Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Воспроизведение архетипа «Древо жизни» на нумизматических памятниках Золотой Орды (Улуса Джучи)

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

11.10.2018


Из материалов Всероссийского круглого стола в рамках Третьей международной научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры» (13.04.2018 г., Санкт-Петербург) …

Часть 1

 

            Дополненный вариант доклада «К вопросу о происхождении мотива "две птицы", помещавшегося на медных монетах Золотой Орды конца XIV в.», сделанного на проходившей в рамках V Международного Золотоордынского Форума «История Золотой Орды и татарских ханств» Международной научной конференции «Монетное дело и денежное обращение в Золотой Орде и в тюрко-татарских ханствах в свете источниковедческих исследований» (Казань, 15 - 16 марта 2017 г.).

            Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Две птицы» на нумизматических памятниках Золотой Орды (Улуса Джучи): воспроизведение образа «Древа жизни»// Знаковедение, ярговедение, числоведение: закономерности, методы, материалы. Материалы Всероссийского круглого стола в рамках Третьей международной научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры», проведённого 13 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге. - Санкт-Петербург: ООО Издательский дом «Петрополис», 2018. - С. 141 - 158.

 

Среди многообразия знаков и мотивов (сюжетов), помещавшихся на медных монетах (типах монет) Золотой Орды (Улуса Джучи) конца 14 в., выделяется повторяющееся изображение, известное в нумизматической литературе под названием «две птицы». При этом накопленный материал по «двум птицам» требует научного осмысления и обобщения, а также определения возможных направлений дальнейшего исследования, что и составило цель настоящей работы.

В классических работах по золотоордынской (джучидской) нумизматике Х.М. Френа (1782 - 1851) «Монеты Ханов Улуса Джучиева или Золотой Орды, с монетами разных иных Мухаммеданских Династий в прибавлении...» (С.-Петербург, 1832 г.) и П.С. Савельева (1814 - 1859) «Монеты джучидов, джагатаидов, джелаиридов, и другие, обращавшиеся в Золотой Орде в эпоху Тохтамыша» (С.-Петербург, 1857 - 1858 гг.) описания и изображения данных монет отсутствуют.

Один из наиболее известных исследователей по золотоордынской (джучидской) нумизматике Г.А. Фёдоров-Давыдов (1931 - 2000) поместил их в особый раздел «Анонимные пулы Сарая ал-Джедид с непонятной датой (один тип)» [19, с. 208, таб. XXV].

Достаточно общие прорисовки лицевых и обратных сторон монет данного типа имеются в его работе «Денежное дело Золотой Орды» (2003 г.) под №№ 354 - 367. Описание монеты под № 354 гласит: «Анонимная, Сарай ал-Джедид, дата не читается. Пул». Её лицевая сторона описана Г.А. Фёдоровым-Давыдовым следующим образом: «В квадрате с точками по сторонам: "Чеканено в / Сарае ал-Джедид 679". Слово "ал-Джедид" разделено на две части, начало помещено на третьей строке, конец - на второй. Дата написана ошибочно, цифра "9" изображена в обратную сторону. Дата может читаться двояко: 769 г. х. (1367 / 1368 г.) и 796 г. х. (1393 / 1394 г.)» [19, с. 208].    

Изображение на обратной стороне он описал так: «Две птицы (?), обращённых головами друг к другу. Между ними различные декоративные элементы: точки, веточки, решётка-плетёнка, гроздь с тремя ягодками» [19, с. 208].

Монеты под №№ 355 - 366 представляют собой варианты монеты под № 354, у которых «есть отличия». На некоторых из них отсутствует дата и сильно искажена легенда.

Монета под № 367 была описана Г.А. Фёдоровым-Давыдовым как «Сарай(?) ал-Джедид. 795 г. х. (1392 / 1393 г.). Пул. Только одна сторона», с лицевой стороной: «В рамке из скобок: "С(арай) ал-Джедид / 795". Цифра "7" изображена частично» [19, с. 208]. Вместе с тем, в связи с отсутствием изображения обратной стороны можно предположить, что отношения к данному типу монет она не имеет.

Прорисовка монеты с похожим изображением на обратной стороне была приведена там же под № 433 с описанием: «Анонимная, Орда, год не виден. Пул» (на лицевой стороне - «В двойной круглой рамке: "Чека(н) / Ор ..."», на обратной - «Непонятное изображение, птица (?) вправо») [19, с. 215, таб. XXX].

В вышедших ранее (в 2000 г.) статьях В.Б. Клокова и В.П. Лебедева «Джучидские монеты с Водянского городища» и «Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен» содержатся описания и прорисовки монет данного типа, как неизданных.

В статье «Джучидские монеты с Водянского городища» монета описана под № 67: «Анонимный пул времени Токтамыша, Сарай ал-Джедид, 679 г.Х. (вместо 796 ?)» (на лицевой стороне - «две птицы клювами друг к другу и скрещёнными хвостами, вверху - плетёнка, с которой свисает гроздь из трёх ягод. Всё заключено в точечный круг», на обратной - «в точечном круге - квадрат, в нём - Чекан / Сарая ал-Джед- / ид 679») [8, с. 314, 328 (прорисовка)].

В статье «Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен» описаны две разновидности монет данного типа под № 67 (67а) и под № 67б: «Анонимный пул времени Токтамыша. Сарай ал-Джадид. 679 (вместо 796 ? г.х.)» и «Анонимный пул. Сарай ал-Джадид. 679 (=796?) г.х.».

Согласно описанию означенных исследователей, на лицевой стороне монеты под № 67 (67а) изображены: «Две птицы клювами друг к другу и скрещенными хвостами, вверху - плетёнка, с которой свисает гроздь из трёх ягод. Весь мотив заключён в однолинейный ободок», на лицевой стороне монеты № 67б: «В круге - две птицы, как у № 67а, но между головами вместо ягодной грозди - цветочный бутон» [9, с. 85, 112]. На обратной стороне монеты под № 67 (67а): «В точечном круге - квадрат, в нём - выпускные сведения: "чекан / Сарая ал-Джад- / ид 679"»), на обратной стороне монеты под № 67б: «Всё как на О[братной] С[тороне] № 67а, но другой штемпель» [9, с. 85, 112].

По поводу датировки данного типа монет В.Б. Клоков и В.П. Лебедев отмечают, что: «В пользу чтения даты "796" указывает существование дирхема Токтамыша, О[братная] С[торона] которого во всём аналогична О[братной] С[тороне] описываемого пула, но дата не искажена: "796" [...]» [9, с. 112].

 

 В той же статье приведены схематичные прорисовки обеих описанных разновидностей данного типа монет (рис. 1, 2). При этом прорисовка (восстановление) монеты под № 67 из статьи «Джучидские монеты с Водянского городища» тождественна прорисовке (восстановлению) монеты под № 67а из статьи «Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен» [9, с. 136 (прорисовка монеты под № 67а), 147 (прорисовка монеты под № 67б, ошибочно дана под № 65б)].

Помимо этого, в статье тех же исследователей «Монетный комплекс с Селитренного городища» (2002 г.) монета под № 67а приведена под № 66/42а (42а) (с такой же прорисовкой), а монета под № 67б - под № 66/42в (42в) (с тождественной прорисовкой обратной стороны и частичной прорисовкой лицевой стороны) [10, с. 105, 132 (прорисовки монет под № 42а и под № 42в)].

При этом некоторые современные нумизматы (в частности Р.Ю. Рева) ставят под сомнение принадлежность означенных монет к чекану монетного двора Сарая ал-Джадид по причине искажённого написания слова «Сарай», что позволяет говорить о возможно ином месте их чекана.

В равной степени очевидные ошибки в написании легенды можно объяснить и тем обстоятельством, что резчик (резчики) штемпелей (либо их «лекал») не был знаком (или был знаком в недостаточной мере) с арабским письмом.

 

 

 

В той же статье В.Б. Клокова и В.П. Лебедева под № 85/13 были приведены описание и прорисовка ранее не издававшейся недатированной медной монеты (типа монет) чекана Орды ал-Муаззам с тождественным изображением (рис. 3). Описание её лицевой стороны гласит: «В линейно-точечном ободке - две птицы со скрещенными хвостами», обратной стороны: «В таком же ободке: Чекан / Орда / Муаззам» [10, с. 107, 133 (прорисовка монеты под № 13)].

В каталоге «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (2013 г.) Р.Ю. Савосты данная монета (тип монет) описана в разделе «Чекан Орды» под № 22 (на лицевой стороне - «Две птицы со скрещенными хвостами», на обратной - «Чекан / Орды / Муаззам») [17, с. 64]. При этом исследователь указывает, что данный рисунок (мотив) требует уточнения.

Известны также недатированные анонимные медные монеты (пулы) чекана Хаджи-Тархана с рисунком «две птицы», на которых между птицами в середине размещён узор в виде вытянутого растения (среднего между деревом и цветком) [23, 24].

По поводу вида птиц (чаще изображаемых с «хохолками») общего мнения у нумизматов не имеется. Так, например, в каталоге М. Дубровского, где соответствующая монета чекана Сарая ал-Джедид (с достаточно сомнительной прорисовкой) помещена под № 133, указывается, что это «2 голубя» [6, с. 16].

Между тем, сильные клювы птиц (которые в ряде случаев изображены раскрытыми), длинные хвосты и прорисованные лапы наталкивают на мысль о том, что резчик (резчики) монетных штемпелей старались изобразить хищников, близких к соколиным, либо (с меньшей вероятностью) к врановым. На монете чекана Орды ал-Муаззам изображённые существа вообще больше напоминают драконов, нежели птиц, что позволяет говорить об их сказочной природе.

На всех монетах данного типа чётко запечатлевается мотив, образующими частями которого являются две птицы (существа, похожие на птиц), симметрично обращённые друг к другу (клювы и крылья повёрнуты вовнутрь, к середине), со скрещенными внизу хвостами, а также «растительный орнамент» (с добавлением дополнительных знаков и без таковых).

 

 

 

В целях установления особенностей и тонкостей изображений мною также были выполнены несколько точных прорисовок обратных сторон фотоснимков монет из частных собраний и с интернет-ресурсов (База данных восточных монет «Zeno.ru», Форум по исламской нумизматике «Rasmir.com» и аукционы), определённых в качестве выпусков монетных дворов Сарая ал-Джадид (рис. 4, 5, 6, 7), Орды ал-Муаззам (рис. 8) и Хаджи-Тархана (рис. 9, 10, 11).

 

 

 Среди выявленных монет с «двумя птицами» можно выделить пять основных подтипов.

Первый подтип (рис. 1, 2, 4, 5) содержит узор, создаваемый пересечением под углом двух линий, образующих «вершину», которую венчает шестиконечная «плетёнка» («узел счастья», «решётка», в буддизме - «бесконечный» или «вечный» узел, «кишки Будды»). Под этой «вершиной», углом вниз, пересекаются две линии меньшего размера, ниже расположены три крупные «точки» (рис. 1, 4, 5), либо узорчатый «бутон» с двумя загнутыми вверх завитками (рис. 2).

В.Б. Клоков и В.П. Лебедев определяют сочетание «точек» как «гроздь из трёх ягод», что представляется спорным в связи с тем, что на некоторых монетах «точки» заметно отставлены друг от друга (рис. 4) и мало похожи на «гроздь». Имеются также некоторые отличия в очертаниях клювов, крыльев и хвостов птиц, количестве «точек» и т.п.  

Второй подтип (рис. 6: а - снимок, б - прорисовка, 7) обнаруживает заметное сходство с первым подтипом: однако, вместо остроугольного линейного узора с тремя «точками», либо «бутоном», в середине (между птицами и «плетёнкой») располагается узор, напоминающий растительный (с двумя симметричными, загнутыми вниз «ветвями»). Его сочетание с шестиконечной «плетёнкой» придаёт всей «композиции» вид дерева, «кроной» которого является «плетёнка». При этом расположенные под «кроной» крупные «точки» напоминают плоды дерева. Всё изображение вписано в картуш с несколькими загнутыми вовнутрь завитками.     

Третий подтип (рис. 3, 8) содержит более упрощённый вариант рисунка, который имеет сходство с первым подтипом в части наличия в середине сходящихся под углом линий, образующих «вершину». Внизу линии упираются в загнутые концами вниз, симметрично расположенные крылья. Причём, в отличие от первого и второго подтипов, в данном случае отсутствуют «плетёнка», сходящиеся под углом вниз линии и три крупные «точки» (т.н. «гроздь»), вместо них имеется лишь одна крупная «точка», расположенная в середине. Помимо этого, несколько крупных «точек» наличествуют по краям, у лап и хвостов птиц. Заметно отличается и изображение птиц, имеющих вытянутые образы, открытые острые клювы и тем самым приобретающих черты древних сказочных существ.

Четвёртый подтип (рис. 9, 10) содержит изображение птиц, схожее с изображением, присутствующим на подтипе 2, однако при этом их клювы заметно удлинены и открыты. В середине между птицами помещено изображение, вытянутого от края до края монетного поля, растения с несколькими ответвлениями по краям и трёхлепестковой «кроной», в основании которого помещены три «точки». Хвосты птиц пересекаются со стволом растения.   

Пятый подтип (рис. 11) отличается от прочих изображением растительного узорочья, образуемого сплетающимися «ветвями», над которым - по середине - размещена крупная «точка».

Подробное сравнение ранее изданных и вновь сделанных прорисовок убеждает в том, что в основе мотива, известного как «две птицы», лежит старинный сказочный образ, древний архетип - «Древо жизни», в ветвях которого, согласно представлениям разных народов, живут и которое охраняют птицеобразные (орнитоморфные) и зверообразные (зооморфные) существа. Местонахождение «Древа жизни» также может быть связано с некой «Священной горой».

Данный мотив с парными животными (львами, козлами, зайцами), птицами и сказочными существами (сиренами, сфинксами, грифонами, крылатыми быками) по сторонам «Древа жизни» (или цветка лилии) был широко распространён в искусстве древних цивилизаций Мессопотамии и Персии, прочно закрепился в Сасанидском Иране, был заимствован Арменией, Византией, Исламским Востоком, Хазарией.

В славяно-русской старине хранителями «Древа жизни» являются полудевы-полуптицы Сирин и Алконост. В дальнейшем этот мотив (сюжет), также игравший роль оберега, был включён в народное православное бытование, где «Древо жизни» преобразилось в «райский сад», соотносимый с «яблоневым садом». Подобные изображения с парными птицами, животными и древними сказочными существами присутствуют в художественном убранстве средневековых католических и русских православных храмов 10 - 13 вв.

В некоторых местностях России изображения «Древа жизни» с парными птицами были широко распространены вплоть до настоящего времени: так, например, они в изобилии присутствуют на праздничных башлыках - головных уборах замужних женщин (баб) в Романовской крестьянской родовой культуре (Липецкая область) [7, снимки 24 - 26, 28, 30 - 31, 34 - 35; с. 83 - 85, 87, 89 - 90, 93 - 94]. «Узор древа жизни на романовских башлыках, - отмечает, в частности, исследователь В.А. Живанович, - вышивался на затылочной части головы и выполнял роль оберега не только самой матери, его носившей, но её всех членов семьи, мужа и детей» [7, с. 95].

(Продолжеие следует)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме