«Не читай никаких инославных сочинителей... Духа Святаго нет у них ...» 13 мая - день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Не читай никаких инославных сочинителей... Духа Святаго нет у них ...»

Святитель  Игнатий  (Брянчанинов), Русская народная линия

12.05.2018


13 мая - день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) …

 

Ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля /13 мая 1867) мы публикуем (в сокращении) одно из его писем к брату, занимающемуся умною молитвою (от 12 октября 1847 г.)

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. Т.VII - М.:Правило веры , 1993.- С.125-137 [Репринт]) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя.

+   +   +

 

Письмо LXXXVIII

К брату, занимающемуся умною молитвою

 

Первое письмо твое от 7 сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в пись­ме моем от 5-го. И потому я положил себе дож­даться ответа и тогда на два твои письма отве­чать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце <...>

Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз и, когда серд­це мое отделило шум слов и выражений от голо­са души, взял перо, обмакиваю его, больше, ка­жется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. <...>

Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправ­ды. Но правда Его отличается от правды челове­ческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою все­святую правду, правду Креста - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Цар­ство Небесное многими скорбями. Образ испол­нения этой правды Бог подал Собою: Он, вочело­вечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничи­жениям и оскорблениям. Святейшее лицо Его подверглось заушениям и заплеваниям, не отвра­тил Он от них лица Своего. Он вменился с безза­конными; в числе их, вместе с ними, осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; какими же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемера­ми. Все мы безответны пред этою всевысшею Правдою;- или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, - несть Мене достоин»... «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 10,38; 12,30).

Против правды Христовой, которая - Его Крест, вооружается правда испорченного есте­ства нашего. Бунтуют против креста плоть и кровь наши. Крест призывает плоть к распятию, требует пролития крови, а им надо сохраниться, усилиться, властвовать, наслаждаться. Путь к кре­сту - весь из бед, поношений, лишений; они не хотят идти по этому пути; они - горды, они хо­тят процветать, величаться. Понимаешь ли, что плоть и кровь - горды? - Всмотрись на украшен­ную плоть, на обильную кровь - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеда­ны нам нищета и пост! <...>

Ты веришь Спасителю? - Ты веришь словам Его? - Он сказал: «Вам и власи главнии вси изочте­ни суть» (Мф. 10,30); так бдителен, заботлив до мелочной подробности Промысл о нас всеблаго­го Бога нашего! Бог, столько о нас заботящийся, имеющий на счету все волосы наши, смотрит: первомученика Стефана побивают камнями - и не препятствует убийству. - Зрит: апостолы умирают ежедневно, страдают непрестанно, оканчи­вают земное течение свое насильственною смер­тию. - Взирает: и тысячи, и тысячи тысяч муче­ников претерпевают отсечение, строгание, лома­ние членов, продолжительное заключение в смрадных и душных темницах, убийственные работы в рудокопнях, сожигание на кострах, за­мерзание в озере, потопление в водах. - Он смот­рит: иноки совершают невидимое мученичество в борьбе с плотию и кровию, с духами нечисты­ми, с людьми - любителями мира, с безчислен­ными лишениями телесными и душевными. На все это Он, человеколюбец и всемогущий, взи­рает. От всех скорбей Он мог бы избавить избран­ных Своих, но не делает этого; - возвещает рабам Своим: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21,19)... «Претерпевый до конца, той спасет­ся» (Мф. 24,13). «Кто ж поколеблется, о том не благоволит душа Моя» (Евр. 10,38).

Просили сыны Зеведеевы у Господа престолов славы, Господь даровал им «чашу Свою»Чаша Христова - дар Христов, подаемый Им любимым Его, избранным Его. Чаша Христова - условие, залог вечного блаженства Чаша Христова - стра­дания. Посему познается, говорит святой Исаак Сирский, «особенный Промысл Божий над чело­веком, когда этому человеку пошлются непрес­танные скорби». В заключение употреблю слова святого апостола Петра: «Темже и страждущии по воле Божей, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении» (1 Петр. 4,19). <...>

С помыслами никогда не должно рассуждать. Может, враг представит много логического, неопровержимого, склонит наш ум к принятию лукавых, убийственных помыслов, замаскирован­ных личиною добродетели и благочестия. Проб­ным камнем помыслов для тебя да будет твое сер­дце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нару­шению «любви с ближними», - он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай; - а то уловит и заставит вкусить от запрещенного древа; вооружайся ско­рее против него, гони его прочь от себя оружиями духовними: «Славословием Бога», - «Благода­рением Бога», - «Преданием себя Его воле»,- «укорением и осуждением себя», - «молитвою». Превос­ходное оружие при сильной брани: прийти во свою келлию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяется несколь­ко раз в день - и очень помогает.

Наблюдал ли ты за умом твоим? Изучал ли - ка­кое его свойство? - У тебя ум не аналитический, ко­торый все разбирает по частям, анатомирует и после этой работы выводит свое заключение. Боль­шая часть умов человеческих имеет свойства ана­лиза и по этому свойству способна хитрить, ловко устраивать дела свои, строить козни. Твой ум без работы видит, обнимает предметы. Этот ум - для духовного видения. - Вот еще что заметь в нем: он с свободою, наслаждением может пасть в прах пред величием Божества; но, чтоб смириться пред ближним, ему нужен труд над собою. Почему? - Потому что он по естеству своему имеет презре­ние ко всему подлому, пошлому, мелочному; - неспособен к изгибам и изворотам. Видя эти не­достатки в ближнем, он презирает ближнего вме­сте с его недостатками. Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа. Все крестившиеся во Христа облечены во Христа. Чем бы и как бы они ни оскверняли себя, риза Христова до суда Христова, - на них. Необходимо при­знать себя хуже всех человеков - этого требует святое смирение. Апостол не просто сказал, что он первый из грешников; - был убежден в этом. И нам надо убедить себя: здесь предлежит работа и труд. Бог да дарует и мне и тебе совершить его. - По причине ума твоего, по причине его отдельно­го устройства от большей части других умов тебе придется понести и, вероятно, несешь уже неко­торые скорби. Редкий поймет ум твой. Видя его сметливость и бойкость, кто поймет, кто поверит, что он прост! Большая часть будет признавать тебя хитрым, с замыслами, подозревать тебя, придумывать на тебя и за тебя. Это неизбежно: аналити­ческие умы не могут предположить даже суще­ствование ума без анализа, смотрящего просто и ясно. Видя силу ума, они приписывают ее высшей степени анализа, признают глубокую, утонченную, обдуманную хитрость в том, кто никогда не ду­мает - глядит с проницательною простотою на все, подлежащее взорам человеческим... Извини ближних. Мы все немощны. Исполнение закона Христова и состоит в том, чтоб носить великодуш­но, любовно и смиренно тяготы друг друга.

Доволен я, что ты мало читал книг религиоз­ных: лучше скрижали неписанные, нежели испи­санные безтолково. Неужели мне придется писать на твоих? - Если так, пусть будут начертаны на них не мертвые слова человеческие, но живые - Духа. Видя твою доверенность ко мне, присваиваю себе право присылать тебе, по возможности моей, кни­ги святых отцов, какие сочту для тебя полезными. Это «мое», «свое» даю тебе: таково было мое поведение; я напитывал себя и доселе напитываю исключительно чтением Святых Отцев Восточной Церкви, тщательно хранясь, по их же святому со­вету, от книг, содержащих в себе лжеучение, ко­торое содержат в себе все книги, написанные вне спасительного лона единой истинной Церкви. Прими «мое»; когда Бог возвестил тебе желать его. Не читай никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пла­менною; они могут завлечь в пропасть - и завле­кают туда многих. Духа Святаго нет у них; у них свой дух, - мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой. Упоминаемое тобою «действие», произведенное в тебе чтением описания, - какое впечатление имели на Иоанна Богослова и ми­роносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя, было «кровя­ное». Пойми: потрясены были нервы. Таковые дей­ствия отвергаются в духовном подвиге, называют­ся «прелестными», то есть происходящими от самообольщения и приводящими к нему: - потому что они не от благодати Божией, а собственное со­стояние человеческое, свойственное естеству на­шему падшему, до которого дойдено напряже­нием воображения и чувствительности. Неопытные в духовной жизни приписывают такие состо­яния свои действию благодати; от сего является мнение о себе; усвоившееся мнение есть самообольщение или прелесть. Поэтому должно дер­жать себя в состоянии ровности, тишины, спокой­ствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. - Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы - от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смяг­чающие сердца. Ожидай с покорностию слезы от Бога. Какой-то святой, невидимый перст, - какой-то тончайший помысл смирения коснется серд­ца - и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют гла­за - кроткое спокойствие пролиется в выраже­ние лица, соделает его Ангело-подобным. <...>

Христос с тобою.

12 окт. 1847 г.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме