воспитанию нового поколения на высоких идеалах и славных традициях. И Российское государство, какие бы трудные времена оно не переживало, будет великим!"

Возможно, эта акция станет ежегодной и традиционной, и о ней узнает население страны. Но пока что, к великому сожалению, центральные телевизионные каналы (за исключением московских, ну и, разумеется, нижегородских) не проявили к ней должного интереса...».

Почему я настаивал на том, чтобы приурочить акцию к 4 ноября? А не проводить её, как считали некоторые из соратников и провели в первый раз, в мае ко Дню памяти Кузьмы Минина, когда и погода получше, и другой эпохальный праздник не отвлекает - 7 ноября? По той немаловажной, друзья, причине, что на 4 ноября, эту святую для православных дату, на День Казанской иконы Божией Матери, с которой Народное ополчение освободило Москву, хотелось обратить особое и всеобщее внимание.

В этих целях писал о 4 ноября во все возможные столичные издания, если тема их интересовала, выступал с различных трибун, куда только пускали. Так и познакомился с О.Ю. Кассиным: он подошел в Центральном доме литераторов, где на заседании Русского исторического общества я прочел лекцию. Итогом нашей встречи стало создание Общероссийского общественного движения «Народный Собор», взявшего на вооружение до сих пор злободневный лозунг Кузьмы Минина «Купно заедино! (Вместе заодно!)». На традиционных Царских чтениях в Иванове, где также выступил, Господь даровал еще одного многолетнего и надежного друга - главного редактора «Русской линии», а ныне «Русской народной линии» А.Д. Степанова. Олег Юрьевич помогал мне организационно, Анатолий Дмитриевич - печатал на своих и дружественных изданий страницах. К дальнейшим описываемым мною событиям эти известные на всю Россию общественные деятели, патриоты имеют самое непосредственное отношение.

Ратовал за канонизацию, церковное прославление народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по аналогии с русскими полководцами благоверными князьями Дмитрием Донским и Александром Невским. Это отдельная и очень непростая тема, в неё не углубляясь, скажу лишь, что с год ходил по столичным библиотекам, благо выбор богатейший, изыскивая аргументы для Церкви. Плодом этих моих походов стало обширное исследование «Прославление К. Минина и Д. Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени», в августе 2004 года опубликованное на информпортале «Русская линия» (объем Анатолия Дмитриевича «не испугал»). 

Тогда же и с этим же трудом (в печатном, разумеется, виде), с сопроводительным письмом к нему за своей и Олега Кассина подписью пошел в Чистый переулок в Патриархию. Меня принял заведующий канцелярией отец Владимир. Полтора, если не все два часа мы тогда проговорили. Эх, и дотошлив же оказался седовласый батюшка! Но и очень добрый, сердечный какой-то... В конце беседы подвел черту:

- Обещаю. В ближайшее время ляжет на стол Святейшему!

То, что Святейшему «легло», мы убедились, и довольно скоро! Как говорилось выше, в сентябре 2004 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступил с инициативой вернуть 4 ноября его традиционный статус, сделать этот день выходным, а празднику дать название - День народного единства... На 4 ноября - Дне Казанской иконы Божией Матери сконцентрировал свое внимание Святейший, этой дате в моей работе было уделено немало места. С канонизацией же народных героев, как полагаю, решил не спешить. Но повторюсь: церковное прославление, причисление к лику святых в Русской Православной Церкви - вопрос это весьма и весьма непростой! Достаточно сказать, что великий русский полководец Дмитрий Донской канонизирован Поместным собором РПЦ только в 1988 году.

Святейшего поддержали руководители других религиозных конфессий России, многие депутаты Государственной Думы РФ. 27 декабря 2004 года проект по поводу Дня народного единства был принят Госдумой в третьем чтении и стал законом. При этом 327 депутатов проголосовали «за», двое воздержались, 104 (все без исключений коммунисты) - «против».

Что «смутило» коммунистов? То, что усмотрели в новом празднике альтернативу Дню Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября. А значит, налицо были либеральные происки, дабы этот святой для коммунистов всея Руси день оттенить, «загладить» и, в конечном счете, стереть с российского календаря!

Спору нет: происки либералов при их единодушном голосовании в Госдуме были очевидны. Но праздник-то 4 ноября чем виноват?! И так ли уж он внове для России?

В вышеназванной работе в 2004 году я писал: «22 октября (4 ноября по н. ст.) 1612 г. ополченцы штурмом взяли Китай-город, эта победа спустя несколько дней и предопределила окончательную капитуляцию противника. В 1649 г. Царь Алексей Михайлович повелел "во всех городах, по вся годы" праздновать этот день в честь чудотворной Казанской Иконы Божией Матери - Спасительницы России: с ней, чудотворной, Ополчение освободило Москву, "в воспоминание помощи, оказанной Свыше заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья". Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер.

И только с Октябрьским переворотом 1917 г. светское общество, увы, добрую традицию утратило. Но - православные всем миром празднуют! Каждый год! На протяжении уже более трех с половиной столетий! Несмотря на все возможные хитросплетения эпох и завихрения в умах правителей! 4 ноября, на День Казанской Иконы Божией Матери, по всей России поминаются герои Ополчения 1611-1612 гг. Поминаются, как и подобает, молитвой, Крестными ходами, перезвоном колоколов...».

И еще писал, что ополченцы под руководством земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского сплотили «общей освободительной идеей людей разных народностей и вероисповедания, так же как исстари Россия объединила под своим крылом многие народы многих вер. Среди ополченцев числились татары - из Касимова и Темникова, Алатыря и Казани, Кадома и Шацка. Царевич Араслан с боевым отрядом из далекой и загадочной Сибири. Чуваши, черемисы, востяки, мордва, башкиры... Ополчение, собранное К.Мининым и Д.Пожарским, было в полном смысле народным, многонациональным. Что лишний раз подтверждает тот давно и всем известный факт, что неотъемлемыми чертами истинно православного человека являются веротерпимость и добрососедство».

Коммунисты по сей день не успокоятся! Хотя многие, как уверяют, теперь в церковь ходят...

Как-то, помнится, оказался в Нижнем Новгороде в профессорской компании. Декан факультета, историк, доктор наук, мой с юности товарищ и потому в моих делах сведущ, кратко и с юмором прокомментировал: это, мол, Сергей Васильевич с Днем народного единства всем нам, всей России «подсуропил»... Один из профессоров вдруг побагровел. И перешел, брызжа слюной, на крик:

- Так это... вы?! Ты?!!!

Думаю, если бы не мой, за метр 80-т, рост и поменьше размах в плечах, ринулся бы представитель «красной» профессуры в драку... Еле тогда «оппонента»-землячка угомонили!

Парадоксально, но вскоре и «либеральная общественность» в новом празднике, скажем так, усомнилась!

4 ноября 2005 года Радио «Свобода» своих слушателей предостерегало:

«...Сегодня у нас праздничная тема, посвященная Дню народного единства. Российские средства массовой информации очень активно обсуждали, по крайней мере, последние два дня сегодняшний праздник - День народного единства. Особенно много появилось статей в газетах и журналах. Давайте послушаем их краткое изложение, подготовленное корреспондентом Радио Свобода Дмитрием Казниным.

Дмитрий Казнин: Евгений Киселев в газете "Ведомости" пишет, что "вся российская история состоит из мифов". "Большинство праздников и исторических деятелей мифологизированы. Так происходит и с новым праздником 4 ноября. Пока история будет оставаться площадкой идейной борьбы на злобу дня во имя победы той или иной политической силы, пока мы будем воспринимать вопрос про белых и красных, про Ельцина и ГКЧП как очень личный, так и будем шарахаться из стороны в сторону", - пишет Евгений Киселев.

В "Известиях" кандидат богословия Александр Мусин пишет, что "сегодня кремлевские чиновники делают то же, что делали их средневековые коллеги: создают удобные власти мифы". "Складывается новая мифология, из средневековой культуры берется только худшее. Кормление как способ назначения чиновников, обязанных центру налогами и преданностью взамен на вседозволенность, откуп как приобретение государственных функций контроля и управления путем договора и другое. История - всегда проблема, миф прост и правдоподобен. Тем и привлекателен для народа и власти", - пишет Александр Мусин.

Журнал "Итоги" приводит слова главы партии "Родина" Дмитрия Рогозина о том, что "есть большая доля искусственности в решении о проведении этого праздника. Это желание двигаться в сторону дальнейшей декоммунизации страны, что, наоборот, приведет лишь к дополнительной мобилизации левых".

"Официальных торжеств по случаю нового праздника не предвидится, - пишет "Коммерсант", - почти все партии и общественные движения решили проигнорировать непонятный им праздник. С размахом собираются отметить 4 ноября только национал-патриоты. В Петербурге общественное движение "Народное ополчение", куда входят 29 православных и патриотических организаций, проводят митинг-шествие, праздничные гуляния, концерт и молебен. В Москве организация "Славянский союз" (в 2010 г. запрещена на всей территории РФ. - Ред.РНЛ), движение "ПНИ" (в 2011 г. запрещено на всей территории РФ. - Ред.РНЛ), Евразийский союз молодежи и другие проводят так называемый "Русский марш" под лозунгом "Россия против оккупантов". Движение "Оборона" планирует провести в ответ антифашистскую акцию. Заместитель командующего шестой воздушной армии ВВС и ПВО Андрей Григорьев заявил, что в преддверии праздника в Ленинградской области в войсках пройдут открытые уроки патриотизма...».

Очень, и даже очень встревожили либералов... нет, не пресловутые Русские марши, которые спонтанно и повсеместно стали устраиваться на 4 ноября и в которых так или иначе проглядывают провокационные моменты, нередко устраиваемые самими же либералами, их внедренной в патриотические круги агентурой. Но... Вот эти «открытые уроки патриотизма»!

Потому что, как не крути, а история Отечества наглядно доказывает: Народное ополчение 1611-1612 гг., при всем его национальном многообразии и безусловном согласии, возглавили русские! Русские же и составили подавляющее его большинство! То есть: патриотизм глубоко национален, патриот имеет национальность!

И поневоле задумаешься о державообразующей роли Русского народа, которой де-юре нет и в помине, не зафиксирована ни в одном из державных документов. Как, в принципе, и основополагающиедля нас понятия «русский», «русский народ», кои отсутствуют и в наших паспортах, и в законодательных актах, и даже в Основном законе - Конституции РФ!

И пренепременно зафиксируешь у себя в голове тот факт, что оккупировали Москву в начале XVII века не только и не столько поляки, но под их флагом - «интернациональный» вооруженный сброд наймитов со всей Европы! И зримо, даже через четыре столетия, усмотришь в той Смуте «след» извечно бдящего во имя своих непреходящих интересов Ватикана!

Не обойдётся и без аналогий!

Как и столетия назад, при «семибоярщине», нами пытается править некая «семибанкирщина»... или «-олигарщина»?

«Интернациональный» Евросоюз вкупе с аналогично «полинародной» Америкой обложили «московитов» невиданными доселе «санкциями» и требуют, требуют всё больших уступок по всем фронтам торгово-финансовых ристалищ.

На территориальных границах, прямо у России в «подбрюшье», беспрецедентные по масштабам и опять-таки в рамках «международно-прогрессивного сообщества» войсковые учения - готовят вторжение? Но что нашим стратегическим противникам ныне страшнее всего, так это пробуждающееся в России народное, в том числе русское, самосознание. В чем и краеугольный камень нынешних, как сейчас говорят, гибридных, информационно-психологических войн! Которые системно, ни на секунду не приостанавливаясь, при настежь открытых информграницах идут против нас!

Самолеты с пугающей частотой падают... Дома престарелых, торговые центры горят... В школах и колледжах стреляют... Большинство народа «около» черты бедности, весьма и весьма условной... Колбаса без мяса, сыр без молока... Мор людской - онкология, сердечно-сосудистые, пьянство, наркомания, самоубийства...

И как тут, празднуя 4 ноября, человеку не спросить, в первую очередьу самого себя: кто он, откуда, куда и, наконец, зачем?!

Для того, чтобы хотя бы спросить, а потом, подразумевается, и ответить, и учрежден День народного единства, празднование которого вновь«на носу».

Хочется это кому-либо, или нет, но День народного единства на Руси укрепляется, традиции его закладываются, развиваются. Ну, а как отметим праздник в нынешнем году, зависит, понятно, от каждого в отдельности и всех нас.

В Нижнем Новгороде, у меня на родине, надеюсь, торжества пройдут, как всегда, красиво и массово - Нижегородским же было ополчение! Основные мероприятия состоятся на площади Народного единства. Площадь для города нова, как и одноимённый праздник, но местные уже к ней привыкли. Там стоит прекрасно отреставрированный действующий храм Рождества Иоанна Предтечи, по центру площади - копия с памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса, выполненная Зурабом Церетели в дар нижегородцам от Правительства Москвы...

Неделей позже к разговору вернемся. Итоги очередного 4 ноября, как бывало и прежде, разберём.

А пока - друзей, соратников, читателей Русской народной линии с наступающим Днём Казанской иконы Божией Матери, Днём народного единства! Единомышленников по Фонду Минина и Пожарского - с 20-летием этой замечательной организации! Единства всем, сплоченности, здоровья! И успехов в нашем многотрудном деле!

В качестве праздничного подарка примите мною почти два десятка лет назад написанный Марш ополченцев (другое название - Марш Нижегородского ополчения). Исполняет автор. Следовательно - от всей неуёмной и до каждого «фибра» патриотичной души моей!

 ***

Песню преподношу в виде клипа. Где и когда был снят клип, тоже само по себе интересно. Прежде чем его продемонстрировать, даю слово нашему давнему другу и соратнику Александру Махотину, «я-а-арому» монархисту, чья деятельность также известна многим в России. Саша на том мероприятии присутствовал: в клипе со своей неизменной православной бородой и фотоаппаратом всё ходит и «фиксирует»... Кстати, Александр! А где, дорогой, фото?!

А несколькими днями позже в интернете пишет:

«1 ноября 2008 года, в День памяти предводителя Народного Земского Ополчения 1612 года князя Дмитрия Пожарского и в день Дмитровской родительской субботы - особого ежегодного поминовения усопших воинов, положивших души свои за Веру, Царя и Отечество - состоялась закладка мемориального камня на месте будущего памятника и мемориального комплекса в честь этого славного спасителя Отечества.

 Празднования состоялись в городе Юже Ивановской области, где князь Дмитрий был воеводой, недалеко от села Мугреево-Никольское, в котором он вырос и где находилось его поместье, разрушенное после революции большевиками до основания.

 В празднике приняли участие все главы администраций соседних с Южей районов: Палеха, Шуи и Пучежа, по которым проходил путь Земского ополчения в 1612 году, были представители администрации и губернатора Ивановской области, местные отделения партии «Единая Россия» и общественных организаций: Фонда «Единение» памяти князя Дмитрия Пожарского, координаторы Движения «Народный Собор», духовенство. Под «Гимн ополченцев» поэта и певца Сергея Скатова, присутствовавшего здесь координатора «Народного Собора», памятный камень был открыт...»

И ещё на один момент хочу обратить внимание читателя, а скоро и зрителя.

Рядом со мной в клипе замечательный служитель Русской Православной Церкви схиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель Никольского прихода села Мугреево-Никольское Южского района Ивановской области, некогда родового поместья князя Дмитрия Пожарского.

Именно сюда, в нынешнее Мугреево-Никольское, в своё время из Нижнего приходил к израненному былыми боями Дмитрию Пожарскому за советом нижегородский земский староста Кузьма Минин. И - обрёл единомышленника!

Схиигумен Митрофан свято чтит память народных героев 1612 года, делает всё возможное для увековечивания их памяти, не только общественного, но и церковного прославления...

Отец Митрофан, давний друг, меня на мероприятие и пригласил:

 

 Скатов Сергей Васильевич, академик Международной Славянской академии, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Нижний Новгород

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. А.В. Сошенко : Re: Патриотизм глубоко национален!
2018-11-03 в 12:13

Спасибо Сергею Васильевичу за живой и глубокий материал!
В придании статуса государственного Праздника 4 ноября - есть существенный личный вклад С.В. Скатова.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме