Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь»

Протоиерей  Алексий  Яковчук, Русская народная линия

05.09.2018

В то время, когда Лиза Ушакова была еще маленькой девочкой, преподобный Серафим Саровский одной из сестер своей обители сказал такие слова: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь.  Вот  тогда Дивеево станет Дивеевым, когда игуменьей в нем будет Мария, да еще по фамилии Ушакова».

Игумения Мария (в миру Елизавета Алексеевна Ушакова) происходила из Тульских дворян. Подобно преподобной Елене Мантуровой в юности она не задумывалась о духовной жизни и вела жизнь светскую. Но однажды Елисавета стала читать произведение свт. Тихона Задонского. Чтение книг этого святого увлекло ее, заставило задуматься о жизни, переосмыслить, встать на духовный путь. Подобно Елене Мантуровой с ней произошла духовная перемена. И она решает полностью отдать свою жизнь Господу.  С большим трудом ей удалось уговорить отца дать свое благословение на монашеский путь. После этого она решилась на поступление в Дивеевскую общину, слава о которой и ее основателе дивном старце Серафиме быстро распространялась по всей России. 27 декабря 1844 года она прибыла в Дивеевскую обитель. В момент поступления в обитель Елисавете Алексеевне было всего 25 лет. Она тогда и подумать не могла, какие тяжелые испытания и скорби уготовал ей Господь, прежде чем она воспримет свой крест - настоятельницы четвертого удела Божией Матери.

А, между тем, в Дивеевской общинке обстановка была далеко не простой. Перед своей кончиной преподобный Серафим предсказал своим сиротам скорби и испытания, которые ждут их: "До антихриста не доживете, а времена антихриста переживете". Во многом все эти скорби и нестроения были связаны с деятельностью послушника Саровского монастыря Ивана Толстошеева (будущего иеромонаха Иоасафа), который нередко приходил к преподобному, но все делал по-своему, нарушал заветы старца, вмешивался в жизнь сестринской общинки, что привело к раздорам и нестроениям, к страданиям тех Дивеевских сестер, которые были наиболее близки к преп. Серафиму. Обо всем этом прекрасно написано в Серафимо-Дивеевской Летописи, вышедшей из под пера священномученика Серафима(Чичагова). Святитель Серафим передал это произведение царю Николаю II , который после прочтения Летописи настоял на прославлении преп. Серафима Саровского.

Но вернемся к Елисавете Ушаковой. Она проходила в обители различные послушания, училась монашеской жизни. Дни ее текли спокойно и размеренно, несмотря на все трудности, которые знакомы всем, избирающим путь служения Богу. В 1850 году в должность настоятельницы Дивеевской общинки вступила Екатерина Васильевна Ладыженская, которая не раз посещала с другими сестрами преп. Серафима. Ладыженская не обладала твердым характером, поэтому она допустила к делам обители иеромонаха Иоасафа(Толстошеева). Новая настоятельница предложила Елисавете Ушаковой должность казначеи. К этому времени Елисавета Алексеевна уже получила опыт хозяйственной деятельности, проходя различные послушания. Но быть казначеей она наотрез отказалась, так как происходившие в то время в обители  события ,связанные с деятельностью лжеученика батюшки Серафима, были ей совсем не по духу. Она пришла в Дивеевскую общину не для того, чтобы получить должность, а для спасения души. И она не могла взять на себя такую ответственность, видя, что заветы батюшки Серафима попираются, а близкие ему по духу сестры преследуются. И вот, Елисавета Алексеевна узнает, что в Ардатове живет слепой прозорливый старец Антоний. Удивительна судьба этого подвижника. По благословению святителя Антония Воронежского он дважды совершил путь из Воронежа в Киев в шапке преп. Питирима Тамбовского (шапка весила 17 фунтов, то есть примерно 8 кг),после чего подвижник ослеп, но прозрел духовно. К  этому удивительному подвижнику и отправилась Елисавета Ушакова в надежде, что он разрешит ее сомнения. Каково же было ее удивление, когда она услышала благодатные, но страшные слова старца : "Тебе надо быть на этом месте, ты должна быть Матерью! Вот тебе мое последнее слово. Если не послушаешься ,то Божьим велением будешь изгнана из обители и нет тебе спасения!"

Эти слова поразили Елизавету Алексеевну. Больше всего она страшилась быть изгнанной из святой обители, которая устраивалась святыми молитвами великого подвижника Серафима Саровского. Случилось так, что в этот момент к старцу Антонию приехал Николай Мотовилов ( исцеленный  старцем  Серафимом и очень любивший его). Николай Мотовилов приехал с женой и они стали свидетелями столь необычного благословения старца, данного им Елисавете Ушаковой.

Трудно было сестре Елисавете исполнять послушание казначеи при слабохарактерной настоятельнице и постоянных вмешательствах иеромонаха Иоасафа. Так продолжалось до 1859 года, когда запутавшаяся в финансовых и хозяйственных делах обители, доведенная до нервного расстройства Екатерина Ладыженская окончательно решила отказаться от должности настоятельницы обители. Таким образом, промыслом Божиим Елисавета Алексеевна Ушакова была возведена на новый уровень подвижничества и стала во главе Дивеевской общины. Обитель в свое управление Елисавета Алексеевна получила в страшно запущенном состоянии, нечем было замесить хлебы, долг обители составлял 13 тысяч рублей. В нравственном отношении положение было еще хуже: сестры были разобщены, разделены на два лагеря, царил хаос. Елисавета Ушакова была человеком очень ответственным. От всего увиденного с ней случился нервный приступ ,она тяжело заболела и несколько дней лежала без памяти. Справившись с болезнью, Елисавета Алексеевна энергично взялась за дело. Новая настоятельница стала восстанавливать все уставы, которые завещал преподобный Серафим, и устранять все нововведения Толстошеева. Только тогда спокойно вздохнули Серафимовы сироты, а сестры иного духа(сподвижницы иеромонаха Иоасафа) еще больше от них отделились. 20 с лишним лет общинку батюшки Серафима лихорадило, она страдала от вмешательства о. Иоасафа, который имел большое влияние в Петербурге, при дворе. Саровская пустынь, послушником которой он изначально являлся, однозначно не одобряло деятельности Толстошеева, Но это не помешало лжеученику батюшки Серафима сделать по выходе из пустыни блестящую духовную карьеру и даже иметь большое влияние в высших духовных кругах, ибо неугодные ему архиереи сменялись один за другим. Мало таких обителей, которые переживали бы такие потрясения, как обитель батюшки Серафима. Преподобный Серафим Саровский вел своих сирот тернистым путем в Царство Небесное.

И вот настало последнее ,самое тяжелое испытание для Елисаветы Ушаковой, которая должна была проявить такие качества характера как терпение, смирение, преданность воле Божией и своей обители. 18 мая 1860 года прибыл в Дивеевскую общину преосвященный Нектарий для учреждения монастыря. Он был заранее настроен против настоятельницы Ушаковой и хотел ее сменить. Оговорили Елисавету Алексеевну иеромонах Иоасаф и сестры обители ,которые его поддерживали. Преосвященный искренне считал, что  настоятельница виновна во всех нестроениях общины, а иеромонах Иоасаф является благодетелем обители. Владыка предложил Елисавете Алексеевне перейти настоятельницей в Давыдову пустынь. Она же стала умолять его оставить ее простой послушницей в обители старца Серафима ,в которую она поступила для спасения души, но только не выгонять из обители. Все просьбы Дивеевских сестер оставить им прежнюю настоятельницу  не дали результата. Наконец, прибегли к жребию, который был произведен с большими нарушениями. В результате этого настоятельницей была избрана Гликерия Занятова, ставленница иеромонаха Иоасафа. Гликерия имела некоторые добрые качества, но она полностью находилась под влиянием и руководством Толстошеева-это было чрезвычайно губительно для обители. Избрание новой настоятельницы сопровождалось сильным давлением на сестер и очень грубыми нарушениями. Здесь проявились высокие духовные качества будущей игуменьи Марии-она ни во что не вмешивалась, лишь молилась за обитель. А вот блаженные-Пелагея Ивановна Серебренникова(ныне прославленная в лике святых) и Параскева Милюкова(сестра схимонахини Марфы Дивеевской)- обличали Владыку в несправедливом решении, вели настоящую духовную войну с духами злобы.

При неправильном избрании Гликерии Занятовой присутствовал Николай Мотовилов, которого батюшка Серафим исцелил и которому заповедал быть питателем обители. Он и поехал в Троице -Сергиеву Лавру и смог доложить о нестроениях наместнику Лавры архимандриту  Антонию , которого преподобный Серафим благословил на назначение в Лавру, и при прощании просил не оставлять сирот Дивеевских. Когда к нему приехал Мотовилов и рассказал о происходящем в Дивеево, архимандрит Антоний вспомнил слова старца. Он доложил о сем  митрополиту Московскому Филарету, а тот, в свою очередь, во время обеда с Царской Семьей смог поведать о столь необычном деле Императору Александру Второму, который тоже усомнился в верности принятого решения. Была назначена комиссия, которая признала, что деятельность отца Иоасафа не содействует миру в дивеевской обители и к духовному устроению сестер, а избрание Гликерии Занятовой было признано  неправильным и Елисавета Алексеевна была восстановлена в правах наместницы общины. В 1862 году она была пострижена в монашество с именем Мария и возведена в сан игумении. Три главных  сторонницы о. Иосафа были высланы из обители. В Дивеевском монастыре наступил долгожданный мир. Так и сбылось пророчество преподобного Серафима о том, что полностью монастырь устроится лишь при двенадцатой начальнице и фамилия ее будет Ушакова.

А Господь по молитвам батюшки Серафима сжалился и над виновниками смуты. Они, при содействии преосвященного Нектария, в имении дочери генерал-майора Елисаветы Алексеевны Копьевой стали основателями новой обители Серафимо-Понетаевской. В 1885 году они были утешены чудотворениями от местной монастырской иконы  Божией Матери « Знамение».

В  Дивеевской же обители установился долгожданный мир-42 года  игумения Мария управляла монастырем. Время ее настоятельства- это время расцвета четвертого удела Божией Матери. Во всех своих делах  она старалась поступать по заветам преподобного Серафима и ничего не делала без совета с блаженными старицами-сначала с Пелагеей, а потом с Параскевой. При ней же был прославлен и сам преподобный Серафим. И тогда Саров и Дивеево посетила Царская Семья. Через год после прославления преподобного Серафима у Царской четы родился долгожданный наследник-Цесаревич Алексей Николаевич. А меньше, чем через месяц после этого знаменательного события многострадальная игуменья Мария мирно отошла ко Господу. Она была для сестер матерью, которая заботилась прежде всего о спасении их душ. Дивная Дивеевская обитель основана была  на твердом духовном фундаменте: сестры  переживали нищету, лишения, несправедливости, притеснения, но все эти скорби возвышали их дух, очищали их для Царствия Небесного.  Дивеевская смута, закончившаяся благодаря вмешательству святителя Филарета и других духовных лиц, показала, что в обители батюшки Серафима правит сама Царица Небесная,  и что и сестры и начальницы должны исполнять заповеди Божии и заветы старца Серафима, не забывая, для чего они пришли в обитель. В последнее время в духовной литературе делались попытки оправдать участников смуты, поставить под сомнение те факты, которые  излагаются в Дивеевской летописи, но подобные попытки не выдерживают никакой критики.  Блаженные старицы стояли полностью на стороне  игумении Марии, которая исполняла заветы преподобного Серафима. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря была написана священномучеником Серафимом(Чичаговым), положить конец смуте помог  святитель Филарет Московский, также ныне прославленный в лике святых. В святых небесных обителях почивает и одна из главных обличительниц смуты-блаженная Пелагея Ивановна.   Три высланные из обители сестры, среди которых была Гликерия Занятова, раскаялись в своих неправых действиях и основали другую обитель. Они любили преподобного Серафима, но у них не было той духовной мудрости и смирения, которыми обладали игумения Мария и серафимовы сироты(сестры, пришедшие в обитель при жизни батюшки Серафима и свято хранившие все его заветы). Не наше дело судить  участников дивеевской смуты, тем более что Господь и старец Серафим простили их и дали возможность послужить Богу, пусть и в другом месте.

После многолетних трудов игумения Мария отошла ко Господу, которого возлюбила всем сердцем. Матушка Мария не прославлена в лике святых, но, думается, ее жизнь является тем краеугольным камнем, который положен крепким основанием в фундамент здания Серафимо-Дивеевского монастыря. Камнем терпения, смирения, всецелой преданности Богу и любви к преподобному Серафиму и его обители. И каждый год 1 сентября по новому стилю, когда у школьников начинается новый учебный год,  дивеевские сестры чтут память своей матушки-игумении Марии.  В день ее преставления в монастыре совершается заупокойная литургия и панихида.  Будем же и мы молиться за упокой души игуменьи Марии, а она помянет нас у престола Царя Небесного.

Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея, Нефтекамской епархии, Уфимской митрополии


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Юшечка : Понетаевский монастырь-грустный памятник своеволию
2018-09-19 в 16:47

Однажды( в 1997 году) мне довелось побывать в бывшем Понетаевском монастыре. Здания монастыря почти все сохранились, но в его помещениях была размещена психиатрическая больница для женщин. Очень тяжелое и унылое впечатление осталось от этого посещения. В алтарях храмов располагались спальни душевнобольных людей. В статье хорошо описывается история появления этого монастыря. Его основали те монахини, которые воспротивились заветам батюшки Серафима Саровского и во всем подчинялись своевольному лжеученику батюшки Толстошееву. И когда я увидела современное состояние, то вспомнила, что преп. Елена Мантурова видела будущую участь непослушных и своевольных дивеевских сестер: она видела их очень больными и унылыми, качающимися на своих кроватках из стороны в сторону. Именно такое же впечатление произвели на меня больные женщины в бывшем Понетаевском монастыре
1. Юшечка : Re: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь»
2018-09-19 в 16:19

Игуменья Мария, действительно, потрясающая личность. Она как бы стоит в тени тех дивеевских подвижниц, которые прославлены нашей Церковью. Но без нее Дивеева бы не было. Она явила собой дух послушания и любви. Ее преданность заветам батюшки Серафима и полное доверие Божьему Промыслу сотворило чудо, которые мы называем дивеевским духом

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме