Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Апология образа Императора Николая Александровича

Василий  Бойко-Великий, Русская народная линия

100-летие Царской Голгофы / 10.07.2018


К 150-летию со дня рождения Государя и 100-летию мученической кончины Царской Семьи. Часть 2 …

 

Часть 1

XIV

 

Царь любил свою Армию и Флот, заботился о них. С юных лет он чувствовал в себе склонность к военной службе и считал себя военным. Его обучение как военного включало не только получение серьезных теоретических знаний в областях различных военных наук, но и в течение нескольких лет - военную офицерскую службу в пехоте, коннице и артиллерии. По окончании многолетнего серьезного и разнообразного курса военной подготовки Цесаревичу Николаю Александровичу ещё при жизни его Державного Отца было присвоено звание гвардейского полковника и вплоть до восшествия на престол он был батальонным командиром Лейб-гвардии Преображенского полка. По Табели о рангах Его звание соответствовало чину генерал-майора в Армии. По личной скромности это не очень высокое воинское звание для Главы величайшей Империи он сохранил до конца своей жизни в память о рано ушедшем Царственном Отце, но в течение последующей жизни Император, обладавший глубоким и острым умом и масштабным мышлением, наращивал свои военные знания и полководческое умение.

Срок службы в армии при Царе Николае II был сокращен до двух лет, а во флоте - до пяти лет.

Император был внимателен к нуждам солдат и офицеров своей армии, при любой возможности лично проверял их обмундирование, питание, условия жизни. Известен случай, когда Император лично испытывал в Крыму новое пехотное солдатское обмундирование и походное снаряжение в 14-верстном походе, после которого признал его подходящим для солдат.

В полной мере качества Императора как полководца были открыты во время Первой Мировой войны, развязанной Германией.

Российские войска своим мощным наступлением в 1914 году смогли спасти Париж и предотвратить разгром Франции, и хотя за этим последовало отступление, за первые 2,5 года Первой Мировой войны немцам в ходе ожесточенных сражений удалось дойти лишь до предместий Риги, взять Варшаву, Брест и Вильно.

С того момента, как Главнокомандующим стал Государь Император (то есть с августа 1915 года), Русская армия не только перестала отступать, но и, впервые за годы Мировой войны, смогла перейти от позиционной войны к наступательной.

Против взятия на себя обязанностей Верховного Главнокомандующего Царем вместо Великого Князя Николая Николаевича выступило Царское правительство, высшее военное командование, поддержанное ближайшими родственниками Царя и «общественным мнением». Но Император настоял на своем, и это дало благие плоды.

В результате знаменитого наступления Юго-Западного фронта, известного как Брусиловский прорыв, хотя его уместнее называть Луцким или Императорским прорывом, было освобождено 25 тысяч квадратных километров потерянной в 1915 году территории.

За этими успехами стояли организаторские качества и подвижнический труд Верховного Главнокомандующего - Государя Императора Николая Второго. Как сказал генерал Николай Александрович Лохвицкий, «...девять лет понадобилось [Царю] Петру [Алексеевичу], чтобы Нарвских побежденных обратить в Полтавских победителей... [Император] Николай Второй сделал ту же великую работу за полтора года».

Именно Россия в Великой войне 1914-1917 годов сломала хребет сильнейшей армии мира - армии Второго Рейха. Руководитель германского Полевого Генерального штаба, известный генерал Эрих Людендорф писал о положении Германской армии к началу 1917 года: «Наше положение было чрезвычайно тяжело и выхода из него почти не было... Наше поражение казалось неминуемым».

К февралю 1917 года русская армия заняла часть территории Австро-Венгерской и Османской империй, в том числе района городов Черновцы и Станислав, а также Арзрум и всю турецкую Западную Армению.

Число воинских потерь за 2,5 года войны составило около 600 тысяч человек, в то время как за годы гражданской войны, продолжавшейся немногим больше, погибли миллионы людей, а общие потери с учетом массовых эпидемий и голода приблизились к 10 миллионам человек.

Под Верховным главнокомандованием Императора Русская армия неизбежно одержала бы выдающуюся в своей истории победу в Первой Мировой войне, если бы не февральский клятвопреступный бунт. Уже в 1917 году русская армия должна была разгромить австро-венгерскую армию, отвоевать у османов проливы Босфор и Дарданеллы, полностью разгромить армию Османской Империи и на востоке дойти до Месопотамии и Святой Земли (Палестины). В такой ситуации Германия, лишенная ресурсов, неизбежно прекратила бы сопротивление. Подобное развитие событий не устраивало ни противников, ни «союзников» России по первой Мировой войне. Они усиленно готовили с обеих сторон разрушительную революцию в России. 

Советская, большевицкая Россия подписала 3 марта 1918 года позорное, предательское и грабительское Брестское соглашение с Германией, по которому Советская Россия выплатила колоссальную контрибуцию продовольствием и золотом и отдала треть своей европейской территории и населения.

Но верные Вере, Царю и Отечеству отдельные русские войска продолжали сражаться с Германией до последнего, до ноября 1918 года. Так, «Русский легион чести», сформированный во Франции из добровольцев русской Первой экспедиционной бригады, первым форсировал линию Гинденбурга и занял немецкий город Майнц в 1918 году. Среди его бойцов был и будущий маршал и министр обороны СССР Родион Малиновский, победитель фашистской Германии и милитаристской Японии в 1945 году.

По Версальскому договору (ст. 116 и 117) Россия была объявлена победительницей в Первой Мировой войне. Но это была не Советская Россия, так как большевицкое правительство было признано по Версальскому договору нелегитимным, а заключенное им Брестское соглашение было расторгнуто. По Соглашению, символично подписанному в королевской резиденции в Версале, победа принадлежала Царской России, Императору Николаю II, хотя к этому времени он уже отошел ко Господу. Именно Царская Россия вынесла основную тяжесть войны, поэтому именно она справедливо заслужила победу в этой Великой войне. Немецкие войска, оккупировавшие при большевиках часть европейской территории России, покинули ее территорию, а Россия получила права на контрибуцию и репарации от Германии. Предатели-большевики не смогли, да и не захотели воспользоваться этим правом.

 

XV

 

Император Николай Александрович успешно развивал на традиционной основе систему управления государством, заботился о расширении местного самоуправления, укреплял и расширял функции и полномочия земских и городских самоуправляемых учреждений, земских старост. Именно при Императоре Николае II в 1906 году была возрождена Государева Дума, получившая название Государственной Думы, действовал Государственный Совет. Политическая триада единодержавия, соборности и народоправства как принципов управления в Православной Монархии стала основой политического устроения страны.

В октябре 1905 года Царь своим Манифестом подтвердил неприкосновенность личности своих подданных и даровал им свободу слова, печати, собраний и союзов.

Другое дело, что многие представители высших слоев общества использовали эти свободы в своих корыстных целях, для уничтожения самой Православной Монархии. Государственная Дума, вместо того чтобы стать опорой Царю, в силу общего отступления народа от Бога и Его Помазанника породила, увы, революционеров-заговорщиков и недемократичное авторитарное масонское Временное правительство, которое вместе с Петроградским и другими советами рабочих и солдатских депутатов повело страну к краху и разрушению. Достаточно вспомнить только пресловутый «Приказ № 1» от 1 марта 1917 года, изданный Петросоветом и фактически поддержанный Временным правительством, который установил в армии немыслимую «демократию»: ввел выборы командиров, солдатских комитетов, подчинение этим комитетам вопросов выдачи оружия и использования военной техники.

 

XVI

 

Несмотря на революционный террор, с начала XX века развернутый во многом на деньги внешних врагов России, Царь умел малой кровью останавливать большую кровь. В период его Царствования за 23 года террористами было убито около 20 тысяч верных Государю высших чиновников, жандармов и полицейских. Среди них министр народного просвещения Николай Боголепов, руководитель правительства Петр Столыпин, министр Вячеслав Плеве, генерал Георгий Мин, Санкт-Петербургский градоначальник Владимир Федорович фон дер Лауниц и многие, многие другие. Во время революции 1905-1907 годов как исключительная мера для сдерживания кровопролития были введены военно-полевые суды. Были казнены около одной тысячи террористов, пойманных на месте преступления. В результате общее число казненных и убитых в перестрелках революционеров первой революции за 3 года не превысило 5 тыс. человек, которых в известной мере также можно считать жертвами революции. Многие из приговоренных к смерти были помилованы Царем и отправлены в тюрьму или ссылку. Для сравнения: только за одну неделю клятвопреступного бунта февраля 1917 года только в одном Петрограде мятежниками-бунтовщиками было убито более 3,5 тыс. полицейских, жандармов и офицеров. В 1918-1922 годах, в годы революционного красного террора, в течение одного дня в крупнейших городах России большевики-изуверы убивали многие тысячи и тысячи «заложников», невиновных людей.

 

XVII

 

Большевицкие россказни о «тюрьме народов» и о «царских застенках» вколачивались в головы не одного поколения советских школьников и порой повторяются и сегодня. В действительности необходимая для существования любого государства система исполнения наказаний в Царское время была весьма гуманной. Уголовники, виновные в тяжких преступлениях, отправлялись в тюрьмы и на каторгу, но у многих из них, желавших изменить жизнь, появлялась возможность получить реальную профессию, повысить уровень образования. Заключенные имели возможность общаться с семьями. Труд ссыльнокаторжан-уголовников использовался, например, при строительстве Амурской железной дороги, но общее количество работавших там каторжан не превышало 5 тыс. человек. О нормах питания на каторге писал Александр Солженицын: «...В ужаснейшем убийственном Акатуе в нерабочий день («на нарах») давали два с половиною фунта хлеба (кило!) и 32 золотника мяса - 133 грамма! В рабочий день - три фунта хлеба и 48 золотников (200 граммов) мяса - да не выше ли нашего фронтового армейского пайка?» На Сахалине (по свидетельству писателя Антона Чехова) работавшие на рудниках и строительстве дорог арестанты получали 1,6 кг хлеба, 400 г мяса, 250 г крупы в день.

Государственные преступники, приток которых в тюрьмы и ссылки увеличился после революции 1905 года, были «в привилегированном положении». К каторжным работам их не привлекали. Как правило, они жили в ссылке, имея возможность получать посылки и деньги из дома, имели определенную свободу передвижения, которой и пользовались. Максимально высокое количество заключенных, достигавшее 150-200 тысяч в годы после революции 1905-1907 годов, не может сравниться с миллионным ГУЛАГом (2,5-5 млн заключенных), который основали и развивали именно они - «борцы за свободу», «политзаключенные» Царского времени.

Лозунг большевиков «весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем - мы наш, мы новый мир построим» привел вовсе не к прекращению насилия человека над человеком, а к всеобщему тоталитарному насилию в отношении подавляющего большинства населения, невиданному в мире до утверждения социалистических тоталитарных режимов в России и большинстве стран «социалистического лагеря». Миллионы убитых, миллионы запертых в тюрьмах, лагерях, ссылках, процветание доносов и стукачества, жесточайшая цензура и жесткое ограничение свободомыслия, возможности доступа ко многим духовным сокровищам христианской цивилизации. Такого в Царской России никогда не было. В тюрьмах, на каторге и в ссылке содержалось несколько десятков тысяч, а не миллионы людей, как в Советской России.

Царская цензура действовала крайне ограниченно и в основном затрагивала бунтовщиков и сектантов, а в 1905 году была полностью отменена.

 

XVIII

 

Император Николай II первым из руководителей стран мира выступил за ограничение вооружений, разоружение и установление гуманных правил ведения современной войны. Именно по его инициативе в Гааге в 1899 году были приняты ряд Конвенций и Декларация об ограничении вооружений и применении гуманных средств ведения войны. Международные конвенции, принятые в Гааге по инициативе Государя, действовали во всех войнах и в XX и в XXI веках, благодаря чему миллионы и миллионы людей сохранили свои жизни. Сам Царь делал все, чтобы Россия не была втянута в какую-либо войну. Поэтому удалось избежать войны с Китаем, участия в Балканских и других войнах. И в Японской, и в Первой Мировой войне Россия была защищающейся стороной, а не нападающей, и Государь сделал все возможное, чтобы предотвратить эти войны.

Во время массового геноцида армян и греков, который был развязан в 1915 году в Османской империи масонским правительством младотурков, Кавказский фронт по приказу Царя был открыт для принятия турецких армян и всех спасающихся от геноцида. На русскую сторону перешли несколько сотен тысяч армян и греков, которым Россия дала пропитание и защиту. По инициативе Императора страны Антанты решительно осудили этот геноцид.

Большевицкое же правительство поступало наоборот. Владимир Ульянов (Ленин) установил тесные дружеские отношения с масонами-младотурками и в 1919 году, вскоре после захвата власти в России, пригласил Энвер-пашу, одного из главных виновников геноцида, на службу коммунистическому правительству.

Сами большевики во главе с Янкелем Свердловым, Львом Бронштейном (Троцким) и Владимиром Ульяновым (Лениным) были организаторами геноцида русского народа, отчасти переняв опыт младотурков. 

В 1918 году именно большевики открыли перед турками Кавказский фронт, что способствовало продолжению геноцида армян и всех христиан.

В 1920 году правительство Ленина - Троцкого признало масонское правительство Мустафы Кемаля (Ататюрка). Несмотря на голод и трудности в самой России, большевики оказали ему помощь вооружением, золотом, способствовали победе Ататюрка в Греко-Турецкой войне 1919-1922 годов, закончившейся массовым геноцидом и резней мирных христиан в Смирне (Измир) в 1922 году, когда погибло более 200 тысяч христиан. Наверное, поэтому на памятнике Ататюрку изображены Михаил Фрунзе и Климент Ворошилов, которые наряду с другими большевиками виновны в гибели миллионов невинных людей разных национальностей.

Государственная Дума Российской Федерации в 1995, 2005, 2015 годах признавала геноцид армянского народа 1915-1922 годов, но не принимала постановления о геноциде христиан - ни греков, ни русских, ни других народов Российской Империи.

 

XIX

 

«Царь наш праведной жизни» - говорил об Императоре Николае Александровиче святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Царская Семья - Император, Императрица, их дети: Наследник Цесаревич Алексей, Царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия - взаимной любовью, жертвенностью, верностью Богу и своему христианскому долгу явила собой образец христианской семьи, малой Церкви.

Цесаревич Николай Александрович полюбил принцессу Алису Гессенскую, свою будущую супругу, в юношеском возрасте и всем сердцем желал вступить с ней в брак, который несколько лет казался маловероятным как из-за геополитических причин, так и из-за того, что Принцесса была не готова принять православие, весьма серьезно относясь к своему протестантскому вероисповеданию. Наследник имел юношескую чисто платоническую привязанность к молодой балерине Матильде Кшесинской, с которой дружил около полутора лет (1892-1893), но прекратил личные встречи с ней, когда в начале 1894 года стала намечаться помолвка Наследника с Принцессой Алисой, согласившейся принять православие. Может показаться удивительным, но Матильда Кшесинская оказалась человеком более верным, преданным и понимающим Императора, чем иные даже близкие родственники Царской четы. Она с глубоким уважением относилась к Императрице и искренне плакала и сожалела о страданиях всей Царской Семьи. Вот что она писала, узнав о злодейском убийстве Григория Ефимовича Распутина-Нового, совершенном 16 декабря 1916 года: «Всю свою надежду на спасение сына Императрица возлагала только на него с того дня, когда наиболее выдающиеся светила медицины заявили о своем полном безсилии помочь Алексею Николаевичу. Убивая Распутина, убили у Императрицы последнюю ее надежду, и это самое жестокое и отвратительное в совершенном злодеянии». Действительно, наследственная гемофилия, которой страдал Наследник Престола Цесаревич Алексей, не поддавалась врачебному лечению, порою доктора были безсильны не только вылечить, но и облегчить страдания мальчика. Только молитва за него Божьего человека Григория Распутина-Нового, любившего Царя и всю Царскую Семью, в самых тяжелых случаях необъяснимо для врачей останавливала, облегчала болезнь Цесаревича Алексея, что было многократно зафиксировано независимыми врачами и близкими Царской Семьи. Григорий Распутин-Новый много раз говорил, что болезнь Наследника с годами будет слабеть и годам к шестнадцати совсем перестанет давать о себе знать. Действительно, после двенадцатилетнего возраста приступы уже не были такими серьезными и происходили реже, что давало надежду на исполнение всех слов Царского Друга, обладавшего не только молитвенным даром, но и Богом данным даром прозорливости.

Императрица, рожденная в 1872 году в Великом герцогстве Гессен, которое за год до того Пруссия силой лишила независимости в ходе учреждения Второй Германской империи, и потому воспитанная в Англии при дворе бабушки - королевы Виктории, приняв в 1894 году Православие, стала по духу истинно русской. С детьми она общалась только на русском языке, свободно читала и писала на церковно-славянском. Так же, как и Государь, она совершенно не могла пребывать в праздности, и даже во время болезни была занята или рукоделием, или серьезным чтением, к этому же были приучены и дочери. Государыня всю себя отдавала служению Царю и детям, исполняя при этом множество общественных обязанностей. Во время войны Императрица с Царевнами, подавая пример христианского милосердия и служения ближним, закончили курсы хирургических медсестер и трудились в госпиталях, ухаживая за ранеными и помогая при операциях наравне с профессиональными медсестрами. Наследник Цесаревич Алексей регулярно выезжал с отцом на фронт и стремился воодушевлять солдат. С детства мужественно перенося страдания, вызванные гемофилией, он, подобно Отцу, уповал на Бога и всеми силами стремился стать достойным правителем земли Русской. Многие знавшие Цесаревича Алексея отмечали его высокие нравственные качества: волю, ум, образованность, которые позволили бы ему в свое время стать достойнейшим Самодержцем Российским.

 

XX

 

Глава Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви - Господь наш Иисус Христос! Все основные вопросы в ней решаются соборно в Духе Святом. В то же время в соответствии с тысячелетней традицией, идущей еще от Равноапостольного Царя Константина и Святого Царя Юстиниана Великого, а в России - от Великого Князя Василия Васильевича, установившего автокефалию Русской Церкви, Царь Николай II возглавлял земную Российскую Православную Греко-Кафолическую[1] Церковь. В Основных законах Российской Империи (ст. 42, изд. 1832 г.) говорилось: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (...) В сем смысле Император в акте [Императора Павла I] о наследии Престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви».

«Василевсы, как и Патриархи, должны почитаться учителями в силу сообщаемого им помазания священным миром, - говорит известный церковный авторитет, Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон (XII-XIII вв.), опираясь на восточное каноническое учение о двуединой симфонии властей. - Отсюда происходит право благоверных Василевсов поучать христианский народ и, подобно архиереям, кадить в церкви. Сила и деятельность Василевсов простирается и на тело, и на душу подданных, тогда как патриарх есть только пастырь душ».

Патриарх Константинопольский Антоний (XIV в.), знаток византийского канонического права, писал Великому Князю Дмитрию Донскому: «Святой Царь занимает высокое место в Церкви <...> Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной; Цари собирали Вселенские соборы; они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей <...>И если, по Божию попущению, язычники окружили владения и земли Царя, все же до настоящего дня Царь получает то же самое поставление от Церкви, по тому же чину и с теми же молитвами помазуется великим миром и поставляется Царем и Самодержцем ромеев, то есть всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя Царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих Князей или местных властителей». Для Бога все живы, и таким поминанием осуществлялась духовная преемственность православной власти, «ибо Бог заповедал: почитай отца и мать (Государя и Государыню); <...> и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 15:4, 19:19).

Божественная Литургия с возношением на Великой ектении имен Ромейских Автократоров, Василевсов и Великих Князей, а с XV века Великих Князей, Государей и Царей Российских, совершалась со времен Крещения Князей Аскольда и Дира, Равноапостольных Великих Князей Ольги и Владимира.

Император Николай Александрович стремился сохранить русский народ в православной вере и благочестии. И в XVIII и в XIX веках прославление новых Российских святых было крайне редким явлением. Император Николай II понимал необходимость поддержания этой духовной связи между земной и Небесной Церковью, важность заступничества за народ новых Угодников Божиих. Он деятельно участвовал в прославлении великих святых нашей Церкви. Так, почитание преподобного Серафима Саровского русскими боголюбивыми людьми началось в XIX веке, вскоре после его преставления. Еще в 1863 году было составлено и опубликовано его житие, к его портретам, как к иконам, обращались с молитвой и получали благодатную помощь многие православные. По указанию Императора Николай II, Синод начал исследование этих чудес. Однако многие члены Синода выступали против прославления, вплоть до того, что одной из причин выставлялось большое количество чудес, совершаемых по молитвам к святому Серафиму. Твердая воля и убежденность Императора позволила преодолеть все сложности и, пусть не сразу, но добиться всероссийского прославления старца Серафима в 1903 году. Именно после этого у Царской четы родился долгожданный Наследник, Цесаревич Алексей.

Многие члены Синода выступали и против прославления Святителя Иоанна Тобольского. Убежденность и Вера Царя, его попечение о Церкви Божией позволили прославить и этого Святого. Промыслом Божиим Царь и Царица молились у раки Святителя Иоанна во время пребывания под арестом в Тобольске в 1917-1918 годах. По инициативе Императора состоялось широкое общероссийское прославление и других местночтимых Святых: Святителей Ермогена Патриарха Московского и Иоасафа Белгородского, преподобной Анны Кашинской и других. Готовилось прославление благоверных Царей Иоанна Васильевича Грозного и Павла I, блаженной Ксении Петербуржской.

Император, выступая защитником Православия, разобрался в деле имяславцев и оказал поддержку гонимым имяславцам, которые, следуя исихастской[2] традиции, прославляли Имя Божие как Его Нетварную Энергию. События эти получили название «Афонская смута». Вторая половина XIX и начало XX века были эпохой расцвета русского монашества на Афоне и многих монастырей в самой России. Многие монашествующие согласно древней традиции практиковали непрестанную Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»). Широкую  известность и авторитет приобрела книга иеромонаха Илариона «На горах Кавказа», где описывалась практика исихазма и уделялось внимание богословскому утверждению праведного Иоанна Кронштадского «Имя Божие есть сам Бог». Однако ряд представителей греческого, а вслед за греками и российского священноначалия увидели в таком исповедании псевдоересь «имябожия» и выпустили в мае 1913 года соответствующее постановление Синода, которое противоречило творениям Святых Отцов и постановлению Паламитского собора 1351 года. Синодом на Афон были направлены посланники, которые, при участии масонов (Российского посла в Константинополе Михаила Гирса и заместителя министра внутренних дел Владимира Джунковского), привели дело к насильственному вооруженному подавлению имяславцев на Афоне и вывозу их в Россию. Имяславцы были отлучены от Причастия Святых Тайн и подвергнуты без какого-либо Церковного суда различным прещениям. Император Николай II, встретившись с представителями имяславцев в 1915 году, разобрался в несправедливости гонений и добился оправдания имяславцев Церковным судом Московской духовной консистории. Впоследствии, в 1916 году, Царь неоднократно давал приказания обер-прокурору Синода провести новое рассмотрение богословских трудов имяславцев, вынести их на широкое богословское обсуждение и принять взвешенное решение на основе творений Святых Отцов. Однако Синод, явно противясь воле Помазанника Божия и не решаясь исправить допущенные им ошибки, так и проигнорировал прямые указания своего Председателя. В течение нескольких лет количество молитвенников за Россию на Афоне сократилось с нескольких тысяч до нескольких сотен. Ныне многие из имяславцев прославлены в лике святых.

Русский Царь был защитником Вселенского Православия. Именно поэтому Россия выступала в защиту православных стран - Греции, Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии.

Царь Николай II прилагал усилия к установлению единства Русской Церкви. В апреле 1905 года, на Святую Пасху, он издал Указ «О укреплении начал веротерпимости», который способствовал преодолению церковного раскола XVII века. По этому Указу были распечатаны алтари и разрешена служба во многих старообрядческих храмах, закрытых 50 лет назад при Императоре Николае I.

Император Николай II заботился о развитии русской иконописи на канонических началах. По его инициативе был создан Комитет попечительства о русской иконописи, получили большую поддержку иконописные школы в Палехе, Мстере и Холуе. Сергеем Большаковым был выпущен «Иконописный подлинник» (сборник канонических образцов икон).

В конце XIX - начале XX века было начато «раскрытие» икон XIV-XVI веков - «золотого века» русской иконописи. С них были сняты золотые и серебряные «ризы» (оклады), от более поздних поновлений и потемневшей олифы расчищались первоначальные изображения. В 1904 году реставратором Василием Гурьяновым была раскрыта икона «Святая Троица» великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева, исихаста, ученика святого Сергия Радонежского. Перед всем русским народом заново открылись художественные и духовные вершины творчества великого иконописца, светлыми и яркими красками изображавшего Ангелов, Пресвятую Богородицу, Спасителя и иных жителей Горнего Мира. Русская иконопись XIV-XVI веков предстала всему мiру как абсолютная вершина художественного творчества человечества.

 

XXI

 

При Императоре Николае II все народы, проживавшие в России, не испытывали никаких притеснений и могли вести традиционный уклад своей жизни, в том числе и религиозной, будь то поляки, калмыки-буддисты, татары-мусульмане или представители народов католического и протестантских вероисповеданий, населявших западные области Империи. По причине перемещения беженцев из прифронтовой полосы и западных областей Империи, с осени 1914 года де-факто была отменена черта оседлости для евреев иудейского вероисповедания, и до того бывшая достаточно прозрачной (евреи-христиане никогда не подпадали под действие закона о черте оседлости с момента его установления). Число возбужденных в 1894-1914 годах административных дел из-за нарушения мест проживания иудеев исчисляется всего несколькими сотнями, и в большинстве случаев они были связаны с лицами, подозреваемыми или замеченными в революционной деятельности, особенно в уголовных преступлениях, хотя де-факто в Российской Империи проживали, нарушая закон о черте оседлости, сотни тысяч иудеев, число же незарегистрированных, но отнюдь не тайных синагог, действовавших в тот же период на территории коренной России, исчислялось сотнями; они лишь не пользовались экономическими льготами, положенными в Империи для религиозных учреждений, и не могли публично исполнять в продуктовой торговле правила кашрута, впрочем, исполняя их нелегально без малейшего преследования со стороны полиции. В 1916 году черта оседлости была отменена официально.

 

XXII

 

По прогнозам и оценкам ученых, Российская Империя, не будь революции, после Первой Мировой Войны, в которой она, несомненно, одержала бы победу, сохранила бы темпы своего развития (которые и в военное время были весьма высоки) и вскоре стала бы державой номер один в Европе и Азии как по уровню жизни, так и по уровню развития промышленности и сельского хозяйства. При сохранившемся приросте населения продолжилось бы успешное освоение и заселение восточных областей страны. К концу XX века, как предсказывал еще великий ученый Дмитрий Менделеев, в России проживало бы 500-600 млн человек, сохраняя свою десятую долю в совокупном населении планеты, и наша страна в военном и политическом смысле была бы самой богатой и самой мощной державой в мире. 

Антихристианские силы не дали сбыться этим прогнозам.

 

Почему же была разрушена Российская Православная Империя, наследница Ромейской Империи?

 

«...Да будетъ святая воля Всевышняго, и да укрепитъ Насъ незыблемая вѣра въ премудрость Небеснаго Промысла... и да не забудетъ он [Наш народ], что сила и крѣпость святой Руси - въ ея единенiи съ Нами и въ безпрѣдельной Намъ преданности... Прiемлемъ священный обѣтъ передъ Лицомъ Всевышняго всегда имѣть единою цѣлью мирное преуспѣянiе, могущество и славу дорогой Россiи и устроенiе счастья всѣхъ Нашихъ вѣрноподданныхъ».

Из Манифеста «О восшествии на престол Императора Николая Александровича» 20 октября 1894 года

 

«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику Цесаревичу Алексею верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови,...»

Из всенародной присяги на верность подданства Государю Императору

«...а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им...»

(Суд. 2:17)

 

Православный Монарх не был и не мог быть кровавым диктатором, который любыми средствами подавляет широкие слои народа для реализации своей власти. Смысл Православной Монархии заключается в добровольном и искреннем единении Православного народа с его Царем как Помазанником Божиим: Монарх служит Господу Богу и любит свой народ, а народ любит своего Царя-батюшку и служит ему как земной иконе Царя Небесного.

Как любящий отец, Царь Николай II мог применять и силу. Но никак не мог стремиться превратить свое правление в тоталитарный режим с полным контролем над жизнью и думами своего народа.

При поставлении Царя Михаила Феодоровича Романова на Царство (когда произошло обрание, обретение русским народом нового Царя) Собор 1613 года от имени всего народа, за себя и за потомков принес клятву на верность Царскому роду Романовых.

Каждый совершеннолетний мужчина в России (любой национальности и вероисповедания) приносил присягу на верность Императору и Наследнику Престола за себя и свою семью. В деревнях за весь «мир» такую клятву давал староста. Не Царь присягал народу, как сегодня делает президент, а наоборот, народ клялся в верности Царю - Помазаннику Божию.

Антидинастический заговор с целью отвержения народа от Православного Самодержавия и разрушения Российской Империи планомерно готовился ее внешними и внутренними врагами на протяжении всего XIX и начала XX века. Вслед за восставшими в 1825 году масонами и клятвопреступниками декабристами в этом же направлении работали многочисленные террористические организации, среди которых «Народная воля», «Земля и воля», «Черный передел», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», «Бунд», РСДРП, РПСР и др. Еще в XIX веке террористы-клятвопреступники совершили семь покушений на Императора Александра II Освободителя, последнее из которых окончилось мученической кончиной Императора.

Уже в начале XIX века вера в Бога - Святую Троицу в русском народе, прежде всего в высших слоях общества, ослабла. Элиты русского общества, среди которых были служилое чиновничество, офицеры и генералы, свободные от Царской службы дворяне, именитое купечество, промышленники, дети высокопоставленного духовенства столиц и губернских городов, деятели искусства и литературы, преподаватели Императорских университетов, Духовных академий и семинарий, разночинная интеллигенция, хотели по примеру послереволюционной Франции и вольнодумцев Британии жить без ограничений, установленных христианской моралью и нравственностью. В этих слоях было широко распространено безверие и различные формы оккультизма, например, спиритизм, теософия, антропософия, метемпсихоз (псевдоучение о реинкарнации), йога и столоверчение. Процветали различные новые ереси типа толстовства. Яд масонской «идеологии для избранных» поразил богатых, а яд социалистического и коммунистического сатанинского учения с его лживыми посулами всеобщего равенства отравил разум и душу интеллигентов-разночинцев и простых людей - многих рабочих и крестьян.

Одним из основных объективных факторов или феноменов, повлекших массовый отход «образованного общества» от идеалов православной цивилизации и христианской цивилизации в целом, стал невиданный ни до, ни после взрывной, или, говоря языком математики, экспоненциальный, рост с начала XVIII века европейской науки, если мерить его числом научных статей[3]. С начала, а особенно с середины ХIХ века росту науки последовал столь же взрывной экспоненциальный рост европейской техники, к которому европейское, и тем более все остальное человечество своим предыдущим развитием было никоим образом не подготовлено.

Интеллектуальный шок, связанный с внезапным ростом научных трудов и реальных научных и технических достижений, для рядового европейца был действительно чрезмерен. И для многих этот новый, «научный» взгляд на мироздание оказался несовместимым с мировоззрением религиозным.

Такие выдающиеся умы, как Николай Кузанский, Рене Декарт, Блез Паскаль, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Игнатий Брянчанинов, Николай Лобачевский, Дмитрий Менделеев и подобные им, каждый в рамках своего вероисповедания, но в общей христианской парадигме, не только легко совмещали достижения науки, а затем и техники со своими религиозными взглядами, но и видели в научных и технических достижениях свидетельство Богоподобия человеческого разума, в отведенных ему пределах и масштабах сотворчествующего своему Создателю в устроении и осмыслении земного бытия.

Для умов и душ такого масштаба, возможно, не играла роли и конкретная форма «научного мировоззрения». Но зато для душ и умов не столь глубоких, хотя, возможно, и наделенных многими конкретными способностями, «гарь» научно-технического прогресса всерьез и надолго закрыла «ширь Небес». «Испытания наукой» не выдержали, например, французские энциклопедисты и многие соблазненные ими французские - и не только - «образованцы». Завороженные собственными истинными и мнимыми успехами, они решительно встали на сторону «твари» против Творца.

И в католичестве, и в протестантизме была во многом потеряна связь науки с Божественной Истиной. Французское образованное общество XVIII века испытания «наукой и прогрессом» не выдержало. В некотором смысле, подобного искушения не выдержало и русское общество XIX - начала XX века. Для многих русских грамотных людей «научное мировоззрение», «научная картина мира» оказались малосовместимыми с религиозным, а значит, и с православно-монархическим мировоззрением. В этой «научной» парадигме не было места Богу, а значит, не было место Его Помазаннику.

В XVIII-XIX веках в России постепенно сложилась практика крайне редкого причащения Святых Тайн Христовых. Многие православные приступали к Причастию всего лишь четыре раза в год во время многодневных постов, другие один раз в год или даже реже. Против сложившейся неправильной практики выступали Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, праведные Иоанн Кронштадский и Алексей Мечев.

Неслучайно после февральского переворота, когда посещение храмов для воинов перестало быть обязательным, церковные службы в армии стали посещать существенно меньше половины офицеров и солдат, хотя до этого на службы ходили, как правило, почти все.

Большая часть высших слоев и значительная часть простого народа уже не хотели жить по Заповедям Божиим, не хотели быть подданными Православного Самодержавного Царства. За это Господь и попустил разорение и разрушение Российской Империи с последующим геноцидом русского народа, осуществленным его врагами. Видимо, неправославная великая и сильная Россия Господу Богу была неугодна.

Царь умел находить верных и талантливых людей, ставил их на службу Империи. Но одних убивали террористы, на других ополчались многочисленные к тому времени масоны, многие погибли в Первой Мировой войне, первыми идя в бой. Кадровый голод, нехватка православных верных и грамотных управленческих кадров ощущался все больше. Тем более что на подступах к высшим должностям в Империи масоны стремились установить свои своеобразные «фильтры».

Падение русских элит продолжалось на протяжении всего XIX века и выражалось в слепой зависти Западу, вере в демократию, поклонение «народу» как идолу вместо поклонения живому Богу - Святой Троице.

Западные вольнодумные либеральные идеи «прогресса» поразили русское общество и, как обычно, принесли разрушения и страдания. Нужно вспомнить, что и личная крепостная зависимость большей части русских крестьян от помещиков (а не от земли) была введена по западному примеру, по Восточно-Прусскому, Курляндскому, Польскому образцу в конце XVIII века и окончательно отменена лишь в 1861 году. Либерально-западная идеология продвигалась масонами весь XIX век, закончив свое победное шествие восхвалением французской революции в гимназических учебниках истории начала XX века. Поразительно, что грамотные русские люди знали, но не осознавали ужасы и миллионные жертвы французской революции конца XVIII века и призвали к революции российской, которая полностью разрушила Российскую Империю и привела к десяткам миллионам жертв русского народа, в том числе и большинства организаторов и творцов этой революции.

Русофобский марксизм и коммунизм был также порожден западными идеями. Первая диктаторская коммуна, созданная в Мюнстере в XVI веке сектантами-анабаптистами, в основе своей имела те же принципы, что и диктатура «Парижской коммуны» 1871 года и пролетарская революция 1917 года в России.

Император, Российская Империя вслед за православной Ромейской и языческой Римской Империями выполняла функцию «удерживающего» от пришествия в мiр антихриста по словам Апостола Павла [2 Сол.2:6], Святителя Иоанна Златоуста и других Святых Отцов. Именно поэтому на Россию, на Российского Царя ополчились все силы мирового зла, ибо сказано «близ есть при дверях» (Мф.24:33).

Многие ныне прославленные святые, жившие во времена Царствования Императора Николая, прямым текстом напоминали православному народу о Богоустановленности Самодержавия в России и о страшных бедствиях, которые постигнут народ, если он отвернется от Царя.

Святой праведный Иоанн Кронштадский (+1908) писал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем Судеб Божиих: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19). Как Равноапостольный Царь Константин, он держит высоко и славно знамя Веры Христовой и всем сердцем предан Царю Царей, глубоко почитая друзей Его. Он подает всем православным пример искреннего благочестия... Если не будет покаяния у русского народа, Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами... Сколько теперь врагов у нашего Отечества! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России! Не будет Самодержавия - не будет России!»

Святой преподобный Иосиф Оптинский (+1911) писал: «Плохо стали жить люди Православные, плохо, что и говорить! Но знай, пока стоит Престол Царя Самодержавного в России, пока жив Государь, до тех пор, значит, Милость Господня не отъята от России. Сердце Царево, и Престол его, и сама его драгоценная жизнь - все в руках Божиих. И может ли на эту Русскую Святыню посягнуть какая бы то ни было человеческая дрянь, как бы она ни называлась, если только грехи наши не переполнят выше краев Фиала Гнева Божия?»

Святой преподобный Варсонофий Оптинский (+1913) говорил: «Наш Царь есть представитель Воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас, как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь, мы принимаем это от него как Милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь Небесную за наши беззакония, и никогда не изменим в любви и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших Православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу».

Святой преподобный Анатолий Оптинский в 1915 году, незадолго до катастрофы, говорил: «Нет греха больше, как грех противления Воле Помазанника Божия! Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а не будет Царя - не будет и России. Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».

В конце 1916 - начале 1917 года, когда Россия стояла на пороге выдающейся победы в Великой войне и на шаг от торжества Православного духа, тайная пружина разрушительного масонского, революционного механизма была спущена.

Император Николай II сделал все для защиты России от грозного противника в Мировой войне и для подавления клятвопреступного бунта в Петрограде в феврале 1917 года. Петроград был загодя обезпечен продовольствием и хлебом, и продовольствие продолжало подвозиться. Были арестованы почти все руководители революционных партий большевиков и эсеров, разжигавших смуту в тяжкое военное время. Но легальные революционеры, конституционалисты из Государственной Думы, руководители дворянских либеральных обществ и генералы-заговорщики были совершенно свободны в своей разрушительной деятельности. Царь отдавал приказы исполняющему обязанности Начальника штаба Верховного Главнокомандующего Василию Гурко вернуть с фронта в Петроград закаленные в боях и верные Царю и Отечеству гвардейские части для охраны и поддержания порядка, отдал приказ начальнику Петроградского округа генералу Сергею Хабалову силой подавить возникшие в конце февраля 1917 года безпорядки, направил с фронта генерала Николая Иудовича Иванова во главе отряда верных частей для подавления мятежа. Сам Государь с фронта выехал в Петроград для руководства подавлением мятежа, но из-за действий бунтовщиков, перекрывших железные дороги, в Петроград и в Царское Село он попасть не смог и вынужден был прибыть в Псков в штаб Северного фронта. План действий, выработанный Государем, был четким, решительным, грамотным и должен был привести к успеху. Он действовал столь же решительно, как в революцию 1905 года, брал пример с того, как подавляли бунты и заговоры Цари Иван Грозный и Петр Великий. Но ситуация в стране и армии была уже другая. Заговорщики генерал-адъютанты лишь имитировали исполнение приказов Государя, по существу саботируя их, поэтому уже к вечеру 27 февраля Петроград полностью оказался в руках бунтовщиков. Именно этот день утвердило Временное правительство как «праздник Великой Русской Революции», а большевики отмечали как «праздник низвержения Самодержавия» вплоть до 1940 года (когда он был отменен Иосифом Сталиным). Хотя 27 февраля 1917 года ни о каком «отречении» Государя заговорщики еще и не упоминали.

(Окончание следует)



[1] Кафолическое (не путать с католическим!), то есть Вселенское, первенствующее достоинство Российской Церкви фактически признавалось всеми другими Православными Церквами, включая Константинопольский Патриархат, поэтому статус Российской Церкви во Вселенском Православии был выше, чем просто статус Поместной Церкви.

[2]  исихазм (от греч. исихия (ησυχία) - покой, бемолвие) - древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма.

[3] Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели // Природа. 1998. № 4; То же в сб.: Математическое моделирование социальных процессов. Вып. 1. М.: Социологический факультет МГУ, 1998. С. 29-51; То же отдельным выпуском: М.: МЦНМО, 2004. С. 7-8.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме