17 мгновений весны. Реальных и вымышленных. К 45-летию легендарной киноленты 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

17 мгновений весны. Реальных и вымышленных

Сергей  Холодов, Русская народная линия

07.08.2018


К 45-летию легендарной киноленты …

 

11 августа 1973 года по первому каналу Центрального телевидения начался показ 12-серийной телеэпопеи «17 мгновений весны». С тех пор вот уже на протяжении 45 лет эта лента считается одним из лучших отечественных фильмов о работе советской разведки. Напомним вкратце сюжет картины.

Февраль 1945 года. Советскому командованию становится известно о попытках немцев заключить сепаратный мир с западными державами. Резиденту военной разведки в Берлине полковнику Максиму Исаеву поступает приказ из Центра: выяснить, кто именно из фашистских бонз затеял эту игру, и по возможности сорвать переговоры. Полковник Исаев блестяще справился с заданием. Начавшиеся переговоры между Карлом Вольфом и Алленом Даллесом в Берне закончились ничем, сепаратный мир так и не был заключен.

Сюжет телефильма основан на реальных исторических фактах. В конце войны фрицы действительно предпринимали шаги по заключению сепаратного мира с западными странами. И тайные переговоры между представителями американских спецслужб и Карлом Вольфом действительно имели место. Правда, инициатором переговоров был сам фюрер, а не Гиммлер, как это показано в телефильме. И проходили они не в Берне, а в Цюрихе. Но в остальном исторический контекст показан верно. Так что, операция американских спецслужб под названием «Санрайз» (или «Кроссворд», как ее называли англичане) по зондированию возможности сепаратного мира с немцами действительно проводилась и могла в случае успеха существенно повлиять на ход мировой истории.

 

Надо отметить, что наши союзники по антигитлеровской коалиции вообще вели себя довольно подло: сначала тянули с открытием второго фронта в Европе, а затем, под занавес войны, затеяли тайные переговоры с нацистами. И лишь после того как факт сепаратных переговоров стал известен советской стороне и Сталин в жесткой форме потребовал от Рузвельта объяснений, американцы отказались от дальнейших контактов с немцами за спиной Советского Союза.

Теперь о реалиях фашистской Германии образца 1945 года и, прежде всего, о работе германской полиции и спецслужб. В телефильме фигурируют только две организации - гестапо и политическая разведка. Однако и гестапо (тайная государственная полиция), и разведка были всего лишь частью гигантского механизма под названием РСХА, или Главного управления имперской безопасности. Руководил этой мощной структурой сначала Рейнхард Гейдрих, а после его смерти - Эрнст Кальтенбруннер. Начальник РСХА подчинялся непосредственно рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, который  считался шефом всех полицейских сил Германии.

В состав РСХА на правах структурных подразделений входили следственная часть, группа помощников, представительство РСХА при Международной уголовно-полицейской комиссии, инспекция школ полиции безопасности и СД, а также семь управлений. 1-е управление занималось кадрами, 2-е - финансами и хозяйством, 3-е - изучением внутриполитической ситуации в Германии. 4-е управление - это всем известное гестапо,  5-е управление - криминальная полиция (крипо), 6-е - политическая разведка и 7-е - изучение враждебных идеологий. Летом 1944 года в структуре РСХА появилось 8-е управление, созданное на базе расформированного Абвера (военная разведка).

В фильме «17 мгновений весны» центральный аппарат РСХА располагался в одном громадном здании в центре Берлина. Это не совсем так. Действительно, основные службы РСХА, в том числе гестапо, в течение нескольких лет занимали Дворец принца Альбрехта на улице Принц-Альбрехтштрассе, 8. Однако в начале февраля 1945 года во время массированных воздушных налетов на Берлин здание Главного управления было сильно разрушено. Особенно пострадали помещения, где размещалось гестапо. Поэтому уже в феврале Мюллер переехал со своим аппаратом сначала в здание на Ванзее (район на окраине Берлина), а затем - на Курфюрстенштрассе, 115, в район Тиргартена. Так что, в тот период, о котором идет речь в фильме (весна 1945 года) Мюллер и Шелленберг вряд ли могли запросто встречаться в коридорах РСХА. Шефы двух конкурирующих управлений могли лишь общаться друг с другом по телефону. По этой же причине и Штирлиц, который, как известно, служил в разведке, никак не мог, выйдя из своего кабинета, увидеть, как в кабинет к Рольфу заносят найденный у русской «пианистки» передатчик.

Кстати, под зданием на Курфюрстенштрассе располагался огромный бункер, который считался таким же безопасным, как и бункер самого фюрера. Из этого подземного сооружения вели тайные ходы в различные районы Берлина. Не исключено, что именно этими потайными туннелями и воспользовался Мюллер в начале мая 1945 года, когда бесследно исчез из города.

Эффектная черная форма, в которой щеголяют на протяжении всего фильма сотрудники РСХА, - это парадная одежда членов СС - элитной организации Третьего рейха, в которую входило и Главное управление имперской безопасности. Такие мундиры надевали достаточно редко и только по случаю каких-либо торжеств. В повседневной жизни сотрудники РСХА носили форму серого цвета. Именно в таких мундирах и запечатлены офицеры и генералы РСХА на кадрах кино- и фотохроники. А в 1944 году парадную черную форму вообще отменили: к тому времени нацистам стало не до праздников и торжеств.

Служебные характеристики сотрудников РСХА, которые читает за кадром Ефим Капелян, - не более чем фантазия Юлиана Семенова. Досье на каждого сотрудника, разумеется, существовали: в структуре СС сбором подобной информации занималась специальная организация -  Главное управление по расовым и миграционным вопросам. Именно сотрудники этого управления зорко следили за расовой чистотой партийных рядов. Чтобы стать членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и работать в ее структурах, например, в СС или СД, любой гражданин Германии был обязан доказать свое арийское происхождение, документально засвидетельствованное с 1800 года. Поэтому фразы из служебных характеристик типа «истинный ариец, характер нордический» хоть и эффектны, но лишены всякого смысла: неарийцев в СС просто не было и быть не могло. Конечно, под занавес войны в связи с острой нехваткой кадров на службу в войска СС начали принимать людей других национальностей, но в 1930-ых годах это было исключено: неарийское происхождение человека наглухо закрывало ему дверь в любые мало-мальски серьезные нацистские организации, и уж тем более - в РСХА.  

Теперь о главных действующих лицах телефильма. Образ Максима Исаева - собирательный: конкретного человека с такой фамилией и биографией не существовало. Известно, что еще с довоенных времен в Германии, а также в соседних странах - Франции и Бельгии - работала довольно разветвленная сеть советских агентов. В историю они вошли как «Красная капелла». Это несколько странное название объясняется достаточно просто. Дело в том, что на профессиональном жаргоне контрразведчиков радист, передающий сообщения, называется пианистом. Таких «пианистов» в Германии в начале 1940-ых было немало. В общей сложности на Москву работали десятки автономных групп, регулярно выходивших в эфир. В итоге получился целый «оркестр», или капелла, как говорили немцы. Отсюда и название. Большинство членов антифашистского подполья, работавшего на Москву (свыше ста человек), были арестованы гестапо в 1942-1943 годах и погибли. До весны 1945-го дожили единицы.

Что же касается офицеров Главного управления имперской безопасности, фигурирующих в фильме, большинство из них - реальные исторические персонажи. Причем, авторы фильма явно старались максимально передать не только внешнее сходство, но и черты характера этих людей. Правда, получалось это не всегда. Так, группенфюрер СС Генрих Мюллер, по описаниям современников, был невысокого роста, коренастый человек с тонкими сжатыми губами и карими глазами, которые постоянно смотрели на собеседника. Мюллер буквально дырявил человека взглядом и, по мнению многих, вызывал одним своим видом какой-то бессознательный страх. Картину усугубляли большие руки с толстыми, узловатыми пальцами. Говорил Мюллер немного, предпочитал сдержанную манеру общения, почти никогда не улыбался и редко пускался в откровения. Киношный Мюллер в исполнении Леонида Броневого производит несколько иное впечатление.

Довольно нелепо звучит и фраза из служебной характеристики Мюллера: «отличный семьянин». Будущий шеф гестапо женился еще в середине 1920-ых годов на скромной девушке из католической семьи - Софии Дишнер. Несмотря на рождение двух детей, отношения между Генрихом и Софией безоблачными не назовешь. Достаточно сказать, что когда в 1934 году Мюллер переехал из Мюнхена в Берлин, его семья осталась в Баварии. Несколько лет Мюллер жил один и активно крутил роман со своей секретаршей Барбарой. И только в конце 1930-ых Мюллер перевез семейство к себе в Берлин, что, впрочем, не помешало ему завести очередную любовницу - даму по имени Анна. С ней Мюллер ездил в отпуск, они строили планы на будущее. Анна оставалась рядом с Генрихом буквально до последних дней Третьего рейха. Так что понятия «Мюллер» и «отличный семьянин» вряд ли можно считать синонимами.   

Генрих Мюллер никогда не был убежденным национал-социалистом. Его жизненное кредо можно сформулировать коротко и ясно: абсолютный приоритет государственных интересов над личными. Иначе говоря, шеф гестапо был ярым государственником и, если бы в 1933 году в Германии победили коммунисты и провозгласили бы курс на строительство крепкого государства, он служил бы им верой и правдой так же, как служил нацистам. Мюллер и в нацистскую партию вступил только в 1939 году и лишь для того, чтобы продолжить карьеру в полиции. Так что пламенная речь киношного Мюллера перед Штирлицем, когда он восхваляет национал-социализм, есть не более чем фантазия сценаристов.

В этой же сцене промелькнула еще одна неточность. Задавая вопрос Штирлицу о том, сколько лет ему будет в 1965 году, Мюллер, не дождавшись ответа, заявляет, что «под семьдесят», и тут же сетует на то, что ему самому будет «под восемьдесят». Между тем, реальному Мюллеру в марте 1945-го нет еще и 45 лет: он родился 28 апреля 1900 года. Нетрудно подсчитать, сколько на самом деле лет исполнится шефу гестапо в 1965-м. Уж никак не «под восемьдесят».

Известно также, что Мюллер проявлял откровенные симпатии к коммунистическому движению и Советскому Союзу. Вальтер Шелленберг вспоминал, что однажды, в 1943 году, Мюллер, выпив немножко вина (что бывало с ним нечасто), вдруг разоткровенничался и начал рассуждать в том духе, что и у Сталина есть чему поучиться. Неудивительно, что у многих, кто лично знал Мюллера, сложилось устойчивое мнение о том, что шеф гестапо поддерживал тесные отношения с советской разведкой и явно готовил себе запасной плацдарм на случай крушения Третьего рейха. И когда Мюллер исчез из окруженного Берлина, многие решили, что шеф тайной полиции переметнулся к русским. А кое-кто уверял, что после войны даже видел Мюллера в Москве. Впрочем, послевоенная судьба Генриха Мюллера, так же, как и его кумира Мартина Бормана, до сих пор остается одной из неразгаданных тайн нацистской Германии. 

А вот с Шелленбергом получилось почти стопроцентное попадание в образ. На экране глава 6-го управления РСХА - весьма обаятельный тип с интеллигентными манерами и привлекательными чертами лица. Реальный Шелленберг действительно отличался безупречными манерами и слыл красавчиком, хотя бы потому что был одним из самых молодых руководителей в нацистской Германии. Весной 1945 года, когда происходят показанные в фильме события, Вальтеру едва исполнилось 35 лет. В отличие от Мюллера, который всю жизнь упорно делал себе карьеру, поднимаясь по служебной лестнице, Шелленберг стремительно вознесся к вершинам власти и уже в 1941 году, в возрасте 30 лет, получил генеральские погоны и занял кресло шефа одного из ключевых управлений РСХА.

Это обстоятельство, кстати, всегда задевало самолюбие Мюллера. Он не скрывал, что Шелленберг - человек не его круга, и всячески противопоставлял свое рабоче-крестьянское происхождение аристократизму Вальтера. Об этом вспоминал после войны сам Шелленберг, этот момент обыгрывается и в фильме.

Ближайший помощник Мюллера - Кристиан Шольц - реальный персонаж. Как и Мюллер, Шольц - типичный немецкий служака, пришедший работать в баварскую полицию еще в начале 1930-ых годов. Очевидно, там и состоялось их знакомство, и с тех пор Мюллер тащил Шольца за собой по карьерной лестнице. Неудивительно, что когда Генрих перебрался в Берлин и занял пост шефа гестапо, Кристиан тоже переехал в здание на Принц-Альбрехтштрассе. Шольц был единственным человеком, который находился рядом с Мюллером до самого конца, даже жил вместе с шефом гестапо в его частном доме в пригороде Берлина Ланквитце.

Однако при всем этом Шольц никогда не занимал должность помощника Мюллера, как это показано в фильме. Официально адъютантом Мюллера был оберштурмфюрер СС Альберт Духштейн. А Кристиан Шольц считался в РСХА большим специалистом в области радиоигр и прослушивания телефонных разговоров. Но поскольку отношения между Мюллером и его адъютантом Духштейном не отличались большой доверительностью, не исключено, что шеф 4-го управления иногда привлекал своего старого друга Шольца для исполнения каких-либо деликатных поручений. Судьба Шольца после войны, так же как и судьба его шефа, неизвестна. Кстати, киношный Шольц носит петлицы штандартенфюрера СС (то есть полковника), в то время как настоящий Шольц служил в гестапо в чине штурмбанфюрера, что соответствовало званию майора.

Обергруппенфюрер СС (генерал-полковник в переводе на общевоинские звания) Эрнст Кальтенбруннер возглавил РСХА в 1942 году после гибели Гейдриха. С Мюллером Кальтенбруннера связывали весьма теплые отношения. Это обстоятельство, кстати, неважно отразилось на дальнейшей карьере шефа гестапо: с 1942 года его ни разу не повышали в звании и не награждали. Причина банальна: Кальтенбруннера недолюбливал Генрих Гиммлер, и эта неприязнь распространялась на всех, кого считали людьми Кальтенбруннера. В фильме все эти подковерные интрижки показаны достаточно правдиво.

Еще один реальный персонаж - Карл Вольф, обергруппенфюрер СС, начальник штаба СС, ближайший сподвижник самого Гиммлера. Именно ему рейсфюрер и поручил деликатную миссию - прозондировать возможность заключения сепаратного мира с англосаксами. В телефильме роль Вольфа исполняет Василий Лановой. Именно Карл Вольф встречался в нейтральной Швейцарии с резидентом американской разведки в Европе Алленом Даллесом. Эти реальные эпизоды Второй мировой войны достаточно правдоподобно показаны в фильме.

 В целом благодаря фильму, у многих сложилось впечатление о нацистской Германии как о безупречно работавшем государстве, идеально отлаженном и не дававшем сбоев. Это верно лишь отчасти. Несмотря на существование колоссального аппарата принуждения и террора, нацисты так и не смогли добиться абсолютного повиновения не только на оккупированных территориях, но и в самой Германии. И бесконечная череда покушений на Гитлера - тому свидетельство. Сам Мюллер с горечью говорил об этом под занавес войны в одной из бесед с Шелленбергом. По его словам, он искренне завидует Сталину и коммунистам, которые сумели в конце 1930-ых годов провести серьезную чистку государственного и партийного аппарата и тем самым укрепили обороноспособность страны. Гитлер и его окружение, напротив, проявили в этих вопросах непростительную мягкость, особенно когда речь шла о высшем военном руководстве. В результате под маховик террора зачастую попадали мелкие сошки и случайные люди, огромный аппарат РСХА работал, по сути, вхолостую. Так, после покушения на фюрера в июне 1944 года гестапо арестовало около 7 тысяч человек по всей Германии. Причем, многие из арестованных не только не участвовали в заговоре, но даже не подозревали о его существовании.  

Разумеется, в фильме «17 мгновений весны» все эти вопросы остаются за кадром. На первый план выходит внешняя сторона: эффектная униформа, красивая символика, безупречная выправка солдат и офицеров, звучные звания и должности. Однако за всем этим глянцем скрывалась низкая эффективность фашистских спецслужб. И это стало одной из причин глубинной слабости нацистского режима, его обреченности на поражение, каким бы эффектным он ни казался стороннему наблюдателю.

Есть в фильме довольно много типично киношных ляпов и логических неувязок. Например, в последней серии картины в сцене, где спасенная Штирлицем радистка Кэт собирается отправиться в Париж из Берна, на вагоне поезда то и дело мелькает надпись на русском языке: «тара 58 т». Тюремный «воронок», приехавший на аэродром за изменником Вольфом, почему-то смахивает на изделие Ульяновского автозавода - фургон УАЗ-451, который начали серийно выпускать лишь в  1961 году.

Удивителен также эпизод в начале картины, где Штирлиц рисует карикатуры на высших нацистских руководителей. Судя по сочному и яркому штриху, это фломастер, простое перо или карандаш такой линии на бумаге не оставляют. Вопрос: откуда у советского разведчика фломастер, если он впервые появился на Западе лишь в начале 1960-ых? В годы войны даже обычная шариковая ручка еще не вошла в массовый обиход. Вспомните, чем пишет свой рапорт Мюллеру Айсман или пастор Шлаг - телеграмму в почтовом отделении в Швейцарии? Простым пером, обмакивая его в чернильницу. Да и тот же Штирлиц у себя в рабочем кабинете пользуется точно таким же пером, когда сочиняет письмо на имя рейхсфюрера. А вот дома он почему-то рисует исключительно фломастером, о существовании которого никто в мире в те годы даже не догадывался.

Немало неточностей допущено и в многочисленных отступлениях, которые проникновенно читает за кадром Ефим Капелян. Так, например, в «информации к размышлению» о личности Гиммлера говорится о том, что он начинал свою карьеру под руководством Штрассера, но затем лично участвовал в расстреле своего учителя, когда тот поссорился с Гитлером. При этом в «информации» не уточняется, о каком именно Штрассере идет речь. А их было двое: братья  Грегор и Отто. Грегор Штрассер действительно погиб во время расправы над штурмовиками Эрнста Рема летом 1934 года. Тогда было убито свыше тысячи человек, в том числе и те, кто не имел никакого отношения к штурмовым отрядам. Грегор - из их числа. Правда, принимал ли участие в убийстве Грегора будущий рейхсфюрер СС - неизвестно. Грегор был арестован и погиб при невыясненных обстоятельствах в тюремной камере. Что касается его брата, Отто Штрассер благополучно пережил многих своих коллег по национал-социализму и скончался в 1974 году, когда ему было «под восемьдесят», как выражался киношный Мюллер.

Один из главных идеологов и основоположников национал-социализма, Отто Штрассер действительно разошелся с Гитлером по ряду принципиальных вопросов, а потому был вынужден эмигрировать из Германии в начале 1930-ых годов. В частности, Штрассер предлагал национализировать всю крупную немецкую промышленность и банки, ссылаясь на опыт Советского Союза. Гитлер, которого, как известно, финансировали как раз эти самые крупные немецкие промышленники, разумеется, не рискнул трогать частный капитал. Более того, в Третьем рейхе германские магнаты, в том числе и негерманского происхождения, чувствовали себя превосходно и делали гигантские состояния на военных заказах и использовании дешевой рабочей силы. Находясь в эмиграции, Штрассер продолжал критиковать гитлеровский режим, в том числе его ярко выраженный милитаристский характер. А потому имя Отто Штрассера было вычеркнуто из официальной истории национал-социализма, а многие его сторонники сгинули в концлагерях.

Достаточно нелепо, хотя и весьма трогательно, выглядит сцена свидания Штирлица с женой. Совершенно непонятно, зачем понадобилось устраивать свидание в кабаке, на глазах у многих людей, чтобы просто сидеть и смотреть друг на друга. Неужели для этой цели нельзя было снять гостиничный номер или использовать какую-нибудь конспиративную квартиру, коих немало в распоряжении любого разведчика?

И вообще вопрос о семье штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица обойден в картине стороной. А между тем, сделать карьеру в Третьем рейхе неженатому человеку было почти невозможно. Недаром почти во всех характеристиках, которые нам зачитывает Ефим Капелян, фигурирует фраза «отличный семьянин». Таково было одно из непременных условий членства в СС и работы в аппарате РСХА. И только Штирлиц, дослужившись до полковника и будучи на хорошем счету у руководства, почему-то так и не связал себя священными узами брака. И ни у кого из нацистских руководителей, призванных следить за чистотой арийской крови и моральным обликом членов НСДАП, этот факт не вызвал подозрений.

Наконец, совершенно непонятно, почему все-таки мгновений было семнадцать. Если за одно весеннее мгновение принимать серию, тогда в телефильме их должно быть семнадцать, а не двенадцать. Если под мгновением имеется в виду один день весны 1945-го, тогда непонятно, почему повествование в фильме начинается с 12 февраля, а заканчивается 24 марта, то есть охватывается временной период почти полтора месяца, из которых 17 дней - зимние, а не весенние. Ну а количество мизансцен, каждую из которых можно трактовать как мгновение, и вовсе исчисляется сотнями. В общем, название красивое, романтичное, но абсолютно нелогичное. Что, впрочем, нисколько не умаляет достоинства самой киноленты.

Сергей ХОЛОДОВ, историк, член Попечительского совета Войсковой Православной Миссии

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Писарь : "Люди будьте бдительны".
2018-08-12 в 12:51

Уважаемый Сергей Холодов.

Речь Мюллера,в момент вербовки Штирлица, одно из центральных мест в картине и не важно говорил это Мюллер или нет.

Важно что сказал.
"...когда повсюду сотни тысяч интеллектуалов поймут что нет в Мире иного пути кроме национал-социализма...".

Однако,это речь философа,но не полицейского,который в другом месте поучает КАК полицейский должен излагать свои мысли.

Противоречие, в принципе несовместимое,но это в образе на экране,иначе говоря-два взаимоисключающих подхода к фактам в одном человеке,можно конечно отнести к "полицейским хитростям",если бы не разница в обстоятельствах.

А как в романе?
" ...нет иного ПУТИ К МИРУ,кроме национа-социализма".

Уже точнее,если вспомнить о том,что Гитлер,только о мире твердил...
...но смердит отъявленной демагогией.
Образ Мюллера,что угодно,только не образ законченного демагога.

Так что на самом деле сказал Мюллер и о чем не сказал Ю.Семенов?

"...НЕТ ИНОГО ПУТИ К КЛАССОВОМУ МИРУ" кроме национал-социализма...".

Что мы нынче и наблюдаем на Украине,в полном соответствии с "пророчеством" министра Краузе(прототип-канцлер Брюннинг,позже-бывший премьер-министр Азаров).

В целом,если повнимательней присмотрется к духу кино,снятого в 60-е исподволь протаскивается эта мысль- "классового мира"...
возможности договориться,не с нацистами,нет,но с теми,с кем их громили,за чужой счет,установивив "классовый мир",сохранив при этом и Капитал и Союз и Советскую Власть и те преимущества,что они давали,власть в Союзе предержащим.

Это иллюзия.
Именно об этом и в том числе,говорит Мюллер,полицейский,человек привыкший излагать так:"он пришел,они встретились,она передала...".

...кино талантливого,но от этого вдвойне опасного,где,как в фильме "Щит и Меч", резидент совестской разведки запросто сотрудничает с человеком,подписавшим ВСЕ БУМАГИ В ГЕСТАПО.

Можно еще долго и подробно говорить на эту тему,пока же кажется необходимым донести простую мысль-было сделано достаточно,чтобы люди перестали воспринимать фашизм как смертельную угрозу всему человечеству,
начиная с речи маршала Жукова на параде Победы,где он говорит о разгроме "германского империализма",как будто Бисмарк,кайзер Вильгельм и Гитлер это одно и то же.
2. Советский недобиток : Re: 17 мгновений весны. Реальных и вымышленных
2018-08-11 в 20:46

И вообще вопрос о семье штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица обойден в картине стороной. А между тем, сделать карьеру в Третьем рейхе неженатому человеку было почти невозможно. Недаром почти во всех характеристиках, которые нам зачитывает Ефим Капелян, фигурирует фраза «отличный семьянин». Таково было одно из непременных условий членства в СС и работы в аппарате РСХА. И только Штирлиц, дослужившись до полковника и будучи на хорошем счету у руководства, почему-то так и не связал себя священными узами брака. И ни у кого из нацистских руководителей, призванных следить за чистотой арийской крови и моральным обликом членов НСДАП, этот факт не вызвал подозрений.


В Рейхе знали, что Штирлиц имеет жену в Москве.
1. Павел Тихомиров : 17 эпизодов романа, а не 17 серий телефильма
2018-08-07 в 15:55

В сети нашёл вот, какое объяснение:
1. В одной из серий звучит песня Марики Каролины Рёкк "Семнадцать мгновений апреля" ("Siebzehn Augenblicke im April"), когда Штирлиц возвращается в Берлин после сна возле моста (знаменитый двадцатиминутный сон; Штирлиц потом ещё из машины вышел и на траве сидел). Марика Рёкк также снималась в главной роли в ненавидимой Штирлицем цветной музыкальной кинокомедии 1944 года "Женщина моих грёз" ("Die Frau meiner Traume"), которую он смотрел шесть раз.
Роман, якобы, собирались так и назвать: «17 мгновений Апреля», но вышла нестыковка – апреля там не было по сюжету, поэтому мгновения апреля заменили мгновениями весны.
2. Роман разбит на семнадцать частей, отделённых друг от друга хронологическими точками, в фильме показанными датой и временем действия на чёрном фоне. Название не привязано к количеству серий, но привязано к эпизодам.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме