Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В негосударственном секторе реабилитации наркозависимых в России должен быть наведен порядок

Николай  Валуев, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 25.02.2015


Слово к участникам семинара в Государственной Думе Федерального собрания РФ …

Вступительное слово члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Н.С. Валуева к участникам семинара-совещания 18 февраля 2015 года на тему: «Современная российская молодёжная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых»

***

Уважаемые участники совещания, коллеги!

Я рад приветствовать Вас на этом, втором уже по счёту рабочем заседании, посвящённом продолжению обсуждения некоторых актуальных моментов, касающихся реализации основных направлений молодёжной антинаркотической политики в России на современном этапе.

 

 

В прошлый раз, 21 ноября, мы акцентировали внимание на критериях оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Не все участвовали в первом заседании, поэтому, думаю, имеет смысл вкратце остановиться на вопросах, затронутых тогда и тех, которые собрали вновь нас сегодня.

Немного истории. 9 июня 2010 года Президентом утверждён ключевой в вопросе борьбы с наркоманией в России документ - Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года. В Стратегии развиваются и конкретизируются применительно к сфере антинаркотической деятельности соответствующие положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. Председатель Государственного антинаркотического комитета - директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) В.П. Иванов в своих выступлениях многократно подчеркивал необходимость акцента на повышении эффективности система мер по сокращению спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

С тех пор сделано немало. Во многом благодаря инициативам руководства ФСКН России этот процесс успешно, хотя и со значительными трудностями, запущен. 15 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации N299 утверждена программа создания и развития Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях. В ней расписано что делать и как делать, чтобы система заработала. Несколько позже в Министерстве финансов РФ сообщили - денег на программу нет и не ожидается. До сих пор вопрос так и остался подвисшим в воздухе. Время вносит свои коррективы - неожиданно возникли и другие сложности. До недавнего времени в профильных государственных службах не был определён субъект, координирующий, пожалуй, один из самых важных и при этом чрезвычайно проблемный сегмент антинаркотической направленности - никому неподконтрольный, развивающийся многие годы самостийно блок негосударственных общественных организаций, реализующих профилактические программы, в том числе реабилитации и ресоциализации наркозависимых. 10 июля 2014 года указом Президента России ФСКН стал официальным координатором деятельности всех этих структур и настройщиком механизмов государственно-общественного партнёрства.

Казалось, вопрос решён. Но в конце января в средствах массовой информации прошла неожиданная для многих новость - в российском правительстве и силовых структурах активно обсуждается вопрос о ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы как самостоятельных структур. Согласно информации журналистов «Известий», проект указа о ликвидации ФСКН уже подготовлен. Предложения об этом в рамках «оптимизации бюджетных расходов» из-за финансового кризиса были представлены в Администрацию Президента МВД и Минфином. При этом сообщается, что 27 000 аттестованных наркополицейских службы, штатная численность которой сегодня составляет около 34 000 человек, будут уволены. Таким образом, по расчётам Минфина, будут сэкономлены как минимум 30 миллиардов рублей бюджетных денег, которые ежегодно выделяются антинаркотическому ведомству. Против такого решения категорически выступили нынешний глава ведомства Виктор Иванов и предыдущий, Виктор Черкесов. Последний в интервью информационному агентству «Росбалт» 12 февраля 2015 года на вопрос журналистов «Что произойдёт с теми реабилитационными программами для бывших наркоманов, которые в последнее время активно продвигал руководитель ФСКН Виктор Иванов?», вполне резонно ответил: «Лучше всех об этом знают в Минфине. Может, они и больных по своим домам и квартирам разберут?..»

Не каждый может понять логику финансистов. Для многих экспертов кажется странным настаивать на сокращении расходов на то, что в будущем обязательно станет залогом оздоровления молодёжной среды. Блокировать вероятность решения всё более болезненной для российского общества проблемы - тотального безумного падения в пропасть наркомании сотен тысяч молодых россиян, эпидемического роста потребления молодёжью десятков появляющихся еженедельно всё новых и новых разновидностей высокотоксичных синтетических наркотиков... Сегодня было бы неплохо поразмышлять и над этим.

Ведь без поддержки общественными организациями, в первую очередь работающими во взаимодействии с традиционными религиозными конфессиями, этого направления, эффективно работать государственным службам самостоятельно, только своими силами в дальнейшем будет не под силу. А опираться на нетрадиционные религиозные движения, как показывает ситуация на Украине, о чём мы говорили в прошлый раз, государство просто не имеет права, если не хочет трагического повторения майдана в России. При этом, как известно, до сих пор большинство существующих наркологических учреждений в России, о чем говорят и представители науки, и им вторят лидеры нетрадиционных религиозных движений (сект), ограничиваются лишь проведением исключительно детоксикационных мероприятий. Редкий субъект Российской Федерации является исключением из правила. Эксперты сходятся во мнении - этого явно недостаточно для достижения длительных ремиссий заболевания, для выхода наркозависимых в здоровую трезвую жизнь. Всего 4 государственных реабилитационных центра и чуть больше 80 реабилитационных отделений для наркозависимых - для нашей огромной территории и целой армии наркоманов это ничто. Ситуация здесь остаётся стабильно напряжённой. На подмогу пришли, казалось бы, благотворители «от Бога» - негосударственные общественные организации. Их руководители настойчиво пытаются занять пустующую нишу, достаточно часто используя для достижения своих целей неэтичные способы.

Проведено уже немало исследований, подтверждающих, что научно обоснованные комплексные программы социальной реабилитации, реализуемые некоммерческими учреждениями такого типа, присутствуют и здесь в недостаточной степени. И это мягко сказано. Их вообще практически нет, как нет и соответствующим образом подготовленных кадров, стандартов, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в этой сфере. Более того, что звучало на ноябрьском совещании практически в каждом докладе, подавляющее большинство таких «реабилитационных» организаций на самом деле являются представителями тоталитарных деструктивных культов зарубежного происхождения. Именно «благодаря» их действиям, понятия «реабилитация» и «вербовка в секту» наркоманов, к сожалению, становятся в нашей российской реальности синонимами.

Разобраться в этом хаосе под силу только опытным профессионалам, не один год работающим в этой области. Что будет дальше, если упразднят ФСКН России, в рядах которой и в составе общественных и экспертных советов появились специалисты, способные навести порядок в этом секторе - вопрос далеко не праздный и, я уверен, волнующий сейчас практически всех присутствующих. Но, чтобы ни случилось, какое бы решение не приняли Правительство и Президент, мы будем работать с теми, кого они назначат ответственными за текущее положение дел на этом поле.

Уже ни для кого не секрет, что история появления в России подавляющего большинства этих организаций уходит в совсем недалёкое прошлое, в начало 1990-х годов, истоки - за океан. Мы это уже обсуждали в прошлый раз и, видимо, об этом некоторые из вас расскажут более подробно.

Повод для тревоги и оперативного реагирования законодательной и исполнительной власти очевиден. Сегодня, вследствие отсутствия понятийного аппарата и несовершенства федеральных законов, пользуясь абсолютно неотрегулированной ситуацией, в центре и регионах чрезвычайно активно создаются, укрупняются, находят тесный контакт с не всегда осознающими опасность чиновниками ассоциации, союзы и прочие альянсы. На фоне снижения объёмов финансирования государственного сектора они продолжают стремительно набирать обороты, опутывая сетью всю Россию. В их арсенале сегодня уже имеются качественно оформленные, широко разрекламированные политически ангажированные союзы, имеющие представителей своих интересов даже на уровне Государственной Думы Российской Федерации, министерства здравоохранения. Их идеи одолевают умы и сердца неготовых к столь агрессивной экспансии политиков и чиновников, психиатров и наркологов, некоторых общественных и даже религиозных деятелей, представляющих традиционные религии.

Об этом нужно более активно информировать общество, средства массовой информации. И одновременно ДЕЙСТВОВАТЬ. Для инициации действий со стороны органов государственной власти, законодателей и правоохранительных структур, повышения эффективности государственно-общественного партнёрства в этом секторе, предотвращения проявлений внутри него проявлений экстремизма, как нам кажется, мы здесь и собрались. 

Каждому из Вас мы подготовили раздаточный материал, который позволит Вам в деталях изучить все рассматриваемые нами сегодня вопросы. По итогам совещания доработанные с учётом Ваших рекомендаций критерии оценки деятельности центров социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых примут завершённый вид и будут направлены с предложением повторного рассмотрения и утверждения Государственным антинаркотическими комитетом на имя его председателя, Виктора Петровича Иванова.

Прошу выступать в порядке предложенной нами очерёдности.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме