Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

История одного письма

Сергей  Поляков, Русская народная линия

Митрополит Иоанн (Снычев) / 02.11.2015


Памяти митрополита Иоанна (Снычева). К двадцатилетию кончины († 2.11. 1995) …

 От редакции. Этот материал пришел на нашу редакционную почту со следующим сопроводительным письмом: «Посылаю Вам свою заметку "История одного письма", содержащую описание истории письма православным патриотам (нам) Владыки Иоанна (Снычева) и скан самого этого письма. Прошу Вас опубликовать эту заметку.

С уважением, Сергий Поляков, Председатель Православного Братства сщмч. Ермогена www.ермоген.рф».

***

Двадцать два года назад, в мае 1993 года, мной и моими единомышленниками, православными патриотами было получено письмо от приснопамятного Владыки Иоанна в ответ на наше к нему обращение за советом относительно церковной смуты, разгоравшейся с ноября 1991 года после выступления покойного Святейшего Патриарха Алексия II перед раввинами в США.

Предыстория этого письма такова.

В ноябре 1991 г. махрово-либеральная газета «Московские новости» (учредители: Егор ЯковлевЮрий ЧерниченкоАлександр ГельманЮрий Левада) опубликовали Речь Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенную им 13 ноября 1991 года в г. Нью-Йорке, США, на встрече с раввинами. Текст «речи» как молния разнесся по патриотическим кругам вызвав сильную смуту в умах православных патриотов. Настроения наши были в то время «более чем апокалиптическими». В августе 1991 г. развалился Советский Союз. Начались масштабные экономический и политический кризисы. В страну хлынули иноземные проповедники и целители, стремясь заполнить вакуум в умах и сердцах людей, стоявших на пути к Православию. Было ощущение, что России как государству пришел конец, страна становится американской вотчиной, а через 2-3 года в мире воцарится Атихрист. «Православные книжники» подливали масла в огонь, ссылаясь на пророчества св. Нила Мироточивого, предсказывая воцарение Антихриста в 1995 году и ядерную войну в 1999-м. «Представляешь!», - говорил мне один такой «книжник» в те времена, - «Мой один знакомый говорит, что мы, мол еще с тобой в 2000-м году пивка попьем. Да не будет никакого 2000-го года! Ясно же написано!» Кстати, потом, в 2000-х годах, этот книжник на вопрос, почему до сих пор нет войны, кратко ответствовал: «Старцы отмолили»...

Патриарху Алексию в те времена мы не доверяли как экуменисту, «сергианцу» и вообще «нерусскому». В те времена у нас, православных патриотов (не без помощи изданий РПЦЗ, распространяемых самиздатом в «ксерах»), в головах крепко сидела мысль, что высшая государственная и церковная власти обе предали страну и Веру (эта мысль продолжает сидеть у многих в головах и сегодня). Что обе эти власти служат интересам США, масонов и иудеев. Что люди во власти являются ставленниками врагов России и Православия, задача которых - привести к власти Антихриста. «Вот оно, началось! Православный патриарх в оплоте мирового масонства, США, в синагоге произносит речь, в которой говорит, что у православных и иудеев один бог, одни пророки, одна вера. Разве это не сигнал, не выстрел, предвозвещающий воцарение Антихриста?!» - думали мы, - «Что же нам делать? Куда бежать? В леса, в катакомбы? Можно ли ходить теперь в храмы, где поминают патриарха и причащаться в них? Ведь патриарх этой речью автоматически отлучил себя от Церкви и лишился сана!».

Многие священники, начитавшись изданий Зарубежной Церкви и книг типа «Трагедия Русской Церкви» Льва Регельсона, решили не поминать Патриарха за богослужением, возобновив по форме движение «непоминающих» митрополита Сергия (Страгородского) после опубликования им своей знаменитой «декларации» в 1927 году. Горе-канонисты, эти священники ссылались на 15 правило Константинопольского Двукратного Собора. Шаткость их позиции была очевидна. Служили эти священники в основном в провинции, в других епархиях, поэтому им было удобно поминать лишь своего правящего архиерея, не поминая при этом патриарха. А что делать было московским священникам? Кого поминать? И, поминая своего епархиального архиерея, который поминает патриарха, разве тем самым священник не признает свою связь с патриархом? У «непоминающих» священников нашлись пасомые среди мирян, которые посещали лишь их богослужения, и не посещали храмы, где возносилось имя Патриарха. Приходилось каждую субботу ездить за тридевять земель в «правильные» храмы других епархий. Мы чувствовали тогда себя «малым стадом», которое одно осталось верным Христу...

Движение «непоминающих» постепенно заглохло. Огромную роль в уврачевании этого по сути раскола сыграли два Иоанна: архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и митрополит Иоанн (Снычев). Понимая, что мы, «непоминающие», загнали себя в тупик, было принято решение съездить за советом к «всероссийскому старцу» отцу Иоанну (Крестьянкину). Архимандрит Иоанн засвидетельствовал, что патриарх Алексий, будучи у него в келье, со слезами каялся в своей ошибке, которую он допустил, прочитав не им написанную и ему подсунутую знаменитую «речь к раввинам». Это известие сильно пошатнуло наши позиции. Некоторые священники сразу после разговора с о.Иоанном, а некоторые чуть позже, возобновили поминовение Патриарха за богослужением. Но оставались единицы, упорствовавшие в «непоминании» и сравнивающие себя ни с кем иным, как с со св. Максимом Исповедником, приводя его слова: «Если вся вселенная начнёт причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним». Был среди таких упорствующих и отец А., который не доверял отцу Иоанну, считая, что тот якобы обманул нас, выдавая желаемое за действительное. Отец А. говорил, что даже если Патриарх и покаялся в келье о.Иоанна, то это не считается, потому что он (Патриарх) должен сделать публичное заявление с отречением от «речи к раввинам», так как сама «речь» была публичной.

И все же у отца А. (да и у большинства православных патриотов) оставался один авторитет среди церковных иерархов - митрополит Иоанн (Снычев). Уж его-то заподозрить в предательстве Православия никто не мог. И мы решили написать владыке Иоанну письмо с целью выяснить его позицию относительно «речи к раввинам» и «непоминанию» Патриарха. Владыка откликнулся очень быстро, прислав собственноручно написанное на вырванном листке из школьной тетрадки письмо с трогательными грамматическими описками. Текст этого письма привожу ниже:

***

«Христос Воскресе!

Дорогие мои!

Благодарю вас за письмо и выраженное мне доверие.

Вместе с вами разделяю ваше беспокойство относительно о.А. и прихожан. Дай-то Бог, чтобы все пришли в истинный разум. Время действительно требует объединения сил, а не разъединения.

Я послал о.А. письмо, копию которого я прилагаю. Подействует ли оно положительно на него, время покажет.

А вас всех да хранит Господь в правой вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Благословение всем вам от меня.

С любовию о Христе

Ваш богомолец

Митр.Иоанн

3.V.93».

 

 

 

 

 

***

«+

Христос Воскресе!

Дорогой о.А.!

До меня из твоего прихода доходят тревожные вести о том, что прихожане твои покидают твой приход и переходят в другие приходы.

Чем это вызвано? Вызвано тем, что многие стали приходить к выводу, что ты не любишь свою паству, перестал интересоваться жизнью прихожан, и почувствовали исходящую из твоего сердца холодность. Кроме этого, у них запало сомнение, кто ты: «настоящий ли русский священник» или иной?

Дорогой о.А., вероятно, подобные суждения появляются по той причине, что ты не поминаешь Святейшего, и в какой-то мере у тебя есть тяга к РЗПЦ. Происходит разделение, ожесточение.

Отче, может быть наступило время, когда следует пересмотреть в свете Евангельской истины свои действия в отношении церковной власти и осудить их (свои действия)?

Поверь мне, Святейший как в делах веры, так и нравственных не грешнее нас с тобой. Поэтому спасительнее молиться за него, чтобы Господь даровал его Святей Церкви «право правяща», чем становиться на путь осуждения и отхождения от него.

Как никогда в настоящее время нам нужно единство. Посмотри, сколько вокруг нас врагов, которым необходимо могучее противоборство.

Послушай меня, отче честный, отбрось неправые мысли и чувства и начни поминать Патриарха, заботясь о пастве с горячим сердцем.

Бог мира да будет с тобой.

Надеюсь получить от тебя добрые вести.

Да хранит тебя Господь.

Посылаю тебе информацию о зарубежной Церкви.

С любовию о Христе

Митр. Иоанн.

3.V-93».

 

 

 

 

 

***

К сожалению, о.А. не послушал тогда Владыку. А через несколько лет был вынужден снять с себя сан священника в результате личной трагедии. Да и все мы, бывшие «непоминающие», ощутили на себе плоды «непоминания», понеся наказания от Всемилостивого Бога. Лично мне Господь попустил впасть в такие грехи, которых я от себя никак не ожидал. Выводы для себя я сделал простые. Первый. Подобные вещи происходят из-за гордыни и неверия в то, что Церковью нашей управляет никто иной как Сам Господь Бог. Второй. Господь даст знать Своей Церкви, когда уже последние времена действительно наступят через духоносных людей, таких как о.Иоанн (Крестьянкин) и вл. Иоанн (Снычев). Третий. Нельзя верить себе, своему разуму и своим псевдодуховным ощущениям, которые есть ни что иное как тонкое разгорячение крови, по словам св. Игнатия Брянчанинова. Особенно это касается суждений относительно высших властей, как церковных, так и светских.

Приведенное письмо владыки Иоанна актуально и сегодня. Время от времени в нашей Церкви вспыхивают тлеющие угли «непоминания», которое заключается в недоверии высшим церковным и светским властям под предлогом их уклонения от Истины. Достаточно вспомнить епископа Диомида, клириков Ижевской епархии, пензенских «закопанцев» и многих других. В последнее время тонко раздувает эти угли и протодьякон Андрей Кураев. Всегда находились, находятся и будут находиться люди, раздувающие эти подернутые пеплом, но не погасшие угольки, стремясь вызвать «мировой пожар в крови», считая себя «истинно православными истинно патриотами», а высших иерархов и высшую светскую власть - отступниками и предателями. И пусть таковыми будут услышаны кроткие слова приснопамятного Владыки Иоанна:

...может быть наступило время, когда следует пересмотреть в свете Евангельской истины свои действия в отношении церковной власти и осудить их (свои действия)? Поверь мне, Святейший как в делах веры, так и нравственных не грешнее нас с тобой. Поэтому спасительнее молиться за него, чтобы Господь даровал его Святей Церкви «право правяща», чем становиться на путь осуждения и отхождения от него. Как никогда в настоящее время нам нужно единство. Посмотри, сколько вокруг нас врагов, которым необходимо могучее противоборство....

...А вас всех да хранит Господь в правой вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Благословение всем вам от меня.

С любовию о Христе

Ваш богомолец

Митр.Иоанн

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. М.Яблоков : Re: История одного письма
2015-11-02 в 07:37

Слышал, что автор т.н. "речи к раввинам", - протопресвитер Виталий Боровой. Известный экуменист и обновленец.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме