Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Разговор о русской школе

Ирина  Ушакова, Русская народная линия

Русская школа / 12.09.2018


Реформы последней четверти века обескровили русскую школу, лишили целостности и продолжают умертвлять живой её дух, педагогическую преемственность, национальные традиции. Сфера образования и педагогики, как и прежде, руководствуется принципами космополитической всеядности. Школа стала учреждением, оказывающим образовательные услуги, а учитель превратился в работника сферы услуг. Уникальный опыт отечественной (как русской, так и советской) школы в настоящее время не востребован, он замалчивается, и более того - подвергается сомнительной критике, а порой и преследуется. Опытные педагоги-практики констатируют разрушительные тенденции в современной отечественной школе. Утрачен великолепный опыт детских организаций. Из школы ушла песня с достойным содержанием и мелодией, исчезло живое музицирование, отсутствуют хоры, которые сплачивали детский коллектив и возвышали нравственно.

Коммерциализация издательского дела, имеющая громадные доходы от издания школьных учебников и всякого рода пособий, как правило, не прошедших необходимых апробаций и оценки, оказывает мощное сопротивление и тормозит решение крайне важной задачи - возвращение стране единого образовательного пространства. Установка государственной политики на избавление высшей педагогической школы от опытных специалистов и безумное её «омолаживание» прервала преемственность в научно-педагогической деятельности, резко снизила качество подготовки будущих учителей.


И мы своим родительским молчанием, меж тем, помня ещё цельную, основательную, серьёзную школу, зачастую потворствовали этому разрушению школы. Теперь нам предстоит пожинать плоды. И видеть, как далее школа будет системно работать на установление единого мирового порядка.


Вот, к примеру, в Положении о проведении Четвёртой московской компетентностной олимпиады для обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы говорится, что «компетентностная олимпиада по управлению проводится для измерения компетентностных достижений обучающихся, проявивших себя наиболее успешными в региональных образовательных программах, направленных на достижение компетентностных и метапредметных результатов...». С трудом вчитываясь в положение, можно предположить, что олимпиада имеет отношение к экономической географии нашей страны.


А вот список основных рекомендуемых понятий олимпиады, помимо компетентности: краудсорсинг (англ. crowdsoursing, crowd - «толпа», soursing - «использование ресурсов»), кейс (информационная подборка по теме), креативность, стратегический маркетинг, глобализация. Определение глобализации прописано особо: «процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем». И «разрушение национального суверенитета в процессе глобализации» представляется как нормальное явление и как часть этой эволюции.


Хочется спросить: это для кого написано? Для школьников какой страны? Если для российской школы, то почему не русским языком? Почему эта олимпиада проходит мимо традиционных понятий «национальный интерес», «национальный характер экономики», «исторические традиции»? А это написано для компетентных креативщиков. Именно такими хотят воспитать наших детей, не оставляя им выбора.


Или вот другой пример. Несколько лет назад Министерство образования предложило в школы сочинение по теме «Вопросы, поставленные войной». Спрашивается: не слишком ли много чести для «войны»? Зачем придавать ей статус собеседника (то есть онтологический статус) и вступать в какой-то немыслимый диалог? Война - это аномалия, патология. Один серьёзный профессор так комментирует: «Искусство ставить вопросы - высшее творчество. Война никакого отношения к творчеству не имеет. А.В. Суворов написал книгу «Наука побеждать» (не воевать!). Вся наша история - история Победы, мы наследники победителей. У святителя Иоанна Златоуста: «Где твое смерти жало? где твоя аде победа? Воскресе Христос - и жизнь жительствует!» Продолжая святителя, можно сказать: где твои, война, вопросы? Победа! Спасена Россия! В министерской формулировке всё перепутано так, что война становится каким-то нормальным, постоянным спутником человечества. Неправда! «С войной покончили мы счёты» и дальше по тексту всей нашей победоносной истории».

В связи с этим и хочется говорить о настоящей, живой, соприродной национальному духу русской школе, где не ущемлялось бы достоинство детей и любой другой национальности, потому что Ломоносов и Пушкин, автор «Слова о полку Игореве» и Карамзин, фельдмаршал Кутузов и маршал Жуков - это и их тоже честь и слава.
В 1969 г. на одной из международных конференций учёные пришли к выводу, что в начале XXI века начнётся глобальный экономический кризис, причиной которого будет морально устаревшая система образования. Над ними смеялись. Кризис этот случился раньше. И именно в нашей советской образцовой школе. Чтобы вникнуть в этот процесс, стоит обратиться к наработкам, сделанным в начале 1990-х, когда после краха советской системы чудом возникшие русские патриотические силы мобилизовались на защиту и сохранение отечественного образования и национальной культуры. На том заряде, это надо признать, мы держимся и по сей день.

Свою лепту в возрождение русской национальной школы внёс недавно почивший председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. При его участии был издан сборник «Русская школа. Создателям русской национальной школы» («Роман-газета», М., 1993). Попечителем серии «Русская школа» тогда выступил Всемирный русский народный собор.

Вот о чём напомнил в своей статье к этому сборнику доктор исторических наук В.Н. Ганичев: «О недостатках нашей школы писали Фонвизин и Карамзин, Пушкин («чему-нибудь и как-нибудь») и Гоголь, Аксаков и Киреевский, Ключевский и Достоевский. Дореволюционная школа всё время сбивалась на «зады европейства», разрушения национальных основ просвещения, гонения на веру. Да, собственно, не сбивалась, её гнали по этому пути хлыстами западничества, безверия, вседозволенности».
Как это не жёстко звучит, но и развал советской школы, а следовательно и советского государства, произошёл во многом потому, что, как пишет В. Ганичев, у советского учителя «не хватало смелости, страсти, духа и знания, силы, чтобы оторвать школьника от тлетворного телевидения, шоу, убийств, порнографии. Пресечь в нём дух низкопоклонства перед американскими образцами культуры, вдохнуть в него желание узнать про своё Отечество, про великих людей прошлого и настоящего...».
Валерий Ганичев не случайно вспомнил тогда о статье К. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими» и продолжал мысль великого педагога: «По-видимому, и в наше время снова во весь рост встала эта задача. И речь идёт не о какой-то национальной исключительности, национальной надменности, а, наоборот, о русской включённости в контекст мировой культуры. Речь идёт об уважении к своему Отечеству, которое только самый мелкотравчатый, неблагодарный и низкопоклонный прощелыга отчуждает от себя и с презрением называет «эта страна».

Валерий Ганичев, чьи сороковины мы недавно отметили, оставил нам завещание: «И всё-таки без сознания того, что система образования должна быть национально сориентирована, мы не сможем возродить Россию».

Помним и выступления Валентина Распутина в защиту русской школы и русского языка, за сохранение полноценной школьной программы по литературе. И сегодня восстановлением и сохранением отечественной школы озадачены писатели.

«Образование - смыслоформа изначально религиозная, утверждающая идеалом человека земное воплощение образа Божия. Но и на материальном уровне понятие это сложносоставное, включающее в себя и конкретную обученность, и общую культурность. Образование является самоценностью, средством и целью, путём и результатом всей человеческой жизни, - пишет заместитель председателя Правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов. - В постсоветское время в ходе бесконечных реформ образование упорно низводится, сужается в учёность. В результате из процесса обучения в школе и вузе уходит созидание личности. Всесторонне развитой, обладающей устойчивой системой социальных и индивидуальных черт. Ибо из неличностей можно спрессовать аморфную толпу, но составить сложно иерархичное общество или же выстроить устойчивую государственную конструкцию невозможно».

Думаю, многие учителя и родители нутром чувствуют имитацию, обессмысливание образования под видом нынешних «реформ». Видят, что идёт игра в реформы, где ЕГЭ - это игра в экзамен. За редким исключением, образование наше приобрело откровенно условный, игровой характер.

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, нужна воля - народная и политическая. Нужно, как утверждает профессор ИМЛИ Всеволод Троицкий, восстановить разрушенное! И не называть разрушение реформами.  

Газета "Слово"


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Сант : Re: Разговор о русской школе
2018-09-13 в 12:22

Смыл современной школы для обычных людей — извлечение из учащихся как можно большей прибыли.
Поэтому ученикам совершенно незачем знать основы духовно-нравственных законов реальной жизни, смерти и правды: https://elitsy.ru/co...ies/114257/1451719/
*
3. СТРОИТЕЛЬ : ответ на 2. обыватель.
2018-09-12 в 16:06

Хорошие идеи в том плане, что при таким образовании очень скоро все православные территории перейдут под контроль Фанара. Для русских людей будет не так и плохо жить в просвещённой Греческой Империи. Греческая культура, греческое искусство и философия, греческая демократия - прообраз государства 21 века! Сам ГОСПОДЬ поднимает из пучины Чёрного моря Православную Византию!
2. охтенский обыватель : о нашей школе
2018-09-12 в 12:43

к сожалению, наша школа так и не стала русской даже в столь восхваляемое нынче многими советское время. Даже в годы позднесталинского "религиозного возрождения" школа продолжала оставаться ключевым пунктом атеистической пропаганды, через который неокрепшие умы и души детей непрестанно лились мутные потоки безбожной лжи ересей дарвинизма и коперниканства, не просто пропагандировался, а вдалбливался безо всякой альтернативы материалистический взгляд на природу, Мiр и человека - те самые идеи, кот. свят. Феофан Затворник еще в 1870-1880-е гг. призывал правительство "решительным образом пресечь!". А воз и ныне там. Воистину, прав православный эксперт Кирилл Фролов, когда говорит о половинчатости политики Сталина: если бы Савл стал Павлом и Россия вернулась к православному проекту, то все удалось бы, однако, однако... Закон Божий, прежде всего Он, не был возвращен в школу, Церковнославянский язык и Духовное пение не были возвращены в школу, Достоевский не был возвращен в школу в необходимом объеме (Преступление и наказание - не в счет), Бунин и Ильин не были возвращены в школу, о ежедневной молитве перед началом занятий и перед принятием пищи, о соблюдении однодневных и многодневных постов в советской школе и говорить нечего!

Конечно, автор совершенно прав когда говорит что во все времена и все ругали нашу школу. Но хочется сказать всем, кто, возможно, решится критиковать автора: он сам не ругатель, он - строитель! И автор призывает всех нас ко строительству русской школы. Ведь образование - это от слова Образ Божий! Ведь вос-питание - это от слова "питание", это значит вос-питать подрастающее поколение Духом Святым!

И совершенно верно автор приводит слова из завещания приснопам. Валерия Ганичева: «И всё-таки без сознания того, что система образования должна быть национально сориентирована, мы не сможем возродить Россию». Это настолько очевидно, что тут с автором статьи спорить нечего.

Русь Святая, храни Веру Православную!
1. СТРОИТЕЛЬ : Re: Разговор о русской школе
2018-09-12 в 11:40

Советская наука и образование прекратили своё существование, а на их месте ничего не создано. Для конкурентного образования в России нужно школьное образование переводить на английский язык, чтобы дети могли использовать учебные пособия мирового уровня и не отставать в развитии от своих сверстников из развитых стран. Не никакой жужды переводить физические и химические термины на русский язык, дети должны это понимать на языке оригинала. Том более, что у некоторых будет возможность получить высококачественное образование за границей. В России это уже проблемно. Поэтому во главу угла школа должна ставить обучение детей английскому языку.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме